Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Празднества в индийском искусстве

Праздники и ярмарочные представления проходят красной линией сквозь индийскую культуру. Они привносят мозаику красок и действ, разнообразие и яркость в жизненный смысл - и не просто как народные или религиозные сборища, в которых можно усмотреть одно лишь желание повеселиться, а являясь отражением глубинных чувств людей с тщательно оберегаемыми историческими и социальными истоками.

В нескончаемой веренице празднеств – духовных, сезонных и светских - можно проследить все великолепное разнообразие торжеств, которые составляют жизнь Индии день за днем: Макар Санкранти и Дипавали- по всей Индии; Ракша Бандхан и Бхай Дудж на севере страны; Шиваратри в Варанаси и Чидабараме; Холи в Матхуре; Джанмаштами во Вриндаване и Импале; Дассера, Рамлила и Дурга Пуджа в Куллу, Майсоре, Дели и Калькутте; мусульманские празднования Ид-уль-Зуха и Мухаррам в Дели, Лакнау и Хайдерабаде. Зороастрийский праздник Джамшед Нау Роз в Бомбее; христианское празднование Рождества и Страстной пятницы в Гоа и почти повсеместно в Индии; праздник Каза в ламаистских монастырях-крепостях Ладакха, Лахаула и Спити, Сикхима.Все они, вместе с множеством других праздников, являют собой яркий калейдоскоп событий, почти всегда включая в себя различные зрелища и представления.

Существуют письменные свидетельства того, что праздники отмечались в Индии с ведических времен, когда, помимо поста и молитв, имели место быть драматические спектакли, совместные выступления певцов и музыкантов, сольные выступления танцоров и театрализованные хореографические постановки, гонки на колесницах и лодках и прочие развлечения. В эпических поэмах Рамаяна и Махабхарта конкретно взятые празднества подводятся к каким-либо важными событиям.

Джатаки (собрание историй, повествующее о предыдущих жизнях Будды) описывает Самаджас (праздник), во время которого в течение нескольких дней проводились представления с танцами, пением, инструментальной музыкой и театральными представлениями.
Древнеиндийская литература изобилует упоминаниями различных празднеств. С одной стороны, людям просто нужна была смена обстановки в повседневной рутине, и праздники давали возможность одеться в лучшую одежду и украшения, украсить дома и очаги, петь и танцевать, пировать и поститься. А с другой стороны, это была попытка единения с матерью-природой, с божественным началом, причастившись к сокровенным радостям и чудесам. Вместе с потребностью воссоединения появилось и побуждение взаимообщения при помощи представлений и зрелищ.

В индийской литературе празднование урожая риса во время сезона дождей нашло описание в Раджтаранджини Калхана.
Васантотсава (Праздник Весны) в произведениях Рагхувамса Калидаса, Ратнавали Харша и Кавиамиманса Раджашекхара – это популярное, большое празднество с танцами и музыкальными выступлениями.
Дохада, важное празднество поклонения деревьям, отмечалось в Карпураманджари Раджашекхара, когда дерево курувака расцветает в объятиях пылкой девы. Точно так же дерево бакула выпускает цветы, когда его орошает изо рта вином юная девушка – так описывает Мегхадута Калидаса.

В изобразительном искусстве празднование Холи представлено на уникальной скульптурной панели из храма Виджаянагара в Хампи, изображающей танцующих дев. В школе Кангра находится ряд великолепных миниатюр, изображающих Кришну и его спутников, играющих красками Холи с очаровательными гопи (пастушками). Исторические полотна Мевара представляют нам Махарану, празднующего Холи с куртизанками и вельможами. Стоит отметить некоторые деканские картины, на которых мусульманский князь бросается красками со своей княгиней и служанками, празднуя Холи. Другая известная скульптура – изображение Амрита Мантхана (взбивание океана для получения нектара), которое празднуется во время фестиваля, посвященного храму Сабарималаи в Керале. Наиболее же распростаненный пример изобразительного искусства – это повсеместное украшение стен и полов, которые в Индии на праздники делают, как правило, жещины.

В смысле зрелищ и представлений выделяется праздник Дассера, который празднуется наиболее ярко; очень часто данные богам различные обеты исполняются именно в это время. В мифологическую основу Дассеры среди прочих, легли миф о Чанди, убивающей демона Наракасуру с помощью энергии и оружия, забракованного всеми остальными богами (мифическая концепция уничтожения зла и восстановления мира, ежегодно возрождамая в коллективном сознании), и миф о Раме, убивающем демона Равану после совершения молитвы Дурге (еще одна мифическая концепция триумфа добра).
Эти мифические принципы отмечаются непрерывными песнопениями во время ежегодного ритуального поклонения Дурге в Бенгалии, Бихаре и Ориссе. Ритуалы также приравниваются приходу замужней дочери в отчий дом. В Тамилнаду, Керале, Андра-Прадеш и Карнатаке Сарасвати Пуджа происходит в домах, украшенных куклами. Центральным событием красочной Дассеры в Майсоре и Махишасура Мандини в Бенгале остаются музыкальные выступления, игра на надасварам, песнопения и танцевальные представления.
И точно так же религиозные верования различного рода и характера становятся поводом для празднования в каждом уголке страны. Даже сезон сбора урожая отмечается красочными танцами по всей стране.

Большое количество праздников, отмечаемых в деревнях, носят местный характер - в честь грамдеват (деревенских духов), которых стараются задобрить и вымолить защиту, или грахадеват ( домашних божков) – им поклоняются с мольбой об умиротворении. Огромное количество племен в Индии празднуют рождение, обручение, свадьбы и выходы на охоту с большим размахом – с музыкой и танцами.

Существует также целый ряд народных театров, выступления которых не предназначены для отдельно взятого праздника, но которые выступают на любых празднествах. Сюда входят Анкия Нат и Оджа Пали в Ассаме, Суман Лила в Манипуре, Бхаваи в Гуджрате, Бурраката в Андра- Прадеш, Ятра и Чанди Ятра в Западной Бенгалии, Тамаша и Читракати в Махараштре, Карияла в Химачал-Прадеш, Къял в Раджастхане, Прахлада Натака в Ориссе, Сванг в Мадхья-Прадеш, Траяттар в Тамилнаду и Якшагана в Карнатаке. Все традиционные кукольные театры теней в Индии так или иначе связаны с храмовыми праздниками. Таким образом, праздники в Индии всегда были отражением гармонии человека с природой, а также с богами и богинями – не придуманными, а чьи явления и деяния всегда имеют за собой цель и стремление к идеалу. Это единство легло в основу индийских праздников, а также оказало влияние на литературу, изобразительные и исполнительские виды искусства с чрезвычайной коммуникативной силой.

Автор написал большое количество работ об индийском искусстве и культуре. Эта статья была опубликована в журнале «Индия Перспективы» в ноябре 2001 г.

Автор и источник публикации: 

УТПАЛ К. БАНЕРДЖИ

Кришна и его компаньоны празднуют Холи танец Дандия Дурга Пуджа


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
революц_я: