Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

По обе стороны Гималаев. Читван

начало тут
А поутру они проснулись…
Похмелья не было, но было чудовищно грустно, до слез.
Перед завтраком мы с Шуркой вышли на улицу и купили последнюю пачку китайских сигарет с нарисованной пандой. Но уже за непальские рупии.
Завтрак был очень вкусным – нам даже жареную картошку подавали, - но беспокойным. Мы опять держали совет в Филях.
-Так, - сказала Шурка – надо бы нашим ребятам чаевые дать.
Ясное дело, надо. Я об этом с первого дня думала. Но у меня на пути стояло сразу несколько «но». Первое и самое огромное «но» - я всегда стесняюсь давать деньги, взятки и прочие благодарности. Мне никогда не жалко! Наоборот! Но я всегда дико стесняюсь.
«Но» номер два – а кто будет давать?
-Ты, конечно, - уверенно ответили мои друзья.
-Никогда, ни за что, ни за какие коврижки! – я отчаянно замахала головой. Представить себе, что я буду давать чаевые было выше моих сил. С другой стороны, не дать чаевые – это хамство.
-Ирка, больше некому, - тоном, не терпящим возражений, сказала Шурка, - только ты можешь это сделать.
-Как?????? – завопила я.
-Сориентируешься по ходу, - спокойно ответили мои.
Я покраснела аки майский цвет и сказала: - Нет.
-Ты как маленькая, - фыркнул Андрей.
-Я считаю, что давать чаевые должен мужик, - парировала я.
-Я английского не знаю, - отмахнулся Андрюха.
-Ладно, я тебе помогу, - сказала Шурка, - я все скажу по-русски, а ты типа переведешь. Окей? Вместе легче будет ориентироваться. По обстановке.
Дальше стали спорить о сумме. Андрей настаивал на том, чтобы Джамьену и Панде дать одинаково. Мы с Шуркой настаивали на том, что Джамьен заслужил большую сумму. Угадайте, кто победил
И тут встало третье «но» - техническая часть, то есть в чем давать деньги. Конвертов у нас не было. Отправились на поиски. Конвертов не было нигде в округе, даже на ресепции отеля. И вот, вместо того, чтобы собирать вещи мы, три придурка, заперлись в номере и принялись мастерить конвертики из листов моего путевого блокнота. Конвертики получились очень сексуальные. Главное теперь было их не перепутать – суммы-то разные.
Провозились мы с конвертами довольно долго. Когда вывалили, наконец, из номера, то Джамьен уже ждал нас в холле. Грустный.
-Как спалось? – спросил он.
-Хорошо, - не соврали мы.
-Ты долго еще вчера тусил? – поинтересовалась я.
-Долго. До четверти третьего.
-Хех, так мы же ушли в десять минут третьего!
Вместо ответа он усмехнулся и пожал плечами – типа, а что мне оставалось там делать без вас?
Погрузились в наш любимый джип – в последний раз. Я была готова расплакаться прямо сразу, едва мы отъехали от отеля.

Чем ниже мы ехали по Жангму, тем больше он становился похожим на непальский городок.
-Сейчас будет пограничный пункт, - говорил Джамьен, - потом мы проедем еще немного вниз – и все. Там, на мосту, попрощаемся. Через мост вам прийдется перейти самим, а на непальской стороне вас встретит уже непальский водитель.
Мы молча глотали слезы.
-А вы потом в Лхасу? – спрашиваю я.
-Да. Я думал, что надо будет сразу забирать группу. Но здесь сегодня группы нет. Поэтому мы до часу ночи потусим в Жангму – а потом домой!
-Долго будете ехать?
-К 10 вечера будем. У меня в понедельник прилетает группа, 130 человек, веду их на Кайлаш.
Блииииииииииииииииииииииин…..
Я уже завидую этой группе….

Приехали на китайскую погранзаставу. А там очередь! Полдня стоять, не меньше. Мы скромно встали в хвосте, а Джамьен куда-то смылся. Приходит через пару минут и проводит нас к погранцу без очереди. Пограничник чего-то его спрашивает, улыбается, Джамьен улыбается ему в ответ – и уже через мгновение паспортный контроль пройден.
-Это как? – спрашиваем мы Джамьена.
-А, - он смеется. – у меня тут начальник смены знакомый.
У него везде знакомые.
Джип едет ниже и ниже. И вот он, последний фронтьер. Мост.
Все.
Наша тибетская сказка закончена.

