Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Радио FM в жизни современной Индии

Ношение наушников, владение мобильным телефоном, дружеские беседы с радио ди-джеями, постоянная музыка...новый образ (версия) радио становится популярным среди молодежи, являясь источником смеха, болтовни и стильной музыки.

«Мне интересно исследовать внутренний мир и мышление других людей. Когда я ничем не занята, я читаю. Когда я в пути, я слушаю радио», рассказывает Варша Митра.
«Я не смогу прожить и дня без книги и конечно же радио», говорит Санобар.
Эти две молодые девушки, представительницы молодого и неугомонного студенческого круга университета Дели, – не исключение, поскольку, в противоположность AM-радио былых времен, современный «аватар» (версия) FM-радио приветствуется в большей степени молодежью. Представители сегодняшней молодежи, такие как Варша и Санобар, хотят уйти от окружающих их профанаций, но в то же время оставаться на волне своего комфортного мира, непременными элементами которого являются громкий смех, непрерывная болтовня молодежи и стильная музыка.

На расстоянии двух тысяч километров, в городе Диндигул и его окрестностях вещает радио «Пасумаи-FM» («Народное радио- FM»), вдохновляя необразованных сезонных рабочих. Никакое телевидение не может обеспечить столь индивидуализированную связь для молодежи племени Канан как «Пасумаи- FM», свободно транслируя традиционную музыку и вещая на местном диалекте и наречии. На другом конце диапазона – Харбиндер Сингх, IT-специалист и почитатель музыки, который получает свою дневную порцию классической музыки и нежных мелодичных народных песен в стиле газель, слушая спутниковое радио.
Великолепная музыка, интересное содержание, отличное времяпровождение и прекрасная связь – вот отличительные признаки нового возродившегося радио. Будь то разговорное радио, профильное музыкальное радио, интернет-радио, спутниковое радио или общинное радио, современное радиовещание является средой, которая находится в постоянном движении. Революция в области мобильных телефонов и автомобильных радиоприемников кардинально изменила контингент слушателей. На сегодняшний день радиоприемник – необходимый и стильный атрибут, соответствующий последнему писку моды. Популярность радио просто очевидна, и ни один мобильный телефон не будет пользоваться успехом у требовательных потребителей до тех пор, пока не будет обеспечено абсолютное качество FM- подключения.

6 июля 1999 года является важной датой в истории радиовещания в Индии. В этот день правительство объявило, что будет разрешено вещание частных радиостанций на FM-частотах по всей стране и почти на свое полное усмотрение. Это безусловно стало решающим моментом, который в дальнейшем привнес разнообразие в FM-букет страны.

В течение первого этапа приватизации радио почти все ди-джеи культового радио AIR (Всеиндийское радио) были поглощены частными радиостанциями. Основной подход к развлекательным радиопередачам претерпел быстрые изменения, поскольку у слушателей, которые выросли, слушая радио AIR, появился более широкий выбор. Времена меняются, и появились не только насмешливо-иронические и критикующие передачи, ведущиеся доморощенными «знатоками любви», и игровые шоу, дающие возможность быстро разбогатеть, но также и язвительные остроумные передачи и музыкальные заставки, а также целый диапазон подобного содержания. Тематические обучающие программы стали неотъемлемой частью не только сообщества FM-станций, но и таких учебных заведений как Национальный открытый университет им. Индиры Ганди (IGNOU), Джамия Миллия Исламия (Jamia Millia Islamia), Индийский институт массовых коммуникаций (Indian Institute of Mass Communication), Университет Дели (Delhi University) и многих других, создающих собственные станции в борьбе с конкурентами за внимание слушателей.

С началом третьего этапа приватизации FM-вещание, возможно, подвергнется дальнейшим изменениям. Индийские слушатели готовы приветствовать появление чего-нибудь новенького и все большее количество новых FM- компаний отчаянно конкурирует за место под солнцем на FM- волнах. Радио ди-джеи Симран, Анил Капур, Ирфан, Джайшри Сетхи и другие полагаются в большей степени на магическую формулу самовыражения, чем на технологию. Для них слова являются наилучшим помощником. С растущей актуальностью интерактивных ток-шоу эти слова сейчас принадлежат и слушателям. Именно в этом и заключается уникальное свойство радио: планирование и внесение изменений прямо во время эфира и активное участие слушателей, с которыми не может сравниться телевидение.
Джайшри Сетхи отчетливо помнит дни, проведенные в Джайпуре, когда после ее временного проживания в Дубае, она попыталась предложить городу что-то новое. Ее станция «Радио Сити» выпустила в эфир программу под названием «Город радости», в которой звучала духовная музыка. Изначально радиостанция предлагала только бхаджаны из фильмов, но позднее стали звучать и новые направления музыки, такие как транс, фьюжн, а также музыка маэстро музыкального мира, таких как Прем Джошуа и др. Но жители Джайпура не смогли переварить это. Они выразили протест и заявили: «Мы возражаем... Почему бы вам вместо этой, режущей слух музыки, просто не проигрывать бхаджаны, которые исполнялись в известном джайпурском храме Кхату Шьям Джи?»
Форма разговорного радио в Индии также не стоит на месте. Многие радиостанции успешно используют данный интерактивный формат. На ток-радио ведущий становится другом, наставником и доверенным лицом. Поэтому здесь очень важно мастерство быть язвительным и саркастичным, и в то же время быть дружелюбным со слушателями.

Симран является ветераном радио и много чего повидала и осуществила за время работы в радиоиндустрии. Любовь к радио привела ее на только что основанную станцию «Радио Мирчи», одну из самых первых частных станций, в роли программного директора. Затем создание станции «Ред FM», в которой она работала директором креативного отдела и впоследствии стала очень популярным радио ди- джеем утреннего шоу.

Симран верит, что в 2009 году упрощение правил в ходе в 3 этапа приватизации, и в частности разрешение на владение несколькими радиочастотами и более либеральное освещение на радио новостей и текущих событий, подтолкнет радиооператоров к развитию и предоставлению слушателям разнообразной продукции. Перваиз Алам, ведущий станции BBC в Лондоне, выразил свои сомнения по поводу тематики FM-программ. Он говорит: «Индийское FM-вещание должно практично оценить ситуацию. Что собой представляет FM- радио в Индии на данный момент? Это песни, песни и еще раз песни, перемежающиеся с ориентированными на подростков беседами. Создание программ для определенной возрастной группы – это хорошо, но главной должна быть цель привлечения слушателей из всех сегментов аудитории, поскольку существование ради одного единственного направления является грубой ошибкой. Я твердо уверен, что время пришло – FM индустрия должна повзрослеть». Станция «FM Голд» Всеиндийского Радио AIR наиболее близка к тому, в чем заинтересованы Харбиндер и Перваиз Алам. Станция, которая обещает развеять разочарование слушателя ограниченным списком песен и «заслушанных старинных мелодий» и пытается сломить устоявшуюся практику, созданную наиболее популярными FM- станциями. Канал предлагает упоительную музыку Золотой эры индийских фильмов, сдабривая ее интелектуальными стимулами. Радио ди-джей Ирфан называет данные программы «забытыми песнями нашего непостижимого наследия, которые вы не услышите на другом канале».

AIR до сих пор остается основой индийского радиовещания и насчитывает 315 станций. По предварительным оценкам, к 2010 году в Индии будут существовать более 500 радиостанций и в течение следующих пяти лет количество станций превысит 1000. Кроме того, общественное радио является предвестником спокойных социальных перемен и расширения возможностей и станет проводником в новый измененный мир. Большинство радиоэкспертов отмечают, что в развитых (и развивающихся) странах размер рынка и доли затрат на рекламу увечились с ростом количества станций. Но по мнению Симран, самым главным, и это невозможно оценить какими-либо подсчетами, является тот факт, что благодаря индивидуальному подходу и общению один на один, радио способно построить прочную связь со слушателями.

Перваиз Алам, который на данный момент является главой драматического проекта, проводимого BBC в Дели, планирует создать более 150 радиопостановок для ведущей сети FM-станций Индии. Он повторяет слова Уджвала: «При отсутствии новостей и текущих событий для создателей FM-программ не осталось выбора. Но я уверен, что после того, как Нью-Дели разрешит частным FM-станциям выпускать свои собственные программы новостей, спорта, деловых событий и сенсационных материалов, эти же FM-станции преобразятся и зазвучат содержательно и релевантно». Санобар, которая всегда в движении – в метро или на скутере – говорит: «Я не люблю часто смотреть телевизор, поскольку он стал «жевательной резинкой для глаз»..., но без радио я не могу жить». Ее подруга Варша Митра так же не может жить без радио и называет его «конфеткой для ушей». Только вопрос заключается в том, когда эта «конфетка для ушей» превратится в «конфетку для ума»?

◆ Автор – ветеран радио, он возглавлял отдел драмы Всеиндийского радио. Он также является драматургом, ему были присуждены Национальная премия и две награды за его документальные постановки для радио.

Автор и источник публикации: 

Индия перспективы за август 2009 года, автор ДАНИШ ИКБАЛ


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Та_ланд: