Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

В краю Тируваллувара

Индия, Тамил наду, Каньякумари

Индия – это единство в многообразии. О феномене неповторимого индийского юга с его величественными памятниками истории и культуры и чарующей природой размышляет ведущий российский тамилист Александр Дубянский.

Тверской купец Афанасий Никитин славен тем, что был первым русским человеком, побывавшим в Индии. Было это в 70х годах 15 века, на 20 лет раньше того, как на индийский берег сошел знаменитый португальский мореплаватель Васко да Гама. Афанасий провел в Индии около трех лет и порядочно попутешествовал по индийской земле, в том числе в южных ее краях, там, где сейчас располагается штат Андхра-прадеш. Но до тех мест, где обитает самый южный народ Индии, тамилы, он не добрался.

Лишь три века спустя, в 1785 году, туда попал еще один наш соотечественник, музыкант Герасим Степанович Лебедев (17491817), по существу первый русский исследователь индийской культуры и индийских языков. Он 10 лет про жил в Калькутте, а до этого два года в Мадрасе, тогда еще небольшом поселении на берегу Бенгальского залива, которое в 17 веке английская Ост-Индская торговая компания выбрала в качестве своего опорного пункта. Обладая большой склонностью к изучению языков, Лебедев смог освоить местный «народный мальбарский», как он его называл, а по-настоящему, тамильский язык, один из самых древних языков Индии В те времена, да и позже, в течение всего 19 века, о южной Индии, о населявших ее народах, так называемых дравидах, к которым принадлежат и тамилы, почти ничего не было известно.
Правда, некоторые лингвисты в своих трудах упоминали дравидийские языки, в том числе тамильский, а известный русский ученый С. К. Булич опубликовал заметку о нем в энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Но русская читающая публика совершен но не была знакома ни с тамильской литературой, ни с богатой тамильской культурой. Впрочем, одно произведение классической тамильской поэзии не ускользнуло от внимания Л. Н. Толстого. В собранной им антологии, на званной «Круг чтения», он опубликовал несколько изречений из «Тируккурала», сборника дидактических афоризмов, которые он читал либо во французском, либо в английском переводе.

Начало настоящего знакомства русских с Южной Индией было положено лишь в 1914 году, когда туда отправилась научная экспедиция Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук в составе Александра Михайловича и Людмилы Александровны Мерварт. Ученые побывали во многих частях Индии, а кроме того на Цейлоне и в Юго-восточной Азии, но их экспедиция, среди многих прочих, имела и задачу обратить «особое внимание на дравидский юг Индии, как на область, чрезвычайно интересную с этнографической точки зрения и совершенно не затронутую в русской индологии». о сути дела, супруги Мерварт были для России первооткрывателями дравидийского юга Индии.
Они доставили в Санкт-Петербург громадную этнографическую коллекцию, составившую основу южно-азиатского фонда Кунсткамеры. А А.М. Мерварт ввел в российский научный обиход тамильский язык, опубликовав несколько лингвистических статей и «Грамматику разговорного тамильского языка» (1929 г.). Кроме того, он организовал его изучение в Институте живых восточных языков в Ленинграде. Смерть А.М. Мерварта и война по мешали дальнейшему изучению южной Индии, и лишь в 50-х годах на гребне волны дружбы СССР с Индией в нашей стране вновь началось из учение тамильского и других южно-индийских языков, таких, как малаялам, каннара, телугу), было организовано радиовещание на Индию, стали выходить словари, книги, журналы на этих языках. В университетах Москвы и Ленинграда началось преподавание тамильского языка.

tamil_mahabalipuram.jpg

В 1962 г. в Мадрасе было учреждено Генеральное консульство СССР. Там же появились торговое представительство, центр советской культуры, корпункт АПН. Между нашей страной и южной Индией были налажены разнообразные связи – дипломатические, экономические, культурные. Советские инженеры работали на строительстве теплоэлектростанции в Нейвели, помогали разрабатывать нефтяные месторождения в южной Индии. Такого рода сотрудничество активно продолжается и сейчас: россияне работают на строительстве метро в Мадрасе, в Куданкуламе на крайнем юге Индии вместе с индийцами возводят атомную электростанцию, генподрядчиком строительства которой является российская организация «Атом стройэкспорт». Эта электростанция, первый блок которой начал работать в 2013 году (второй готовится к запуску, и еще два строятся), несомненно, сыграет громадную роль в обеспечении энергией индийской промышленности.

Однако вернемся в Мадрас, который сегодня известен как Ченнай. Одна из его достопримечательностей – памятник Каннахи, героине древне-тамильской поэмы «Повесть о браслете». Ее статуя появилась на набережной Мадраса по случаю Всемирной тамильской конференции в 1968 году. Каннахи – добродетельная женщина, отомстившая царю за неправедную казнь ее мужа и превратившаяся в богиню, воплощение добродетельной, преданной жены. В поднятой вверх руке – браслет, символ благочестия и справедливости, другая рука вытянута вперед в жесте осуждения. На знаменитой набережной Мадраса Ченнея, среди памятников великим тамильским поэтам, индийским политическим деятелям и даже европейцам, внесшим большой вклад в изучение тамильского языка и литературы, есть монумент, неоспоримо работающий на единство тамильского общества. Он изображает фигуру, которую можно назвать культурным символом тамилов, их славой и гордостью. Это памятник Тируваллувару, тому самому легендарному древнему поэту, создателю «Тируккурала», стихотворные афоризмы которого читал Лев Толстой. Воистину безмерна любовь тамилов к этому произведению и его создателю. Его мудрые мысли и наставления, отлитые в чеканную форму всего лишь из полутора строчек, можно увидеть повсюду – в учреждениях, учебных заведениях, больницах, в поездах и автобусах. Школьники декламируют эти строчки на экзаменах, ученые пишут исследования, разъясняющие их смысл, писатели и журналисты непременно вставляют их в свои рассказы, эссе и статьи.

Вокруг «Тируккурала» идет полемика, кипят страсти, ломается немало копий. Спорят о времени его создания, о личности автора, о его религиозных пристрастиях. Но никто не ставит под сомнение гуманистическую направленность этого шедевра, его проповедь добра, любви, мудрости и терпимости, его поэтические достоинства. Не случайно «Тируккурал» вошел в золотой фонд индийской литературы и был переведен на все основные индийские языки. Да и европейцы оценили его по достоинству. Начиная с 18 в., когда он попал в поле их зрения, было сделано множество переводов на европейские языки, в том числе и на русский. Следует, однако, признать, что передать стихотворное великолепие тамильского текста средствами любого другого языка – задача практически невыполнимая.
Согласно легенде, Тируваллувар, фигура которого остается загадочной – то ли брахман, то ли ремесленник, то ли член низкой касты, – жил в Майлапуре, селении, на месте которого сейчас находится один из старейших районов Мадраса, ставшего с 1996 года называться Ченнаем. В него упирается Марина, знаменитая мадрасская набережная, на другом конце которой расположен форт святого Георгия, который можно назвать колы белью столицы Тамилнада. Построенный англичанами в 1639 году, он стал их административным, торговым и военным центром и получил свое имя от расположенной рядом деревушки Мадраспаттанам (другое название Ченнаппаттанам, давшее городу нынешнее имя). Постепенно вокруг форта начали формироваться кварталы торговцев, ремесленников, прочего люда. Город рос и к настоящему времени превратился в четвертый по величине мега полис в Индии.

Ченнай – это громадные ворота в индийский юг, город, в котором переплелись многие характерные черты этого региона, его культурная и религиозная пестрота, его противоречия. Это крупный центр промышленности и торгов ли, большой транспортный узел, средоточие политической, научной, деловой и финансовой активности, а также образования, культуры и искусства. Общий облик Ченная вполне современен, он местами выглядит совершенно по-западному, но в то же время от него неотъемлем особый, экзотический колорит тропического города. В нем много шикарных дворцов, но есть и районы трущоб, где бедные люди ютятся в самодельных хижинах, сооруженных вдоль грязных канав или зловонных ручьев. Здесь много зелени, есть прекрасные парки и сады, но можно на брести на пустыри и свалки. В городе много индуистских храмов, хранящих древние индийские религиозные традиции, но немало мечетей и христианских церквей.

В Ченнае находится и символ единения мировых религий – Теософское общество, основанное нашей соотечественницей Еленой Петровной Блаватской. В 1882 году оно переместилось из Америки на землю близ устья реки Адьяр и в настоящее время занимает обнесенную высокими стенами большую территорию, полную цветов и деревьев, под сенью которых разместился целый ряд строений, в том числе штаб-квартира общества, библиотека, гостевые дома, храмы нескольких религий.

Ченнай раскинулся на берегу Бенгальского залива, и одной из главных его достопримечательностей является длинный проспект, Марина драйв, идущий параллельно берегу и отделенный от океана широкой полосой песка, пляжем, превосходящим размерами знаменитую бразильскую Копакабану. Здесь, правда, никто не купается и не загорает, но по вечерам берег заполняется горожанами, приходящими сюда, чтобы погулять по кромке прибоя или просто посидеть на песке. Марина-драйв растянулась вдоль берега километров на десять, от Ченнайского грузового порта, второго по величине в Индии, до уже упоминавшегося Майлапура. Внешняя ее сторона открыта океану, а на внутренней, в северной ее части, наибольшее внимание привлекают форт святого Георгия, где теперь размещаются Законодательное собрание и Секретариат штата Тамилнад, и роскошное, выполненное в сарацинском стиле здание Мадрасского университета, одного из старейших в Индии. Поблизости сохранился громадный пышный дворец навабов Аркота, в прошлом местных правителей, построенный в 1860 г. английским архитектором Р. Чизхольмом, создателем причудливого индо-сарацинского стиля.

Напротив университета, на самом берегу океана сооружены два мемориала крупнейшим политическим деятелям Тамилнада – К. Н. Аннадурею, основателю национально-ориентированной партии «Дравида муннеттра кажагам», и его последователю, бывшему перво муминистру Тамилнада М. Дж. Рамачандрану. Оба этих политика до сих пор пользуются громадной популярностью в Тамилнаде, а основанная Аннадуреем партия в 1967 пришла к власти, оттеснив от власти обще-индийскую партию Индийский национальный конгресс. Южный конец Марины отмечен башней маяка, за которой она сужается и переходит в Сен Томе хайроад, то есть, улицу святого Фомы.
По преданию этот христианский святой, один из апостолов, прибывший в Индию в 1м веке н.э., проповедал христианство в Майлапуре, а затем переместился на гору, расположенную в районе нынешнего аэропорта. Там он жил в пещере и, согласно легенде, принял мученическую смерть от неизвестного убийцы. Над его могилой в Майлапуре местные христиане соорудили не большой храм, который в 1889 г. был замещен громадным костелом. Позже останки святого были перенесены в Италию, а в усыпальнице под костелом Сен Томе сохранилась часть мощей святого Фомы.

tamil_gopurams.jpg

Если не считать этой христианской святыни, то древний Майлапур – типичное индуистское поселение. Здесь есть кварталы, целиком заселенные брахманами, часть из которых обслуживает старинный и очень известный шиваитский храм, носящий одно из имен Шивы – Капалешвара. Его высоченная надвратная башня, гопура, вид на издалека и высится, словно страж древнего индуистского благочестия. Вокруг храма в многочисленных магазинах, лавках, харчевнях, на фруктовых базарах кипит жизнь. По вечерам в нескольких концертных залах любители классического танца или классической музыки наслаждаются искусством известных исполнителей.

Раз в году во время храмового праздника по узким улочкам сквозь несметные толпы народа, под оглушительный грохот барабанов пол зет громадная башня-колесница, на которой везут хозяина храма – Шиву. Хранящий культурные древности тамилов Ченнай – сам по себе город, как мы видели, сравнительно молодой. Но от него начинаются пути в разные стороны к древним святыням и красотам юга. Отсюда можно двинуться к развалинам дворцов и храмов в штатах Карнатака и Андхра-Прадеш, можно добраться до потаенных святых мест Кералы, а можно направиться на юг, чтобы насладиться зрелищем великих памятников архитектуры Тамилнада. Среди них – скальные храмы Махабалипурама, громадные храмовые комплексы Канчипурама, Шрирангама, Мадураи, Рамешварама и многое другое.

Долгое путешествие завершится в самой крайней точке Тамилнада и одновременно всего индийского суб- континента – на мысе Коморин, или Каньякумари, где в 1892 г. на маленькой скале, смотрящей в необозримые океанские дали, в течение трех дней сидел великий индийский мыслитель Вивекананда и думал о прошлом, на стоящем и будущем Индии. А в 2000 году на другом островке была возведена колоссальная статуя Тируваллувара с лицом, обращенным к тамильской земле. Великий поэт, будто вглядывается в ее дали и призывает свой народ следовать его мудрому слову.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Ма_айзия: