Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Часть 1, Индия

Поездка в Непал, Кашмир, Ладакх и Индию в мае 2005 года
Вольным воля, спасенному рай
Все бегут, притворяясь бродягами
Пилигримы в неведомый край
(Группа "Воскресение")

Человек не стар до тех пор, пока сожаление не заняло место мечтаний
(Д. Берримор)
В Азии все по другому и люди, и их отношения друг к другу более искренны, чем в Роcсии, и воруют не так сильно.
Непал и Ладакх - это логическое продолжение темы Тибета в прошлогодней поездке и, надо сказать, что реальные впечатления превзошли ожидаемые. Поездка удалась, несмотря на трудности.
В путь по маршруту: Сыктывкар - Москва - Дели - Агра - Горакхпур - Катманду - Покхара - Читван - Горакхпур - Джаму - Кашмир (Сринагар) - Сонамарг - Ладакх (Ле) - Дели - Москва - Сыктывкар мы отправились с Виктором Осиповым - моим старым товарищем и хорошим человеком. Первоначально планировался еще один этап (заключительный): Ле - Манали - Кулу - Дархмсала - Дели, но из-за закрытости Ладакских перевалов на дороге Ле - Манали, от него пришлось отказаться и из Ле в Дели лететь самолетом. Возвращаться же назад в Манали – плохая примета.

30 апреля – 1 мая

В плацкартном вагоне поезда Сыктывкар - Москва собралась душевная компания. Александра Ефимовна-мама у Виктора, он сам и я. Эйфория от предстоящей поездки переполняла, и напитки утекали незаметно. Пополнять их пришлось в Микуни и в Котласе. Слава Богу, утро следующего дня встретили, именно в Москве, посадили Александру Ефимовну в автобус, следующий в сторону ее родной деревни, в Тверскую область. А сами на метро поехали к Гене в Октябрьское поле, Виктор купил видеокамеру, заодно встретили два праздника: и 1 мая, и Пасху господню - все смешалось в нашем доме, как сказал бы классик. В Москве тишина, но не в Шереметьево. Людской муравейник работает вовсю. Осмотревшись, сделали вывод, что "главные воздушные ворота страны" основательно обветшали. Я сдуру перепутал время вылета, и в аэропорту мы оказались на час раньше. Гуляем и широко открытыми глазами смотрим на ценники в буфете, дивясь наглости продавцов (чашка чая без лимона 50 руб.). Таможню прошли по "зеленому коридору", фэйс-контроль не показал изменений внешности, прикупили в "дьюти фри" по литровой бутылке алкоголя и отбыли на самолете ИЛ-96 компании "Аэрофлот" в сопровождении большой компании индусов в направлении Дели. За 6 часов полета два литра закончились, правда не без помощи соседей, голландских буддистов, с которыми мы очень мило общались и даже хором исполняли арии из "Битлз". Индийский народ немного роптал, но русские стюардессы оказались людьми стойкими, закаленными, и полет окончился удачно. В аэропорт имени Индиры Ганди в Нью-Дели прибыли толи ранним утром, толи поздней ночью, с какой стороны посмотреть. В конце концов, благодаря стараньями еще одной нашей соотечественницы-пилигримши из Екатеринбурга, на такси поехали в гостиницу, которую я с негодованием отверг - дорогая оказалась. И только под самое утро "тук-тук" отвез нас в район Мэйн-базара - пристанище самоходных туристов со всего белого света (гостиница-200 руппий. против 800). Сон.
И от всех наших бед уйдем в Индию
(А. Никитин)

Проснулся часов в десять и долго соображал, где я? Постепенно все прояснилось. В Индии!
Самое известное нам путешествие в Индию "Хождение за три моря" совершил тверской предприниматель Афонасий Никитин пятьсот с лишним лет назад, а тут и мы подтянулись. В Дели тем временем +42 градуса. Мужественно выходим на прогулку. Мейн-базару, другое его название "Пахаргандж" - район, прилегающий к ж. д. станции "Нью-Дели". Этакий "гарлем", кусок города, состоящий из лавок, лавчонок, лоточников, дешевых гостиниц и общепита. В-общем, недорогой туристический рай. А еще здесь много людей. Ну очень много людей, цветом лица от нашего незагорелого до эфиопо-ботиночного. Пестрота во всем: в поведении, в одежде, в раскраске головы. Транспорт весьма разнообразный: от гужевого до вело-мото и автомобилей, и все стремяться тебя поддавить. В этот наш приезд на улицах находится мужская часть населения. Женщин очень мало, не знаю, где они прячутся. Вечером, когда жара чуть-чуть спала, индианки-таки стали появляться на свет божий, но не для того, о чем вы можете подумать. Просто некоторые матроны пришли на базар купить своим благоверным киндзы и огурцов к завтраку.
Насчет коров и собак в Индии написано и рассказано много. Объединяет же их между собой худоба (наверное, от жаркого климата), индифферентность и способность питаться всем, что лежит на асфальте: от овощных отбросов до газетной макулатуры. Причем эти "домашние"животные чувствуют себя независимо и с презрением смотрят на двух белых господинов с видеокамерами в руках.
Первая часть нашей поездки - Непал, но побывать в Индии и не увидеть Тадж-Махал - это кощунство, дети и внуки нам этого не простят и поэтому покупаем на завтра билеты на утренний поезд до Агры, и на вечер от Агры до Гаракхпура. К слову сказать, от Гаракхпура всего 90 километров до пограничного с Непалом городка Суанали.

2 мая
"... В Индии с Вами произойдет и то, о чем вы мечтаете, и то, чего вы сильно опасаетесь"
(...из наблюдений)

Сегодня выезжаем в Агру на поезде. В Индии вообще, а на вокзале Нью-Дели в частности, обилие различных помощников - провожатых, гидов, гостиничных агентов и т. д. Их основная обязанность - хватать иностранца и тащить его в "свое" туристическое бюро для того, чтобы впарить ему (иностранцу) билет, отель, пермит; ну хоть что-нибудь по двойной или по тройной цене. Впрочем, некоторые индийцы оказывают эти незаказанные услуги бесплатно, просто так, из любви к искусству. С трудом, с третьего раза нашли нужную нам платформу. Стоим, глазеем на публику, но когда стрелки часов зашкалили за прописанное в билете время отхода поезда, засомневались в правильности выбранного пути. Успокоил нас солидный индус в ботинках и брюках, который на наш вопрос : "А где же, собственно, поезд?", неопределенно махнув рукой, сказал, что, куда он мол, денется, приедет. Это подтверждало и абсолютное спокойствие скучающей публики. Состав подали примерно через час. Посадка была плотная и молчаливая, но без опасных движений локтями и отдавливания ног, никто ни в кого не плюнул. Вообще, за все пребывание в Индии я не почувствовал какой-либо агрессии со стороны индийцев. Что бы ни происходило, как бы ситуация не изменялась - всегда все спокойно и тихо. Соседи по "купе" - молодые спортсмены-рестлингисты. Рестлинг - это такой вид спорта, где ломают суставы и отвинчивают уши, и у "наших" ребят уши по форме напоминают пельмени . В порядке обмена сувенирами поменял рубль на рупию.

Тадж-Махал в Агре, конечно, поразил. Архитекторы постарались. Полнейшая симметрия, полнейшая гармония, слегка "падающие" минареты, легкость и величавость.
Перед входом в комплекс отбирают все, что пищит: сотовые телефоны, плееры. У меня отобрали диктофон, так как ничего другого не было. До основных ворот комплекса имеешь право снимать на фото и видео что хошь, потом видео отбирается, ну а в самом мавзолее запрещена и фотосъемка. За всем этим бдительно следят служители со свистками. Ходит народ в храм босиком. Смотреть на вторую достопримечательность древней столицы Индии - Красный форт - не стали, чтоб не смазать впечатления от основного чуда.
Во время прогулки по Агре неожиданно началась гроза, и так же неожиданно погас свет. Гулять по темной и мокрой Агре не хотелось, от катаклизмов мы укрылись в ресторанчике, хозяин которого, как оказалось, самостоятельно учит русский язык для зарабатывания денег. Он был рад попрактиковаться с "несезонными" русо-туристо и даже угостил Виктора "почти халявным" пивом... за полцены. Потом мы долго сидели под навесом на крыше ресторана, покуривали, и при свете молний созерцали ночное небо Агры, и купол Тадж–Махала.

Наш поезд в сторону Непала отходит, согласно купленных билетов, поздно вечером.
Нашли нужную платформу, сели и расслабились. Минут за тридцать до отправления, появилось "чувство сомнения". Что-то здесь не так. Вокзальный полицейский, изучив наши билеты, дал вполне четкий ответ. Мол ты, парень, заблуждаешься в корне, сидя здесь. Твой поезд действительно отходит, но… с другого вокзала, а находится он ( другой вокзал) с противоположного конца нашего великолепного города, а времени туда ехать ой-ей-ей... Тут же из воздуха, как мне показалось, материализовался моторикша на "тук-туке". Кто не понимает "тук-тук" - это мотороллер с кабинкой, в который, при желании можно засунуть человек пять белых, или десять индийцев с багажом. Парень взглянул в билет, на вокзальные часы, секунду подумал, и мы поехали. Да, это была поездка! На высокой скорости, в дождь и при неярком свете фары, да еще по плохой дороге и через весь город. Надо отметить, что во многих индийских городах тротуары отсутствуют, а если где и есть, то их используют для подсобных нужд, и в качестве продолжительного туалета.

На улице работают, спят, едят, стирают белье, моются, общаются и ходят в гости, а так же продают и покупают, и проехать через это "людское море", и никого при этом не задавить очень даже непросто. Поездка, точнее рывок с вокзала на вокзал, прошел благополучно, мы приехали за пять минут до отправления поезда. Водила получил "бакшиш" и отчалил, а наш поезд прибыл… только через полтора часа. На каждый гудок паровоза, мы вскакивали, неслись вдоль состава, отыскивая нужный "slipper" (спальный вагон) и... не находили. Вокзальные носильщики, самые компетентные и информированные люди успокаивали нас : "Не переживайте, ваш поезд придет позже". Через двадцать минут ситуация повторялась. Посадка в поезд - это отдельная песня. Эпизоды из отечественных фильмов о гражданской войне, в которых показаны переполненные поезда, мешочники, едущие на крышах, толпы метущегося народа и т. д. отдыхают перед тем, что происходило при посадке на поезд Агра-Горакхпур, и достойно описания. В вагон набилось много больше людей, чем мест (сидячих), а вагон-то не общий, а спальный, и каждый обилеченный пассажир имеет право на 1.5 квадратных метра спальной поверхности. Ан нет... Индейский народ сидел на полках по 6-7 человек, между полок, а в проходе висел гроздьям и так же плотно, как на банановом дереве. Багаж помещался где-то между. На наших, согласно купленных билетов, местах расположилась многодетная семья. Обескураженный глава семьи слезно просит нас занять их места в другом конце вагнона, и первый начинает протискиваться туда. Мы с рюкзаками за ним. Минут через 10 совершенно мокрые от протискивания, достигаем цели, но там чинно сидят десять почтенных аксакалов и индиффирентно не замечают стенания и жестикуляцию "нашего" отца семейства. Ситуацию разрулил появившийся билетный начальник, со списком пассажиров в руках. (В Индии на железной дороге списки официальных пассажиров с местами вывешиваются на вокзале перед отправлением поезда или наклеиваются на дверь вагона), проверив наши фамилии, он рявкнул, что "Все, мол, по местам". Железнодорожных начальников в Индии уважают, слушаются, и вся наша компания (мы с Виктором и отец семейства) начинаем проход-поход в обратную сторону. Потом в течение часа (поезд давно стучит колесами) вся большая семья, вместе с багажом, "капля за каплей" просачивается на свои законные места, сантиметр за сантиметром отдавая террриторию. Куда просочились "аксакалы", я не знаю. Наконец мы смогли расправить и протянуть ноги, но не до конца. Полтора квадратных метра были ужаты сидячими пассажирами до одного. Нижние полки в индийских поездах на ножках - и какая-то часть тел находилась под полками, в проходе же было утрамбовано пять человек с багажом. Многие всю ночь стояли на ногах. В туалет Виктор шел способом "маугли", цепляясь руками за потолок и наступая на неспрятанные части тел.

3 мая
"Выйдешь в поле, сядешь с…ть - далеко тебя видать"
(из фольклора аграриев юга России)

Утро. Ах, какое это прекрасное время - утро! Выглянул в окно поезда, а там, как грибы после дождя, вдоль полотна железной дороги и на разном удалении сидят в одной определенной позе декхане и отправляют свои утренние надобности. Перед каждым стоит баночка или кувшин с водой (индийцы не пользуются пипифаксом). Зрелище завораживает. Вся глубина индийской философии заключена в этом акте. Днем даже в спальном вагоне средние полки опускаются и вагон превращается в сидячий. 6-8 человек сидит, пару человек на третьей полке, а остальные и багаж - кто где.
Индия – страна большая, но всему бывает конец. В Горакхпур мы все-таки попали. На выходе у первого встречного человека с пятном на лбу спросили: "А где тут у Вас в Горакхпуре туалет, а заодно и попить водички?". "Йес", - сказал человек, "Летс гоу", и привел нас... ну, конечно, в турагентство. Индия - это страна не только рикш и коров, но и турагентств. Порой они очень усложняют жизнь нашему брату, попутно облегчая его кошелек. Турагентство впарило нам проезд в Непал. До границы на такси, от границы до Катманду на комфортабельном автобусе. Попутно была показана и фотография того самого автобуса. АЭРбас - автобус с кондишеном и все такое прочее. За все запрошено 36$ с двоих. Сошлись на 30 и поехали. К слову сказать, обратный путь стоил нам в два раза дешевле.

читать часть 2 - про Непал

Время путешествия: 
май 2005
Автор и\или источник публикации: 

Cергей Горбунов

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 0

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
путешеств_е:

Комментарии Disqus

Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников

register