Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Делийские дневники,часть 10

Делийская весна для меня также благоприятна, как лебеда и созерцание прекрасного. Но вот делийская зима доставляла мне некоторое неудобство, как Карлсону - дневная бессонница.

IMG02290.jpg

К беспрецендентному гулу на дорогах я уже привыкла. Но похвально, что водители сами себя пытаются урезонить такими вот надписями на авторикшах: мол, без причины даже и собака не залает.

И мне, вот, не понятно, как можно гулять взад- вперед на двух квадратных метрах каменного двора и быть этим довольным...Как потомку Афанасия Никитина, мне такое наслаждение, определенно, не доступно.
С фруктами в нашем районе не очень большое разнообразие. А сегодня, вот, холи начался и будет два дня. В первый день всякие молитвы да пуджи, а красками на второй день мажутся. Но у меня настроение какое - то не религиозное. Примерно, вот, какое-то такое настроение: «не моя забота, кто там бьет кого-то...»

IMG02123.jpg

Но а вообще, я раньше, конечно, знала, что Кишор Кумар, кроме пения, еще и кинозвездой подрабатывал, но выяснилось, что он не просто подрабатывал, а звездил вовсю, ввел моду на цветастые рубашки и наоставлял после себя кучу классных комедий.
Как тут какие цветы и деревья называются - я не знаю.. Ботаник во мне спит, только эстет вовсю бодрствует.
Приятно все - таки мыть посуду, когда вода льется из-под крана, а не ведрами греметь. Просто после того, как я постирала ватное одеяло, вода из крана у нас куда-то исчезла вот уже третий день подряд. Видимо, это был очень сильный поступок с моей стороны, удивительный, возможно, для водной стихии..

До всяких малюток мне, конечно, особого дела нет, но тот факт, что демон Хираньякашипу (со своей сестрицей Холикой) пытался убить своего ребеночка, Прахладу, стало быть, это мне вообще сильно не понравилось. С другой стороны, может быть, тогда бы и Холи не было, или же он как-то по-другому назывался бы тогда, этот праздник.
Встречались сегодня с Аней Сычевой, которая постигает Индию, путешествуя по ней самостоятельно, и пишет путеводитель для всех, кому это может пригодиться.

IMG02124.jpg

А Сунила сегодня очень смешит слово «соболезнование», вернее его звучание.
Все родственники мне нравятся. Может быть даже я их всех люблю. Но, конечно, не так сильно, как реки , или цветы, например.
Да, вот еще про майку важные этимологические сведения. Майку тут называют баньян, а вот дом матери девушки называют майка. Вот моя майка на Алтае, к примеру.

С этим стопо-касанием тут просто все с ума сходят. Моих стоп тоже некоторые из младших родственников пытаются коснуться, от чего я непривычно шарахаюсь. Ну все это, конечно , происходит только тогда, когда вместе собираются несколько благочестивых брахманских семей. Тогда у всех начинается демонстрация приверженности к чистоте и соблюдения всяких там правил.

Впечатления от первого моего Холи в Индии достаточно скудные. Весь день мы ездили по Дели с туристами, сами не напрашивались, чтоб нас поздравили, а к нам подходить люди, по большей части, стеснялись.Только один, в дым пьяный, мужик поздравил таки нас, но как-то очень скромно- только тилак нарисовал нам на лбы , после чего громко заорал: Happy Holi!!! Впервые увидела в Индии пьяных людей в таком количестве. С утра и часов до четырех вечера все закрыто, и общественный транспорт тоже не ходит.

Мы с Сунилом решили каждый день есть амлу, чтобы у нас волосы заколосились. Из нее очень популярно масло для волос, но мы решили внутрь принимать. По вкусу оно, конечно, незрелая, кисло-горькая,зеленая деревянная ронетка, но говорят, что шерсть от этого становится чистой и шелковистой.

Аня Сычева подняла в разговоре вопрос о давно известном (а может, просто общепринятом) мнении о том, что развитие индийской женщины заканчивается вместе с замужеством. А также, чем отличается превалирующий способ самозащиты индийской женщины от западной: мол, западная при наличии опасности попробует за себя постоять, а индийская будет ждать кого-то, кто ее спасет от негодяя.
Т.е. это такой синдром Мамаду в миниатюре. В полном объеме этот синдром проявляется, когда человек сидит и ждет, что должен прийти некто, кто изменит его жизнь:
«Я сижу на поляне, я-пятно среди белых акаций, я жду Мамаду.
Может быть, Мамаду нет на свете, может быть, на другой он планете,
Может быть, это я - Мамаду, может сам я к себе подойду?»
Я , в связи с этим, задумалась о том, что оба эти синдрома - латентной индианки и Мамаду - были знакомы мне в прошлом не по наслышке, а по сему не знаю даже, является ли способ самозащиты национальной чертой , или это зависит от общего уровня самоосознания...Но вот, если задаться таким вопросом, то такие вещи как сари или узкие неудобные штаны чуридары не только никак не способствуют самозащите, но, напротив, даже убежать ты в них не сможешь элементарно...

