Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Заметки индомана. Гокарна и туристы

Гокарна, закат на море

Еще весной 2016 года заметил в Гокарне забавную (ну тогда еще забавную) тенденцию.
На гокарновском мейне явно наличествовали два потока жизни – с одной стороны как и ранее это поток браминов идущих в храм Шивы и из него или в другие храмы, несущих необходимое для службы и пр.

Так же как и несение мурти из Махабалешвара в другие храмы и все остальное. Причем как правило они все заняты делом. Что даже несколько непривычно для Индии где все всегда рады все дела бросить для того чтобы остановиться и поболтать, особенно с новым человеком.
С другой стороны наличествовал поток чего-то типа евро-туристов. Они также находились на мейне, но совершенно не пересекались с потоком индийцев.

Тогда очень забавным показалось то, насколько у туристов отсутствует понимание происходящего. Ну понятно, что пожилые туристы и престарелые хиппи (не в обиду кому такое выражение) спокойно тусуются по кафе и ресторанчикам и живут некоей своей внутренней жизнью, никому кругом не мешая. А вот молодежь, в том числе российская, видя, но не понимая, заметила, что все мужчины в потоке браминов обнажены по пояс. Это требование к мужчинам к Махабалешваре Темпле, но вроде как оно же исполняется и при службе в остальных центральных храмах, во всяком случае главных, связанных с Махабалешваром.
Видя, но не понимая, туристы почему-то решили, что можно делать выводы и стали сами все в дополнение к шортам обнажаться по пояс. Выглядело дико и странно. Но все же еще вызывало смех. Особенно когда в таком виде они ходили в кафе, рестораны и просто фланировали по мейну. Особенно на фоне пристойно одетых индийцев. (вот как ни транно, брамины при этом не бросаются в глаза на фоне остальных полностью одетых индийцев - торговцев, индийских туристов и пр.) При этом вроде как туристические девушки хоть в какой-то степени еще соблюдали некоторый дресс-код. Ну то есть юбки хотя бы до колен, ну то есть как-то пристойно хотя б по европейским меркам выглядело.

К тому же надо напомнить, что в южной Индии отношение к обнаженным плечам женщин несколько мягче, поскольку (ну так мне рассказывали) до появления англичан нормальной одеждой для женщин была длинная юбка, но топлесс, то есть с обнаженной грудью. С появлением англичан нормы приличия изменились и в итоге женские нормы одежды стали общепринятыми для Индии. Но еще и сейчас иногда можно встретить на рынке крестьянок одетых в такое длинное платье, закрепленное на шее этакой, говоря современным языком, бретелькой и оставляющем обнаженными все плечи и руки. Кстати, сразу бросается в глаза. Но это только в определенной среде (видимо, крестьянство и работники) и в городе встречается довольно редко, остальные женщины одеты строго по индийским меркам (вероятно, есть отличие от северян и других районов Индии по расцветкам, фасонам и другим моментам, но в этом я не очень понимаю). Тем более приезжие паломники. Но мы несколько отвлеклись.

В эту весну все стало значительно хуже. И в значительной мере – благодаря «туристам» (ну не знаю как их без кавычек назвать) из России.

В Гокарне появилась толпа каких-то форинов, которые, мягко говоря, непонятно что там делают. Причем преимущественно русских. И это все на фоне резкого сокращения трудами незабвенного Нарендры Моди количества приезжающих иностранцев (в несколько раз). Страшно подумать, что будет на следующий год, когда проблем с обменом валюты в Индии уже не будет (или дядя Моди все-таки позаботится, чтобы иностранных туристов к тому времени в Индии вообще не стало?).

Возможно, это как-то связано с появление новых (и явно дорогих) всяких там гестов в районе Гокарны – раньше такой был вроде как только один, помнится называется «как-то там Фарм Хаус», куда привозили «пакетников», говорили им что выходить за забор смертельно опасно, выводили их строем на пару часов и возили разок на кораблике. Ну и как-то там выводили купаться на пляж. В итоге эти туристы были безумно довольны (в частности тем, что вернулись из Индии целыми и живыми, да еще и неограбленными), избегали приставания несуществующих в Гокарне нищих (которых там на всю Гокарну было трое или четверо) и возвращались жутко жизнерадостными и насыщенными впечатлениями.
Теперь подобных заведений – и по пути на пляж, и вроде как на самих пляжах – стало больше и новые продолжают строиться. Насколько знаю, некоторые иностранцы в этот раз селились на Кудли бич за 2000 (тысячи, а не сотни!, количество нулей правильное – я не совсем понимаю, где там можно было найти хоть что-то за такую цену…). Теперь даже роют гору на пути от Рама темпла к Кудли бич – и уже срыли значительную часть холма, испортив весь вид. Да еще и притом, что это прямо рядом со одним из самых священных мест – пещерой Шивы. Ну собственно, там же вокруг есть еще несколько не менее священных мест, о которых белые пока слава Богу пока не знают. Но с индийцев-то станется. Они еще возможно не совсем себе представляют к чему это может привести. Хотя прецедент уже был – но об этом ниже. И еще ниже о том – кто владеет, организует и оплачивает это строительство.

Иностранцы при этом ведут себя как-то более-менее пристойно. Они фоткают обезьянок, храмы и что-то еще интересное. Но это все вежливо и ненавязчиво. С русскими просто беда. Часть этой публики просто приехала развлекаться. Видимо, не совсем понимая куда они попали. Ввиду отсутствия в Гокарне кабаков и мест для развлечений (российского стиля) они вынуждены ходить развлекаться в священные места.
Раньше никогда не встретить было форинов на Котитиртхе (так называется священный кунд – пруд - Гокарны). Теперь веселые компании шляются вокруг него с разными шуточками и матюками. Когда я сидел у воды, к нему спустилась компания, делая селфи и (как обычно при селфи) всячески выпендриваясь. Одна из девушек стала плескать ручки и ножки в воде не снимая обуви (понятно, остальные тоже были в обуви). То есть ножку плескала, снимая обувь с этой ножки. Надо отдать девушке должное, когда я ей объяснил, что подходить к священному водоему нужно без обуви, девушка смутилась и сразу обувь сняла. Причем пыталась сначала провести что-то типа символической пуджи воде (не помню, как это называется) – то ли интуитивно, то ли где-то видела. Ну то есть иными словами многие из тех, кто попадает в Гокарну с компанией или с экскурсией попросту не понимают, куда они попали, - хотя возможно и чувствуют это – и нуждаются в каких-то знаниях и хотя бы элементарных объяснениях. Подозреваю, что никто им вообще ни слова не сказал ни о том, где они находятся, ни о правилах, существующих для этих мест. И уж тем более о возможных последствиях нарушения этих правил.

Постоянно встречаются на гокарновском мейне экскурсии русо-туристов. Я говорю «экскурсии» в совершенно буквальном смысле. Чем-то напоминает то ли пешеходную экскурсию на Невском, то ли в Петергофе… Более того – сталкивался с ними выходя из Смашан-Кали темпла – как только они туда забрели? Причем гиды у них явно русские.

Интересно, те кто водит подобные экскурсии – они примерно представляют себе, что они делают? Одно дело взять с собой пару знакомых, объяснить им заранее куда идем и поводить их по нескольким храмам, дать им почувствовать энергетику… Но я говорю именно об экскурсиях, когда на улице в процессе движения или при остановке в намеченном месте вещается некая «информация» и т.д. То есть самая стандартная экскурсия в полном смысле слова. Не позволяющая экскурсантам отвлекаться и тем требующая непрерывного говорения и пр. Сам заканчивал курсы экскурсоводов и знаю, о чем тут пишу. Понятно, что «экскурсоводам» тоже хочется подработать, но не хочется для этого возвращаться в Россию… Только подобные заработки как-то странно влияют на окружающее пространство и в итоге и на экскурсовода, и на экскурсантов. В дневное время можно запросто наблюдать на мейне Гокарны по 2-3 русскоговорящие экскурсии. В последний день видел экскурсию с экскурсоводом, снабженным каким-то громкоговорящим устройством. Видимо, шум экскурсантам мешает. Или может это мне показалось?..

Еще раз повторюсь, многие из этих людей (я уже не об «экскурсоводах»), если им заранее объяснить, куда они попали, как следует вести себя в храмах, что такое индуизм и многое другое – и дать возможность просто побыть в 2-3 храмах – получили бы действительно нужные им знания и ощущения и возможно многому бы научились. Вообще говоря, для многих при этом может открыться новый совершенно незнакомый для них мир. Например, я наблюдал каким откровением является для людей воспитанных в православной и христианской вообще культуре чтение написанного на стенах храма Лакшми Нараян в Дели - истории о сотворении и об устройстве мира и многое другое. Люди с изумлением узнают, что гораздо более детально описанная история мира и описание триединства и многого другого существовало задолго до появления христианства. Но это все отдельная тема. Так же как и изумление воспитанных в христианстве от того, что индусам в голову не приходит как-то отделять или критиковать любую другую религию и принятие ими всех христианских святых – как святых и учителей. Равно как и возможность для людей других религий, кроме христианства, заходить молиться в храмы не только своих религий, но и любых других.
Но в результате описанных выше «экскурсий» похоже, что все это проходит мимо них и возможно после этого становится для них закрыто из-за уверенности, что теперь они все увидели и узнали. Как собственно и они проходят мимо окружающего их мира, не только не понимая его, но и не видя. Вместо того чтобы попробовать хоть на пару часов войти в него и ощутить. Со стороны такие экскурсии в Гокарне выглядят жутковато. Для того, чтобы объяснить все это приводимым ими людям, чтобы помочь им ощутить окружающее, от «экскурсоводов» потребуется действительно работа, в том числе предварительная с людьми до начала выхода на улицу. Причем сама эта работа в отличие от нынешних «экскурсий» непосредственного заработка им не принесет. А вот как раз сама «экскурсия» - это быстрые и легкие деньги… Ну и последствия для всех участников.

Я не совсем уверен, что все эти группы берутся из местных пакетных гестхаусов. Мне говорили, что вполне вероятно их привозят на экскурсию из Гоа. Возможно – в местном поезде из Маргао до Гокарна-роуд ехало довольно много форин туристов. Ну и понятное дело – большинство из русские.

И опять же – то, что более всего касается именно русских туристок. По мейну все более фланирует русо-туристо девушек - и женщин уже в возрасте - в мягко говоря недо-одетом виде. В этом самом виде они шопингуются в магазинчиках и лавочках, тусуются в кафе и вообще видимо в нем так и живут. То есть это платье выше колен (а то и мини), полностью открытые плечи и пр. У меня есть подозрение: если бы кто-то не поленился объяснить им, что они выглядят для окружающих попросту голыми, подавляющее большинство из них поспешили бы одеться иначе. Вряд ли им было бы приятно чувствовать себя голыми среди толпы. Но их становится уже столько, что это надо попросту объявления на перекрестках вешать – объяснять индивидуально уже наверное попросту невозможно.

Жена рассказала интересную ситуацию. Буквально среди рыбацких лодок на городском пляже Гокарны она с изумлением обнаружила целую группу тетенек не в йоговской одежке, даже каковая была бы неприличной в таком месте, а вообще в купальниках. И делающих под руководством наиболее уверенной в себе тетеньки Сурья Намаскар. Если кто не знает – это поклонение Солнцу (Сурье) – продолжительный набор движений из мягко говоря не самых пристойных поз даже для одетых женщин. Рыбаки судя по всему даже стыдились собраться понаблюдать за процессом – это при их-то индийском любопытстве к подобным голым теткам. Жена рассказывала, что сначала хотела объяснить руководительнице, что это городской индийский пляж и что он требует определенного дресс-кода (ну или наличия хотя б какого-то дресса, уж ладно с кодом), но, присмотревшись к ней, почему-то не решилась.

В Гокарне сейчас появился (буквально пару дней назад) очень неплохой фотоальбом одного западного фотографа, снимавшего Гокарну. Одна из фотографий – стоящая посреди пляжа женщина в купальном костюме, едва прикрывающем несколько основных мест, причем стоящая в весьма странной позе – не совсем понимаю, то ли это момент из Сурьи Намаскар (вроде как нет), то ли ей просто так нравится стоять, то ли это что-то из Кама-сутры… То ли она просто из песочка куличики лепит. Ну мне неудобно здесь описывать саму позу. Поза ею принята в окружении изумленных индийских парней, некоторые из держащит в руках мобильники… Так вот – они этого не фотографируют. Они просто растерянно держат мобильники в руках. И что-то обсуждают между собой. Они уже многое наверное нафотографировали, но они не знают, можно ли фотографировать такое. По их представлениям – нельзя. И тем более вряд ли можно будет показывать кому-то… Ну то есть это уже за гранью непристойного. Но это – по индийским меркам. А по русским меркам – какая ерунда!

В локал поезде из Мадгаона в Гокарну мы с женой сидели рядом с молодой парой – не совсем понимаю, из какой именно славянской страны – примерно половина слов у них совпадала с русским. Довольно обычная пара, если бы не одно но – девушка была одета в шортики, штанинки которых заканчивались чуть ниже пояса и в какое-то подобие футболочки, висящей на плечах на длинных бретельках. Сев напротив молодого человека, девушка положила ноги на противоположное сиденье рядом с ним, иногда перекладывая то одну, то другую ему на колени. В поезде сначала было мало народу и мы сидели в одном отделении вчетвером, но где-то ближе к Карвару пассажиров прибавилось. Моя жена тихонько шепнула мне, что в наше отделение ни один уважающий себя индиец не сядет. В принципе я был с ней согласен, но решил понаблюдать за происходящим. Вскоре свободных сидячих мест не осталось и в проходе появились стоящие пассажиры. Мимо нашего купе индийцы в ужасе старались пробежать побыстрее мимо. В конце концов один из самых отчаянных пожилых дядек вернулся (у него напротив через проход сидело семейство) и жестом потребовал освободить ему место. Девушка спокойно и явно не представляя себе ситуации сняла ноги с сиденья и опустила их на пол. Дядька уселся на освободившееся место, упорно глядя в сторону – а именно в сторону своей семьи. При этом в поезде было много детишек – если честно, было перед ними как-то очень неудобно. Но с другой стороны влезать с какими-то нравоучениями не хотелось – тем более что непонятно было, насколько они смогут понять русский, а по-английски я сам не очень… Потом девушка все-таки решила положить ноги на колени юноше, и время от времени перекладывая их то так, то этак, задела несчастного дядьку. Тот реагировал так, словно на него кипятком плеснули – он в ужасе отшвырнул их от себя, словно это были змеи.

С одной стороны даже смешно – как это все выглядело. С другой – я как-то не умею лезть со своими поучениями когда меня не спрашивают… Да еще не имея возможности толком объяснить по-русски. Не знаю, наверное я был не прав, надо было попытаться как-то объяснить…

А с другой стороны, если человек решает влезть в совершенно иной мир, не желая напрягать себя изучением правил и требований этого мира – так это его собственная вина. Если человек не озаботившись узнать устройства электрической розетки, сует в нее ножницы, то его бьет током. И это нормально и естественно. Либо человек напрягает свои извилины сам и заранее, либо это делает электричество – и тогда уже бывает поздно. Ну и здесь то же самое. В конце концов это чаще всего заканчивается довольно печально. Так устроен мир. Так устроена Индия. Насчет России – это уже вопрос отдельный. И другой.

В храме Рамы брамин уже при виде белой рожи (а там их теперь заходит вроде как больше половины) старается вообще спрятаться куда-нибудь в угол или вообще прикрыть алтарь. Причем не особенно разбираясь, какой именно белый зашел – турист ли поглазеть или принесший в храм подношение. И поскольку многие иностранные туристы(особенно русо-туристо) имеют тенденцию шляться на холм встречать рассвет (сам этим грешу), то он старается раньше половины восьмого утра храм не открывать. Видел что-то подобное в Пушкаре – где брамин в храме на высоком холме (кажется Парвати, если не путаю) при виде приближающего белого попросту запирал алтарную часть, поворачивался и уходил, несмотря на наличие в храме еще и индийцев. И не возвращался, пока белая физиономия не переставала маячить на горе. Правда, теперь там все изменилось – теперь там на холм проложили канатную дорогу, и прятаться стало уже бесполезно.

Но вернемся к Гокарне. У меня такое впечатление, что в недалеком будущем попросту запретят нахождение иностранцев не только в большинстве храмов Гокарны, как сейчас, но и вообще в самой Гокарне. Ну или что-то в таком роде. Мнение, что жители Гокарны нуждаются в форин-туристо и на них зарабатывают себе на жизнь, в корне ошибочно. Белые совершенно не нужны гокарнцам. В Гокарну приезжает огромное количество индийских паломников. И это основной доход как для жителей, так и для храмов.
В Махабалешвар никаких белых не пускают, а у храма денег – что называется «куры не клюют». Я знаю, о чем пишу. Насколько мне говорили: и самым первым «пакетным» гестом (кажется это то ли Намате Фарм Хаус, то ли соседний с ним – я там в названиях путаюсь) недавно стал владеть кто-то из русских, и то ли он, то ли другие русские стоят теперь те новые гесты, которые сейчас стали разрастаться по направлению в Кудли. Понятно, это скорее всего через подставных лиц, поскольку владение такое официально невозможно. Но суть в том, что сами гокарнцы похоже никакими новыми гестами не владеют. Они владеют гестами и ашрамами внутри самого городка, и там останавливаются в большинстве своем индийские паломники. Ну и немного белых – но из числа вполне воспитанных и понимающих. И полиция у них тоже гокарнская.

И уже был прецедент. Когда (по моему где-то в районе 2000 года или немного позже) белые вознамерились устроить какой-то фестиваль – то ли хиппи, то ли чего-то в таком роде – на Парадайз бич. Гокарнцы рассудили, что вблизи священного места подобные мероприятия совершенно ни к чему. И в один прекрасный момент на парадайз бич прибыли местные люди (вроде как в купе с полицией), которые в два счета разнесли по камушкам все местные гесты, и проживавших в них туристов выпроводили с пляжа. С тех пор проживание на пляже Парадайз бич запрещено, о чем вполне внятно вещает местный плакат и время от времени напоминает полиция, посещающая этот пляж и, взяв штраф, выселяющая оттуда палаточников. Кто не поленился дойти до Парадайза, тот видел развалины гестов и фундаменты. Так что опыт подобных действий в Гокарне имеется. Очень будет жаль, если однажды туда не удастся попасть, но так будет лучше. Для всех.

И еще раз хочу написать – мне кажется, что многие из тех, о ком я здесь писал, изменили бы свое поведение, если бы им предварительно объяснили некоторые нормы и ситуацию вообще. Вряд ли найдется много женщин, которые согласятся жить голыми среди одетых окружающих. Но лишь в том случае, если они будут понимать, что они голые. Насчет развлечений в священных местах – ну опять же не все делают это с умыслом, некоторые реально не понимают происходящего и нуждаются в каких-то пояснениях. Как и те «экскурсанты», которых гуськом водят по мейну, что-то мудрое вещая им.

Время путешествия: 
зима 2017


Комментариев : 7

Нет, южная Индия до британцев

achadidi аватар

Нет, южная Индия до британцев одевалась в сари и лунги\дхоти, только женщины носили сари без чоли, просто прикрывали грудь набрасывая часть полотнища, женщины же детей рожают и кормят все время... Кстати в деревнях Карнатаки я встречала индианок в сари без чоли.
По этой причине индийцев на юге, куда не слишком долго ступала нога исламских завоевателей и где еще живы древние традиции голыми плечами и голой спиной не удивишь, там деревенские женщины так ходят, вот вам пример из Гокарны

india_gokarna_95.jpg

В Гоа опять же португальские завоеватели насадили свой стиль, а именно юбки по колено, так что этому в окрестностях Гоа тоже никто не удивится. Другое дело шорты и мини-юбки, то есть выше колена. Впрочем, у индианок тоже есть шорты, и вполне себе традиционно-ритуальные :) Это когда сари или длинную юбку спереди пропускают между ног и затыкают за пояс сзади, вполне себе приличная одежда для для кунд и для моря тоже. Так что сами по себе юбки по колено и шорты наверное индийцев уже не шокируют...

Про белых, обнаженных по пояс, думаю, что вы ошиблись, дело не в том, что они копируют браминов, а в том, что им жарко или они загорают... И так по всей Индии, между прочим, и не только по Индии, в Крыму и Сочи наблюдала туже картину, да что уж, в Москве в метро полу-обнаженные мужчины ездят летом!
Кстати, есть в Индии храмы, при входе в которые мужчины обязаны обнажать торс! Главный храм Каньякумари, например. Я никого не пытаюсь оправдать, разумеется, мне самой не нравятся голые тушки в присутственных местах, а они имеют обыкновение даже в городские рестораны так же заходить.

Про остальное согласна, сама писала, вобщем Глас вопиющего в пустыне...
Ну, скажем так, знавала я некоторых гидов, которые сами ничего не знали и знать не хотели, для них Индия просто место дешевого проживания и халявного заработка.
И русскоговорящих, не туристов вовсе, которые тоже тоже исходили из того, что они в Индию деньги привезли что бы потратить, поэтому им тут все должны радоваться... Хотя разумеется есть и достаточно культурные люди, которые вздрагивают, если им сказать, что тут так низя, и спрашивают как можно, ну и вообще интересуются, но мало их, мало относительно всех прочих...
Такие вот дела в сознании представителей нашей цивилизации... Кали Юга, что уж там....

Как раз в округе Гокарны, в

Как раз в округе Гокарны, в деревнях, видел бабулечек, которые во время работы для удобства снимали верхнюю часть одежды, то есть были обнаженными по пояс. Они абсолютно не стеснялись, здоровались со мной и улыбались.
На карте прикрепленной к статье не та Гокарна. (или это для конспирации?))

Спасибо за багрепорт, это

achadidi аватар

Спасибо за багрепорт, это гугл чудит с картами, поправила.
Комменты отправляются и с 1 раза :)

Спасибо) немножко запутался с

Спасибо) немножко запутался с добавлением комментов)

К источнику возле Рама тампла

К источнику возле Рама тампла в Гокарне – так к нему теперь очередь. Боюсь, что уже на нужды храма Рамы не хватает. Кстати, если вы там набрали воду и после вас никого нет – подставьте под воду трубу – по ней наполняется емкость, которая для нужд храма. А то все попользовались и ушли, а емкость пустая. И не забывайте снимать обувь, подходя к нему. Этой же водой пользуются брамины для службы и во многих других храмах.

Алексей, труба там уже год

achadidi аватар

Алексей, труба там уже год как минимум, я писала об этом в прошлом январе-феврале. И это правильно, что вода то утекает зря.

Ну вот интересно: ну в

Ну вот интересно: ну в Путтапарти - понятно, там полуголых нет, потому что их еще на входе отсеивают (кстати, войти в ашрам тееперь мужчинам можно только в длинных штанах - в шортах не пускают даже на регистрацию). Но в Тируванамалаи все женщины ходят в полной индийской одежде, причем если в пенджаби - то все с шарфиками (в Путтапарти специально по этому поводу делают замечания, и часто). Причем в Тируванамалаи жарковато становится - и вот несмотря на. И слоняющихся не видно - народ все больше медитирует. Что ж такое с Гокарной случилось? То ли публика решила, что это продолжение Гоа? Вот уж действительно надо объяснять людям, куда они попали - что это священный город, а не пляж. И что это уже не Гоа.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ч
Ч
ж
9
н
Введите код без пробелов, учитывая регистр