Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

История моих однокурсниц

Страница для печатиSend by email

По прошествии полутора лет я, наконец, узнала некоторые подробности происхождения и жизни своих однокурсниц. По количеству студентов моя группа очень напоминает типичную группу восточного факультета – четыре человека, не считая меня. Три девочки из Кералы, из региона Каннур (второй с севера штата).
Виджита и Сураби из маленьких отдаленных деревенек, где две трети населения приходятся им родственниками, более или менее близкими. Саумья из деревни, что расположена рядом с городом, - это большое дело в их представлении. Также в нашей группе учится (или числится) Сайлу, мальчик из штата Андхра-Прадеш. С ним, к сожалению, я практически не общалась. Думаю, на телугу он говорит хорошо, но его хинди оставляет желать лучшего (даже в сравнении с моим) :) Невооруженным европейским глазом видно, что Сайлу выходит из backward castes , что в университет он попал по квоте (зарезервированному месту для низших слоев населения), и учеба дается ему нелегко. Что касается девочек, то гадала я долго, кто они и что из себя представляют. Сегодня утром Сураби пришла ко мне посоветоваться насчет эссайнментов (семестровых работ). Ее неожиданный и очень ранний визит обернулся крайне познавательным и объясняющим многие вещи разговором. Выяснилось, что все три девчонки принадлежат к кастам, которые даже не входят в варновую систему индуизма.

Виджита относится к SC (scheduled castes). Это самая низкая ступень социальной лестницы, представителям которой предоставляется самое большое число квот в государственном секторе (как в гос учебных заведениях, так и в гос учреждениях). Несмотря на то, что Виджита такого низкого происхождение, ее семья имеет достаточно хороший достаток – и мама, и папа работают в BSNL (гос провайдер телефонной связи). Сураби и Саумья принадлежат к OBC ( other backward castes – другие ‘отсталые’ касты), – тобишь они стоят на одну ступень выше Виджиты. Представителям OBC также предоставляются квоты, но в меньшем размере, чем SC.

Группы SC и OBC подразделяются на касты по профессиональному признаку. Например, каста мамы Сураби называется “Golden Smith ”, так как основной профессией ее однокастовцев является ювелирное дело. Каста отца Сураби ниже касты матери и называется “ Th iyya” (так и не сказала Сураби, какая у них профессия или как это переводится)! Да, деление общества поражает своими масштабами. Варны, потом все, кто не относятся к варнам, потом деление внутри варн и остальных классов на касты. Сураби, рассказывая, сама путалась и удивлялась такому разнообразию различных социальных уровней.

Вы, наверное, не обратили внимания, а ведь мама и папа Сураби принадлежат разным кастам, хотя и одной группе OBC. Думаете, это ерунда?! А вот и нет. У них была свадьба по любви ( love marriage ), родители обоих супруг не приняли брак, и тем пришлось жить какое-то время в Мадрасе, потом где-то в Гуджарате, и только после рождения первой дочери они вернулись в родную Кералу, но потребовалось немало времени, чтобы все многотысячные родственники признали новую семью.
Несмотря на то, что Керала штат со 100% грамотностью населения (один из двух в стране), одной из самых больших христианских общин на Декане Индии, коммунистической партией у власти и до сих пор выписываемой газетой USSR, это очень традиционное место с закостенелыми обычаями и правилами жизни. «Люди в Керале не меняются и никогда не изменятся», - жаловалась Сураби. Сураби – первая и единственная девочка из своей деревни, которую отпустили учиться в такую даль, в другой штат, да еще и в такой огромный город. Теперь ей будет трудно найти мужа из своей или близлежащих деревень, так как там ценится не образование девушки, а ее скромность, молчаливость и приверженность традиции. Сураби совершенно очаровательная девчонка, вы бы ее видели!:) Ей 22, но выглядит она на 15 – маленькая, живая, жизнерадостная и наивная, как ребенок. Говорит , ‘I hate these boys, they can do everything, we are allowed to do nothing!’ Теперь все жители региона осуждают смелое решение ее папы, ведь никто не знает, что она одна здесь, в большом городе, делает, как себя ведет, чему научится. Однако Сураби это даже на руку, больше всего на свете ей не хочется жить в своей деревне, она мечтает переехать в город, ее притягивают быстрый урбанистический ритм, занятость, общение с новыми людьми и возможность самореализоваться. Она собирается работать в сфере туризма гидом или в сфере связей с общественностью. Преподавание (самый легкий и ожидаемый вариант для всех девчонок, заканчивающих магистратуру) она оставляет на самый крайний случай. И замуж выходить Сураби хочет тоже не по традиции. Так же, как и ее родители, она надеется на love marriage, на то, что во время учебы или первых лет работы ей встретиться хороший человек, который станет другом, тогда она предложит ему пожениться (эт она сама так сказала). Говорит, ‘у нас не принято, чтобы девочка проявляла свои чувства или делала первый шаг, но я в это не верю, не вижу ничего плохого в честном признании в любви’. На самом деле, чувствуется, что семья (в смысле, папа и мама) Сураби очень прогрессивные и либеральные, в отличие от остальных родственников.

