Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Чамба: фольклор на муслине

Этот горный город так же красив, как и узор на муслиновом платке Чамбы, богато расшитом вышивкой. Первый взгляд на Чамбу поистине радует глаз.

Город Чамба стоит на восточном берегу реки Рави в штате Химачал- Прадеш. Он устремляется вверх к вершине горы как шпиль храма, пронизывая небо, сияющий и сказочный.

И хотя люди живут по обеим сторонам реки, на вершине горы и на плато, сердце города бьется в его центре. Своим названием он обязан дочери его основателя - короля раджи Сахила Вармана Чампавати. Он был заложен в 920 году и с тех пор необыкновенно разросся и живет в мозаике изумительной по своей красоте богатой жизни. Река Рави свободно несет свои воды в этой огромной долине. Кажется, будто гора и река исполняют романтический балетный номер - их движения синхронны и ритмичны. Порой они подходят так близко друг к другу, что это кажется опасным, а порой расходятся, однако не разжимают объятий, и музыка не прекращается. На западной горной гряде долины видны многочисленные плато, зеленые и плоские. Они образуют глубокие ущелья, на дне которых можно увидеть отточенные водой округлые валуны и гальку.

Дворец правителей Чамбы, хотя и не отличающийся величественностью, все еще является символом Чамбы.
Местный базар представляет собой прямой ряд магазинов без роскошных витрин и манекенов. Здесь товары первой необходимости не выставляются, а находятся в запасе, и ими торгуют. Все диктуется необходимостью. Самым привлекательным видом рынка является картина заснеженного пика Пирпанджал, открывающаяся прямо с середины его главной улицы. До него, кажется, можно дотянутся, хотя на самом деле пик находится далеко. Рядом с рынком раскинулось огромное поле Чауган. За ним земля постепенно клонится к руслу реки Рави. На склоне можно увидеть много прекрасных строений, а вдалеке виден мост через реку. Чтобы въехать в город Чамбу, надо пересечь этот мост. Этот старый висячий мост болезненно кряхтит, когда по нему проезжают, и останавливаться здесь не разрешается. На поле Чауган устраиваются сезонные ярмарки, отмечаются городские праздники. В июле-августе каждого года местные боги и богини, а точнее их образы, вывозятся из храмов на ярмарку Минджар. Они прибывают на Чауган, чтобы отдать дань уважения богу Рагхувире. Их везут в процессии под гром барабанов, звон цимбал и других местных музыкальных инструментов.

Все древние города имеют богатые религиозные традиции. Их жизнь практически диктуется храмовыми ритуалами. Такая зависимость между храмам и городскими жителями четко видна в Чамбе. Шесть самых крупных храмов, из которых три посвящены Шиве, а три - Вишну, стоят в одном и том же комплексе и построены в стиле шикхары. Храмы Лакшми Нараяна и Радхи-Кришны были построены в период правления раджи Сахила Вармана, где-то в Х-Х1 веках. Образ Лакшми Нараяна, также носящего имя Вайкунтха, выполнен из белого мрамора в кашмирском стиле. Эта безукоризненно выточенная скульптура увешана украшениями, переданными в дар храму набожными королями Чамбы. Лоб фигуры украшает большой белый бриллиант. Гирлянды из портретов благочестивых королей, висящие в храме, здесь называют сабих. Эти шесть храмов были реставрированы во время правления короля раджи Пратапа Сингха Вармана в XVI веке. Выполненный из латуни образ Гаури-Шанкара (Шивы и его супруги Парвати) являет собой картину идеальной пары - уверенной, спокойной и богообразной. Привлекает внимание поза, в которой они изображены.

Храм Чамунды Деви, стоящий высоко в горах, манит и зовет путника. С крыши этого храма свисают латунные колокола самых разных размеров и очертаний. Их принесли сюда верующие, просящие исполнения их желаний. Внешние балки строения украшены резьбой в виде йоги в различных асанах. Центральные же балки рассказывают в резьбе по дереву о целом ряде богов и богинь, королей и простолюдинов. В одной сцене можно видеть короля с пикой в руках, в другой - с цветком, а в третьей - летящая апсара трубит в раковину в окружении крылатых бюстов мужчин и женщин. Все это выполнено в стиле картин, создававшихся во времена египетских фараонов. Деревянный потолок структуры покрыт картинами, передающими разные религиозные влияния и смешение традиций того времени. Король с цветком в руках и крылатые бюсты представляют собой образы, навеянные Ближним Востоком. Это, по-видимому, произошло в результате торговых обменов и путешествий. Внутри храма богиня величественно восседает на двух львах и с благожелательной улыбкой взирает на верующих. Вид на город Чамбу, река Рави и простор долины Панги по левую сторону от храма являют собой поразительное зрелище.

Местечко Джхамвар, до которого надо подниматься вверх на 12 км, является сущим раем для любителей природы. Оно еще более красиво благодаря виду гряд Пирпанджалов, до которых, как кажется, можно дотронутся рукой.

В городе же привлекает внимание Музей Бхури Сингха, сохранивший богатые традиции этой долины, повествующие о жизни, богатствах и стилях этих мест. Здесь экспонируются различные типы ожерелий - чампакали, сабих, лаумала и додмала. Дедхку (серьги), пхер (серьги-кольца) и арси (кольца для большого пальца, украшенные зеркалами) свидетельствуют об эстетическом вкусе женщин этого региона.

Миниатюры Чамбы в стиле Басохли (1765) и Кангра (1780-85) выполнены с помощью очень тонкой кисти и рассказывают нам об истории местного фольклора. На них изображены портреты, сцены королевского дурбара, охоты и эпизоды из легенд о Радхе и Кришне. Работа художника настолько искусна и тонка, что можно даже рассмотреть орнаментацию королевской короны. Больше того, естественные краски, которыми писали эти миниатюры, не утратили своего блеска и богатства текстуры. Вызывают истинное восхищение запечатленные на миниатюрах сцены из "Рамаяны", охоты, сюжеты на религиозные темы, стилизованные образы богов и богинь - тонкие и изящные с резкостью очертаний. Изумительный по своей красоте чамбальский румал (платок) отличается сложностью и изяществом вышивки на темы аштанаяки и расамандали. Его окраска богата разнообразием цветов и оттенков. Это поистине произведение искусства, от которого невозможно отвести взора.

Самыми поразительными же, однако, являются каменные плиты, размещенные в местах, где били родники. Некоторые из них были положены жителями города в целях служения обществу. Другие - в память об умершей жене или о муже. Эти плиты украшены фигурами божеств, а также и тех, кому они были посвящены. На них можно увидеть орнаментальные свитки с надписями. Их обрамляют бордюры с переплетающимися змеями. Надписи на плитах выполнены в стиле, присущем традициям долины реки Рави. Позднее на этих плитах появились украшающие их фигуры всадников, стрелков, воинов со шпагами и женщин, несущих воду, Плоская резьба на плитах является уникальной. Они служили двум целям - общественного использования и поощрения искусства.

В этой долине были обнаружены монеты, выпущенные различными королевствами, что свидетельствует о процветавших торговых связях. На медных пластинах зарегистрированы передачи в дар земли по случаю церемонии посвящения, свадьбы или в знак благодарности за что-то. Начертанные на них надписи возвещают о пожертвованиях на строительство храма. Они относятся к Х-Х1 векам и являются свидетельствами наличия в те времена прочных административных и экономических систем. Эти пластины несут на себе печати правителей и выглядят так, будто они были только что изготовлены.

Наступает ночь и гигантские, как левиафаны, горы вновь засыпают. Ночь не проглатывает их полностью, поскольку то и дело из темноты высвечиваются блестки света. Город тоже готовится ко сну. В ночной тишине слышен говор реки Рави. Её постоянное присутствие ощутимо всегда.

Автор и источник публикации: 

Индия перспективы, Октябрь 2003 Текст: Сандип Силас


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
2
Т
Л
7
ч
Введите код без пробелов, учитывая регистр