Дхарамсала

Страна цветов и водопадов

Итак, Дхарамсала. (Как только ее не называют на русский лад - Дхарамсала, Дарамсала, Дарамасала, Дарамасал, Дхарамасала... и все равно индийцы говорят как-то по-другому:) Из Дели есть прямой автобус в Дхарамсалу, но только один в день, так что билет желательно приобретать заранее. Если когда-нибудь поедете, то при покупке билета обязательно смотрите, чтобы был написан номер вашего места в автобусе. А то у меня не было написано, и водила сказал, что я теперь поеду стоя, или рядом с ним спереди:) Никакие объяснения не действовали, и я поехал в Дхарамсалу в другой день, поменяв билет на другой. Стоит билет около 400 рупий. Автобус отправляется недалеко от Мейн Базара и Коннот Плейс. Путешествие долгое, около 15 часов. Из Дели выезд в 16:00, и на следующее утро ты в Дхарамсале.

Дхарамсала. Мак Леод Гандж
Дхарамсала (Dharamshala) - горное местечко в штате Химачал Прадеш (Himachal Pradesh ), у подножия Гималаев, ради гор я туда то и ехал. Местного населения около 7 тысяч. Дхарамсала делится примерно на три части - собственно Дхарамсала (Lower Dharamshala); Мак Леод Гандж (Mc Leod Ganj), находящийся чуть повыше Дхарамсалы, и Дарамкот (Dharamkot) - еще повыше Мак Леод Ганджа. Но на карте все обозначено просто как Дхарамсала. Я остановился в Мак Леод Гандже, как и большинство туристов. Этот Мак Леод Гандж - совсем небольшой городишко/деревенька, длиной не более километра. Здесь находится резиденция самого Далай Ламы. Но я ехал не за этим, а за природой. Здесь постоянно проживает множество буддийстких монахов, разгуливающих в красных одеждах по улицам. Встречаются среди них и русскоговорящие, как мужчины, так и женщины (в смысле они - выходцы из России, так как говорят в совершенстве, как мы). Русские туристы тоже попадались. (Уже в самолете Дели-Москва я познакомился с одним парнем, который, оказывается, путешествовал по моим пятам, видел меня в Дхарамсале, потом в Ришикеше, и в конце концов мы попали в один самолет:) Вся Дхарамсала расположена на холмисто-гористой местности, с очень неровным рельефом, верх-вниз, верх-вниз... Поэтому гулять по ней - занятие нелегкое, постоянно приходится подниматься по каменным ступенькам и крутым дорожкам, ровных путей почти нет. Именно тут я начал худеть, не по дням, а по часам. При этом очень многие буддистские монахи отличаются приличной упитанностью, такие они пухленькие и округлые, типа Саи Бабы. Наверное, с питанием у них проблем нет. Зато проблемы есть у нищих, которые тут тоже обитают. В основном, калеки, без рук, ног и пр. Поселился я в каком-то коттедже, меня туда отвел местный парень, прям сразу с автобуса. Если идти от центральной площади по главной улице пару минут, то потом сворачиваешь налево и спускаешься вниз по ступенькам, там еще, кажется, детский садик есть, и дальше за ним, еще немного левее и расположены несколько коттеджей, мой назывался Choudhar Cottage. Огромная комната, с душем, туалетом, горячей водой, да еще с большой кухней, стоит 200 рупий. Можно найти и дешевле. Жил я там семь дней, но, так получилось, что заплатил только за пять:) Я по приезду снял его, заплатил за пять дней вперед, хозяин сказал ОК и ушел. Больше я его не видел:) Такой вещи как ресепшн там вообще не было, так что оставалось просто снова ждать появления хозяина. А он так и не появился, даже в те лишние два дня. Так что я бесплатно прожил эти два дня сверху, собрал все вещи, и ушел на вокзал:) Немножко стыдно, ну да ладно, не всегда же отдавать:)
Конечно, жизнь здесь гораздо спокойней и тише, чем в Дели. Разительная перемена. Хотя машины тоже ездят, и не мало, все-таки Мак Леод Гандж - довольно культовое место, туристов много. Как всегда, китайцы и европейцы. Погода была гораздо теплее, чем я ожидал. Мне говорили, что может, все будет под снегом... Какой там! Погода хорошая! Снег есть только в горах, в самой Дхарамсале сухо и тепло. Днем около +20...+25 градусов, ночью +7...+10. Но пару раз были дожди. А когда лазаешь по горам, то так разогревешься, что становится жарко, как в Дели. Природа-а-а-а ... нет слов, чтоб описать... очень-очень красивая. Все так просторно, открыто, есть где взору разбежаться... С северной стороны взор манят сверкающие снежные вершины... Дивные цветы радуют глаза... Чистый воздух... такой чистый, что даже и не чувствуешь его... Все окрестности покрыты хвойными лесами с вековыми соснами и елями, по которым бегают обезьянки. Орлы величественно кружат в бездонном небе... Свежо и просторно... Горные ручьи, водопады... Купаться вполне можно, хотя вода и холодная.

Восхождение
В первый день я немного побродил по окрестностям, а на второй, естественно, ринулся в горы, повыше и подальше... Начал я довольно поздно, около десяти, все ждал хорошей погоды. Потом, вроде, она появилась, и я пошел. Как лезть на примеченную вершину, я, естественно, не знал, так что лез наугад, как получится... Красота и покой. Сияет яркое солнышко, снег на глазах тает, образуя веселые горные ручейки, местами сливающиеся в маленькие водопадики... Распускаются цветы, веселые и свежие... Прекрасно... Кое-где попадаются белые буддистские ступы, а также небольшие каменные домики, видимо, приют для йогов или монахов, желающих уединиться в горах. Но все они теперь пусты и необитаемы. Однако сделаны они довольно добротно, так что при желании там вполне можно было бы и пожить. Внизу было довольно тепло, но по мере того, как я поднимался, становилось прохладнее. Однако мне все равно было жарко, я снял с себя футболку, и шел уже просто загорая. И думал "зачем я еще эту куртку взял?..." и запихал ее в сумку. Часа через три я добрался до одной локальной вершины, там стояла большая ступа, выложенная из камней, типа лингама. Там уже лежал снег и было довольно ветренно. К моему удивлению, я там увидел там одного парня, стоящего и созерцающего потрясающий вид, что открывется далее. Увидев меня, он тоже удивился, особенно моему полуголому виду, сам то он был в куртке и шапке, укутанный шарфом. Оказалось, парень из Африки:), из Свазиленда. Эх, не знает он могучих уральских мужиков, которым что -30,что +30, все без разницы. Я предложил ему лезть дальше, на следующую вершину. Но он отказался, сославшись на плохие ботинки, постоял немного, и пошел вниз. И он был по своему прав....... Я же полез далее.
Тут уже было далеко не жарко, да и погода стала немного ухудшаться. Но я не придал тогда этому никакого значения. Просто одел майку, и пошел дальше. Хотелось пить, и я ел снег. Где-то через час я добрался до намеченной вершины. Все, конец !.. Потрясающий вид открывался моему взору... Такое ранее я видел только на картинках... Могучие, суровые белоснежные гряды лежали передо мной, закрывая все пространство вдали... Дальше идти было некуда, там начиналось ущелье, типа пропасти, глубоко вниз, а потом уже новые горы, пугающие и манящие одновременно. Вот только я не знаю, что это была за вершина... может это Триунд, а, может, еще нет, в общем, я даже не знаю где именно там был Триунд. Хотя я думал, что Триунд - это просто название деревни около Дарамкота:) В общем, не знаю, где ж я точно был:) Но идти дальше было практически некуда, только если со спец обородуванием, и не одному. С обратной стороны, внизу, сквозь туман, виднелись очертания М.Л.Ганджа... Рядом то и дело кружили огромные орлы, иногда пролетая слишком уж низко надо мной. Наверное, думали, кто это такой, и нельзя ли его съесть? Облака проносились рядом со мной... В целом атмосфера волнующая, немного пугающая и тревожная. По моим оценкам, я был на высоте около 3000 метров. Тут уже было холодно, наверное, меньше нуля, и я одел куртку. Вскоре началось то, что надолго мне запомнится. Откуда-то издалека быстро и незаметно приплыла большая грозовая туча, черная и мрачная. Начал греметь гром, мощный и раскатистый, в горах он звучит довольно устрашающе. Подул сильный ветер... Но самое нехорошее - все заволокло туманом. Бог с ним с дождем и ветром, но вот туман... Вмиг я потерял всякую ориентацию в пространстве. Дальше двух метров вокруг меня ничего не было видно. Да еще пошел снег. Так что все возможные стороны непогоды обрушились на меня. Мой романтический настрой вмиг улетучился, и мне стало не на шутку тревожно. Особенно пугал меня туман. Дело было около трех часов дня, и не за горами был закат, а куда идти, я теперь представлял себе весьма смутно. Я начал спускаться вниз, идя по своим следам в снегу. Но там снег то есть, то начинаются голые скалы, так что минут через десять я, кажется потерял свой след. "Да, приехали... Африканец-то, небось уже дома сидит, мать его:)))!!! Не мог мне что-ли сказать!:)))" Я, конечно, понимал, что не умру тут просто так, но перспектива провести ледяную ночь в горах под открытым небом меня совершенно не радовала, да еще в такую непогоду. Давно я не чувствовал себя такой игрушкой в руках Природы. Гроза все нарастала, туман становился все гуще, снег все плотней и сильней, ветер резвился во всю мощь... Йожик заблудился в тумане... То, что казалось мне, бывает только в кино, случилось со мной в реальности. Господь устраивал мне серьезную проверку... И этот прекрасно! без проверок нельзя, как бы неприятны они не были...

I would do it all again
Lose my way and fall again
Just so I could call again
On the mercy in You...

Через три минуты я был спасен... Как по волшебству, туман вблизи меня на минуту рассеялся, и, справа, метрах в ста, я увидел каменную хижину, которые мне не раз попадались, пока я лез наверх. Но в отличие от тех, эта была похожа на обитаемую - окна завешаны тряпками, из-под которых чуть струился дымок. Я направился к ней. Внутри, в полусумраке слабого огня я увидел двоих, мужчину и женщину, вернеее, молодую девушку. Мужику было лет за тридцать. Немало удивившись моему внезапному появлению, они, естественно, дружелюбно приняли меня в своей скромной обители. Они были из Хорватии, тоже туристы. У них 6-месячная виза, и они уже объездили пол Индии, пока не прибыли в Дхарамсалу. Настроенные на серьезный духовный поиск, они уже вторую неделю мужественно жили в этой горной хижине. Всю еду и одежду тащили на себе. Они сказали, что мне очень повезло, что я набрел на них. В крайнем случае я мог бы скоротать ночь тут, хотя в хижине было немногим теплее, чем на улице. Они угостили меня печеньками и чаем, и мы принялись ждать, когда же закончится эта непогода. Сквозь окна и щели снег валил прям нам на головы... В общем, очень романтическая и незабываемая обстановка. Я уже был почти спокоен и весел, хотя хотелось бы успеть до ночи домой. К счастью, так и произошло. Часа через полтора гроза начала проходить. И хотя снег и дождь продолжали идти, но туман стал рассеиваться, и стало более-менее понятно куда идти. Парень проводил меня метров сто, показал, иди туда то и туда то, и, может быть, куда то выйдешь. Я, как горный козел, поскакал вниз на всех парах, опасаясь новой волны тумана. Но мои опасения были напрасны - погода становилась все лучше и лучше, так что через полчаса я перешел на шаг, стал опять фоткать, и уже никуда не торопился. Как раз к ночи я ввалился в свой номер. Вот такое прекрасное, полезное и незабываемое горное путешествие/приключение!
Однако я все-таки чувствовал некую неудовлетворенность этим походом, и через день повторил его еще раз. Выбрал прекрасное солнечное утро, без малейших намеков на непогоду, и взобрался на эту же гору, но уже по другому маршруту, со стороны водопада. По пути зашел к буддистам-хорватам, они лежали грелись на солнышке и читали книжки. На этот раз я пробыл на вершине долго, наслаждаясь тишиной и покоем, голубым небом и сияющей белизной снега. В общем, скомпенсировал всю неудовлетворенность от первого раза.
В остальные дни в Дхарамсале я уже не выбирался высоко в горы, а просто бродил по окрестностям и наслаждался бытием, воздухом, солнцем, водой и цветами!!!

Краткий путеводитель по Дхарамсале
Если идти по дороге Bhagsu Road (см. карту Дхарамсалы, Мак Леод Ганжа), то вскоре, минут через пятнадцать, дойдете до деревни Дарамкот, рядом с которой находится прекрасный водопад, идущий с окрестных гор. Ниже он становится просто бурным ручьем, весело текущим по дну ущелья. Недалеко от водопада, на окраине Дарамкота находится храм Bhagsu Temple. Даже в горах слышно, как звенит его колокол. В самом центре Мак Леод Ганджа находится действующий буддисткий храм, с молитвенными барабанами. В двух километрах по дороге Main Road находится старая готическая английская церковь St.John in the Wilderness с красивыми витражами, старым кладбищем с вековыми соснами и большим колоколом, который воры хотели утащить в 1998 году, но унесли лишь на триста метров. В получасе ходьбы от Мак Леод Ганджа есть священное озеро Dal Lake. Хотя правильней назвать его не озером, а прудом. Там можно покататься на катамаранах и увидеть каких-то красных и синих рыб... И, как я уже говорил выше, здесь находится резиденция Далай-Ламы, но меня она не интересовала, так что я и не удосужился до нее дойти:) Но главной достопримечательностью Дхарамсалы является ее природа, неописуемо красивая и завораживающая. Одни только радуги на полнеба чего стоят!
В целом в Дхарамсале спокойно, тихо, прекрасно и красиво, однако если не лазить по горам или не жить там, то более трех-четырех дней там делать нечего, так как Дхарамсала очень маленький городок. Я пробыл там 7 дней, после чего уехал в Ришикеш, один из святых сакральных городов Индии, место обитания йогов и странников... Так по крайней мере говорит теория.