То, чего мы так долго ждали, о чем мечтали несколько лет, чего так страстно хотели – завершилось. Приключение подошло к концу.
Джип плотным кольцом обступили непальские носильщики, надо было выходить и идти на ту сторону моста, в Непал. Мне впервые в жизни не хотелось в Непал.
-Ирка, давай. Пора, - сказала мне по-русски Шурка.
И я заговорила: - Ребята, мы вас задержим еще буквально на пару минут.
Мой голос дрожал от слез, но говорила я вполне связно и уверенно. Джамьен и Панда внимательно слушали. И хоть Панда не понимал по-английски, мне было ясно, что он понимает абсолютно все, что я хочу им сказать.
Что обычно говорят при прощании с друзьями? Много ли можно выразить словами?
Нет.
Но мы постарались. По-моему, у нас получилось.
-В нашей стране принято на память дарить подарки, - подвела черту я, - Но нам нечего вам подарить. Только вот это.
И тут Шурка с Андрюхой вручили наши самодельные конверты.
Ну, собственно, и все.
Поговорили напоследок о планах, о Кайлаше.
-Пожалуйста, обращайтесь ко мне напрямую, - говорит Джамьен – я все сделаю.
Все как в кино – прощаемся на мосту. Нас, как каких-то вражеских резидентов, прямо на мосту передают непальському встречающему. Симпатичный, бойкий, улыбчивый непали – но нам не до него. Нам сейчас не до чего.

Вы не поверите – всего 200 метров моста отделяют Непал от Тибета. Но на непальской стороне ВСЕ по-лругому. Там даже запах другой. Люди, постройки, деревья, куры, собаки – там ВСЕ другое.
И едва перейдя этот мост и проглотив слезы, мы уже хотим обратно, в Тибет.
Мы садимся в джип. Другой, непальский джип. Он нам не нравится. Водитель нам тоже не нравится. Нам все не нравится. Мы хотим обратно!

Дорога до Катманду растянулась на семь часов. Едва мы отъехали от границы, как на дороге обнаружился завал, который долго и нудно расчищали экскаваторы…Мы простояли под палящим солнцем четыре часа, голодные и умирающие от жажды. Все, все было не так!
Себя, любимых, со скуки немного фотографировали...
Когда едешь к Катманду со стороны Кодари, то дорога представляет из себя фантастическое зрелище – живописные долины, красивейшие горы, джунгли – и тут же густые леса из гималайской сосны, скалы и водопады, реки и удивительные города, типа курортного Дуликеля.
До этого ли было нам?
Поверьте, нет.
Было грустно и тоскливо.
Катманду же после Тибета показался душным, шумным, грязным и очень многолюдным. Тут буквально не хватало воздуха.
Все, что здесь можно было делать – это отъедаться после голодного Тибета. И еще пить с горя :))
Что мы и делали весь остаток дня.

Все, что происходило по возвращении из Тибета было очень даже замечательным, но затмить по ощущениям и впечатлениям Тибет не могло. К тому же мы устали.

Первоначально мы не собирались ехать в Читван. И вовсе не потому, что мы с Андреем уже были в Читване, нет. Нам в Читване в первый раз очень понравилось, и мы хотели показать этот уголок Непала Шурке, но нам сказали, что в эту пору года в Читван соваться не стоит по той простой причине, что дожди размывают дорогу, и проезд довольно затруднен.
Но когда из-за отсутствия билетов мы не смогли улететь в Индию, как планировалось, то было решено поехать в Читван - не торчать же в Катманду целую неделю, в самом деле...
Могу сказать, что решение ехать в Читван было очень правильным. Потому как, Варанаси после Тибета - это было бы слишком.
Мы были перенасыщены впечатлениями. Кроме того, мы просто устали. Хотелось простой колониальной жизни, простых колониальных радостей - за этим мы и отправились в Читван:)

Если кто еще не в курсе, что это за Читван такой, то я немного расскажу.
Читван – это большой заповедник, бывшие королевские охотничьи угодья. Находится он на юго-западе Непала, на берегу реки Рапти. Это совсем другой Непал, больше похожий на Индию: природа, климат, люди – здесь все отличается от долины Катманду и уж тем более от Гималаев. На одной стороне реки расположены селения народности тару, на другой – раскинулись джунгли.
В Читван здорово ехать, купив стандартный пакет – 2 дня/3 ночи. По срокам это – в самый раз. Ехать на 2 дня/1 ночь – только время зря терять.

