Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Самоучитель по Индии. Индийские автобусы Вольво и Слипперы

Переходим к индийским слипперам и Вольво. Сначала надо бы пояснить, что это вообще такое.

Вольво и туристические автобусы

Вольво – это обычный сидячий автобус (2+2), аналогичный европейскому, с уровнем комфорта, варьирующимся от европейского до… ну в общем-то комфортного индийского. Зависит в первую очередь от того, сколько этому автобусу лет. Сиденья мягкие и как правило откидываются (если у них не отломаны ручки или кнопки), и достаточно комфортно. Вполне уютно ехать.
Почему их так в Индии называют – думаю, Вольво имеет здесь свой завод, выпускающий автобусы специально для Индии. И название стало нарицательным для этого типа класса мягких туристических автобусов.
Собственно, есть еще какие-то аналогичные басы, которые Вольвами не называют (а иногда в разговоре и называют), но они того же класса.
Особо пожаловаться не на что, особенно если автобус не-АС. Бывает даже неожиданный уровень комфорта. Из Раксаула от погранперехода (сразу после ж\д переезда после границы справа есть контора комфортабельных автобусов, идущих до Патны и не только) нам достался не просто Вольво, а такой трехосный АС, действительно комфортный, (бедный автобус!!! Там от Раксаула первые несколько десятков км не просто грунтовка, а разбитая не хуже российской) в нем даже был вайфай, как и обещали, и даже удалось узнать пароль для вайфая (что-то такое nicerouter – вот какой красивый пароль), и вай фай даже работал. Только сам роутер оказался не то чтобы совсем не подключен к интернету, но только сервер попросил указать ему логин и пароль для подключения к интернету роутера, а вот этого как раз никто не знал… Очень такой милый вайфай… Можно попробовать организовать сеть внутри автобуса. Кстати, на какой-то справочный сайт удается выходить при отсутствии подключения к интернету – то ли жд, то ли что-то в таком роде, то есть на него пускают всегда. Если я ничего сейчас уже не путаю…
Так что Вольво – ничего нового или необычного. Слегка подраздолбанное старое и знакомое.

индийский автобус

Слиппер - спальный автобус

А вот слиппер – это несколько необычное. Хотя… Если призадуматься – а почему в поездах есть спальные вагоны, а в автобусе, катаясь по Европе, надо корчиться в кресле и кое-как в нем дремать? Как и в поезде, лежанки имеют два яруса в высоту – верхние и нижние.

В некоторых слипперах весь автобус лежачий, в некоторых – часть первого этажа отведена под сидячие. Они как правило еще комфортнее, чем в Вольво. Первые пару раз я не рискнул взять лежанку. Вполне комфортно сидеть. В слиппер-басах сидячие места несколько дешевле. Но имейте в виду, что автобус – все-таки не поезд. Его трясет, особенно если дорога плохая. Кроме того, он поворачивает. И иногда довольно резко… Это поначалу непривычно. И может укачивать.
Вообще, укачивать (по крайней мере, в Индии) начинает в первую очередь, когда душно и, главное, – жарко. Снимите все теплое. Пусть лучше будет прохладно. Я потому и советую не-АС – там сразу можете открыть окно…

Ну ладно, я тут писал, но еще расскажу. Кроме того, что это был безумный слипеер 2+2 (сейчас поясню)… ехал я из Найнитала в Дели. Так вот, он был АС. И пока стояли, с открытыми дверями, АС прекрасно работал, я залез в спальник… Но как только он тронулся – закрыл двери и АС выключил. (Или я чего-то не понимаю, или он не знал, в каком положении тумблер включен, а в каком выключен). А там серпантины. Я срочно вылетел из спальника и снял свитерок. Немного полегчало… Но тут была остановка на три минуты. Водила открыл двери и на всю катушку врубил АС. Я залез в спальник и укрылся свитерком. Но тут он закрыл двери, выключил АС и рванул по серпантину. Я скинул свитерок, вылез из спальника и начал свитерком обмахиваться. Когда я собрался искать пятый угол, мы снова где-то тормознулись, открыли двери и врубили на всю катушку АС. Я старался терпеть, но холодно было так, что пришлось залезть в спальник. Но тут мы опять поехали. Я уже совсем было полез за пакетиками, но в этот момент мы приехали в Хальдвани. И снова врубили кондей. Дальше серпантинов не было, и я вырубился поверх спальника, иногда на остановках им укрываясь сквозь сон. Поэтому я не очень люблю АС.

Старайтесь брать места впереди и лучше в нижний этаж. Впереди повороты ощущаются более плавно. И меньше трясет, чем наверху. И понятное дело, наверху больше раскачивает. Это у меня где-то написано, но повторюсь: всегда ложитесь ногами вперед. Так не только лучше видно в окно, но и укачивает намного меньше. Я тут так распинаюсь, но на самом деле – совсем не так уж и укачивает. Просто зачем рисковать? Ну а если даже укачает – пакетик под рукой, а потом уже укачивать больше не будет. Не ужинайте перед поездкой. И не обедайте…

Надо объяснять, что слипперы ездят по ночам? Днем они не ездят. А Вольво ездят и днем, и ночью…
И в горы ездят только Вольво… если бы. Сейчас расскажу.
Перед этим лирическое отсутпление. Толпа человек в сорок приперлась в Пушкар отдыхать. А потом захотели перебраться в Гоа – и замучили все турагентства требованием найти огромное количество билетов на автобусы, поезда и пр. На что тур.агенты предложили идеальный и вполне для них выгодный выход – нанять индивидуальный слиппер-бас. Вышло немного дороговато (да не сказать, чтоб, потому что поездом бы слиппер классом вышел бы билет рупий 700. А здесь – не помню, тысячи по полторы с носа, или по две…) Но автобус не был заполнен, разве что на две трети – сказалось на цене тоже (вот ведь никому и ничему не верили – можно было бы предложить водителям подзарабатывать подбором пассажиров… да ладно. Еще и требовали, чтобы ехать побыстрее – никогда такого не делайте. Индийцы не умеют быстро ездить. Но могут здорово увлекаться. Не дай Бог так еще ездить…)
Правда, в Бомбее пришлось пересесть на что-то типа локала 2+2 – у слиппер не было пермита то ли на въезд в Гоа, то ли на езду по горам вдоль побережья – я тогда так и не понял… Но если вы большой толпой – тоже вариант.

Вполне комфортно ехали на слиппере почти больше суток. И потом еще полсуток на том локале (протащился он дольше, чем обещал, приехали под утро, а не вечером. Но нас еще в темноте ухватили местные владельцы комнат и в полчаса расселили. А пока расселяли, для нас под это дело успели и кафе на берегу открыть). Так что можно и днем на слипперах ездить. А если вас очень много – заказать спецрейс. Но имейте в виду – если будете заказывать спецрейс, а автобус здорово незаполнен, то цена одного места подвырастет. И если вы нанимаете автобус не на кольцевой маршрут, то может получиться еше какая-то оплата за обратную дорогу автобуса. Хотя скорее всего, они назначат какой-нибудь внеочередной рейс и наберут пассажиров – в крайнем случае, по дороге.

А вообще, при любой аренде чего бы то ни было – хоть сами будете рулить, хоть с водилой – обязательно уточните до оплаты, чтобы был пермит на все те места, которые вы намерены или вообще можете посетить. Причем как у трнаспортного средства, так и у водилы. Это не относится только к велосипедам. К мотоциклам и всяким там скутерам – относится обязательно. К автобусам – тоже. Насчет слонов – не уверен.

Основной недостаток слипперов и Вольво – что они частные. Я слышал про государственные, но ни разу не попадал на них. Я ниже об этом недостатке пишу и советую, как этого избежать – путем доставки вас представителем турфирмы к автобусу или путем покупки билета там, откуда автобус поедет. А суть в том, что эти автобусы едут не от автовокзалов, а от контор своих автобусных фирм. По пути у них есть несколько точек посадки, в том числе и в оживленных местах – возле вокзала, возле метро… Но для этого надо хорошо ориентироваться в городе и в автобусах (думаю, что там у многих автобусов будет точка посадки). Это, возможно, придет с опытом… Я нарисовал и написал ниже, где есть много ларечков автобусных фирм, и где подолгу стоят автобусы этих фирм – там и есть основная точка посадки (возле вокзала Старый Дели). Покупая там билет, вы сможете уточнить, во сколько надо подойти, будут ли они открыты (будут, конечно) – и покажут вам пальцем на ваш автобус. Если вы покупаете в турфирме – вам придется просить, чтобы вас отвели за руку, а эта услуга стоит денег. Собственно, вам могут написать на бумажке адрес, который надо показать рикше – и проблема рикши, чтобы найти это. Но ваша проблема при этом – успеть на автобус. Тоже, знаете ли… Есть еще возможность покупать по телефону или через Интернет (но как мне объясняли, оплатить через Интернет нельзя. В этом случае вам привезут билет на дом, за что вы заплатите примерно столько же, как при покупке в турфирме). Так что самое лучшее – привыкать находить представительства самих автобусных фирм и покупать там, где автобус будет проезжать. Места нумерованные, ваше вряд ли займут. Кстати, на автобус на Найнитал садился с внешнего круга Коннаута, столик представителя автобусной конторы стоял прямо в какой-то парадной…

В билете у вас написано, что время регистрации (или типа того) – за 10 минут до отправления. До этого времени вы должны явиться и предъявить себя и билет. Собственно, если вы будете теряться или опаздывать, вас постараются найти или подождать, это не поезд и про вас в курсе (и то, что вы – белая бестолковая мартышка – тоже все в курсе). Но в разумных пределах.

Собственно, приезжают частные автобусы тоже не на автовокзалы. Большинство из них стараются хотя бы проехать рядом с автовокзалом. Но это не всегда получается. Если вы хорошо ориентируетесь в городе – нормально. Но если нет – вам придется взять рикшу. Вполне вероятно, что даже если вы будете в одном квартале от автовокзала, то рикша запросит с вас сотню за то, что прокатит пару кругов вокруг басстанда. Лучше уточните у прохожих, если они будут в этот ранний час. Рикши как правило знают, где утренние басы высаживают пассажиров и радостно их там поджидают… Кстати, далеко не все рикши стремятся разводить. Есть вообще коммунистические штаты, где за ними тщательно следят. Собственно, у них есть и счетчики… которые они включают при виде полиции… Вот у нас в такси тоже счетчики есть… Вам ехать или вам шашечки?

Теперь существенный момент!!!
Столкнулся с какими-то странными слиппер-басами. (2+2). Они вроде как покороче – и ходят в горы. Нижний этаж весь сидячий, верхний спальный – во всяком случае в том, на котором я ехал, было так. Ни в коем случае не пользуйтесь. Двойное спальное место уже, чем одинарное в нормальном басе (стенки сужаются кверху). И короче. И неизвестно, кто при этом будет соседом. Разве что вы берете на двоих – но все равно будет тесно. Ездил на АС, но вроде есть и не-АС. Избегайте (2+2). Пользуйтесь только (2+1)!

Ехал из Найнитала - дорога была безумная. Потом попал на такой же из Патны в Раксаул (к счастью, передняя лежанка (вроде с обеих сторон) одноместная – там все сужается совсем. Какой-то огурец, а не бас. А со второй – двухместные, прости Господи, не дай Бог никому.) Это специально изобрели так называемый слиппер, чтобы ходил в горы. 2+2. Ни в коем случае не пользоваться!, разве что на сидячие места. Он короткий… Внизу все места сидячие, еще куда ни шло бы. Тоже 2+2 – но сидеть не лежать. Но над ними – спальные. По два с каждой стороны – там дай Бог бы одному улечься. И они коротковатые…
Даже меня уболтало поначалу, пока от Найнитала до Хальдвани доехали… Включат кондей – влезаешь в спальник, выключат – вылезаешь, потому что от жары и духоты укачивает… Это бред, а не слиппер. Никогда не пользуйтесь. И похоже, никого не интересует пол, с кем рядом будешь спать. Там вообще невозможно рядом спать, это внизу два сиденья, а кверху он начинает уже суживаться…!!! а на двухместную лежанку - только если едете вместе вдвоем, но и то тесновато будет… Или если хотите с человеком испортить отношения. И при этом в них никаких отгородок от прохода… Дешево, но лучше уж в таком басе брать место сидячее, в кресло – первый этаж все кресла сидячие. А еще лучше – вообще не брать. Вроде, видел на остановках аналогичные без кондея. Так что аккуратно при покупке билетов, берите только 2+1. (Впрочем, нормальные 2+1 тоже бывают, что весь первый этаж сидячий, но это не показатель, они нормальные – просто первый этаж лежачий не взять. Главное, что 2+1). Если смотрите в инете, там приводится схема расположения мест – для слиппера по этажам. Она для сидений обычно наврана, там на рисунке рядов меньше, чем в автобусе… Но в плане 2+2 или 2+1 – там показано. И когда покупаете в турагентстве – они узнают и скажут, какой автобус. Сначала выясните детали, потом соглашайтесь. А если в конторе автобусной фирмы – там уж они точно все расскажут. Так вот, как только 2+2 – сразу отказывайтесь.

Но вот момент – Achadidi рассказывала про что-то аналогично неудобное формата 2+1. Вот только я что-то не понимаю – если там не лечь нормально по ширине, оно что, шириной с Газель, что ли? Вообще, пусть она попонятнее напишет, что это было, хоть как выглядело? Чтоб от него шарахаться сразу же…

Ну теперь уже детальная информация о слиппер басах – и без эмоций.
ЕЩЕ РАЗ ВНИМАНИЕ!
Всегда берите в автобус с собой в салон (особенно если едете ночью) расстегнутый спальник (одеяло) и что-нибудь теплое. Вовсе не факт, что окна будут плотно закрываться. В них может стекол вообще не быть! В слиппере (лежанки двухярусные) вы-то свое окно закроете, а сосед сверху или снизу свое может открыть настежь – и по стене будет так сифонить! И, несмотря на дневную жару, ночью может быть холодно, особенно в горах. Сказанное выше относится и к поезду.

Кстати, многие слипперы имеют некоторое количество сидячих мест (но спинки обычно вертикально не поднимаются, а сильно откинуты, зато их можно опустить почти горизонтально – во всяком случае в тех, что я ездил. Если ехать долго - решайте сами, как вам удобнее. На лежанках можно сидеть (спиной в перегородку или боком спустив ноги на пол (но тогда спиной не опереться – лежанки широкие). Часть лежанок (по правому борту) – двухместные. Но при этом очень широкие (на каждого полагается очень широкое место. Так что туда вполне может загрузиться большая индийская семья с кучей детей и родственников. Однако в этом случае (двухместная лежанка) всегда учитывается пол пассажира (вы всегда во всех билетах это указываете). Мужчину с женщиной вместе на положат. Скорее всего, иностранца постараются уложить на отдельное место (я уже писал, что индийцы вообще очень заботливы и об иностранцах стараются особенно заботиться).
В общем, помните, что в слипперах есть одноместные лежанки (помещается небольшая индийская семья и без родственников), двухместные (большая индийская семья с родственниками) и иногда сидячие места, как я их описал. Лежанки отделены от соседней (голова-ноги) перегородками, а от прохода – занавесками (но не места между собой в двухместной лежанке!). А иногда – не занавески, а такие фанерные задвижки. Окошки часто удается закрыть. (Если честно, по дороге могут подсаживать стоячих пассажиров. Если вы мужик, вы не сможете спокойно спать, если рядом с вами будет стоять тетка с младенцем на руках – вполне возможно, придется уступить часть лежанки, а самому сесть. Хотя скорее всего, эти пассажиры прекрасно устроятся на полу – они даже берут с собой коврики. Хотя на полу может всем места не хватить. Короче, ведите себя так, как вам подсказывает сердце и как вы поступали бы дома). Но как правило, попутных пассажиров не берут. А если берут (это для водителей подработка) – то на короткие расстояния. Они действительно устроятся на полу, они заранее взяли коврик.

Имейте в виду, что в горы слипперы не ходят – запрещено. Только Volvo и локалы. Хотя горы – понятие относительное! Ладно – долина Куллу. Но Найнитал – там есть горы? (хотя я ехал до Хальдвани, может последние 40 км и горы пойдут. Да, теперь съездил в Найнитал – там горы. И дикие слипперы 2+2). А вот БангалорГокарна – полно слипперов. А там перед побережьем перевалы – дай Бог! Думаю, до 1500 точно будет (поменьше, ближе к 1000), и серпантины – даже локал сдает задом, чтоб вписаться. И ничего… Кстати, когда мы ехали на заказанном слиппере (для большой группы можете заказать спец-рейс – не вопрос, и не сказать, чтоб безумно дорого), нас в Мумбае пересадили на локал – отговорились, что нет лицензии в этом штате ездить, но может, мы неправильно поняли – полагаю, имелось в виду, что слипперам туда нельзя – там до Гоа полно серпантинов… Вообще, помните, что почти все западное побережье Индии – горная гряда, не шибко высокая, но начинающаяся почти от самого берега и местами горы довольно крутые. Это трасса NH17 (и возле Бомбея – NH4).

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 1

лично ездила на

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

лично ездила на государственном слиппер-басе из Хампи в Панаджи, уровень на 5, автобус было новый.
на 2х2 ездила, на 2х1 тоже, в длинных и коротких автобусах, с узкими и широкими полками, ездила даже на последнем верхнем лежачем месте поперек прохода..... разные автобусы отличаются слипперы сильно и длиной и шириной сидений, так что выбирать надо тщательно. Одно у них то, что АС лучше не брать - или дубняк будет или кондей не включат. А спальник брать надо как и в поезда, потому что сквозняки в автобусах дикие, так что поддерживаю.

Алексей, вы меня помянули в тексте, только я не поняла к чему и о чем, если честно, так что прокомментировать не могу.

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
И
к
й
д
о
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Комментарии Disqus

Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников