Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Бутан глазами истории

Во времена нашего детства нам говорили, что камера не может лгать. Но сегодня цифровые технологии объединили в себе правдивость фотографического объектива и свободу кисти художника. Те портреты и пейзажи Бутана, которые демонстрировались в делийской Национальной Галерее современного искусства в декабре 2009 года, выдвигают на первый план историю нации и культуры, которая уверенно движется навстречу ко все более укореняющейся современности.

Можно найти некоторые сходства в использовании фотографии как средства для создания национальной хроники в разных странах мира, но идея включать в эти хроники друзей нации, кажется, была впитана с энтузиазмом несколькими поколениями фотографов как Индии, так и Бутана.
Данная выставка была сфокусирована на визитах политических лидеров из Индии в Бутан и ответных поездках членов королевской семьи Бутана в Индию. Выбор работ обусловил применение документальной фотографии и пространства, оставленного для нее в официальной хронике нации. Современные методы фотографии как изобразительного искусства сводят на «нет» документальную природу этих работ и фотографии, изображающих встречи высокопоставленных лиц, не рассматриваются как работы, имеющие какую-либо художественную значимость. И тем не менее, мировая история фотографии ясно показывает место исторических событий как наиболее важных этапов национальной хроники.

После получения Индией независимости, первый индийский премьер- министр Пандит Джавахарлал Неру и второй король Бутана Джигме Вангчук подписали Договор о дружбе и сотрудничестве в 1949 году. Договор был подписан Сонам Тобгай Дорджи со стороны Бутана и Сэром Харишваром Даялом с индийской стороны. Визит третьего короля Бутана, Его Величества Джигме Дорджи Вангчука в 1954 году в Индию возвестил о начале новой стадии в индо-бутанских отношениях.

Четыре года спустя в 1958 году Пандит Неру и его дочь Индира Ганди посетили Бутан. Это был первый в истории визит в Бутан индийского премьер- министра. Неделя напряженного путешествия на лошадях, пешком, с переправами через высокие горные перевалы похоже не отпугнули 69-летнего премьер-министра. Однако для многих индийцев того поколения первое, что приходит на ум сегодня - это фотодокументы того визита. Пандит-джи верхом на лошади и Индира Ганди на яке навсегда увековечились в коллективной визуальной памяти нации. Камера продолжала записывать каждый момент того исторического визита и по возвращению газеты заполонили страну видами Бутана и сообщениями о начале новой дружбы.

Харизма короля Джигме Дорджи Вангчука и Пандита Неру, теплота, с которой гостящие индийцы были приняты, навсегда была скреплена в историческом обращении Пандита Неру к народу Бутана в Паро.
Замечание Неру о том, что Индия и Бутан это члены «одной гималайской семьи и должны жить как дружные соседи, помогая друг другу» вошло в историю, как определяющее дух индо- бутанской дружбы. Этот момент запечатлела камера. Благодаря своей способности фиксировать моменты истории, фотография до сих пор продолжает играть свою важную роль в записи нашего прошлого.

Утомительные путешествия в Бутан в следующие десятилетия стали проще с открытием аэропорта в Паро. Индийские лидеры продолжали посещать Бутан. Это опять же была Индира Ганди, которая приезжала в страну уже в качестве премьер- министра в 1968 и 1972 годах и камера запечатлела осуществление подписанного ранее договора о дружбе. Она торжественно открыла автомагистраль Пхуентшолинг - Тхимпху и заложила первый камень в фундамент Дома Индии.
Оба этих знаменательных жеста свидетельствуют о крепких связях между двумя странами.

С тех пор фотографы аккуратно документируют прогресс индо-бутанских отношений и сотрудничества между людьми двух стран.
Фотографы сопровождали экспедиции в Бутан, начиная с 1864 года, однако, в то время считалось экзотичным, когда снимки печатались сепией, сейчас это забыто, но ту же реакцию вызывают снимки недавнего прошлого, напечатанные в цвете. Это снимки, включающие несколько проектов, которые показывают поддержку Индии в развитии инфраструктуры Бутана.
Широкая сеть автомагистралей, пересекающих страну и открытие гидроэлектростанций в Чукха, Тала, Куричху, Пинатсангчу и Мангдечху - все это свидетельство тесного сотрудничества. Большинство из этих проектов были подробно отражены в фотографиях и являются подтверждением продолжающихся крепких связей двух стран.

Посещения Индии высокопоставленными лицами Бутана происходили в промежутках между визитами индийской стороны. Его Величество король Джигме Синге Вангчук, четвертый король Бутана, посетил Индию в 1974 году после своего вступления на престол и посещал Индию несколько раз в качестве почетного гостя.

В то время как официальные визиты лидеров двух стран проходили под пристальным вниманием прессы, путешествия простых людей этих стран были запечатлены бесчисленное количество раз их личными камерами. Последние десятилетия двадцатого столетия мы видим возросшее число туристов, посетивших Бутан. Вооруженные камерами они ищут красивые виды, в которых воплотится память об их путешествии.
Виды Бутана, словно сошедшие с открыток, с удовольствием снимают на камеры туристы.
Сегодняшние туристы включают профессиональных фотографов, чей взгляд вышел за пределы природной красоты страны и исследует ее богатое биологическое разнообразие, портреты людей, религиозные церемонии и ритуалы, а так же красочные фестивали Бутана.

В декабре 2006 года Тронгза Пенлоп Джигме Кесар Намгьял Вангчук вступил на престол как 5-ый Друк Гьялпо или Король Бутана. 28-летний монарх, самый молодой в истории, пришел к власти в тот особый исторический момент, когда Бутан совершал переход от монархии к выборам демократического правительства.

Уже долгое время фотография является личным увлечением Его Величества и эта выставка была отмечена как первая, на которой впервые в мире были показаны фотографии короля. Использование цифровых камер делает съемку сложных местностей, расстояний и деталей относительно простой.
И все же кадрирование изображения и выбор удачного момента для съемки по- прежнему говорит о богатстве восприятия фотографа.

Сегодня современный Бутан проходит свой путь демократии, процесс, начатый Его Величеством Джигме Синге Ванчгуком. Портреты людей Бутана отображают непрерывность и изменчивость этого процесса, как морщинистые лица достопочтенных дам контрастируют с лицами молодых, излучающих надежду и энтузиазм.

Его Величество Джигме Кесар Намгьял Вангчук - народный король и его фотографии являются одновременно и объективным документом, и личным свидетельством его сопереживания и преданности своей нации. Его крепкая связь с людьми и любовь к своей стране сквозит в его фотографиях. Бутан излучает идиллию и это хорошо видно на простых, ничем не приукрашенных снимках. Эти фотографии запечатлели ключевые моменты современной истории, которые отражают переход древнего и загадочного королевства в полную энергии и молодости демократию. ◆
Прамод Кумар, независимый исследователь и член правления и директор-основатель Литературного фестиваля в Джайпуре. Намита Гокхале, писатель, издатель и содиректор Литературного фестиваля в Джайпуре.

Автор и источник публикации: 

ПРАМОД КУМАР И НАМИТА ГОКХАЛЕ, Индия перспективы октябрь 2009

Озеро Ю Тшо, Лунана. Фотография любезно предоставлена: Его Величеством Джигме Кесар Намгьял Вангчуком, королем Бутана. Творцы индо-бутанской дружбы, 1954 г. Премьер-министр Джавахарлал Неру приветствует Его Величество Джигме Дорджи Вангчука, третьего короля Бутана. Фотография любезно предоставлена: Ее Величеством Аши Кесанг Чоеден Вангчук, королевой-матерью Бутана. Его Величество Джигме Кесар Намгьял Вангчук восседает на Золотом троне после своей коронации в Ташичходзонге. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх вместе с Его Величеством Джигме Кесар Намгьял Вангчуком, королем Бутана в Ташичходзонге, Тхимпху.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
П
в
Ш
1
ю
Введите код без пробелов, учитывая регистр