Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Амитабх Баччан

СЕРДИТЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ИНДИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА.
15 февраля 1969 года, долговязый молодой человек 27 лет, необычно высокий для индийца, а особенно для типичного индийского актера, приехал в Бомбей, твердо решив добиться успеха в кино, и в тот же день получил шанс. Тот фильм провалился, но успех не мог повернуться к нему спиной; он пришел к нему спустя четыре года с фильмом, который стал новой вехой в кинематографе, и в скором времени звезде предстояло перевернуть Болливуд.

Тем молодым человеком был Амитабх Баччан. Весьма заманчивое и посильное занятие – писать историю Болливуда, начиная с 1973 года, когда вышел первый успешный фильм Баччана «Zanjeer» («Затянувшаяся расплата»), с Баччаном же в главной роли. С 1973 года, в киноиндустрии был и есть только один актер. Даже сейчас, в шестьдесят четыре года, его влияние в Болливуде таково, что когда он решил сыграть роль учителя глухонемой девочки в картине «Black» в 2005 году, она не только имела оглушительный успех, но и дала ему фильм, очертивший новое поле деятельности и для него самого, и для Болливуда в целом.

Шьям Бенегал сказал мне: «Нет личности, даже отдаленно сравнимой с ним, не только в Болливуде, но и ни в одном театре или киноиндустрии мира нет фигуры, равной ему. На сегодняшний момент нигде на планете нет звезды крупнее, чем он, нигде в целом мире. Как актер, он уважаем за превосходство игры в той же мере, как Оливье или Гилгуд в Британии».

Интересно, что роль, которую Баччан сыграл в самом первом своем успешном фильме «Zanjeer», в какой-то мере отражала политический стиль, который госпожа Ганди с таким успехом переняла в 1969 году. Это была роль человека, который являлся частью правовой системы и одновременно был настроен против нее. Фильм послужил образцом для многих последующих фильмов Баччана, и кратко и точно назвал картины 70-х годов декадой сердитого молодого человека – бунтаря. Баччан играл роль угрюмого одиночки, у которого почти не было времени на песни и танцы, и который ни минуты не колебался взять закон в свои руки, чтобы свершить правосудие, которое не смогла обеспечить правовая система, над заслуживающими того преступниками.

Мастерство Баччана, по словам кинорежиссера Говинда Нихалани, заключалось в том, что его игра обобщала настрой всего народа, как это ранее делали фильмы Раджа Капура: Любой образ, приписываемый исполнителю, как например Сердитый молодой человек, относится не только к самому актеру, но и к обстановке, которая царит в данный период истории, в который люди работают. Тем не менее, как отражение времени, в котором он родился, он чуть было не получил имя Инкилаб (революция), родившись 11 октября 1942 года, в самый разгар движения «Вон из Индии!». Отец Амитабха, Хариваншрай Баччан, хотел назвать сына Инкилабом, но согласился на имя Амитабх, предложенное поэтессой Сумитрой Нанда Пант, образованное из имен Амит и Абха. Семейство Баччанов также было тесно связано с зарождающимися привилегированными слоями Болливуда. Его семья близко дружила с Капурами. Хариваншрай ходил на выступления Притхвираджа, а затем, на закулисных встречах, декламировал свои стихотворения, которые нравились Притхвираджу. Но когда в 1969 году Амитабх приехал в Бомбей в поисках работы, он не стал делать карьеру на студии Раджа Капура, «R.K. Studios», предпочтя попытаться добиться успеха без протекции, как выражаются индийцы.

Амитабх был строго воспитан, что объясняет его застенчивость и неумение выполнять простые вещи, как например, зайти в ресторан в одиночку. Эта застенчивость только принесла ему проблемы, и на ранней стадии карьеры ему пришлось побороться. Однажды ему предстояло встретиться с актером Маноджем Кумаром по поводу роли в фильме, и Кумар пригласил его на студию «Фильмистан», где в тот момент проходили съемки. Целую неделю Баччан ходил на студию только для того, чтобы помяться у входных ворот, не в силах переступить свою застенчивость и войти внутрь. Что удивительно, несмотря на свой статус суперзвезды, большой опыт киносъемок и выступлений вживую, он до сих пор признается в жуткой застенчивости и интровертированности - чертах, которые часто принимают за высокомерие.

Семью нельзя было назвать богатой. Старший Баччан зарабатывал около 500 рупий в месяц, и у них дома не было ни холодильника, ни вентилятора на потолке, и это в изнуряющей жаре северной Индии; его мать поливала пол водой, чтобы хоть как-то охладить комнату и ставила кубики льда перед шатким настольным вентилятором, чтобы спастись от полуденной жары.

Баччаны вспоминают, что у них никогда не было слишком много денег на развлечения, однако родители четко вели детей к своему пониманию полезных увеселений. В Калькутте у него было гораздо больше возможностей для участия в любительском театре. Именно его брат Аджитабх поддержал желание Баччана сниматься в кино и сделал несколько снимков на фоне Мемориала Виктории в Калькутте, послав их затем на конкурс талантов журнала «Filmfare» – Madhuri. Но эта затея ничем не окончилась, и казалось, жизнь Баччана будет состоять из череды постоянных неудач; ведь человек, обладающий, пожалуй, одним из лучших голосов в Болливуде, провалил экзамен на должность диктора на Всеиндийском радио, как на английском языке, так и на хинди. Вечной проблемой было то, что он был «долговязом», просто слишком высоким для индийского актера, чтобы какая-либо из ведущих актрис захотела играть с ним в паре. В жизни он оставался хорошо воспитанным школьником. Он постоянно декламировал стихи своего отца, привычка, которой Мадху объясняет тембр голоса Баччана. Когда в фильме «Shatranj Ke Khiladi» Сатьяджиту Рею потребовался закадровый рассказчик, он обратился к Баччану, и его баритон стал одним из героев фильма.

Баччан сознательно решил сыграть роль доктора, который ухаживает за умирающим от рака больным, Анандом, роль, исполненная Кханна в фильме «Anand». Баччаном двигал тот мотив, что если он сыграет второстепенную роль вместе с суперзвездой, то обратит на себя внимание. Махмуд, чей брат Анвар Али близко дружил с Баччаном – именно через него Баччан стал снимать комнату в доме Махмуда и познакомился с самим Махмудом, снявшемся в ленте «Bombay to Goa» – посоветовал ему: «Построй свою игру вокруг Раджеша Кханна. Представь, что он умирает... это же невероятно ... страна будет рыдать». Именно это, по словам Баччана, и произошло. «Одно то, что я играл вместе с Раджешем Кханна, величайшим кумиром, дало мне ощущение собственной важности и уважаемости».
В последней сцене Баччан, угрюмый, чуткий доктор, наблюдает за тем как Кханна, переносивший мучительные страдания с улыбкой на лице и выказывавший могучую силу духа, умирает.

Игра Баччана принесла ему его первую награду журнала «Filmfare» за лучшую мужскую роль второго плана, но, несмотря на то, что критики наконец заметили его, и даже похвалили его работу, никто из них даже подумать не мог, что он будет сильнейшим характерным актером, в лучшем случае Балраджем Сахни 70х годов. Но, по крайней мере, это было какое-то изменение по сравнению с беспрестанными нападками Бикрама Синха, кинокритика газеты «The Times of India», который, по словам Баччана, «постоянно талдычил про мое изможденное лицо и неуклюжесть».

Это был первый настоящий успех Баччана, где он продемонстрировал бесспорный актерский талант. Съемки фильма сопровождались проблемами. Пран, игравший роль Патхана, злодея, подружившегося с полицейским, когда тот искал правосудия, был во многих отношениях основным выигрышным моментом фильма, будучи общепризнанной звездой. Но в самый первый день съемок он пригрозил выйти из проекта, узнав, что по сценарию ему предстоит исполнить песню. Его не ознакомили с песней и словами заранее, а поскольку он играл роль вечного злодея Болливуда почти три десятилетия, в кинокругах было хорошо известно, что Пран Сахаб (господин Пран), как его называли, не исполняет песни, не танцует, и не бегает вокруг деревьев. Мехре пришлось броситься домой к Прану, чтобы уговорить его остаться, сказав, что фильм не пойдет, поскольку Амитабх как герой не был гарантированно выигрышным кассовым предложением. Но именно фильм «Deewar» ознаменовал начало самого успешного периода в его карьере. Пусть Баччан создал образ сердитого молодого человека в ленте «Zanjeer», но действительно взлетел на вершину в «Deewar».

Автор и источник публикации: 

Републиковано из Индия Перспективы 1`2009. Выдержки из книги Михира Босе «Болливуд: история», издание «Lotus Colleсtion-Roli Books», Нью-Дели, 2006 г.

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментарии Disqus

Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников

register