Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз в Индию. Кама сутра и дресс код

Первый раз в Индию. Кама сутра и дресс код

Индия живет по-понятиям, и надо для тех, кто едет в первый раз все-таки написать здесь что-то из таких понятий и правил поведения. Но только вкратце, поскольку тема эта очень объемная, да и писалось уже на Индонете, и на других сайтах, посвященных Индии, очень-очень много. И если немного пересилить свою лень, открыть глаза и начать читать – то можно узнать намного больше и подробнее, чем я имею возможность здесь сейчас написать. Но все же…

Индия очень «пуританская» страна.

Это может показаться странным – из-за существования кама-сутры, разных скульптурных композиций сексуального (с точки зрения туристов) характера на гопурамах храмов, да и на самих храмах. Но пуританство - это действительно реальность. Все внешнее бросается в глаза скорее туристам, чем самим индийцам. А вот что поражает индийских молодых людей – это женщины, одетые в купальные костюмы европейского образца. С точки зрения индийской культуры такие женщины – совершенно голые! Вам хочется ходить голой среди толпы? Ну тогда - конечно. Но имейте в виду, что и отношение к вам будет соответствующим. И от вас тоже будет ожидаться поведение, навеянное просмотром многочисленных американских боевиков, … и пр. Тогда уж не обижайтесь.
Насколько мне известно, есть некоторая категория женщин, которые именно за этим и приезжают в восточные страны – в частности, в Индию. Впрочем, и среди них тоже – кто зачем. Некоторые нуждаются просто в заботливом внимании со стороны мужского пола. Но такие женщины как раз одеваются в соответствии с индийскими нормами. Если вы одеваетесь иначе – иным будет и внимание к вам со стороны мужчин.

Отношение к сексуальным вопросам в Индии, несмотря на кама-сутру, достаточно строгое.
Цель брака в Индии, да и вообще в какой-то степени всей жизни, это построение семьи, продолжение ее существования (в Индии очень важны внутри-семейные отношение, уважение к старшим и многое другое), рождение детей и их воспитание – ну и так далее. Сами вопросы сексуальных взаимоотношений при этом несколько отходят на второй план.
Это не значит, что не существует внебрачных и добрачных связей, особенно в среде нынешней молодежи, но с нашей точки зрения – все это довольно скромно. И опять же для молодых людей здесь чаще всего важно создание в дальнейшем семьи, а не получение кратковременных удовольствий. Это несравнимые ценности. Тем более, что кастовая система продолжает действовать в Индии, так же как и необходимость наличия крупного приданного со стороны родителей невесты и почти всегда обязательность многочисленной свадьбы (что тоже создает немалые расходы). Так что вступление в брак в Индии - дело непростое. Но очень важное. Многое в этих вопросах может нам показаться странным, но нелишним будет напомнить, что наша родная культура существует хорошо если сотню лет (если включать сюда советский период, который сам по себе с нынешней точки зрения странен), в отличие от индийской, которой скорее даже не тысячи, а десятки тысяч лет. И в отличие от нашей культуры все эти десятки тысяч она существует без особо значительных изменений. Что-то в этом наводит на мысль об устойчивости системы.

На всякий случай отмечу один момент. В некоторых общественных местах имеется разделение на группы по половому признаку. Это может быть в некоторых храмах – обычно мужчины в этом случае находятся справа, а женщины слева (исключение которое помню – ашрам Сатья Саи Бабы в Путтапарти, там половины мужчин слева, а женщин справа, но там разделено так, что по сути дела это два разных помещения). В общественных туалетах право-лево любое, там написано или нарисовано. Еще разделение часто бывает (теперь уже реже) в общественном транспорте. В некоторых районах передние места в транспорте - автобусах и пр. могут считаться местами для женщин. Следите внимательно, не разделены ли мужчины и женщины в храме, зале для медитации и вообще в общественном месте и сидят ли другие мужчины на передних сиденьях в автобусе. Обычно при этом имеется какая-нибудь табличка о том, что передние места для женщин (или куда леди, а куда джентлы), но она может быть незаметна и на неизвестном языке. Смотрите на других, чтобы не попасть в неловкое положение. Вообще если мужчина в транспорте (кроме метро) намерен сесть на свободное место возле леди (во всяком случае белой), он обычно спрашивает разрешения.
В метро в Дели первый вагон всегда исключительно женский, в него мужчинам доступ закрыт. Еще в остальных вагонах имеются специальные места для женщин и места для инвалидов и пр. – но там, пока нет женщин, мужчины вполне могут усесться на эти места. Когда появляются женщины и нет других свободных мест, они попросту сгоняют оттуда мужчин. Аналогичная ситуация может быть в локал трейнах – во всяком случае в Ченнае первый (и вроде последний тоже) вагон выделен половина для женщин, половина для какого-то класса повышенного комфорта. Будьте внимательны.

Итак, давайте вернемся к конкретным вопросам.

Дресс-код в Индии.

Дресс-код (англ. dress code — кодекс одежды) — социально-приемлемая манера одеваться, форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий и заведений.

Дресс-код для мужчин не особенно строг.

Но он есть. На пляже вы вполне можете купаться в плавках (лучше все-таки такие, которые имеют форму семейных трусов). Вне пляжа – сами индийцы редко ходят в шортах, но лунги и дхоти (с нашей точки зрения это типа таких мужских юбок) смело подгибают до и выше колен – особенно при работе и чтобы не мешало при ходьбе по неудобной местности. Так что пользоваться шортами вполне можно, но лучше чтобы это были шорты ниже колен. Ну иначе вы будете выглядеть как юный пионер среди заслуженных партийных работников. Ну то есть в коротеньких шортиках в индии в основном школьники младших классов бегают.
Имейте еще в виду, что среди мужчин нагота считается недопустимой. Даже в мужском общественном душе вы должны мыться или в плавках, или обернувшись полотенцем. И переодеваться обернувшись полотенцем – ну или в отдельной кабинке. Что касается женщин – не знаю, вроде говорилось, что среди женщин нагота допустима, но в то же время была и противоположная информация, и неоднократная. Так что лучше не обнажайтесь полностью даже при купании в женской купальне, а посмотрите, как делают остальные. Чтобы не попасть в неудобное положение.

Вернемся к мужчинам. Написанное здесь – кроме мусульманских районов. Если вы собираетесь в мусульманский район и уж тем более если вы намерены посетить даргу или мечеть – дресс-код будет достаточно строгим. Брюки должны быть длинными, то есть полностью закрывать ноги. Рубашка вообще-то должна быть с длинным рукавом (насколько помню), но полагаю, что для просто нахождения в мусульманском районе это необязательно. На голове должен быть головной убор – но это, полагаю, опять же можно опустить, если вы не намерены заходить в мечеть или даргу. Хотя чтобы выглядеть приличнее лучше головной убор все же иметь. Впрочем здесь все конкретно.
Если вы хотите свободно общаться с местным населением, то лучше и рубашку иметь с длинным рукавом. А в то же время дарги чаще всего – суффийские. А суфии народ такой. Например при посещении дарги Хазрата Инаят Кхана вам вряд ли кто-то укажет на ваш дресс-код. Но выглядеть вы будете неприлично.

При посещении сикхского храма мужчины тоже должны быть в длинных штанах и головном уборе (кстати, здесь не допускается поворачивать кепку козырьком назад. Насчет мусульманских мест – не знаю. Но лучше вообще иметь этакую мусульманскую шапочку. А мой индийский друг при посещении дарги Низамуддина вообще, помниться, покрывал голову каким-то платком размером с носовой, как-то хитро повязанным…). Далее по поводу гурудвары – сикхского храма. Рукава опять же должны быть длинными (хотя не уверен до конца в таком требовании). А вот войти в храм вы сможете только босиком, в носках не получится – вы проходите через этакий бассейн с водой.

По поводу омовения стоп, рук и рта перед посещением храма (не только сикхского) – ниже. Что касается носков – ну если совсем холодно – оденьте. И ходить на улице теплее, и чтобы в храме не ходить по холодным камням (в индуистском, буддийском). В гурудваре – не получится (а вот не знаю, как у них при отрицательной температуре – в горах тоже гурудвары бывают). Можно ли в носках в мечеть – честно говоря не знаю. В церквях вроде как где-то обувь вообще не снимали. А возле Гокарны, например, у церкви имеется стойка для обуви. О таких стойках и обуви - в вопросе о храмах) Так вот, если же холода нет, то я очень рекомендую одевать на босу ногу какие-нибудь шлепанцы без задников. И дешевые. Посмотрите на индийцев – поймете. Будем надеяться, что вы сможете посетить много храмов. И тогда при входе в храм вы одним движением сбрасываете эти шлепанцы с ног, а затем так же легко их одеваете. А будучи в храме о них даже не вспоминаете – если их у входа в многолюдный храм затопчут и они попросту от вас уйдут – вы не будете переживать, им красная цена сотня рупий. А до ближайшего магазинчика с обувью можно босиком дойти. В Индии вообще многие ходят босиком. Только под ноги внимательно смотрят – чтобы не повредить ноги. И чтобы не наступить в то, во что вы первым делом наступите.

Наверное для мужчин в основном все. Расцветка не имеет особого значения, но преобладают темные тона. Хотя индийцы очень любят клетчатые яркие рубашки. Ну либо такие светлые костюмы из штанов и такой куртки – это больше в мусульманской среде и в некоторых ашрамах, сами увидите о чем речь. В некоторых ашрамах могут потребоваться лунги или дхоти – такие разновидности мужской юбки. Дхоти – вряд ли, их сейчас только пожилые индийцы знают как правильно носить. Лунги – вам покажут как надевать. Но штука неудобная, особенно на лестницах. И то и другое индийцы умудряются как-то подворачивать и крепить к поясу, если мешает. Я не специалист.

Дресс код для женщин. Здесь сложнее.

Ноги женщины в Индии должны быть закрыты до щиколоток. При этом, как правило, если это штаны - они должны быть не слишком обтягивающими. Если штаны – то сверху должны быть одета курта. Плечи должны быть закрыты (обычно используется легкий шарф, накинутый спереди назад. Длинная юбка или длинное платье тоже подойдет. Лучше всего перейти на индийскую форму одежды – пенджаби или сари. Но обязательно надо посоветоваться с местными женщинами, как и что подходит к чему и главное – как носить. Особенно это касается сари, оно наматывается хитро, закрепляется кучей булавок и под нее хитрым образом одевается юбка, на которой оно тоже крепится, и такой широкий лиф с рукавчиками. Все вопросы к индийским женщинам. Знаю только, что все женщины говорят, что это очень красиво и дает прохладу в жару (и сари, и пенджаби). Но там еще и от материала зависит.

А вот европейский купальный костюм недопустим нигде. Ну кроме некоторых «европейских» пляжей, где индийцы уже ко всему привыкли. Но и там не удивляйтесь, если компания молодых парней будет на вас пялиться и откровенно снимать вас на мобильники. Для них вы - голая. Это как для вас фотографировать скульптуру в Кхаджурахо. Сами индианки купаются в пенджаби или в крайнем случае в каких-то хитрых длинных юбках (нижних, что ли), которые одеваются так, что закрывают грудь. Правда при этом плечи наверное открыты. Опять же уточняйте у них. Плыть в такой одежде невозможно, но плавать они обычно и не умеют. Поэтому часто тонут. Сушат, как я понимаю, после купания прямо на себе.

На остальных, индийских, пляжах европейский купальный костюм мягко говоря неуместен. Как вы понимаете, индийцы не загорают – не нуждаются в таком.

Сразу еще о купании. Крокодилы есть. Акулы есть. Смертельно опасные медузы есть (нынче доплыли наконец из Таиланда). Обратные течения при прибое есть, и сильные. Но они обычно преодолеваются отплыванием в сторону. А вот боковые течения тоже есть и иногда сильные. Если утащит с пляжа в сторону до скал, выйти обратно уже не удастся. Змеи есть, много и разные. Тигров довольно много (могут выходить из национальных парков). Дикие слоны, носороги и пр. – тоже есть. На планете: падающие с деревьев кокосы за год убивают народу больше, чем съедают акулы. А аппетит у акул хороший. И кокосов в Индии много. И вообще, будьте разумны в своем поведении. Не нарывайтесь. Здесь есть спасательные службы, но они могут добираться долго. И от кокосов они не спасут. От прочей фауны – тем более.


Комментариев : 5

совершенно согласна почти со

achadidi аватар

совершенно согласна почти со всем, по поводу женской одежды в Индии дополню, ибо мне чуть виднее в силу моего пола :)

Длинные платья - не всегда хорошая идея, поскольку индианки носят длинные платья как спальную и домашнюю одежду могут счесть, что белая на улицу вышла в домашнем халате\пижаме\ночной рубашке, вобщем конфуз может случиться.

Что касается сари... во-первых, к сари в Индии очень трепетное отношение, это не просто женская одежда, это показатель религии, возраста, социального статуса (замужем); во-вторых, сари одежда очень непрактичная для белых: в жару свариться можно, карманов нет, рюкзак не повесишь, одевать неудобно, носить с непривычки тоже, а уж ходить по пересеченной местности... Так что сари категорически не рекомендуется для путешествующих леди.
Другое дело сальвар камиз, он же шальвар камиз, пенджаби и прочие, то есть костюм из штанишек и блузы, носится в шарфиком-дупаттой, очень рекомендуется, благо выбор цветов и материалов огромен, а можно и у портного сшить.

Спасибо, achadidi, а то

Спасибо, achadidi, а то совсем ничего не смыслю в деталях женской одежды. Там полно нюансов, которые может только женщина объяснить.

Кстати, не написал: в Индии присутствует еще и некий "третий пол" - как понимаю, трансвеститы или как-то в этом роде. Возможно, вы с ними столкнетесь - они очень ярко накрашены, носят женскую одежду но в глаза бросаются. Часто собирают по поездам у мужчин денежку - весьма требовательно. У них свое место в индийском обществе, но эт о отдельная тема. Иногда при заполнении анкета в графе пол могут предлагаться три варианта - M, F, T.

индийский третий пол это да,

achadidi аватар

индийский третий пол это да, явление, которого наверное больше нигде нет, они позиционируются как женщины , хотя не все женское к ним применимо. называются они хиджра, по этому ключевому слову про хиджр есть фото и статьи на индонете

Совсем забыл написать еще про

Совсем забыл написать еще про одну вещь... В Индии крайне неприлично на людях проявлять какие-либо... как бы это сказать... знаки внимания между полами. В том числе и между супругами. То есть личные взаимоотношения - это совершенно личное, этого никто не должен видеть. Насчет между братом и сестрой - не знаю, наверное тоже, хотя возможно не так строго. Иными словами, неприлично обниматься (я уж не говорю - целоваться), держаться за руки и т.д. При встрече супруги ведут себя очень сдержанно, радость выражается только улыбками и словами. И внутренними эмоциями (лица у индийцев очень одухотворенны, по ним можно читать все эмоции!). При этом со стороны лиц одного пола - вполне допустимо рукопожатие, обнятие, может быть даже похлопывание по спине (это уж скорее мужчины) - то есть выражение дружеского расположения по полной программе. А вот для лиц разного пола - уж дождитесь, пока вы останетесь одни. Я даже ни разу не видел, чтобы подавали женщине руку - не потому что не воспитаны, а это неприлично и может быть неправильно понято. Еще раз напоминаю - Индия очень пуританская страна. И значительная часть населения - мусульмане. Кстати, не стоит фотографировать мусульман - по Корану изображение людей и животных недопустимо. Поэтому старайтесь, уж если кто-то из мусульманского населения попадает в кадр, фотографировать так, чтобы это было незаметно. А если хотите снять именно человека - спрашивайте разрешения. Обычно все, кроме мусульман, радостно соглашаются. Что касается мусульман - скорее всего, откажутся, хотя в некоторых случаях могут и разрешить. Но делать это исподтишка не стоит, можно нарваться на крупные неприятности.
Старайтесь при встрече между супругами (или типа того) сдерживать на людях свои эмоции. Это избавит вас от попадания в неловкие ситуации, в которых вы не будете понимать, что происходит. Ходить под руку мужчине с женщиной тоже недопустимо - вообще касания лица иного пола неприличны. Вот такие нравы в стране Кама-сутры.
В городах молодежь порой может не следовать общепринятым нормам и ориентироваться на западные стандарты - и в одежде, и в поведении. Но я бы не советовал вам брать с них пример. Они по крайней мере догадываются, в какой ситуации им за это ничего не будет, а в какой лучше не стоит.

Спасибо за дополнение, писано

achadidi аватар

Спасибо за дополнение, писано тут было про это уже много, но повторение все равно полезно

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
е
И
ч
щ
ш
Введите код без пробелов, учитывая регистр