Мы были согласны задержаться в нашем читванском отеле на подольше, так нам было там хорошо. Стандартный пакет включал в себя: проживание, трехразовое питание, прогулку по джунглям пешком, прогулку по джунглям на слоне, прогулку по реке на каноэ, танцы народностей от людей тару, наблюдение за птицами – и прочие радости юного натуралиста. В прошлый наш визит в Читван мы видели крокодилов двух видов, много обезьян – лангуров и обычных зеленых мартышек, оленей и носорогов. Кроме того, нам повезло побывать в Читване в ноябре – в это время туда прилетает на зимовку множество удивительных птиц – мне как бывшему юному натуралисту, было на что посмотреть. Чудес от Читвана ждать не приходится – там просто лениво, спокойно, красиво, там прекрасные тропические закаты, там хорошо пьется ром, и там так легко вообразить себя героем своих детских грез: миссионером, колонистом, храбрым звероловом или отважным географом. Словом, это милое место для неспешного отдыха после непростых гималайских дорог.
В прошлый раз мы ездили в Читван автобусом – и зареклись повторять этот подвиг.
Поэтому, в этот раз мы наняли джип вместе с водителем. Обошлось нам это счастье в 100 долларов – водитель отвез нас из Катманду в Читван, ждал там две ночи, а потом отвез обратно.
Сам «тур в Читван» обошелся нам в 80 долларов с носа, что по киевским меркам – более, чем бюджетно.
Агент, который продавал нам тур, предлагал на выбор несколько отелей, но настаивал именно на том, что тот отель, который мы в итоге выбрали, один из лучших. «Хороший сервис и хорошая кухня», - так сказал агент. Забегая наперед, скажу, что не обманул!

Джип заехал за нами в наш гест-хауз в 7 утра. Водителем оказался очень милый молодой человек, но после нашего тибетского Панды нам любой водитель был не мил
Знакомая дорога. Знакомые пейзажи. Но, тем не менее, все выглядит по-другому – муссон. Если в ноябре река Трисули, вдоль которой большей частью и идет дорога на Читван, представляет из себя очень красивую, ярко-бирюзовую, умеренно широкую реку, то в период муссона Трисули превращается в широченный, мутный, грязный поток размером чуть ли не с Дунай. В ноябре на Трисули полно рафтеров, но в период муссонов на такой подвиг решаются только самые отважные. Река разбухает от дождей настолько, что местами кажется вот-вот – и выйдет из берегов.
Мы останавливаемся на полпути из Катманду в Читван, возле известного всем, кто был в Непале, базарчика. Завтракаем в кафешке, а потом покупаем на базаре бананы – самые вкусные бананы в мире. Уж насколько я не любитель бананов, но эти малюсенькие (по сравнению с «бревнами», что продаются у нас), свежайшие плоды, я готова есть килограммами. Здесь же продается дивная копченая рыбка. Как же она пахнет! Эх, а я второй раз только нюхала ее – но так и не решилась купить.
Чем ближе Читван – тем сильнее дыхание Индии. Мы едем через страну в день какого-то большого идуистского праздника – дорогу то и дело преграждают музыканты, а во всех селениях все женщины наряжены в изумительной красоты красные сари.
Мы с Шуркой после завтрака благополучно заснули – и даже не заметили как добрались до Читвана.
Сказать, что наш отель нам понравился – не сказать ничего. Мало того, здесь был бассейн! А жара в Читване в это время – чудовищная. При 100% влажности. Сезон дождей, что тут скажешь. Но, несмотря на мелкие неудобства, нам очень понравился муссонный Читван – все было, как в детских книжках про жизнь в джунглях! Дело в том, что муссон для тех краев - Индии и Непала - это особое время года. Как наши старики вздыхают: "Эх, дай бог пережить зиму!" - так же местные люди молят богов о том, чтобы благополучно пережить муссон. В период муссона вся природа набухает от влаги, зеленеют стены домов и наличники окон, любой прутик, воткнутый в землю начинает в этот период кучерявиться и колоситься. Очень тяжелая погода - дикая жара и влажность, и каждый вечер, ровно в девять вечера, в небе открывается огромный кран - и начинает хлестать горячий дождь, ровно до 8 утра. Естественно, в этот период велика опасность наводнений и прочих катаклизмов. Но, несмотря ни на что, муссон - это очень красиво, правда.

Отель – одно большое здание и с десяток бунгало в саду – был расположен прямо на берегу Рапти. Удивительный сад, множество дивных деревьев, бассейн – что еще надо для счастья? Бунгало – уютные, чистые, очень красиво декорированные – в них было все, даже фумигаторы и свечи в шикарных подсвечниках. А в саду проживали мангусты и разная другая тропическая мелочь.
Знакомимся с гидом. Честно говоря, мы так и не запомнили, как его зовут. Парень был очень услужливым, очень ориентированным на клиента, но после нашего Джамьена, ясное дело, любой другой гид нам был не в кайф…
Гид написал для нас программу пребывания - все дни были расписаны буквально поминутно. Впереди было два с половиной дня тропического релакса.
В Читване и окрестностях проживают, в основном, люди народности тару. Когда-то, давным давно, они пришли из Индии в эти гнилые, малярийные места, поселились здесь, стали пасти скот и обрабатывать землю, жить-поживать, добра наживать. По каким-то неведомым причинам, люди тару не болеют малярией - поэтому, собственно, они и смогли укорениться в Читване.
В 60е годы прошлого века правительство Непала хорошенько прошлось по джунглям дустом, истребив таким образом малярийных комаров, и Читван стал доступен и для других людей. Но тару там живут по-прежнему.
Могу сказать, что тару - очень симпатичные люди. Самые сообразительные из них выучиваются на гидов и работают в отелях. Остальные занимаются обычными крестьянскими делами, теми же самыми, что и триста лет назад.
Тару живут в глиняных домах-мазанках, крытых соломой. Едят простую пищу. Разводят буйволов и коз, рыбачат, ходят в джунгли за плодами. Очень трогательно относятся к детям. А дети у них - просто загляденье! Редко где я видела таких милых детей.
Вообще, удивительные люди. Всю свою жизнь они живут рядом с джунглями. Напавший на рыбака крокодил или вытоптавший посевы носорог для них - обычное дело. Опасные соседи из джунглей, похоже, людей тару совершенно не пугают. О тиграх они говорят спокойно и обыденно. Ну, тигр, ну, дальше что?
Но, постоянная борьба с джунглями не обозлила их - наоборот. Они мне показались очень гармоничными, эти дети джунглей.
А проехать вечером через их поселок - это особое удовольствие.
Что мы и сделали. Нас усадили в тележку, запряженную двумя бычками - и мы покатили через весь поселок.
После Тибета Читван ошеломляет красками. В Тибете отвыкаешь от того, что мир может быть настолько цветным и ярким! В Тибете красота сдержанная, суровая, холодная, а в Читване - буйная и щедрая.
А вообще - обычная жизнь обычных людей, живущих своими маленьким радостями и большими заботами.
Мы возвращались в отель на закате, когда люди садились ужинать, мамы звали домой детишек, пастухи приганяли в село буйволов с пастбищ...
Обычный вечер обычного села.
Вот только оглянешься, посмотришь назад - а тут слон идет:) И понимаешь, что не все так уж и обычно в этом селении.

Лучше всего приезжать в Читван с любимым человеком. Или с хорошим другом, с которым можно вести неспешные философские беседы. Потому что, Читван - это такое место...Которое располагает к тропической романтике и неспешным беседам.
Главная вечерняя аттракция в Читване - это закаты на реке Рапти. Мне эти закаты запали в душу еще в прошлый раз. Сумерки в тропиках короткие, здесь не бывает долгих вечеров, к которым мы так привыкли. Темнота наступает резко - ррррррррррраз! - и кто-то большой и невидимый выключил свет. Но этому моменту предшествует закат - стремительный и прекрасный.
Наблюдать эту красоту нам не помешали даже муссонные тучи.

Солнце садится на дикой стороне реки Рапти - и джунгли в этот момент просыпаются. Стоять у реки, вдыхать запах тропиков, прислушиваться к оживающим в джунглям - это похоже на мою ожившую детскую мечту. Ведь в детстве я страстно мечтала о том, как вырасту, стану знаменитым зоологам и отправлюсь в экспедицию в неизведанные страны. Ну, вот, дожила до исполнения мечты. Зоологом не стала, но в "экспедиции" езжу регулярно:)
Что еще сказать о закатах на Рапти? Да, собственно, ничего. Приезжайте и смотрите сами. И думайте каждый о своем.
Добавлю только, что фантазия в этот момент начинает работать не на шутку. Смотришь на джунгли - и представляешь, как там начинается обычная ночная жизнь, кто-то выходит на охоту, а кто-то прячется, и так - на многие-многие километры, далеко-далеко, до самой Индии...
Налюбовавшись закатом, мы вернулись в отель, где нам подали исключительно вкусный ужин в национальном стиле - рис дал-бат и к нему миллион разных дополнений: всевозможные овощи, мясо трех видов, разные соусы. Было очень вкусно и очень сытно. Вообще, ресторан в этом отеле нам безумно понравился. И так как мы были чуть ли не единственными постояльцами, то официант очень старался, чтобы нам все понравилось и постоянно таскал добавку. На добавку решалсят олько Андрей, потому что мы с Шуркой отваливались уже после стандартной порции - уж очень обильно. И очень вкусно!
После ужина мы были готовы предаться старинной колониальной забаве - пить ром и философствовать, но нас повезли смотреть танцы народностей.
Я люблю танцы народностей, честно. В наш прошлый визит в Читван мне очень понравилось, как танцуют люди тару. Тем более, что тогда "ансамбль песни и пляски" пришел с танцами прямо к нам в отель и показывал программу на лужайке.
В этот раз танцы "давали" в специально построенном деревянном сельском клубе.
Трогательно, наивно, но искренне. Те самые мальчишки, что играли в футбол на полянке, переоделись в народные костюмы и с задором откатали всю программу.
Перед каждым номера смешной парень из местной интеллигенции - длинный, тощий и в очочках, ну просто копия Кролика из мультика про Винни-Пуха - на прекрасном английском рассказывал о значении и истории танца.
У нас настоящий поросячий восторг вызвал "Танец павлина". Танцор танцевал его внутри чучела павлина, очень здорово танцевал - павлин даже распускал хвост и в клюве приносил цветочки девушкам из первых рядов.
В конце представления на сцену пригласили всех желающих - потанцевать финальный танец с местным коллективом:) Пляски с аборигенами - это мое любимое хобби. Я пошла. И натанцевалась до упаду. Весело было! Хоть и комично:)
Мы вернулись в отель с первыми каплями тропического ливня, который потом перешел в настоящий потоп.
Сели под крышей у бунгало, достали ром, колу, бананы, яблоки, зажгли свечи. Я под горячим ливнем сбегала в ресторан и попросила льда. Лед мне выдали в специальном ведерке, со щипчиками, как в лучших домах.
Знаете, именно муссон и бесконечные дожди помогли мне по-настоящему прочувствовать специфику джунглей и понять чувства колонистов и миссионеров, да и просто белых в джунглях, о которых так много писали разнообразные авторы,от Джека Лондона до моего любимого Джеральда Даррела...
Этот горячий дождь, и горячий воздух, и буйство растений вокруг, и крики неизвестных птиц, и какая-то будоражащая опастность чужой природы - все это вызывает в душе какое-то странное томление, какую-то глубинную тоску и еще целую гамму совершенно новых переживаний.
От этого есть только одно лекарство - ром со льдом:)
Мы сидели, смотрели на дождь, пили, философствовали, вспоминали Тибет...
Над нами, под потолком веранды, суетились маленькие гекконы - живые фумигаторы. Они хватали зазевавшихся комариков и при этом издавали оглушительный треск. Я люблю этот звук - он ассоциируется у меня с джунглями еще со времен наших тропических каникул на острове Самуи.
Эти ленивые, душные вечера в Читване навсегда останутся в потаенно уголке шкатулки моих любимых воспоминаний. О таких вечерах хорошо вспоминать, когда жизнь кажется препаскуднейшим занятием...
продолжение


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
бесперспективно_ть: