Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Джавахарлал Неру – философ

Я решил поговорить о философии жизни Джавахарлала Неру, несмотря на то, что он не был ученым философом и всегда подвергался резкой критике. Один из таких жестоких критиков не так давно сказал: «Он был посредственным студентом, как адвокат – он был неудачником, как борец за свободу – не имел своей собственной воли, он полностью покорился воле Ганди.

В одной из личных бесед с Мэсли, американским журналистом, он признался, что разделение Индии он поддержал только для удовлетворения собственной жажды власти».
После выхода в свет короткого очерка Неру «Моя философия жизни» один известный индийский профессор выступил перед английской аудиторией: «Неру – не философ. Он не умеет читать на санскрите. Он очерняет традиции Индии...»

Столь поверхностные высказывания возникли потому, что лишь немногие из представителей интеллигенции и даже его современников... знали,
что Неру прочитал Гарибальди в школе, Бахунира, Прудона и Маркса – в университете, что он восхищался фабианским социализмом Сиднея и Беатрис Вебб, Джорджем Бернардом Шоу, Г.Дж.Уэльсом и другими известными личностями. Он вызубрил биологию для экзамена на получение отличия, Неру также знал, что наука порождает совершенно новое измерение человеческих знаний,... из-за профессиональных злоупотреблений в юридических кругах он добровольно оставил профессию адвоката, отрекся от семейного состояния и под влиянием Махатмы Ганди перевоплотился из светского щеголя в простого индийца, одетого в простую хлопковую одежду.

В своих воспоминаниях Джавахарлал Неру писал: «И затем пришел Ганди. Он был подобен потоку свежего воздуха, который заставил нас расправить плечи и глубоко вдохнуть, лучом света, пронизавшим тьму...»

Джавахарлал уже избавился от неясного «цинизма» «слишком уж умного» салонного интеллектуала, который был «отчасти естественным» для его юных лет «и отчасти развившимся под влиянием Оскара Уайльда и Уолтера Патера». В разговорах с «Отцом», так он называл Ганди, Джавахарлал не боялся возражать, когда считал, что девиз Махатмы «Рам Радж» («Время справедливости и процветания») может завести людей на неверный путь возрождения патриархального феодального строя эпического времени. Неру выражал свое несогласие с несвоевременным началом кампаний, не поддерживал тактику «голодать до смерти». Джавахарлал оставался уверенным последователем, творческим критиком, он приветствовал Ганди, когда тот отказался от имени Махатма (Великая Душа) - данного народом. Его преданность заботе о человеке совпала со взглядами Ганди, который сказал: «Для человека с пустым желудком Бог – это еда», его жгучим желанием было утереть слезы с лица каждого.

Сочувственное понимание человеческих страданий стало обоюдным идеалом для Ганди и Джавахарлал Неру. Одно из многих доказательств его
эмпатии к человеческому существу приведены в его небольшой книге «Где мы?». «Многие месяцы я блуждал по Индии и миллионы лиц прошли
передо мной. Я видел тысячи граней моей страны, ее богатое разнообразие, и тем не менее, единство Индии впечатлило меня. Я пытался понять, что кроется за миллионами глаз, которые пристально смотрели на меня, с надеждой и желаниями. Что за невысказанные страдания...»
Безусловно, он часто обращался к вопросам буддизма о кастовой дискриминации всего народа.

Можно с уверенностью сказать, что один из принципов, который был принят за основу философии жизни, является результатом его веры в этику без Бога.
В своих интуитивных догадках о традиционных философских течениях нашей страны он настаивал на том, что могут быть признаны только те философские течения, которые имеют связь с настоящим. Несмотря на то, что Джавахарлал восхищался Гимном Создания из Риг Веды за смелые предположения о происхождении Вселенной, он не воспринимал буквально все положения Веды. Точно также, хоть он и высоко ценил некоторые сутры Упанишад, при этом он не воспринимал их как непреложные истины, в основном потому, что они были противоречивы.

Неру дорожил многими...учениями... прошлого. Но не принимал все традиционное. Он хотел исследовать социальные факты того времени, когда
возродились философия и религия, и выяснить актуальны ли они сегодня. Например, в течение длительного периода Брамины запрещали «неприкасаемым» произносить священные строфы, что для Неру являлось недопустимым диктатом. Он не принимал унижение женщины, которая
описывалась в сборнике Ману- смрити как соблазнительница, которой нельзя доверять, и добивался равноправия для женщин. Считал, что в
философии хинду отражались волнующие дискуссии о проблемах средневековых времен, но они не были актуальными в контексте настоящего времени. Он также считал, что ислам в большей степени соответствует своему времени... А когда учитель Тара Синх потребовал для сикхов статус сепаратистов, он напомнил ему о книге Гуру Грантх, которая была синтезом религий...
Неру писал: «Мне близко традиционное китайское мировоззрение, глубоко нравственное и в то же время с легким оттенком религиозного скептицизма, хоть я и не могу согласиться с его применением в жизни. Это Дао - путь, по которому следует идти, и образ жизни, который интересует меня.»

Когда он повторял идею Ганди - цели являются средствами – и настаивал на том, что правильные средства ведут к правильным целям, возможно,
таким образом он утверждал этику жизни как единственно приемлемую философию?

Несмотря на это, он считал, что счастливое существование возможно только в светском, не разделяемом религиями мире...
Обросшие толками утверждения Викко, Дарвина, Мишлеля и Маркса о том, что Бога не существует, казалось, подтверждаются наукой. Новые открытия предоставили мужчине и женщине беспрецедентные возможности для достижения целей своей жизни и осознания того, что могло быть достигнуты только божественными силами.
Джавахарлал осознавал опасность неэтичного применения науки и выступил с призывом против ядерных испытаний, вызвав тем самым недовольство со стороны могущественных супердержав.

Джавахарлал Неру в своей книге «Взгляд на мировую историю» раскрыл идею о том, что после европейского Возрождения индивидуум не имеет никаких прав до тех пор, пока не начнет отстаивать самого себя как личность.
В течение 19 столетия определенные слои населения все же добились основных свобод, в то же время высшие слои общества этих же государств завоевали Азию, Африку, Южную Америку, поработили и эксплуатировали большое количество людей.

Будучи главой Индийской республики, Джавахарлал Неру... столкнулся с трагической перспективой первой войны вскоре после провозглашения
независимости страны. В желании достичь долголетнего мира... Неру разработал пять принципов мирного сосуществования и взаимного уважения между государствами и народами. Всю свою жизнь Неру не переставал бороться за права человека, пользуясь своей политической прозорливостью и собственной интуицией, вместе с теми, кто разделил его добрую волю. Поэтому не удивительно, что в его блокноте были найдены строки Роберта Фроста:
Лесная глубь прекрасна и темна.
Но много дел скопилось у меня...
Джавахарлал Неру не гнушался своей веры в человеческие возможности и необходимости в полноте философского выражения – гуманизм.
Джавахарлал Неру верил в человечность, в наивысший потенциал человека – хозяина своей собственной судьбы.

Автор и источник публикации: 

МУЛК РАДЖ АНАНД. Автор – известный литературный деятель. Данная статья является сокращенной версией оригинальной статьи, которая была опубликована в журнале «Индия Перспективы» в ноябре 1988 г. Републиковано из Индия Перспективы ноябрь-декабрь 2008 г.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Еврази_: