Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Арпана Каур

«Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время. Но если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю».
Это высказывание Отца Церкви Августина часто упоминается, когда обсуждается феномен времени.

У искусства различные подходы, объяснения и представления времени.
В античные и средние времена, особенно в 14-м и 15-м веках, к примеру, создавались наивные повествовательные циклы картин, связанные одной темой.
Известны в этом плане цикл картин о Марии Медичи в Луврском музее художника Питера Пауля Рубенса.
Такие художники, как Пауль Клее, Миро и Магритт также обращались к теме времени много раз; в частности такие сюрреалисты как Дали, Макс Эрнст и другие вплоть до Дельво изображали различные временные пласты как одно целое.

Арпана Каур (1954 года рождения) входит в члены этой выдающейся школы исследователей времени.
«Я одержима феноменом времени», однажды сказала она, и ее картины свидетельствуют об этой одержимости во многих отношениях.
Вроде бы мы понимаем мотивы ее работ, казалось бы, знакомых из классического искусства. Ножницы, часто повторяющийся символ, напоминают нам о Мойрах, античных богинях судьбы, которые перерезают нить жизни в назначенное время.
В то время как Норны прядут нити судьбы, как впрочем, многие женщины-прялки на картинах Апарны.
Железнодорожные пути пересекают мифические пейзажи.
Светофоры символизируют порядок и отсчет времени.
На всех ее картинах вы найдете реку времени, из которой поднимаются могучие растения или в которую погружаются сплетенные неживые стволы и ветви.
Медитирующий йог, забывший о времени и пространстве, стоящий на одной ноге и аскетично размышляющий над духовной вечностью.

Однако, Арпана не стала бы истинно великим философом живописи, если бы она ограничилась картинами с только такими мотивами или сериями классических пейзажей. Она охватывает явление с совершенно другой интенсивностью. Индийское восприятие и концепция времени отличаются от западного.

В Индии время связано с кармой и судьбой, которые постоянно перерождаются и проявляются в различных сложных формах; на западе же, согласно телеологической концепции, время представляет собой непрерывный поток, стремящийся к одной цели.
Идея Юги, индийской мировой эры, включает возможность создавать время и отрекаться от него. В мифическом сказании рыбоподобный величественный Макара изрыгает время в виде цветка лотоса и забирает его обратно. Бог Вишну в каждой мировой эре появляется в разных обличиях, сохраняя и защищая мир от злых сил. В то же время, между Югами (эрами) существует период без времени, в течение которого он уходит ко сну, чтобы восстановить силы.

Живопись Арпаны не сконцентрирована явно на этой теме, но не может быть воспринята вне ее. Ее картина «Плывущая женщина» из цикла «Легенда Сохни», где реалистичная плывущая фигура изображена на черном фоне, который поглощает и охватывает ее, словно разрывая на части.

Черный цвет здесь символизирует проявление твердости, а статичность уравновешивается рекой времени, мелкими волнами протекающей позади темной поверхности. Свет разделяет поток движения, реалистично и четко завершая порядок.

Картина с медитирующим йогом увлекает зрителей за собой из окружающего мира в бесконечное пространство без времени.
В Махабалипураме есть изображение Арджуны в огромном каменном рельефе, он словно погружен в вечное пространство, как и йог с картины Арпаны. Цветущие деревья окружают его и окрашивают все живое яркими красками. Но под ним черная река с плывущими по ней ветками, полупрозрачными, иссохшими, почти невесомыми.
Йог полностью отрешился от этого мира: никаких признаков пола, никаких видимых эмоций на его почти размытом лице. Он похож на фигуры Будды, которые Арпана рисовала, движимая теплыми чувствами.
Ее образы напоминают скульптуры периода Гуптов: круглые, четкие, полные духовной силы и телесного совершенства. Просветление Будды, тот момент, когда на Гаутаму Сиддартха снизошло озарение и освобождение, изображено Арпаной современными средствами: так же как мы получаем энергию из электрической вилки, так и просветление Будды воспринимается нами как подключение к сети. Энергия, духовная сила, мир развития и органики определяет наличие деятельных людей в картинах Арпаны.

Образы для женщин в своих картинах она черпает из художественной деятельности своей матери, Аджит Коур, выдающейся писательницы, пишущей на языке панджаби; эти женщины создают свою судьбу и ткань мира. Они ткут и прядут, они делят ножницами потоки времени и повествования, они - норны, мойры и богини судеб в одно и то же время.
Ее великие картины с изображением женщин не ограничиваются религиозно- философским значением, но всегда углубляются в социальный и политический смысл. Например, в одной из ее последних картин идущая женщина оставляет огороженный двор своего дома с целью уйти в открытую, зеленую, активную жизнь. Однако она в оцепенении, так как традиции препятствуют ее смелому шагу. Положение индийских женщин и женщин вообще становится понятным и ясным через преподнесение вне времени.
Визуальные повествования Арпаны за несколько десятилетий сформировали форму: конкретное в сравнении с абстрактным. Арпана всегда настаивала на рассказе о мыслях и действиях в своих картинах.
Она следует той традиции последовательности историй, в которой они существуют в Тамилнаду и Керале, а также в Пенджабе, откуда она родом. Ее манера рассказа историй напоминает современную англо- индийскую литературу, такую как литература Салмана Рушди и Викрама Чандры.
Однако, в кругу индийского искусства и в международном мире живописи Арпана занимает свою особую нишу. Графические элементы перекликаются с иллюстрирующими и изобразительными, каждый из которых несет в себе отдельную цель. Абстрактное и реалистичное соединяются, не смешиваясь друг с другом. Особую важность приобретают формы и цвета.
Плавные формы и стилистическое оформление тел ведут к такому уровню, на котором абстракция продолжает реальность, - феномен, который мы наблюдаем только в древнем египетском искусстве.
Неудивительно, что она разделяет пристрастие к большим глазам, которые всегда являются зеркалом души.

Только несколько современных художников мира индийского искусства имеют такое влияние и представлены во всех важных центрах искусства мира.
Работы Арпаны можно найти во всех основных коллекциях мировых музеев, таких как музеи современного искусства в Дели, Чандигархе, Бхопале, Дхаке, Лос-Анджелесе, Сингапуре, Хиросимы, Виктории, а также Музее Альберта в Лондоне, Брадфорде, Музее искусств в Дюсельдорфе, Музее современного искусства Лос- Анджелеса, музее азиатского искусства Сан-Франциско, Музее Peabody Essex Бостона и Музее этнографии в Стокгольме. Ее позитивные, всегда живые и социально ориентированные произведения искусства получают энергию от огромного желания соединить время и пространство в картинах и рассказах. Соединить светские и духовные аспекты бытия.

В «Фаусте» И.В. Гете главный обращается к духу земли, который, описывая себя, практически дает описание гениальности Арпаны: «Я - ткацкий стан с волшебной нитью, где, времени кинув сквозную канву, живую одежду я тку божеству».

◆ Автор - эксперт современного индийского искусства из Германии..
Переведено д-ром Эрнстом Фучсом, Мюнхен.

Автор и источник публикации: 

ЭРНСТ В. КОЕЛНСПЕРГЕР. ИНДИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗД. 24 № 6/2010

Арпана Каур и ее работы. http://www.tribuneindia.com/2011/20110206/spectrum/main1.htm Йогини, http://www.asianart.org/blog/index.php/2009/07/09/in-with-the-new/ Время, 1994, Арпана Каур, http://www.lassiwithlavina.com http://www.flickr.com/photos/dou_ble_you/ Tree of Suffering Tree of Enlightenment http://www.saffronart.com Арпана Каур. Урожай. 1998. Холст, масло. 137 х 167 http://rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2009/vizualnye_traektorii/photos2/ http://www.tangerineartspace.com


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Пакис_ан: