Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Живопись с драгоценными камнями

ОСЛЕПИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Индия является самым крупным производителем граненых и отшлифованных бриллиантов, и эта индийская индустрия представляет собой одну из самых больших в мире. Раджастхан, пустынный штат страны, считается крупнейшим центром производства цветных, драгоценных и полудрагоценных камней. Он обеспечивает две третьих всего их экспорта, а его столица Джайпур, известная как розовый город, является колыбелью индустрии производства драгоценных камней в течение более 300 лет.

С течением времени Джайпур стал домом для художников- миниатюристов. Начиная с XVI века, в Раджастхане процветали и процветают различные школы миниатюрной живописи, называемые по имени таких городов, как Мевар, Джайпур, Биканер и Кишангарх. Кишангархская школа подарила миру замечательные миниатюры, посвященные прекрасной куртизанке Радхе Кишангарх, прославившейся во время правления короля Мохаммеда Шаха Рангилы. Она была так красива, что околдовала своими чарами принца Саванта Сингха. Он сильно в неё влюбился и позднее отрекся от своего титула, чтобы жить вместе с ней. Они поселились в Варанаси, священном городе Индии. Она носила на себе столько украшений и столько макияжа, что её прозвали "Бани Тхани", а одна из её картин получила название "Бани Тхани ки Чхави"(образ сильно накрашенной красавицы). Кишангархская школа приобрела славу благодаря своему стилю живописи бани тхани, которому характерны преувеличенные черты лица, длинная шея, большие миндалевидные глаза и длинные пальцы у обильно украшенных красавиц, расписанных приглушенными тонами красок на фоне изобилия зелени, присущей району Кота -Бунди.

Поскольку правители Амбера - Джайпура были больше всех близки к моголам, в живопись этих мест проникло сильное могольское влияние. Наряду с миниатюрной живописью здесь процветало также и искусство огранки драгоценных камней, что позволило джайпурским ремесленникам- умельцам изобрести новый вид искусства, синтезирующий обе эти отрасли. Результатом этого стало поразительное искусство живописи с драгоценными камнями. Здесь вместо обычных красок для создания миниатюр умело использовался порошок из растолченных драгоценных и полудрагоценных камней. Обычно для этой цели использовали аметисты, халцедон, сердолик, агат, гранат, зеленый авантюрин, красный авантюрин, красную яшму, бирюзу, желтый агат и содалит. Использовался также и оникс. Интересно отметить, что каждая картина из порошков драгоценных камней имеет на своем обороте надпись, детально повествующую об уникальности этой миниатюры и использованным для её создания крошечным камням тоже дано подробное описание.

Процесс создания таких картин, кажущийся на первый взгляд очень сложным, на самом деле не так уж и труден. Набросок избранной картины отпечатывают на обратной стороне куска стекла подходящего размера с помощью процесса экранной печати.

Множественные отпечатки производят отличный скетч картины, один из другим, проникая через экран. Для обеспечения четкого очертания дизайна используются различные краски. Обычно здесь применяют искусственные краски - черную, красную и золотистую. Затем промежутки в деталях наброска заполняют порошками из полудрагоценных камней. Их окраска выбирается тщательно, так, чтобы краски сочетались с оттенками камней и образовывали удачную комбинацию узора. Из порошка камней делают пасту, которую смешивают с клеем, после чего эта смесь ловко наносится кистью на различные секции скетча. Размеры картины варьируются от нескольких сантиметров в длину и ширину до огромных масштабов. Владелица одной из таких мастерских рассказывает, что её мастера однажды сделали на заказ гигантскую картину лошади из драгоценных камней размерами 12х36 м. для гостиницы в Джайпуре.

Помимо традиционных настенных декораций, эти образцы искусства украшают мебель, шкатулки, календари, поздравительные открытки, приглашения на свадьбу и т.д. Спектр их применения поистине огромен. А поскольку отходы, образующиеся в результате огранки драгоценных и полудрагоценных камней тоже идут в ход в этом процессе, то законченное изделие имеет умеренную цену.

* Автор - писатель фрилансер.

Автор и источник публикации: 

БИМАЛ САЙГАЛ, Индия перспективы Ноябрь 2003, http://www.indianembassy.ru/docs-htm/ru/ru_ip_1103.htm


Комментариев : 8

Мы видели

Леонид Валентинович аватар

вживую как мастер рисует этими красками. Уже не помню точно где в Джайпуре, в каком дворце, нас завели в магазин -мастерскую этих художников. Всех нас рассадили кружком, на мягких пуфиках вокруг мастера и он начал свой расссказ. Он и его сыновья из семьи тех самых древних мастеров что расписывали дворцы Джайпура а промысел их очень древний. Показал как приготавливаются краски из камней, не показал только как делается краска из золота, это процесс длительный. Причём камни были кусками а не опилки из отходов от огранки. Потом принялся рисовать на чистом белом листе миниатюру, без эскиза, одним движением кисти, получилось очень красиво! Одна наша женщина купила задорого, а ещё они рисуют на обороте старинных бумаг, документов, на них какие то витиеватые надписи чернилами. Говорят что это из архивов раджы, не очень важные для истории документы. Потом вставляют эти картинки в рамки и продают за сотни, тысячи долларов, у нас никто не решился а богатые американцы говорят покупают. Краски этих картин не боятся Времени, через сотни лет они сочные и яркие (показывали), говорят, в мире больше нигде в этой технике не пишут картины.

Интересно!

achadidi аватар

Я сама никогда не видела...
Ну, понятно почему задорого, это не искусственные краски, а перетертые камни. Впрочем, камни, точнее пигмент в них тоже блекнет со временем, как выяснилось, особенно синий, и натуральные камни тоже меняют цвет. Интересно, а на тех картинах вы видели синий цвет?

Конечно же

Леонид Валентинович аватар

там присутствовали различные оттенки синего цвета. На тех картинах, старинных росписях стен и т.д. краски были свежими, как будто их вчера нанесли. В том то и смысл красок из натуральных камней что они простоят века и не поблекнут. Будете в Джайпуре, зайдите в городской дворец правящего (условно) раджи, спросите где этот магазин и всё увидите сами. Туда пускают на экскурсии за деньги.

вот я и удивляюсь потому, что

achadidi аватар

вот я и удивляюсь потому, что вы пишите про свежесть... камни блекнут от света, как и все остальное, камни - они же подземные жители и солнце не любят. но похоже, что не все блекнут, интересно, может какая технология высокая была у древних мастеров Раджастана :)

Я думаю что обязательно

Леонид Валентинович аватар

должен быть рецепт сохранения рисунков в первосозданном виде, раджи народ привередливый, им подавай всё наособицу. Там, в этом дворцовом комплексе выставленны два огромных серебрянных сосуда, тонны по две воды войдёт так предок современного раджи всегда возил с собой воду из дворцового источника, когда шёл на войну, в гости или на манёвры.
Анна, я приготовил фото художника а как его тут прицепить? функции "добавить фото" нет.

Леонид, кнопка добавить фото

achadidi аватар

Леонид, кнопка добавить фото находится над текстом в форме комментариев, первая слева по счету

Канистры я видела, но как я поняла они использовались для воды из священной Ганги...

Точно не могу

Леонид Валентинович аватар

сказать какую воду перевозили в них но Ганга далековата будет и путь лежал через другие княжества, порой враждебные.

фото художника из Джайпура
художник из Джайпура

индусы воду из Ганги везут

achadidi аватар

индусы воду из Ганги везут очь далеко, она же святая :)

вы фото не загрузили на сервер, поэтому.... инструкция как добавить фото лежит на https://indonet.ru/b... там есть картинки с каждым шагом процесса, что бы было еще понятнее

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Т
л
Щ
ю
г
Введите код без пробелов, учитывая регистр