По дорогам 5 штатов

Наше путешествие пройдет по 5 штатам северной Индии: Дели, Харьяна, Панджаб, Химачал Прадеш, Джамму и Кашмир.
Все началось с того, когда в один прекрасный день я решила «покончить» со своей жизнью. Захотелось перемен до боли в сердце. Выбора не было, потому что он был один – Индия.
Я никогда еще не была там, но тосковала по ней уже несколько лет. Честно собиралась, но то попутчики не находились (а искала я их из числа знакомых, что было бесполезно, как потом поняла), то чисто мирские заботы (смена мест работы и элементарное отсутствие отпуска). Но в этот раз на носу было увольнение – я была уже предоставлена самой себе. И в один прекрасный день я почувствовала – или сейчас или никогда.
Решилось все за несколько часов. Спасибо Achadidi, которая направила в турагентство «Кайлаш». И вот я уже бегу туда, покупаю тур «Гималайские путешествия: «Великое наследие». Приезжаю домой, шокирую всех, выслушиваю каждого какая я глупая и наивная, что без ума в голове и без знаний языка бросаюсь очертя голову черти куда и с чужими людьми. Вот такие мы все разные.
С моими попутчиками я познакомилась в «Кайлаше»: попили кофе-чай, с полчаса пообщались и разъехались собирать шмотки. Там и встретила Ирину, которая предложила вместе с ней отправиться в аэропорт.
И вот мы уже летим по шоссе. Позади осталась моя старая серая жизнь, и я с трепетом ждала встречи с новой.
Это была моя первая самостоятельная вылазка. Я не знала куда я еду, не знала языка и никогда до этого никуда не выезжала за пределы Москвы и области.

Вылет. 14 сентября Шереметьево.
Прошли всех тетек в будках, вышли в зал, самый последний перед посадкой, и я тут медленно начинаю осознавать, что вообще происходит. Да, только в этот момент я четко поняла, что сбывается моя мечта.
Первый мой полет. Эйфория!!! Я с нетерпением жду каждой воздушной ямы. И почему я не стала стюардессой?! ? Я уже перестала слышать свое сердце, потому как превратилась в одно пульсирующее нечто. Я не могла спать эти 5 часов полета (мои попутчики напротив, мирно посапывали). Это как первая любовь – все горит внутри, ты полон надежд и готов на подвиги. Я лечу к тебе, Индия!!!
Кружение над ночным аэропортом показалось мне вечностью. И вот, почти бегом преодолеваю все тоннели и я снаружи. После холодной и сырой России сразу обжигаюсь горячим пряным Дели. Запахи, их много и они такие разные. После нашей серости, ты как будто попадаешь в раскрашенный кем-то мир. Здесь – черно-белое кино, там – цветное.
Нас встретила гид Марина и дождь. Погрузились в джип и отправились в Сураджкунд. Первая встреча с красочными грузовичками и чудесами на виражах. Было понятно, что о правилах движения здесь и не слышали. Поэтому надпись «Гуди!» на кузове вопросов не вызывала. С бешеной скоростью закрутилось наше двухнедельное путешествие.
В первый день помню только влажные простыни отеля, на которые я упала без задних ног. Поэтому и не волновало уже отсутствие горячей воды на утро, одна на двоих простыня и сдувавшая с кровати вентиляция.
Утром такие все помятые вылезли на завтрак. Надо сказать ни в один из дней нам не пришлось вставать раньше 8. Для нас уже все было распланировано и оставалось только наслаждаться отдыхом. Пришлось привыкать к пытливым, любознательным взглядам местных. Было забавно чувствовать себя «белой обезьяной».

1 день. Дели
Выезд в сады Пинджора. По дороге останавливались на озере Карнал на ланч. Приятное тихое местечко, куда любят приезжать местные семьями. Я не отлипала от окна, и мой фоторепортаж не прерывался даже на переезды. Запахи и картины за окном успевали поменяться тысячи раз. Дороги, мосты, поля, мусорки с пасущимися на них рогатыми Изидами, абсолютно нежилые, но обжитые дома, придорожные храмы (некоторые стали уже туалетами), моторикши набитые доверху людьми и продвинутые молодые индианки в пенджаби на мотороллерах.
Сады Пинджора. Пальмы, веселые бурундуки, орущие попугаи и ночные маневры летучих мышей, каскад фонтанов с подсветкой, европейские номера и приветливый персонал, любвеобильные приставучие одинокие мужчины и валяющиеся на траве отдыхающие. Но душе не хватало свободы и полета.

2 день. Нагар (1800- 1900 м) .
Дороги были полны спешащих в школу детей и смущающихся нарядных школьниц в голубых одеяниях. Женщины с полными корзинами на голове и просто снующие по хозяйству. Мужчины были замечены только торгующие в многочисленных местных магазинчиках-кафе (именно так, а не иначе). Набираем высоту. Мутная бурая вода пробирающаяся сквозь зеленые холмы, собравшие на склонах коробочки домов. Возле очередного кафе встретили размышляющую о жизни обезьяну, первую. Уже потом их было много, и они зачастую были не так скромны в желаниях. Иногда приходилась отбиваться от наглых вожаков, у которых было целью отнять то (неважно что), что было у тебя в руках. Горячий воздух, жаркая земля, зеленая долина. Первый храм, который мы посетили – храм Дурги. Маленький и уютный. Колокольчик над дверью, щепотка сладкого риса и тика на лоб. Алтарь находится в земле под каменной плитой. Сложившись втрое, дотягиваешься до блюда с монетками. Рядом маленькое каменное изваяние и многочисленные изображения божеств. Размяли ноги на подвесном мосту и опять сели на колеса.
Нагар встретил нас томными тяжелыми облаками и серым небом. Это не радовало, потому что на следующий день планировалась поездка в горы. Но такая погода совершенно обычная для этих мест, ровно как и время, которое здесь застывает. Здесь же попали в объятия группы пожилых американцев, с которыми соревновались в скорости на дороге, мило все вместе побеседовали в местном ресторанчике. Кстати такого натурального вкуснецкого сока больше нигде не удалось попробовать. Потом забрались с Ириной на крышу отеля, укутались в одеяла и смотрели на звезды, которых постепенно поедали облака.
В этот раз Нагар не был набит европейцами, поэтому нам ничего не напоминало о том, кто мы есть. Полное погружение наблюдалось у всех нас, не было разногласий и все 2 недели пролетели на одном едином дыхании. А нас было четверо, плюс два гида: Марина и ее муж Валера. Спасибо огромное ребятам, которые не давали расслабиться ни на минуту. Все было расписано по часам.

3 день. Манали - Маникаран
Утром побежали с Ириной к храму Трипура Сундри (старый деревянный, с потрясающей красоты резьбой), недалеко от него храм Шивы. Одарили детишек конфетами, поднялись к дому-музею Рерихов, а вечером попали на местный праздник. В Нагаре есть также дворец раджей. Характерная для этих мест архитектуракамень перекладывают слоями древесины. Сейчас в нем гостиница.
Дождливо и холодно. Музыка пронзила тишину. Это из нижней деревни следовала процессия одной сестры-богини в гости к ее сестре. Шли они долго, и в течение двух часов слышался похожий на плач звук трубы, которую периодически прерывали громкие барабаны. Несли украшенные цветами и головами богини носилки. Вся атмосфера происходящего, особенно звуки, окунала в прошлое. Казалось, если закрыть и потом открыть глаза – картинка будет другая. По дороге они встретились с носилками другой сестры, и вся эта процессия прибыла к храму Трипура Сундри. Там есть небольшая площадка с каменными ступенями. Они ходили кругами, приплясывали, сталкивали носилки и носильщиков, громко кричали. Носильщики пребывали в трансе, и все это действо подразумевало общение двух сестер. Местные объяснили, что если они по мирному разойдутся, то дождь закончится. Так они пообщались с часок. Народу было очень много. Уже стемнело, а народ все не расходился – ждали, как же разойдутся сестры. Зажгли огни. И все стало еще таинственнее! Наконец возвестили, что встреча прошла хорошо. И прибывшая сестра опять отправилась домой под те же плачущие звуки.
Но на утро погода все так же щедро омывала нас холодным дождем. Отопления нет, одежда не сохла, и, не тешив себя надеждами, только постиранную мы снова надевали ее на себя.
В музее Рерихов – картины, фотографии, книги, раритетное авто, старая мебель и все то, что смогли сохранить. Дом разваливается и мало заметно, что это все пытаются поддержать. На месте кремации Николая стоит большой камень, там же захоронена часть праха Девики Рани. К сожалению, в комнаты не пускают. Все пришлось рассматривать, прильнув к окну. Из щелей пахнет стариной и ты как будто подглядываешь в прошлое. Там же недалеко откопали древние плиты. К какому времени относятся и чему они принадлежат, пока не известно. Свежеумасленые они в общей куче ждут своей участи. На некоторых из них очень древние изображения.
Манали (2050 м) .
Посещение питомника маналов, сказочного парка и старого храма, украшенного коровьими рогами и черепами. Манали – типичный туристический центр. Кругом шумят улицы городка, идет бойкая торговля, туристы из разных стран мира группами или поодиночке бродят в поисках экзотики.
Зашли в тибетский монастырь. Доброе место. Молитвенные барабанчики – обязательно прошлись по заветному кругу. Потом зашли в неизменный «Чопстик». Там уже послышалась славянская речь. Заказали вегетарианистые блюда и горячий суп, который подается в специальном самоваре, внутри которого горит настоящее пламя. Эффектно и вкусно!

Маникаран
По дороге затарились на местной фабрике шалями. Погода особенно располагала к утеплению.
Место очень красивое – долина здесь сужается, а над рекой стоит пар. Маникаран возникает словно из дымки. Нас встречает красивый белокаменный сикхский комплекс, расположенный по обе стороны реки. Он стоит на источниках, потому стены и пол горячие. Ходить здесь можно только босиком, потому как по плитам гуляет вода, да и вообще – святое место. Внутри располагается Гурудвара, бассейны, ночлежка со столовой, бани. Преодолеваем подвесной мост и попадаем в кашу из пара, людей, грязи, магазинчиков, узких улочек. Все это похоже на маленький муравейник, по тропинкам которого ручьями течет вода. Здесь все в воде. Запах коровьего навоза, человеческого пота смешиваются с запахом вареного риса, который варится прямо на улице в мешках под струей горячей воды из источника, и пряностями, благовониями и запахом поделок из дерева. Здесь же на улице в небольших купальнях под открытым небом плещится люд.
Первое посещение Гурудвары. Большой зал, весь блестючий такой, украшенный. Посреди сидит главный дядька и поет в микрофон. Здесь на тебя никто не обращает внимания, если ты с покрытой головой (даже мужчина) и скромно себя ведешь, не треплешься и не пристаешь к местным. Можно сесть в сторонке и послушать, поглядеть. Сикхи гостеприимны и красивы (белые одежды, тюрбаны, мечи и браслеты). С удовольствием все показывают и рассказывают.
В конечном итоге наш Валера соблазняет нас на групповую баню. За совершенно символические деньги можно замочить себя, на сколько тебя хватит, в бассейне с целебной водой. Мы отмокали где-то с час. Вот и пригодились наши купальники в северной и холодной Индии. Господи, как же на нас смотрели индусы, какими глазами, когда мы вылезли на свет!!! )))) Окунулись, вошли в нирвану и целый мир подождет! Наши моськи просто светились от просветления. )) Дальше мы смогли выдержать только небольшой шопинг, обед в ресторанчике и возвращение в Нагар.
Вечером нас, таких одухотворенных, ждал целебный массаж, на который мы просто в наглую напросились. Дело в том, что гиды наши живут уже лет 10 на 2 страны, потому дружны с местными. Вот мы по знакомству и попали. В комнатке, при свечах, намазанный вкусно пахнущим персиковым маслом, растираемый горячими сильными руками брахманки, сразу забываешь и о себе, и о боге. 15 минут и теряется связь с реальностью. Я даже не вспомнила, что надо застегнуться, если б не наши, которые довели меня до кровати.

4 день. Поездка на перевал Ротанг или Рохтанг (Перевал костей)
Дождь сменился солнцем. Наконец! Горы, маленькие и большие водопады, бурная река, сели. Природа здесь не шепчет в такое время. Ротанг находится на 4000. Несколько часов дороги, быстро набираем высоту. Дорога уже стала неотделима от сладковатой индийской кассеты, что слушал наш водитель Соно. Перебирались где-то почти вплавь. Сошли сели и без того узкую дорогу сильно размыло. Вот где адреналин и экстрим! Боялись, что может случится так, что не сможем вернуться назад. Но все обошлось. Снежные вершины, парящие орлы в бирюзовом небе, широкие долины, как на ладони, прорезанные реками, ветер и обжигающее солнце. Красота необыкновенная! Только камни, небольшое озерцо, меленькая цветущая лечебная травка, которую тибетцы используют в своей медицине, и огромные просторы. По дороге опять попали на праздник. Только теперь к центру перевала следовали на лошадях и пони буддисты, все такие в мохнатых шубах (можно взять в аренду или купить на подъезде к перевалу), как будто из глубины веков. Здесь же на столбах развешаны молитвенные флаги. Но нам следовало торопиться, потому что начало темнеть. Ночью машины следуют вслепую – только меловые знаки на камнях, смываемые частыми дождями указывают на наличие дороги.

5 день. Нагар снова
Запланирован поход в деревню Румсу: несколько деревянных домиков с ульями, которые располагаются прямо в стенах дома, и красивой резьбой. Здесь же небольшой храм и своя школа. Население малочисленно и весьма необщительно.
Затем поднялись к храму Кришны. Надо сказать, подъем весьма крутой и продолжительный. Но вид, открывающийся оттуда на долину, стоит этого! Там нас встретила небольшая семья, глава которой служит в этом храме. Очень гостеприимные люди, напоили нас чаем с молоком. Неторопливо готовились к службе, разводили краску для обряда. Жена собрала цветки растущей здесь же во дворе акации, нанизала их на нитку. Отец омыл небольшую статую, поставил ей заново знаки (и нас тоже не обошли), украсил лепестками. Потом зажгли благовония, и служба началась. В кришнаитские храмы не пускают европейцев, потому наблюдали за всем снаружи. Настолько все по-домашнему, что так сразу пронзает мысль о нашей церкви, которая совсем не располагает к тому, чтобы прийти туда и просто даже побыть. В таком месте, где тишина и покой, где небо ложится на плечи, не минуют мысли о творении мира.