Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Ганеш Пайн

Картины Ганеша Пайна, рожденные его поэтическим видением жизни, стали зеркалом беспокойного и таинственного внутреннего мира человека. Они открывают нам магический, загадочный мир теней, где нет грани между мечтой и кошмаром, где жизнь продолжается, хотя смерть, кажется, торжествует победу, а черная сатира соседствует со страданием и отчаянием.

Первобытные эмоции и необузданные желания, так искусно скрываемые нами под маской благопристойности, нашли отражение в его темперной живописи, холодная гамма которой построена на созвучии глубоких, мерцающих красок. Как колдун с одного из своих полотен, он силой заклятья вызывает к жизни первообразы из глубин общественного разума.

Он родился в 1937 году в маленьком, угрюмом домишке. Именно здесь в этом грязном, многолюдном квартале в центре Калькутты, он пришел к пониманию мастерства передачи света и тени. Очень часто в доме соседей он видел изображение Гаруды, вероятно, поэтому анатомия и поведение животных всегда интересовали Пайна, даже больше чем анатомия и поведение людей. А легенды и сказки бабушки порождали в его воображении еще больше подобных фантазий. Так, образ сотворения мира богом Кришной, открыл ему ворота в ирреальный мир, устройство которого не подчинялось законам логики.

На рубеже 1950–х годов, под влиянием Бенгальской школы и Абаниндраната Тагора, творчество которого восхищало Пайна еще с детских лет, были созданы многие его композиции.
Произведения Рембрандта всегда были источником вдохновения для Пайна, а после лекции- демонстрации Паритоша Сена о Пауле Клее, музой стал и он. В это время Пайн занимается исследованием живописи храмов в Бишнупуре, Ориссе и Варанаси. Не меньшее воздействие оказало публичное чтение поэтом Шакти Чаттопадхйайем одного из своих стихотворений в 1960 году, где говорится о бурлящих, шумных водах, резком ветре и безжизненном теле.

В 1962 году, успешно окончив обучение в Государственной школе изобразительного и прикладного искусства в Калькутте, он стал работать в студии Мандара Малика – необычайно творческого, страстно увлеченного мультипликацией человека, который вел переписку с Уолтом Диснеем.
Техника, которую Малик использовал в создании своих анимационных фильмов, была довольно примитивной и Пайну приходилось делать несколько сотен рисунков в день. За 15 лет (с 1962 по 1977 гг.) студия Мандара Малика выпустила ряд фильмов. Те проекты, в которых участвовал Пайн, многие из которых были основаны на историях Панчатантры, были выполнены в традициях анимации Диснея. Опыт, полученный там, стал для Пайна уроком либерализма и позволил преодолеть консерватизм методов школы искусств. Благодаря этому он сумел добиться невероятной гибкости и свободы манеры письма.

Будучи членом Общества современных художников, он постоянно находился в центре событий художественного мира Калькутты, что не только способствовало формированию нового самосознания, но и дало толчок развитию новых идей, получивших отражение на его полотнах.

Алхимия его воображения трансформировала по-детски простые и комичные образы в ужасные: рычащие, скалящиеся монстры, лодочник, следующий куда-то по глади воды, разлагающиеся останки, одинокие, полуразрушенные здания, омытые зловещими лучами лунного света. Они, словно призраки, выглядывающие из сумеречного царства, освещенного искусственным солнцем.
Насыщенность жизни и суровость смерти здесь части одного целого: цветы прорастают через грудную клетку, пышущая здоровьем девушка, олицетворяющая весну, соблазняет превратившегося в скелет мужчину. Или маленький принц, взбирающийся на вершину горы из высохших костей.
Другая картина, где эротизм граничит с ужасом, изображает королеву разговаривающей с человекоподобной птицей. Но все они – всего лишь призраки его детства, которое вместо безмятежности подарило ему знание о зле.

В моменты жалости к себе, на лице художника появляется злобная ухмылка, он вдруг превращается в карлика, или мудреца, наделенного божественной силой. Один из его автопортретов, смотря на который видишь скорее Медузу, чем интеллигентного художника Пайна, позволяет заглянуть в глубины его двойственного мира. Здесь глаза его подобны глазам кошки, светящимся в темноте.

Когда Пайн начинает картину, он не руководствуется какими- то особыми идеями и не следует заранее продуманным проектам. Он плетет паутину, линии которой, соединяясь, превращаются в узор его фантасмагорических, порой иронических образов. Он признает, что «облик его творчества сложился из цветов и форм, которые он впитал в детстве». Его сознание - как плавильная печь, где впечатления кристаллизуются, образуя новые формы.

Искусство Ганеша Пайна нельзя назвать однонаправленным, но память и подсознание навсегда останутся главными источниками его вдохновения. Даже когда он пишет в духе традиций, он не изменяет своему стилю. Пайн не сожалеет, что реалии современного политического мира не нашли отражения в его работах. Его творчество - в бесконечном поиске ключа к пониманию собственного «я».

Автор - журналист и автор статей об изобразительном искусстве.

Автор и источник публикации: 

СУМИТРА ДАС. ИНДИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗД. 24 № 6/2010


Комментариев : 1

еще про Ганеша Пайна

achadidi аватар

статья Георгия с иллюстрациями из альбома художника https://indonet.ru/S...

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
авиаперел_т: