Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Пересматривая «Бродягу»

«Я и правда думаю, что Радж Капур не создал фильма лучше «Бродяги».
Этот фильм я смотрел, наверное, раз сто.

В дополнение к многочисленным заслуженным призам, отметившим разные аспекты фильма, добавлю, что Радж Капур создал историю при помощи четырех поколений нашей актерской семьи, начиная от прадедушки, дедушки, отца, дяди и, в конце концов, заканчивая мной»,- сказал Рандхир Капур в своем предисловии к книге Насрин Мунни Кабира «Диалог Бродяги» (Dialogue of Awaara) (издательство Niyogi Books).
Но перед тем как говорить о важности этого издания, включающего текст на трех шрифтах (хинди, урду и латинский), сохраняющего и переосмысливающего бессмертные произведения Болливуда или об элегантности и эстетических достоинствах книги, важно вспомнить немного истории о подготовке фильма.

Кхваджа Ахмад Аббас, хорошо известный писатель на языке урду и журналист, в 1950-х годах впервые написал рассказ о наследственности и окружении на основе реального жизненного случая известной семейной истории.
Поэт Маулана Хали был прадедушкой Аббаса. Но эта история имела отношение к его покойному дядюшке, судье, который свято верил в генетическое благородство, до тех пор, пока в один из дней к его огромному шоку и ужасу, единственный несовершеннолетний сын дяди был пойман на краже.

Написанная история имела ту же тематику, но была ограничена конфликтом отца и сына.

Аббас показал рассказ своему другу и компаньону В.П. Сатхе и вместе они переделали его в сценарий, где исполнителями главных ролей они видели Притхвираджа Капура и его сына, молодого актера Раджа Капура. На идею об этих актерах их натолкнула постановка театра Притхвираджа «Патхан», где впервые и появился дуэт отца и сына.
Когда Мехбуб Кхан, наслаждаясь успехом и славой своего фильма «Andaz», услышал сценарий, он захотел снять по нему свой следующий фильм. Но как только Аббас стал настаивать на своем выборе актеров, Мехбуб Кхан отказался режиссировать фильм.
Он не был против Притхвираджа, но был против его сына, который задал ему жару на съемках «Andaz». Вместо него он хотел снимать своего любимого Дилипа Кумара.
Услышав об инциденте, Радж Капур попросил у Аббаса сценарий и тут же купил его, дав ему и Сатхе одну рупию в знак заключения контракта.
Также ходят байки о том, как великий патхан Притхвирадж Капур был ловко обведен вокруг пальца с помощью искусной игры слов и взял себе роль отца, в то время как должен был исполнять роль главного героя.

Главные причины долголетия и магии «Бродяги» - это новизна тематики, подбор актеров, напряженный сюжет, простота, содержательные диалоги и оригинальная режиссура.
Аббас вспоминает: «Радж Капур снимал «Бродягу» два года. Это были уникальные съемки, снимались мои сцены, мои диалоги, но они были украшены комедийной манерой Раджа Капура, песнями и танцами, которые Радж сделал уместными в повествовании, особенно танец-песня «сон Раджа».
Еще до того как оценка публики, которая признала фильм хитом, стала явной, шоу-индустрия, после премьеры фильма, объявила «Бродягу» провалом.
И тем не менее, это не в первый и не в последний раз, когда кассовый успех подтверждает веру создателя в свое творение или даже наоборот.

«Диалог Бродяги» - это изящное, богато иллюстрированное подарочное издание. Кадры из фильма буквально возвращают на экран памяти визуальную интерпретацию сценария.
Изысканные приемы Аббаса и Раджа Капура вводятся, не ставя под угрозу структуру повествования.
В вводной главе с подходящим названием «Дорога к Бродяге» Насрин Мунни Кабир воссоздает эволюцию Раджа Капура от способного ученика к зрелому кинематографисту, который в процессе работы над фильмами «Aag» и «Barsaat» пришел к пониманию важности надежной команды для воплощения своих фантазий в реальность, а также как он реализовывал свое призвание. Когда Джал Мистри отказался принять участие в работе, предпочтя оставаться свободным кинематографистом, Радж Капур пригласил Радху Кармакара. Следующего, кого он с трудом привлек в мир софитов, был М.Р. Арчекар «опытный фотограф, литограф, портретист и чертежник». Шанкар и Джайкишен, ассистенты композитора Рама Гангули, вернулись в команду, написав музыку к фильму «Barsaat». Кондуктор автобуса Хасрат Джайпури, также подвизающий в качестве поэта, которого Капур встретил на мушайре (традиционном поэтическом состязании) и был впечатлен его текстом Jiya bekaraar hai, и железнодорожный служащий, марксист Шайлендра стали также частью команды. Некоторые были приглашены из театра Притхвираджа, таким образом была сформирована съемочная группа. С главной героиней Наргис и талантливым писателем Аббасом, Радж Капур был обречен на успех огромного масштаба, чтобы в конечном итоге получить звание «великого шоумена».

«После напряженного подготовительного года, съемки «Бродяги» начались в день двадцатичетырехлетия Раджа Капура на студии «Ранг Махал», расположенной в бомбейском районе Дадар. Вся семья Капуров присутствовала при начале съемок, когда снималась сцена молитвы Притхвираджа», - отметил Кабир и добавил, что «наиболее сложной задачей, с которой столкнулся Радж Капур, заключалась в съемках заложенной в сценарии сцены сна главного героя.
«РК Студио» в те дни была еще в процессе строительства, но Радж Капур хотел, чтобы сцена сна была первой сценой снятой в этой студии. Даже если бы пришлось устанавливать декорации в павильоне без крыши».
Знаменитая девятиминутная песенно-танцевальная сцена была создана французской танцовщицей и хореографом мадам Симки, которая работала с Удай Шанкаром. Вступительная песня «Awaara Hoon» до сих пор «остается наиболее известной индийской песней в мире».
Кабир очень удачно воссоздал историю: «Вор Радж (Радж Капур) оказался на скамье подсудимых после неудачной попытки совершить убийство судьи Рагхунатха (великолепный Притхвирадж Капур), его защитником выступает любовь его жизни Рита (Наргис), которая также оказывается подопечной Рагхунатха. В ходе допроса, который Рита устраивает Рагхунатху и Раджу они вынуждены раскрыть события прошлого.
История возвращается к двум давним сценам: одна показывает как Рагхунатх бросил свою жену (Лила Читнис) и еще не рожденного сына, которым как выясняется был Радж, о чем оба не подозревали («У меня еще есть вопрос к Вам: когда, как и за что вы выгнали из дома Вашу жену?» - пронзительный голос Наргис до сих пор звучит в памяти).
Вторая рассказывает о том, как десятилетний мальчик Радж под влиянием бандита Джагги (К.Н. Сингх) приобщается к преступному миру (бандит похитил беременную жену Рагхунатха, чтобы отомстить ему за когда-то вынесенный приговор).»

Цель данной книги- возродить и сохранить в неизменной форме прекрасный сценарий и диалоги К.А. Аббаса, созданные на основе повести Аббаса и Сатхе (или должно быть наоборот, Насрин?!) для последующих поколений. Хиндустани (смесь урду и хинди) диалоги живые, остроумные, полны иронии и изобилуют изящными оборотами. Диалоги использовались и ранее в кинематографе хинди, а также в качестве рекламы характера, которые позже «стали невероятно популярны в хинди фильмах и диалоги многих фильмов запоминались благодаря рекламе.»
В книгу включены «тщательно записанные диалоги и слова песен, вошедших в фильм на хинди, урду и романизированном хинди, в то же время в переводе на английский стремились сохранить всю глубину оригинала», она «также включает обширные примечания, которые несут дополнительную информацию и комментарии.» Нет ничего, что осталось бы не охваченным, повествование включает сценарий с диалогами, а фотографии заменяют отсутствие настоящего фильма. Цветные фотографии «РК Студио», сделанные американским фотографом Адамом Бортосом, не только подтверждают наследие Раджа Капура, но и вечность его кинематографа.
Радж Капур сам провел первую экскурсию по комплексу и своему рабочему кабинету для того, чтобы современный писатель мог вернуться в середину семидесятых, воспоминания о которых до сих пор живы. Оглядываясь назад, мы замечаем некоторые общие черты.

Сценарий фильма «Хина», который был начат Раджем Капуром, сделавшим всю письменную работу, был задумкой Аббаса (хотя это и не упоминалось в титрах фильма), несмотря на то, что фильм снимал Рандхир Капур после смерти его отца, он все же оставляет желать много лучшего). Команда К.А. Аббас- Радж Капур просуществовала четыре десятилетия. Волею судеб, они умерли с разницей ровно в один год, как будто их души снова встретились на небесах. Аббас скончался в частной лечебнице в пригороде Мумбая 1 июня 1987 года, а тело Капура было переправлено из госпиталя Нью-Дели в «РК Студиос» 2 июня 1988 года. Аббас умер в возрасте 73 лет, в то время как Радж Капур встретил свою смерть в 63 - оба были в полубессознательном состоянии.

◆ Автор - режиссер документального кино.

Автор и источник публикации: 

Журнал Индия перспективы, № 3/2010, СУРЕШ КОХЛИ


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
у
5
Ш
к
6
Введите код без пробелов, учитывая регистр