Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Самоучитель по Индии. Индийские рикши

Самоучитель по Индии. Индийские рикши, фото моторикши

В Индии есть несколько видов транспорта, называемых Рикши.
В первую очередь это моторикши.
Как правило рикша раскрашен таким желто-зеленым. Сейчас появились в Дели и в некоторых других городах электрические. Электро-рикша может быть раскрашен иначе. И они подлиннее. Видел не только в Дели, но и еще где-то. Видимо, у них скидки на электричество в целях экологии – их как-то за полтора года много появилось.
Дальше про обычного моторикшу. На заднее сиденье (собственно, оно вам покажется единственным) садятся трое. Часть вещей можно пихнуть за спинку, только чтобы не выпали по дороге. Вполне себе сажает еще одного пассажира впереди рядом с собой (обычно слева). Насчет двоих посадить – вряд ли, у него сиденье узкое (вы не верите? А водила при этом бочком сидит, на одной половинке попы…). Практически повсеместны. Моторикши снабжены какими-то типа занавесок из плотной ткани – вроде коленкора, от дождя. Водятся повсюду и в больших количествах. В ряде случаев под них могут косить тук-туки (ну то есть вам предлагается, что за цену рикши (даже и меньше) мы не будем ждать других пассажиров, а повезем вас сразу. Обычно цена составляет цену всех пассажиров или чуть меньше (экономия времени и бензина). Как правило, количество рикш или такси или тук-туков превышает количество желающих поехать. Изредка в час пик бывает, что придется ждать, пока подъедет. Но чаще – зазывают отчаянными криками именно в свою тележку. Не пугайтесь. Вас также будут зазывать в отель, дхабу и пр. Воспринимайте, как знак внимания к себе… При всей своей неказистости штука крепкая и упорная – в горах неслабо залезает на подъем, хотя и медленно. И, кстати, стоит дорого… Мне было интересно, и спрашивал – что-то по цене близко к цене легковушки. Средство дохода все-таки. И сделано крепко.

Тук-тук. Внешне несколько похож на рикшу, но крупнее размером. В принципе бывают разные – с закрытым кузовом и нетривиальным расположением сидений. В Непале электрические были с входом сзади и сиденьями вдоль и впереди поперек… Самые простые – напоминают большого рикшу. Но в нем задние сиденья в два ряда – лицом вперед, а за ним спинка к спинке – лицом назад. Туда садятся через задний борт. Еще могут примоститься на самом заднем борту или как-то бочком. Так, а мне что-то вспоминается, что там сиденья скорее лицом к лицу (одно задом наперед спинка к спинке водительского, другое к нему лицом – нормальное. А уже за ним народ как-то уседается на заднем борту. Ну не суть. В ширину на сиденьях помещается по 4 человека (надо худеть изо всех сил). На свое сиденье водила тоже подсаживает, но здесь уже двоих (причем второму места уже совсем не хватает. Чтобы на перед усаживал троих – что-то мне такое вспоминается… Иногда бывает руль не мотоциклетный, а круглый. Ездит по маршруту (или см. выше). Вполне может стартовать с конечной не набитый полностью, но: когда вы (или другие) подсаживаетесь по пути, вовсе не обязательно соблюдение норм по человеко-местам. А вот стоять у вас в нем точно не получится, каким бы низкорослым вы бы ни были. Проверяйте, прежде чем садиться, куда вы попадете. Кстати! Это же относится и к минибасам! Прежде чем вбиваться туда, прикиньте, сможете ли вы в нем стоять. Вы в Газели стоять пробовали? А эти намного ниже!!! Я в Непале едва доехал до дальнего дарбара (не помню, как его зовут). При этом они еще и двери пытались закрывать. Короче, с тук-туками и минибасами осторжнее, сначала прикидывайте, как поедете, тут нужен некоторый опыт. Научитесь. И тоже надо знать цену (можете незаметно спросить у пассажиров. Обычно по 10-15). Очень далеко тук-туки обычно не ездят, это местный транспорт, не очень быстрый. Иногда тук-туки используются как школьный автобус.

Индия, фото велорикши
Велорикша. Увидите – поймете. На мой взгляд, можно сесть вдвоем. Или одному с рюкзаком. Бывают с навесом (то ли от дождя, то ли от солнца). Сиденье для удерживания рюкзака не очень удобное, старайтесь приноровиться – его трясет, он без подвески, рюкзак начинает сползать, пока ловите маленький… Он может подвизаться и довольно далеко. Например, удобно взять его, если не знаете, где стоянка моторикш или тук-туков. Или где ваш отель. На мейне я обычно брал, чтобы доехать от метро до отеля. Обычно здесь ценник 10-20 рупий. Много пользовался в Варанаси. На подъеме может соскочить и толкать вручную. Многие иностранцы, особенно когда их везет не дюжий молодец, а престарелый щуплый дедушка, при этом выскакивают тоже и начинают помогать. Обычно от этого велорикши пугаются. Они к такому не привыкли… Типа вы их работу отнимаете. Но во всяком случае можно сойти и пройти пешком, придерживая вещи. Обычно в горах не водятся. Бывают грузовые. Еще бывают какого-то крупного размера – как бы типа тук-туков, и используются тоже как школьный автобус (детишки видимо полегче и без багажа). Мне долгое время претило пользоваться – ну как так кто-то будет вкалывать… мне объясняли, что тогда он будет стоять не вкалывать и без денег, а так он хоть подзаработает. В принципе, да. Ну вот если с вещами – стал пользоваться иногда. Скорость небольшая. Тоже зазывают отчаянно.

Рикшу с тележкой видеть не доводилось. Доводилось видеть в Пушкаре дядю с тележкой (на 4-х велосипедных колесах, с которых обычно на мейнах продают овощи, готовят еду и пр.) , предлагавшего отвезти багаж до отеля.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
э
В
Г
Л
6
Введите код без пробелов, учитывая регистр