Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Индийские сиддхи - кто они?

Индийские сиддхи - кто они?

Всем, кто интересуется Индией, известны ее успехи в области техники, электроники, космических исследований. Но наряду с этим страна бережно хранит свое культурное наследие. Учения, связанные с развитием способностей человека, восходят к глубокой древности. Их последователи известны в Индии под разными именами – сиддхи, натхи, сахаджья-йоги.
О феномене духовных практик Индии размышляет известный российский индолог Александр Дубянский.
индийские сиддхи - святые со сверчеловеческими способностями
В обыденных разговорах об Индии, которые ведут в России и далеко за пределами, все еще нередко возникают несметные сокровища, уникальные архитектурные сооружения, заклинатели змей и, конечно, йоги, лежащие на гвоздях или завязывающие тело узлом.
Впрочем, многие любители Индии сейчас имеют возможность посмотреть на нее своими глазами, и рассказами о йогах и священных коровах их уже не удивишь.
К тому же есть и более серьезные люди – искатели истины и духовных богатств, жаждущие приобщиться к многовековой мудрости индийцев, искать в ней ответ на вопросы о предназначении человека, о его природе, о его возможностях. В подобных поисках любители Индии могут узнать о людях, бросивших вызов известным нам законам природы.

Мы самостоятельно летаем только во сне, а они утверждают, что давно уже владеют этим умением въяве; мы стремимся хоть сколько-нибудь продлить наше земное существование, а они живут по несколько сотен лет; они утверждают, что могут ходить по лунным лучам, обходиться без пищи, оживлять тела покойников.
«Сила нашей религии такова, – заявлял один из них, – что я контролирую Шиву и Вишну и других величайших древних богов, я останавливаю планеты на небесах, я опускаю землю в океан с ее горами и городами, а затем я выпиваю его в один момент».

Учения, связанные с развитием такого рода способностей, восходят к глубокой древности. Их последователи известны в Индии под разными именами – сиддхи, натхи, сахаджья-йоги и другими. Их всех объединяет стремление овладеть сверхъестественными силами, предельно расширить возможности человеческого тела. Их тайны далеко не раскрыты, но их подвиги описаны в древних и средневековых индийских книгах, в том числе, созданных ими самими.

Чтобы понять место сиддхов в индуизме, надо принять во внимание, что развитие религии шло в Индии многими, неисчислимыми путями. Основным считается тот, что восходит к текстам Вед – сборников древних религиозных гимнов, жертвенных формул, заклинаний, напевов. Однако, примерно к середине 1 тыс. до н.э. сформировались школы, отвергавшие как авторитет ведийских текстов, так и разработанные ими методы достижения блага, то есть, ведийские жертвоприношения вместе с когортами исполнявших их жрецов. А если поставить перед собой задачу продлить жизнь или обрести бессмертие (чем сиддхи и занимались), то знания и умения нужны необычные и даже сверхъестественные. Вот они-то и называются в Индии «сиддхи», а человек, ими овладевший, – «сиддха», или «сиддх».

Главная цель практически всех религиозных учений в Индии освобождение от телесных уз, слияние с Абсолютом или богом, обретение вечного блаженства. Но пути достижения этого на протяжении веков предлагались различные. Тут мы найдем и жертвоприношение, и аскезу, практики йоги и медитации, культивирование эмоциональной любви к богу и даже ритуальный половой акт. Но если главная цель индуиста вообще – осознание наличия в себе высшего духовного начала и достижения так называемого состояния мокши (освобождение от телесных уз, или выход из «колеса перерождений»), то основополагающая идея сиддхов состоит в том, что телесную жизнь можно продлить до бесконечности, а один из краеугольных камней индуизма – закон кармы, подразумевающий неограниченное число новых рождений, следует отвергнуть.

Поэт Сиваваккияр, один из наиболее крупных средневековых сиддхов, создававший свои творения на тамильском языке, высказался по этому поводу выразительно и вполне определенно:
Не возвращается в коровье вымя молоко,
И вновь не станет простоквашей масло,
Не оживают звуки раковин разбитых,
Не возвращаются на дерево упавшие цветы и фрукты,
И не рождаются умершие – нет, нет и нет!

К идее отказа от мокши и ценности земного, телесного существования подходят некоторые индуисты, а именно идущие путем бхакти (буквально, сопричастности богу). Бхакты стремятся навечно слиться с богом (Шивой, Вишну, Кришной), культивируя чувство безграничной любви к нему, беззаветной ему преданности. Не отрицая решительно закона кармы, они нередко предпочитают мокше земную жизнь, дающую им возможность непосредственного, человеческого общения с любимым богом. Таким образом, в их вере отчетливо проявляется дуализм человека и бога, в то время как сиддхи, будучи в религиозной сфере довольно ревностными шиваитами, осознают, каждый, богом самого себя. Отсюда становится понятной их проповедь собственного всемогущества, которое основано на их представлении о том, что человеческое тело есть микрокосм, то есть, своего рода модель мира. Таким образом, считают сиддхи, управление телом и его элементами равносильно владению и управлению миром.
Понятно, что эта идея влечет за собой признание уникального характера человеческой жизни и формирование особого отношения к телу. Оно понимается сиддхами как инструмент достижения бессмертия и как обитель бога, то есть, храм (иные же храмы – каменные строения, украшенные образами богов, они отвергают).
Исходя из этого, учат сиддхи, надо постоянно заботиться о теле, поддерживать его жизнь и совершенствовать его. Как происходит этот процесс, человеку со стороны понять невозможно.

Знания сиддхов сокровенны и издавна передаются изустно непосредственно от учителя к ученику. Если же они излагались письменно, то применялся особый символический язык, понятный опять-таки лишь посвященным. К тому же их тексты записывались на пальмовых листах – материале хрупком и ненадежном, так что многое из наследия просто-напросто погибло в потоке времени. Тем не менее, мы в самых общих чертах можем представить себе, что работа сиддхов над телом состоит в определенном очищении его клеток, тканей, органов и жидкостей, в выделении и взращивании присущей им жизненной субстанции, которую они именовали снадобьем или амритой. В результате этого происходит не только усовершенствование плоти, но и построение нового, духовного, или, как его называют, тонкого тела, которое, пройдя в своем развитии через несколько промежуточных стадий, достигает совершенства, становится не подверженным тлению, а его обладатель обретает чудесные возможности: уменьшаться до размера атома, увеличиваться бесконечно, парить в воздухе, достичь любого места, преодолевать любые препятствия, контролировать природные процессы, властвовать над миром, выполнять все свои желания.

Для воплощения своих замыслов сиддхи не только практикуют йогу и медитацию, но занимаются оккультизмом, алхимией и минералогией, изготавливают эликсиры и лекарства, не оставляя в стороне и наркотические препараты. Большое значение придается ими магической технике – заклинаниям, символическим жестам, построению мандал, своего рода диаграмм с зашифрованным в них смыслом.

Одним из наиболее известных достижений сиддхов является сформировавшаяся в средние века на юге Индии так называемая «медицина сиддхов». Ее часто считают ответвлением древней индийской медицинской науки под названием Аюрведа, но сами сиддхи настаивают на оригинальности своих методов. Как бы то ни было, эта традиция жива до сих пор и, более того, довольно успешно развивается. К сожалению, статистика в этой области налажена плохо, и объективно проверить эффективность их деятельности затруднительно, но есть определенные свидетельства того, что врачи-сиддхи вылечивали больных, которым обычная медицина помочь не могла. В этой сфере сиддхи вполне открыты для общества.
В Тамилнаде вывески больниц, клиник, частных врачей, работающих по системе сиддхов, можно увидеть во многих местах.
Некоторые врачи имеют дипломы и даже ученые степени по западному образцу, но если такой врач одновременно принадлежат традиции сиддхов, то лечить будет преимущественно с помощью своих средств. Он обладает знаниями, переданными ему его учителем-гуру, и в свои секреты никого, кроме своих учеников, не посвящает.
Время от времени он приостанавливает практику и отправляется на поиски известных ему растений, заготавливает семена, корешки, клубни, которые затем использует для приготовления снадобий и лекарств. В дело идут минералы и химические вещества. С помощью растительных соков, солей, извлекаемых из почвы, сиддхи научились переводить ртуть из жидкого состояния в твердое, уничтожая при этом ее вредоносные свойства и выявляя полезные для лечения болезней.

Противоречивость – неотъемлемая часть разговоров о сиддхах в Индии. Это связано с тем, что, во-первых, сиддхи находятся вне основного русла индуизма. Во-вторых, само их учение состоит из частей, представляющих собой смесь тайны и мистики с вполне достоверными результатами в области медицины и фармакопеи.
Например, согласно легендам, один сиддх по имени Рамадевар, живший то ли в 15, то ли в 17 веке, изготовил из ртути волшебную пилюлю, с помощью которой мог летать по воздуху, и посетил Мекку, где приобрел имя Якоб. Эти сведения кажутся нам фантастикой, но работа сиддхов со ртутью абсолютно реальна.

О сиддхах и их образе жизни не так уж много известно рядовым индийцам. Сиддхи не склонны афишировать свои достижения и демонстрировать свои способности. Йоги, маги, факиры, которые работают на публику, с точки зрения истинных сиддхов, не достойны внимания. Свою задачу они видят в другом – разъяснять людям смысл жизни, указывать на возможности человеческого организма, говорить с ними о бессмертии. Те, кто встречался с сиддхами, отмечали их мягкость и доброту, готовность прийти людям на помощь. Именно это, а не только их сверхъестественные способности, привлекают к ним людей. Не случайно поэтому фигуры многих сиддхов, – неважно, когда и где они жили, – пользуются известностью и стали объектами поклонения.

К примеру, в маленьком местечке Нерур вблизи тамильского города Карувур есть место захоронения некоего Садасива Парахмендирара. Он жил в 18-м веке, был весьма образованным и поэтически одаренным человеком и вместе с тем известным йогом и сиддхом. Достигнув определенного возраста, он велел закопать себя в землю в сидячей йогической позе, осуществив так называемое «упокоение живьем» (джива самадхи). Его могила и возникшие рядом мемориальные строения давно уже стали местом паломничества. Люди, приходящие сюда, убеждены в том, что святой продолжает свое существование под землей и может помочь им в решении жизненных проблем. Это касается даже политических деятелей, которые накануне выборов или перед вступлением на какой-нибудь ответственный пост приезжают в Нерур, чтобы получить мистическое наставление от знаменитого сиддха.

Садасива Парахмендирар слагал стихи на санскрите, но большинство известных сиддхов пользовались тамильским языком. К счастью, сохранилась их поэзия, собранная под названием «Песни восемнадцати сиддхов». Ее авторы, жившие предположительно от 8 до 14 вв, описывают в стихах опыт занятий йогой, некоторые философствуют или рассуждают о жизни, другие восхваляют бога Шиву или его женскую ипостась Шакти. Но основной пафос их поэзии – пропаганда своего пути, своих взглядов, в том числе религиозных. Такие стихи не очень трудны для восприятия, поскольку явно были рассчитаны на простых людей и нередко содержат разговорные выражения. Так, уже упоминавшийся Сиваваккияр часто обрушивался на своих оппонентов и постоянно указывал на Шиву как на высший смысл бытия, находящийся в человеческом сердце.

Стихи, посвященные проблемам бытия, теологии, технике йоги и другим аспектам учения сиддхов, гораздо более сложны. Они построены на зашифрованных смыслах, символических и многозначных образах.
Одним из самых выдающихся поэтов-сиддхов является Тирумулар, живший, как полагают в 7 в н.э. Произведения Тирумулара считаются одной из вершин шиваитской теологии и философии, своего рода энциклопедией учения сиддхов. Полагают, что его изложение основ йоги представляет оригинальную южно-индийскую традицию, столь же великую, как йога Патанджали, но гораздо менее изученную.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
9
ю
Ж
5
К
Введите код без пробелов, учитывая регистр