IMG02149.jpg

Ну вот и наступил сезон какри, знаете ли. Но это вам не то, чтобы лето,там, наступило или осень, а просто созрел такой зеленый шланг, который на вкус почти один в один огурец.

Когда мы устраивали проводы Сону перед ее свадьбой, то весело нам было лишь до того момента, пока не пришел ее строгий фуфа (муж сестры ее отца). Все женщины сразу же стали его бояться, накрывать голову, вести себя скромно и тихо, вобщем все стали сразу приличными до изжоги.

Меня он начал пытать, уж не готовлю ли я себе дома всякий омлет- вамлет, на что я сразу же уверенно сказала : «Ни в коем случае!» После чего он меня одобрил, потом присмотрелся к моему наивному лицу и еще больше зауважал. Потом похвастался также, что не ест ни лук, ни чеснок, как и положено ортодоксальному брахману, и встает утром часа в четыре. На что я, конечно же, сразу подумала: «Так вот же он! Необыкновенного благочестия человечище!» На следующее утро у нас был заказан автобус , чтобы ехать на свадьбу Сону, в Алигарх, и вставать мы и так собирались часов в пол-пятого утра. Но фуфа, этот кладезь добродетели, часов с трех ночи начал громко с нами говорить, чтоб мы не забыли встать в пол-пятого. А когда мы возвращались со свадьбы, то что-то в поведении менее благочестивых родственников все-таки рассердило, оскорбило и возмутило фуфу. Он встал посреди автобуса, прочитал гневную лекцию, и после этого мы его уже больше не видели.

DSC00435.JPG

На свадьбе Сону я была без мужа, но кто-нибудь из родственников все время охранял мою честь. Ну, в том смысле, что когда женщина одна, то это как - то не прилично что - ли или вроди того. А свита- это гарантия. Хотя не знаю даже, чего именно. Может того, что тебя не уведут как корову, или как существо наивное, глупое и безвольное.
У меня тоже есть фуфа джи, но, кажется, он не такой строгий.

Сейчас у меня уже не так выражен синдром « а я только встал- и уже устал», но над пущей аллертностью надо еще работать. Вообще, еще много всего, что надо постигать и корректировать, но это обычный рабочий момент.Задачи надо решать! Арифметика! Но меня настораживает, как часто я употребляю термин «синдром». Может быть я доктор... Хайдер?
Некторые вещи стали мне более понятны. Например, раньше я думала, что с рикшами лучше договариваться о цене, чем использовать счетчик, но теперь мне ясно, что счетчиками пользуются только очень честные водители, потому что по счетчику плата всегда меньше, и все водители , в основном, говорят, что счетчик у них сломан. Только строгий мамин взгляд может их вразумлять иногда. Но некоторые вещи , по-прежнему, мне не понятны. Например, я думала, что эти зеленые апельсины, мосами, растут в сезон дождей и потом еще остаются не надолго. Но они есть почти всегда, отчего мой ум приходит в смятение.

DSC00498.JPG

Зимой мандарины были огромные, вкусные и дешевые, а сейчас уже только маленькие , дорогие и кислые. Если бы не близился сезон манго, то это, конечно, огорчило бы меня...

С большей частью овощей я уже познакомилась, но часто готовлю не по канонам, а как бог на душу положит, поэтому мама любит посмеиваться и говорить в гостях, что я эксперементирую. Ну, просто тут все знают, что если вам готовят сабджи из цветной капусты, то это обязательно будет цветная капуста, жареная с картошкой и помидором. По крайней мере, у таких сабджи есть названия, и всем понятно, о чем речь. А мои сабджи не такие предсказуемые, поэтому у них и названия то нет.

Мама стала подозревать, что ее сын привел в дом, в первую очередь, жену для себя. Она даже попробовала заговорить с ним пафосными фразами из сериалов: «Ты мне невестку в дом привел или себе жену?!»

Это потому что я не переметнулась в женский лагерь, а в основном, с мужем все время провожу. Но сегодня я сидела на стуле напротив мамы , и тут меня осенило! С сегодняшнего дня буду каждое утро ее стоп касаться, а не только для благословения, когда на дело иду (за визой, например). Сделки тут не уместны! Мне уже даже кажется странным, что в России никто стоп родителей не касается. Сама не знаю, от чего меня сегодня внезапно так вштырило. Но теперь буду последовательна в этом, тем более, что уже объявила об этом маме. Так может ведь и до того дойти, что я начну хотеть и мамины ступни массировать. Такой опыт со мной случился один раз, когда Сунил уезжал в Японию, а я проводила с мамой больше времени, чем сейчас. Мама спросила, знаю ли я , что в Индии у детей такое хобби - сидеть и растирать родителям ноги часами? Я сказала, что видела в кино, ага. Мама удивилась, что в России это занятие не поставлено на конвейер, а я сказала, что никто из российских детей не догадается завести себе такое хобби, потому что никто из российских родителей не догадается их об этом попросить...На этом мой опыт закончился, не успев разрастись до размеров хобби.
Да, эти зеленые апельсины все же круглый год живут и здравствуют.

DSC01080.JPG

А также мне стало понятно, почему в праздники все отказываются вести меня в храм, пугая толпой. На Шивратри мы все же пошли с мамой в храм. Взяли с собой бидончик с молоком, цветы, фрукты, зеленые ягоды, камфару, еще чего-то и пошли в храм Шивы, что недалеко от нашего дома, где, собственно, мы и поженились в январе.

Отстояли там очередь до соседней улицы, оставили обувь за воротами, добрались до алтаря с грязным и липким от постоянных возлияний и подношений полом. А там и нет никакой возможности сосредоточиться, попросить или поблагодарить, потому что очередь в спину тычет, а внутри поторапливают: «Давай лей молоко( или что ты там принес) на лингам и освобождай место быстренько». Поэтому, в праздники лучше не иметь никакой цели, кроме как выразить почтение к божеству, если таковое имеется. А если хочешь побыть наедине с богом или толково изложить, чего ты хочешь,то лучше пойти в другой, не праздничный день. То же самое было, когда в первый день после свадьбы мы поехали в древний семейный храм представить меня Богине-матери. Праздника в тот день не было, но народа там всегда много,а пол еще более грязный и липкий.

IMG02181.jpg

Мама мне сегодня подарила золотые сережки. Но не потому что я уже четвертое утро подряд касаюсь ее ног, и не потому что я убрала многовековую мусорку напротив нашего балкона ( которая, надо заметить, никого, кроме меня и не беспокоила). А потому что ей стало стыдно выслушивать от соседок, что ее невестка по району с голыми ушами шастает. Мама сказала, что я уже не девченка какая-то, чтобы выглядеть по –раздолбайски, а невестка нашего района и, соответственно, из дома должна выходить при параде, даже если я иду за 20 метров овощей купить. И сегодня снова зашел этот разговор за дырку в носу. Мама говорит, что в нашей семье обязательным считается носить серьги в ушах, в носу гвоздик, браслеты на руках и на ногах, кольца на ногах, и что-нибудь на шее. Я спросила: «Мангалсутра подойдет?» Мама сказала, что да, хотя и не обязательно...Лишь бы что-нибудь на шее болталось...И еще, чтоб я не задавала вопросов о причине обязательности всех этих вещей, потому что ответов она и сама не знает. Просто так издревле повелось.
Я, в свою очередь, насмотревшись индийских фильмов и в точности помня, как поэтизируют там значение мангалсутры в жизни замужней женщины, позволила себе удивиться таким вольным отношением в нашей семье к такому сакральному атрибуту. Но мама с Симой захихикали : « Чего ты там смотришь?! Говорят тебе: хочешь-носи, не хочешь не носи.» Мол , в Махараштре это обязательно и кое - где на юге. А у нас-нет. Но я решила, что это мне важнее, чем дырка в носу, потому что мангалсутру мне муж во время свадебного обряда на шею надел. Но и на дырку в носу я уже было согласилась, но Сунил оказался против. Поэтому нос у меня останется целым. Причина, по которой он оказался против - из разряда тех, которая в «Девчатах» по поводу носов поднимается..

Дата путешествия или события: 
апрель, 2013
Автор или источник : 

Tatyana Kaushik


Комментариев : 10

Раз вы уж вспомнили наш

achadidi аватар

Раз вы уж вспомнили наш старый разговор, то позволю себе заметить, что у индианок есть страшное оружие против индийцев - чапала, удар или даже легкий шлепок коей по лицу, шее, голове страшнее лома видимо.
У меня однажды был неприятный случай как на пустой дороге пристали мужики с просьбой поцеловать, я конечно приглядела камень для обороны, но решила сначала попробовать традиционную защиту, сняла сандалию я заявила: i kiss u now by my chapala. Мужики попятились и 1 даже извинился, сказав, что я его не так поняла, вобщем улетучились быстро.

"такие вещи как сари или узкие неудобные штаны чуридары "
а разве сари нельзя подхватить? гм... чуридары не носила, у меня только обычные сальвар камизы, в них кажется нет никаких ограничений свободы :)

Про майку улыбнуло, а есть еще другие русские слова с индийским значением?

Ага, мне тоже индийское стопо-касательство нравица, не распространено наверное потому, что стопы не считаются чем-то нечистым, как в Индии. Но чмок в щеку у нас в том же значении используется во всю.

Жену себе.... да уж, кто бы мог подумать, что вы откочевали из России не для того, что бы присоединиться в дамской тусовке :) Вообще, конечно, очень любопытно как это все изнутри выглядит, вы часто пишете о таких как бы мелочах, кои весьма не заметны, но очь показательны с культурно-традиционной точки зрения.

Имхо, в храмах Дели толчея потому, что Дели вообще слишком густо-населенный город, я бывала в храмах в других местах, там давки нет даже в праздник, можно прийти и сесть спокойно в уголочке. Вот в Каньякумари например на махашиваратри попала, мне очень понравилось - народ табуниться, киртаны распевают, благовониями дымят, а темные уголки в храме все равно в наличие имеются.

Ну да, чаппаль(тапочки т.е.)

tanz аватар

Ну да, чаппаль(тапочки т.е.) - это выход, конечно :) Если бандит столь благороден, что его способен остановить вид сандалии,то тогда можно и не напрягаться, не снимать тапочек, а просто сказать: " Иди ты в ад и сиди там со своей опозоренной тёткой!" :D ;)
Других русских слов с индийским значением пока не обнаруживала, кроме некоторых похожих по звучанию на индийскую нецензурную речь :)
Иногда именно среди табунящегося народа можно найти самое глубокое уединение. Т.е. если тебе непременно не надо пробраться к алтарю, потому что ты отягощен бидончиком с молоком и прочими подношениями, тогда да-толпа не имеет значения.

а просто сказать: "Иди ты в

achadidi аватар

а просто сказать: "Иди ты в ад и сиди там со своей опозоренной тёткой!"

Хех, ну вам хинди-говорящим может и просто :) а вот нам, простым смертным.... пока я буду соображать как это перевести на английский, если злодей его разумеет.... Как сие заклинание звучит на языках северной Индии?
На самом деле, очь хорошо помогает, когда знаешь какие-то слова на местных языках. Индийцы до такой степени не ожидают от белой обезьяны услышать родную речь, что часто теряют дар умножения на "туристический" коэффициент :) Да и особо назойливых как бы садху помнится подруге удавалось успешно отогнать заклинанием: Садана каро, попрошайки очь обижались и отваливались с возмущением на лице:)

Так замысловато

tanz аватар

Так замысловато выражаться-это может и не обязательно, но просто можно сказать : " агэ(ударение на А) бар(х)о (ударение на О)" это значит примерно : иди, куда шел или ступай дальше!отвали! или же "Джао яха се" -иди отсюда...
ну да ,садхана каро-это удар по самолюбию, потому что это значит, что вы усомнились в святости этих садху:) наверное они думают при этом:" Куда котится мир?! если даже садху не уважают!" или " Кали юга, однако..." :)))

Спасибо большое, думаю

achadidi аватар

Спасибо большое, думаю пригодится не только мне, главное правильно запомнить :)
значит: Агэ бархО или джАо яха се
Я обычно приставучек гоняю просто: чало, вобщем универсальное словечко, но обогатить хинди запас никогда не помешает :)

Да, я знаю, что это значит, подруга на хинди говорила, так что тоже знала, разумеется эти грубые слова были обращены только к тем, кто свои поведением демонстрировал разительный контраст со своей одеждой саньясина или паломника, так что ни вербально замахиваться на настоящих садху, коих мы уважаем, конечно никто бы не стал

Да, вспомнила между делом еще

tanz аватар

Да, вспомнила между делом еще два русских слова с индийским значением : камар -спина и фарш-пол.

забавно читать... есть в

achadidi аватар

забавно читать...
есть в санскрите слово друХ, это значит враГ :) это я из санскритского словаря вычитала
эх, если бы собрать побольше и отдельно, а то тут разрозненно и потеряются, была тема про это, но увы не пошла :(

Мне ваше фото понравилось где

Мне ваше фото понравилось где вы в воду за руки входите, жалко только мелковато и блекло

Спасибо :) Мне вот тут муж

tanz аватар

Спасибо :) Мне вот тут муж подсказывает, что сами мы люди мелкие и не яркие, потому и фотки у нас такие же :D а вообще выкладываю то, что добавляется сюда легко и непринужденно, без дополнительных усилий с моей стороны :)

А фото и впрямь хорошее, с

achadidi аватар

А фото и впрямь хорошее, с настроением, из-за блеклости не обратила на него внимания сначала

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
высо_онравственный: