Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Поиск гуру и выбор гуру

Иногда я сталкиваюсь с вопросами о поиске гуру. И вопросы эти как правило проистекают из моды на экзотическое слово и полное непонимание того, что значит Гуру в индийской культуре.
Перечитывая одну из любимых книг обнаружила довольно обстоятельные объяснения того какие отношения связывают гуру и ученика, записанные со слов не просто индийца и индуса, а человека, имевшего гуру, практиковавшего под его руководством и достигшего чего-то. Надеюсь это будет интересно всем и полезно тем, кто считает, что ему нужен гуру.

Далее фрагменты главы "Гуру и ученики" из книги Роберта Свободы "Агхора. Кундалини"

"У ученика есть несомненное право испытать своего учителя", - подчёркнуто проговорил Вималананда.

"Посмотри, как Чоту попробовал меня испытать, а он ведь даже не мой ученик. Но в таком случае ученик ("ребёнок") должен быть готов к тому, чтобы, в свою очередь, пройти испытание. Вот так всегда и было: сначала ты испытываешь гуру, чтобы проверить, годится ли он тебе, а потом тебя проверяет гуру, чтобы выяснить, какой вид знания тебе подходит и какого ты заслуживаешь".
Действительно, даже в аюрведических текстах ученику советуют основательно испытать предполагаемого гуру, и лишь когда он убедится в возможностях гуру, он может считать себя кандидатом в ученики. После этого гуру, в свою очередь, получает право на испытание.

"Гуру приходится испытывать своих учеников, и если он - хороший гуру, он будет продолжать своё испытание до тех пор, пока сопротивление ученика не будет сломлено окончательно. Твой гуру хочет научить тебя изживать своё Эго, освобождать своё сознание от тех ограничений, которые Кундалини приняла на себя, став воплощённой. Лишь тогда, когда твоё Эго смирится, ты сможешь учиться. Гуру подобен садовнику, а ученики - цветам. Цветы могут быть прекрасны, но им не следует переполнять свои головки своей, так сказать, значительностью. Когда твой гуру игнорирует или обижает тебя, он лишь желает проверить, в какой степени тебе удалось смирить своё Эго. Никогда, никогда не обижайся в ответ. Просто успокойся и поразмышляй над тем, какую пользу тебе это принесло.

"Настоящего гуру нельзя купить. Если ты попытаешься сделать это, ты просто получишь хороший пинок под зад. Тебя просто выставят вон. Если настоящий гуру видит, что его "ребёнку" не терпится получить знание, он умышленно будет затягивать процесс обучения "ребёнка" Если "ребёнок" теряет терпение и срывается, какое гуру дело до этого? Одной заботой меньше.

"Конечно, не все западные люди заслуживают осуждения, - продолжал Вималананда, немного успокоившись. - Знаешь, наш друг из Германии, который сказал, что Индия экспортирует "святых", прав. Мы экспортируем их на Запад, где они обкрадывают людей, которые приходят к ним за знанием. Но западные люди, особенно американцы, частично сами повинны в этом. Они думают, что могут купить всё, включая и духовность. Когда есть нечто, о чём даже нельзя говорить, то как это можно купить? Вот почему западных людей не учат истинному. Они получают лишь фальшивых гуру. Лишь те соглашаются учить в обмен на деньги.

"Они, конечно, в этом не одиноки. Богатые люди во всех странах, включая Индию, думают, что, поскольку они кормят и одевают своего гуру, дают ему кров, то он их направляет в сторону небес. Это отнюдь не так. Учитель может наметить путь, но он не может сделать твою работу за тебя. Когда ученик отказывается слушать - зачем ему это, если он купил гуру и теперь владеет им? - то что здесь может сделать гуру? Практически единственное, что он может сделать, это отказаться обучать, но непросто отказаться от шальных денег.

"Американцам необходимо прекратить попытки завладеть святыми и садху. Вместо этого им следует искать духовных учителей, которые завладели бы ими. Лишь когда ты полностью подчинишься своему гуру, ты можешь надеяться на успех. Американцам это по силам. Они интересуются реальностью. Мне противно говорить об этом, но большинство сегодняшних индийцев - трусы. Это наследие тысячелетнего ига мусульман и европейцев. Нам, индийцам, стоит перенять у американцев их склад ума, а им надо бы прийти к нам, к некоторым из нас, за духовностью".

"Я не против встретить кого-то, кто обладает искренним желанием учиться. Я готов учить любого, кто готов учиться. Если кто-то приходит ко мне со смирением, я сделаю для него всё. Но многие ли питают настоящий интерес к духовности, и многие ли обладают терпением, необходимым для ожидания таких спонтанных потоков, когда воистину можно что-то передать? Когда я учу, я безжалостен. Никакого сострадания: успех или смерть.

"Знаешь, я всегда испытывал своих гуру. Я желал обучаться у них лишь в том случае, если они соответствовали моим критериям. Я встречался со многими садху и испытывал их, но у большинства из них обнаруживались недостатки.

"Некоторые люди в своём поиске Бога следуют тому, что называется Путём Муравья: они снуют туда-сюда, двигаясь то назад, то вперёд, проходя сквозь множество рождений, чтобы достичь наконец своей цели. Более уравновешенные следуют Пути Рыбы, мощно плывя против течения. Путь Обезьяны, который состоит в перепрыгивании с ветку на ветку по Дереву Знания, более сложен. Но самый сложный - Путь Птицы, тот Путь, которому следуем мы, агхори: ты бросаешься в пространство, и твои крылья несут тебя к Нему.

"Конечно, если крылья отказывают и ты падаешь на землю, тебе - конец, ты мертв. У обезьяны по крайней мере есть ветви, которые могут остановить падение. Рыба при необходимости может спрятаться за камень. Путь Муравья - самый долгий, но и самый безопасный, потому что муравью некуда падать. Чем труднее садхана, тем более необходим гуру. В кундалини-йоге абсолютно необходимо иметь опытного гуру. Гуру - друг стремящегося к духовному, философ и проводник. Он ограждает ученика от всех опасностей и воспламеняет внутренние огни, которые в конце концов поглощают все ограничения личности ученика. Ты можешь добиться духовного прогресса и без гуру, но если ты хочешь достичь высших состояний, то гуру абсолютно необходим.

"Ни одно усилие не теряется впустую. Даже если ты не преуспеешь в этой жизни, твоё усилие сохранится на банковском счёте, который следует за тобой от рождения к рождению. Это настолько замечательный счёт, что ты даже не можешь потерять свою чековую книжку. Вибрации твоего усилия сохраняются в тонкой форме, поэтому беспокоиться не о чем. Не важно, где ты заканчиваешь - ты будешь снова втянут в свои духовные практики. Все записи твоих прошлых жизней доступны любому, кто знает, как обнаруживать их, и кто может воспринять их тонкий звук. Поэтому для твоего гуру не составляет труда следить за тем, где ты находишься и чем ты занят, независимо от того, насколько ты от него далёк.

"Но это должен быть настоящий гуру! Сегодня из тысячи гуру, один, может быть, настоящий, ибо это Кали-юга. Ты встретишь много садху, Робби, и тебе необходимо знать, как их оценивать. Тебе надлежит научиться "вынюхивать" святых. Говорят, что "аттар (цветочное масло) можно сделать, лишь смяв цветы". То же относится и к садху. Только после того, как Эго основательно смято, Кундалини сможет отождествить себя с Богом, и все приближающиеся к такому садху смогут ощутить исходящий от него аромат. Пока он сохраняет признаки эгоизма, его будет сопровождать зловоние, куда бы он ни пошёл.

"Пока твой собственный ум и тело блокированы, ты никогда даже не сможешь узнать, что такое святой, или учуять его аромат. По мере того как ты очищаешь себя и твоё восприятие улучшается, ты узнаешь всё больше и больше. Это всё равно что открыть в комнате бутылку аттара. Через одно-два мгновения каждый, кроме тех, чей нос заложен, может сказать, что здесь присутствует аттар. Наименее опытный человек лишь скажет: "Здесь есть аттар". Тот, у кого опыта больше, может определить это более точно: "Это роза". И только знаток уловит тонкие нюансы: "Это кабульская роза с небольшой примесью жасмина". То же относится и к святым.

"Если хочешь выяснить, насколько садху подлинен, сначала понаблюдай за ним, но не задавай вопросов. Сиди тихо и много не говори Слушай и старайся сохранить свой ум пустым. Если, когда ты сядешь к нему поближе, ты обнаружишь, что забываешь обо всём и становишься более умиротворённым, то это хороший святой. Его аура умиротворяет твой ум. Если же этого не происходит - беги!"
"Естественно, - заметил я, - если сам ты очищен, тебе будет легче узнать, умиротворён ли твой ум, и в какой степени".

"Естественно. Если твой ум очищается, то нет пределов тому, что ты можешь познать. Лишь через простое наблюдение ты можешь узнать о человеке множество вещей. Например, изучи фекалии святого, как это сделал лавочник, готовящийся к поединку. Настоящий йог выделяет в день лишь одну унцию1 или максимум несколько унций. Больший объём говорит о том, что он - фальшивка. Если Джатхара-агни уступил Бхута-агни большую часть своей энергии, то остаётся очень мало пищеварительного огня. Йоги очень дисциплинированы. Хороший йог съест ровно столько, чтобы утолить свой голод. Если он ест больше, чем может переварить, ему придётся испражнять остаток, и ты сможешь это установить. Или, если его телесный огонь вообще слаб, у него будет плохое усвоение, и большую часть он будет испражнять, а не усваивать, что наводит на мысль о том, что его ум так же вял, как и его тело.

"Независимо от того, есть ли у тебя возможность изучить испражнения садху, всмотрись в его лицо. Лицо хорошего святого начинает принимать черты божества, которому он поклоняется. Знаешь, как супруги начинают походить друг на друга после сорока-пятидесяти лет брака? Здесь принцип тот же. В Бомбее был садху по имени Каму Баба, который так долго медитировал на Саи Бабу из Ширди, что он выглядел, совсем как Саи Баба. В конце своей жизни мой отец выглядел почти так же, как его гуру, на которого он медитировал десятилетиями. Этот эффект усиливается в миллионы раз, если твоя Кундалини пробуждена. Сила Кундалини - это самоидентификация, и она быстро принимает форму того, с чем она отождествляет себя.

"Истинные святые редко дают добро на то, чтобы их фотографировали. Они не любят, когда их знает масса людей. Они предпочитают жить и умереть в уединении, чтобы быть ближе к Богу. Кроме того, фотография оказывает большую поддержку тому, кто хочет идентифицироваться с этим человеком. Любой, у кого есть фото святого, может астрально вызвать его и поиграть с ним, что само по себе замечательно. Но предположим, что кто-то по некоторым причинам ненавидит этого святого. Каждый раз, когда он видит его фотографию, он вспоминает свою ненависть и посылает усиленные негативные вибрации в его направлении, что оказывает отрицательное воздействие на здоровье и благополучие невинного святого. Лишь ложные садху, которые беспокоятся о рекламе, сворачивают с пути, чтобы сфотографироваться.

"Если предполагаемый святой, которого ты встретил, говорит о сборе денег на построение ашрама, центров и прочего, немедленно уходи. Я допускаю, что его ученики могут говорить о таких вещах, ведь ученики всегда немного заблуждаются. Однако настоящий садху говорит: "Зачем я должен суетиться и пытаться что-то основать? Если Богу угодно, чтобы я имел это, я буду это иметь". Это верное отношение, которое показывает, что садху в полной мере верует в своё божество. Лишь тогда, когда веры у него нет, он будет пытаться собирать деньги, учеников или что угодно. У нас есть одна присказка на хинди: "Какая польза от цветка, который не благоухает? Какая польза от красоты лица, если его никто не желает? Какая польза от факира или садху, который не является дарителем?" Факиры и садху всегда служат дарителями, потому что они понимают, что всё принадлежит Богу. Как они могут отказаться отдать Богу в форме человека то, что принадлежит Богу?

"Ко мне постоянно приходят люди и говорят, что они хотят найти гуру. Я всегда отвечаю им, что, если ты обладаешь настоящим бхакти настоящей духовной любовью и преданностью, твой гуру придёт к тебе сам, тебе не надо его разыскивать.

"Нет нужды искать, но, возможно, придётся долго ждать. Вспомни Чанга Дэва".
Чанг Дэв Махарадж был садху, который ездил на тигре и использовал кобру в качестве аркана, но ему пришлось ждать своего гуру в течение тысячи четырёхсот лет. Каждые сто лет за ним приходила смерть, но он уходил в самадхи, чтобы ускользнуть от неё По истечении тысячи четырёхсот лет он встретил своего гуру, четырнадцатилетнюю сестру Джнанешвара Махараджа, Мукту Бай, и получил освобождение.
"К сожалению, - продолжал Вималананда, - если ты не совершенный йог, как Чанг Дэв, ты можешь не знать где и когда ты встретишь своего гуру, или даже не распознать его, когда он придёт к тебе".

"В 1959 году один из моих друзей попросил моего Младшего Гуру Махараджа взять его в ученики. "Я не осмеливаюсь дать на это согласие, так как, если ты станешь моим учеником тебе придётся выполнять всё, что я скажу. Если ты допустишь какие-то ошибки ты будешь виновен в гуру-дрохе (предательстве или оскорблении учителя), и это может погубить тебя. Ты будешь моим почитателем в течение двенадцати лет, и в конце этого срока, если я почувствую что ты готов, я приму тебя в свои ученики". Однако до сих пор этого не случилось, хотя прошло гораздо больше двенадцати лет"

"Хороший гуру постоянно бросает вызов своим ученикам, чтобы испытать их. Иногда гуру даёт ученику Шива-лингу из хрусталя (или, если он действительно могущественный гуру, - из затвердевшей ртути) и велит ему вставить его в рот, в отверстие за твёрдым небом1. Это особый тип аскезы, который ограничивает тебя во многих отношениях. Например, пока линга пребывает в твоём рту, ты не смеешь лгать, иначе он расколется на две части. Если ты сумеешь соблюсти все ограничения, ты быстро достигнешь просветления. Если тебе это не удастся, ты упадёшь. Никогда не берись за подобные вещи, пока не будешь абсолютно уверен, что сумеешь с ними справиться.

"Приказу гуру нужно подчиняться беспрекословно.

"Итак, будь терпелив и готовься, - спокойно продолжал Вималананда. - Очень часто гуру даёт ученику нечто, вроде этого философского камня, и ученик так возбуждается, что совершенно забывает о гуру, который изначально дал ему это. Ты можешь постоянно терять предметы, но ты не можешь позволить себе потерять гуру. Если ты близко держишься гуру, он обеспечит тебя всеми предметами, которые тебе необходимы или желанны.

"Лучший пример такой практики даёт Рамакришна Парамахамса. Когда он видел своего ученика д-ра Нага Махашая, он поклонялся Божественной Матери Бхаватарани в его лице. Он визуализировал Божественную Мать в астральном теле д-ра Нага, и в конце концов, силой воли Рамакришны, форма Божественной Матери на самом деле была создана в д-ре Hare.
"Когда Рамакришна видел Вивекананду, он визуализировал Шиву, и в результате Вивекананда действительно стал воплощением Шивы. Когда Гопалер Ма пришла к Рамакришне, она уже была развитой садхакой. Когда она медитировала на Гопалу, Кришну в форме юноши, она действительно могла проецировать форму Кришны из своего астрального тела. Когда она встретила Рамакришну, эта форма Кришны слилась с Рамакришной, и тогда она поняла, что он действительно был воплощением Кришны. Рамакришна стал работать над ней тоже и в конце концов создал в ней Божественную Мать. Именно гак настоящий гуру работает над своими учениками.
"Вивекананда обладал настоящим гуру-бхакти. Когда Рамакришна лежал на смертном одре, Вивекананда чувствовал такую привязанность к нему, что съедал мокроту и гной, которые отхаркивал Рамакришна. В сущности, это было тонкое испытание, и Вивекананда прошёл его с честью".

"Ты можешь быть абсолютно уверен, что твой гуру придёт к тебе, как только настанет время. Вопрос в том, будешь ли ты готов для него. Будешь ли ты готов любить его без ограничений, предубеждений и условий? Мать высока, но гуру ещё выше. Именно благодаря матери ты вообще обладаешь физическим существованием, поэтому ты должен поклоняться своей матери до конца жизни. Но именно благодаря гуру ты рождаешься снова. Настоящий гуру сначала разрушит, а потом воссоздаст тебя, даст тебе новое рождение. Когда Иисус сказал: "Вы должны родиться вновь", он имел в виду именно это.

"Если ты хочешь любить Бога, своего гуру или кого угодно, твоё сердце должно быть мягко как воск. Это выражение Шекспира, но я не уверен, что он в полной мере понимал смысл того, о чём писал. Ты должен иметь сердце, которое готово растаять, когда чувство становится слишком сильным. Но это всего лишь начало. Если твоё сердце тает, ты должен растопить и свои кости, чтобы окончательно подавить сопротивление. Ты должен полностью подчиниться своему гуру, сделать его волю своей волей, чтобы он мог идти своим путём и совершенствовать тебя. К сожалению, лишь один из миллиона способен подчиниться полностью, остальные сначала должны научиться подчинению.

"Отношения, которые существуют между гуру и учеником, это самые глубокие отношения из всех, возможных между людьми. Они относятся друг к другу, как отец к ребёнку, как друзья. Нигде во вселенной "ребёнок" не найдёт товарища, подобного его гуру. Они похожи на возлюбленных. Гуру будет всячески искушать ребёнка, как Матсьендранат искушал Горакхната (см. Агхора I, стр. 165), но хороший ученик никогда не поддастся искушению. Хороший ученик любит и хочет только гуру.

"Ты знаешь, что Гуру Пурнима - это день, когда принято поклоняться гуру. Ты ещё не спрашивал себя: "Почему полная луна, а не другой лунный день? "
"Нет".
"Тут дело в эмоциях. Если двое влюблённых оказываются в уединении в полнолуние, их, разумеется, охватывает желание вступить в половую связь. Они не могут существовать друг без друга, они должны обняться. Полнолуние вызывает прилив чувств в душе человека. Вдень Гуру Пурнима гуру и ученик, чьи взаимоотношения более интимны, чем у любовников, испытывают естественный наплыв чувств по отношению друг к другу. Гуру, проявляя безмерную любовь к своему ученику, берёт на себя его кармические долги. Ученик отвечает гуру-дакшиной, приношением гуру.

"Кто-то, обладающий тонким пониманием, спросит: "Зачем ученику делать приношение гуру, если гуру уже забрал у него все долги? В таком случае, у ученика не осталось ничего своего, что бы можно было отдать". И это абсолютно верно. Ученику нечего отдать гуру кроме любви. Он также ничего не может сделать в ответ, кроме как поклоняться гуру как воплощению Бога, не баловать Эго гуру, но стать ещё более бескорыстным, чтобы гуру смог беспрепятственно работать над ним.

"На хинди говорят: "Свет исходит от Луны, а не от звёзд. Любовь исходит от одного, а не от многих". Этот один - гуру. И только когда ты научишься любить своего гуру, ты сможешь научиться любить Бога. Отношения между гуру и учеником могут начаться, лишь когда ученик забывает обо всех людях ради него одного. Если это произошло, далее следует всё остальное.

"Гуру всегда хочет превратить своего ученика в собственного гуру Истинное Я, Абсолютная Реальность - это истинный гуру, потому что гуру- это гу-нашита и ру-патита (вне качеств и формы). Истинный гуру побуждает ученика выйти за пределы качеств и формы. Сначала он побуждает "ребёнка" выйти из-под рнанубандханы, рабства кармического долга. Затем он побуждает ученика понять природу Я, и двое становятся гуру-братьями (или гуру-сёстрами). После этого гуру поклоняется Я ученика как Высшему Гуру, Первому Божеству, и ученик становится готовым.

"Если это то, что нужно для подготовки ученика, - риторически продолжал Вималананда, - то сколько реальных учеников может иметь гуру? Одного-двух или максимум нескольких.

"Немногие гуру берут учеников, некоторые не обучают никого Гуру может иметь множество последователей, но нет смысла плодить сотни учеников, которые вызревают лишь наполовину. Каждому гуру надлежит иметь одного особого ученика, чтобы передавать ему самое ценное знание. Подготовь одного, но подготовь его так тщательно, чтобы весь мир изумился его величию. Вот в чём истинная ценность гуру.

"Гордость от созерцания успехов твоего "ребёнка" нельзя передать словами. Однако гуру не может произвольно выбирать ученика, он должен знать врождённые способности и склонности каждого из своих "детей", чтобы выбрать того, кому он передаст весь объём своих знаний. Вот почему гуру всегда любит играть со своими "детьми", испытывать их.

Автор(ы), доп. литература и ресурсы по теме: 

Автор Роберт Свобода "Агхора. Кундалини". Это примерно половина главы, остальное вы можете найти в книге, она все еще есть в продаже в магазинах.


Комментариев : 9

как говорит человек, которого

как говорит человек, которого я стала считать своим гуру: "Гуру - это не человек, гуру - это кто-то или что-то дающее вам какое-либо знание, гуру может быть даже букварь, потому что оттуда почерпнуть новое"

Несса, вы отчасти правы, в

achadidi аватар

Несса, вы отчасти правы, в нашем примитивном не индийском смысле, мы понимаем слово гуру уж слишком по-своему, в этом-то и проблема на пути серьезной практики.
У меня тоже было несколько учителей, к которым я до сих пор испытываю почтение, но гуру - это не просто учитель. И когда люди едут в Индию на поиски гуру они должны понимать что это значит в Индии и в индийской традиции. У каждого слова есть определенный смысл, и он именно таков, как здесь написано. Для других понятий мы можем использовать другие слова, русские, но во избежание путаницы произвольно приписывать терминам йоги свое значение - не правильно. Именно поэтому я и сделала подборку цитат о гуру человека, у которого гуру был.

Аня, помню, что вы мне как-то

Аня, помню, что вы мне как-то написали о подруге, которую гуру нашел сам. я только недавно поняла, что меня гуру тоже сам нашел. на мой взгляд. в сложной жизненной ситуации (а не только в практике), можно использовать то, чему учит гуру. у меня такая ситуация была недавно и я поступили совершенно не так, как поступила бы старая я. слова моего гуру сразу всплыли в памяти и, посидев, поразмыслив, я поступила так, как никогда бы в жизни не сделала, сама от себя была в шоке и одновременно рада. гуру - способен вдохновить на свершения и способен изменить до неузнаваемости, сподвигнуть к чему-то никогда до этого не возможному, мы можем все.

Ну как бы она искала гуру

achadidi аватар

Ну как бы она искала гуру довольно давно, а потом он нашелся. Но у нее традиционный гуру, он индус...

Несса, я не могу вам ничего ответить, поскольку у меня было много учителей, но гуру нет, и в этой жизни наверное и не будет, я просто пока не готова к тому, что бы отдать все как того требует традиция

Хорошая подборка цитат. А где

Хорошая подборка цитат. А где собственное мнение живого человека?

Мнение какого живого

achadidi аватар

Мнение какого живого человека?

Ну, Кастанеда описал свой

Ну, Кастанеда описал свой путь, Вималананда рассказал про свой. Но это их пути, их опыт и переживания, не имеющие никакого отношения к тем кто про них прочитает. Каждый путь хорош для одного и губителен для другого. Да, эти книги читать интересно, но только с точки зрения "а, вот ещё и так бывает". Но принимать их как руководство к действию, по меньшей мере легкомысленно. Все что написано в "По левую руку бога" сказано для учеников Вималананды, за которых он нес персональную ответственность перед Абсолютом, и не предназначено для тех, кто прочитав, кинется выполнять описанные практики. Итог-то предсказуем.(( Без Учителя нельзя подняться над собой, но можно дорасти до состояния обретения Учителя.

Леша, тут сайт об Индии, а

achadidi аватар

Леша, тут сайт об Индии, а слово Гуру в Индии имеет особое значение.... В Индии, йоге и индуизме - это просто термин... Гуру - это не просто учитель... И когда европейцы говорят, что ищут гуру в Индии, они должны понимать что это означает, а означает это именно то, что говорил по этому поводу Вималананда. Вот и все, собственно.

У меня есть другие сведения от других людей, тоже белых, у которых есть гуру, но они очень обрывочны, так что писать с их слов не буду. Одно правда совершенно однозначно, если гуру сказал челе (ученик), что он должен сделать - отказаться он не может, и никакая мотивация против слов гуру не работает. Если гуру сказал, значит чела делает, без вопросов и вариантов.

Ну, а итог... Да, так оно и есть :)

"У нас в Индии есть традиция:

achadidi аватар

"У нас в Индии есть традиция: если ты принимаешь посвящение у гуру, то ты отказываешься от какого-то одного продукта до конца жизни, как бы посвящая эту пищу своему учителю."

это цитата из книги Свободы "Агхора, по левую руку бога"

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ц
Х
Т
й
к
Введите код без пробелов, учитывая регистр