Виджита и Саумья совсем другие. Особенно Саумья – тихая, достаточно закрытая, спокойная, исполнительная и никогда не позволяющая себе сказать или сделать то, что может вызвать какое-либо сомнение или подозрение у окружающих. При этом она очень добрая, щедрая и хорошая девчонка! Виджита более живая и смелая. Она же самая сообразительная и способная в группе. Однако ни Саумья, ни Виджита не позволят себе сидеть в пол11-ого вечера в Гопсе (студенческой столовой) в компании молодых людей, где я уже разок видела Сураби :)

Джинсы. Саумья и Виджита впервые надели их здесь в Хайдерабаде. У себя в Керале ничего, кроме шальвар-камиза носить нельзя. Сураби пару раз выходила на улицу в джинсах, но с туникой до колена, - и то соседи не переставая шушукались и награждали ее неодобрительными взглядами. Сейчас же Сураби только и носит, что джинсы с футболками, делает хвост без пробора (тож нововведение для традиционных девушек) и дружит с самыми отвязными керальскими девчонками (вы понимаете, что отвзяными не в нашем понимании, а в понимании традиционных индийцев). Имена тех, кто входит в группу FC ( forward castes – касты внутри варновой системы, состоящей из шудр, вайшьев, кшатриев и брахманов) состоят из нескольких слов, как, например, Rinu Svasti Nairu.Те же, кто ниже шудр, то есть вне варновой системы – OBC и SC – имеют лишь одно имя без фамилий и прочего. Сураби – это ее полное имя, так и записано в паспорте (а кстати, есть ли у нее паспорт..надо спросить).

Несмотря на то, что Виджита относится к самой низкой социальной группе ( SC ), она совсем не производит впечатления угнетенной или обиженной судьбой, напротив, это очень жизнерадостная, дружелюбная, улыбчивая и кокетливая девушка! Однако Сураби сказала, что дискриминация все же имеет место в их регионе. Например, ее бабушка не пускает в дом и гонит с порога SC людей, а когда Сураби собирается в гости к подруге, что из касты SC, то бабушка всегда наказывает ей не принимать пищу и не задерживаться у них в доме. 'Бабушка – старое поколение, она верит в касты’, - говорит Сураби. Ее папа действительно пытается дать свободу дочери и позволить ей самой определить свою судьбу, однако, на вопрос Сураби, можно ли ей выйти замуж за человека из SC, он печально отвечает – 'Если ты хочешь и уверена в правильности решения, то ладно, но ты сделаешь меня несчастным’.

Мне кажется, это очень интересный момент, что, несмотря на такое пренебрежительное отношение к SC остального населения Индии (даже со стороны OBC, которые сами считаются очень низкими по происхождению), представители SC, в свою очередь, совсем не кажутся бедными, несчастными, забитыми или подавленными! Я не видела разницы между Сушмитой (браминкой) и Виджитой ( SC ) ни в поведении, ни в цвете кожи, ни в чем-либо еще. Ну, Сушмита более интеллектуально развитая – но это потому, что она учится на английском языке в магистратуре на истории, что открывает ей доступ к западной литературе и большему кругозору.
А самое интересное, что мусульман Кералы также относят к группе OBS ( other backward castes )! То есть если ты конвертируешься в ислам, то избавиться от кастовой системы тебе все равно не удастся! Кроме того, мусульмане делятся на две касты – муджахидов и суннитов. Муджахиды более либеральные и модернизированные, в то время как сунниты ортодоксальные и консервативные.

Христиане тоже имеют кастовую систему! Одна из самых высоких каст (или самая высокая, Сураби точно не знала) – это RC ( Roman Catholic )!:) Также существует Scheduled Caste христиане, и еще Protestant, Syrian Catholic и другие касты христианства. Супер, правда!:)

На днях мы с Каримом, Натхой и Мэтью ходили в бар поесть мяса и выпить пива. Мэтью – христианин из Кералы уже далеко не в первом поколении. Его семья достаточно состоятельная и благополучная. Их трое братьев, двое недавно поженились. Я спросила его, брали ли они доури (приданое от семьи невесты семье мужа обычно в размере сотней тысяч рупиев). Мэтью очень воспитанный и тактичный молодой человек. Он сказал, что его отец не просил доури. Однако он говорил отцам обеих невест – 'Мы ничего не требуем, но, если вы хотите поддержать молодую семью, то можете положить некую сумму денег на счет своей дочери’. Интересно и важно, конечно, что счет был открыт на имя девушки, а не ее мужа, это признак великодушия его отца, но еще более интересным являются особенности христианства и ислама в Индии! Все-таки абсолютное большинство индусских обычаев и традиций, возможно, в некотором модифицированном виде, но твердо сохраняются во всех остальных религиях, распространенных на территории Индии.
Да, Шахрд (мой знакомый сикх) сказал, что у них в сикхизме тоже есть касты. ‘Это не очень строго, но касты есть’.

Автор и\или источник публикации: 

автором являюсь я

Сураби

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 9

взгляд изнутри

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

очь интересно, жаль фоток мало...

про христиан и их касты я читала, что когда приехали первые португальские миссионеры, то они вынуждены были разделиться - часть пошла учить санскрит и общаться с браминами, а другая часть отправилась в народ - неприкасаемых приводить ко Христу.
в результате ограничений, имеющихся в индийском (хинду) обществе высокородные брамины стали чмарить белых мессионеров за то, что они общаются с далитскими священниками, и опосредованно оскверняют их браминов. пришлось европейским пастярям ввести у себя кастовую систему дабы иметь доступ в высшие индуистские круги.

то, что вы называете кастами как деление внутри варн, это джати, они строятся по узко-профессиональному признаку, также как и средневековые европейские цеха, кстати на Руси купцы тоже делились на гильдии.
а варн в современной Индии вобщем-то уже нет, формально может... варны ведь строились в зависимости от части тела Пуруши, и переход из одной в другую был возможен, в отличие от современной системы джати. ну по крайней мере судя по тому, что написано в Упанишадах. я тут выкладывала собственную статейку http://indonet.ru/article/varn..., она конечно не претендует на профессионализм, поскольку я ни в коем разе не индолог, но писала я ее по источникам. и еще несколько профессиональных статей про варны-касты по тегу http://indonet.ru/category/kasty можно найти

спасиб за

Gordusha аватар
Любитель Индииюзер

спасиб за ссылки и интересный коммент, achadidi!

мне кажется, что не совсем верно сравнивать касты с цехами, тк деление на касты, хотя и основывается на профессиии данной группы, но также неразрывно связано с социальным статусом группы. каста говорит не только о традиционном занятии человека, но и о его происхождении, в то время как цех не имел никакого отношения к происхождению человека. а кроме того, сегодня профессиональный признак касты не всегда важен, тк люди бросают свои традиционные занятия и уходят в города - работатать водителем рикши или чаявалой.

а насчет варн..я, честно говоря, тоже думала, что варн уже нет в современной Индии, однако зачастую на вопрос про касту, человек отвечает - я брахман/кшатрий - а ведь это все-таки варны. безусловно, внутри браминов есть разделения - кастовые, но само понятие родиться брамином еще не ушло, кажется..

да у индийцев

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

все очь запущеноо))
иногда на простой вопрос а кто твои родители? чел с гордостью выдавал - варну, джати (то есть то самое кастово-профессиональное), готру (клан, который от одного коровника;), ну и что его предком по линии такой-то был сам Кришна, который Лунной династии или еще чтонить такое ...
- а папа-то твой кем работает, все таки?
- папа? папа врач, у нас есть свой магазин....

но при том, что люди занимаются работой, не относящейся к их джати, их все равно именно так и считают, по джати.
я серьезно не интересовалась, ибо английского почти не знаю, а вот у Тагора в повестях на эту тему много, не думаю, что за век что-нить изменилось кардинально.
тут сообщение было с полгода назад как мальчика далита из совсем низкой джати забили родственники девочки неприкасаемой, но чуть более высокой джати, за которой паренек ухаживал...

мне вот все время было интересно,

Инна аватар
Автор путеводителяюзер

а если индиец перезжает в другое место жить, где его никто не знает. Он не может "повысить" свою джати, варну? У них хоть и заметен религиозный страх, но законы социума все ж жестокие, почему б нет? К тому ж , как-то уж часто встречаются индийцы-фантазеры, в смысле, любители соврать.

не уверена

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

если только сменит имя...
а если нет, то .... я уж не знаю как но индийцы передают новости быстрее чем их носитель доезжает до места их распространения на джипе
были случаи убедиться
а потом они же узнают варновую принадлежность по куче признаков, так что обмануть наверное довольно трудно
хотя точно, конечно, не знаю
но были случаи, когда молодые пары сбегали от родителей, запретивших брак, и жили себе на другом конце индии неузнанными

если сменит имя?

Инна аватар
Автор путеводителяюзер

А в этом есть проблема? Все ж среди такого огромного населения да в большом городе затеряться нет проблем. Я правильно скажу, что в Индии половина населения не имеет паспорта? Я все же считаю, что нет отличительных внешних признаков принадлежности к определенной варне, это все наносное, придуманое. Люди, конечно, делятся на определенные виды, но не столь уж и разнообразные.
Ань, помню, ты описывала уже такие признаки, дай ссылочку, посмотрю еще разок. Но мне кажется, что три человека , с которыми я сталкивалась, называли не свою , а немного повыше касту, но они и не браминами себя называли. Но уж кшатрии, как минимум.
Кстати, очень еще интересно б было посмотререть на их внутренний паспорт, ни разу не видела. Интересно, на каком языке в нем записи? Что вообще в ихнем паспорте прописано? Наверное, джати не указана?
А как узнают новости быстрее? Ну, дык, это если человек в обществе своих вращается, у них же у всех мобильная связь теперь есть. Вспомнив случай с забытым фотоаппаратом в такси, 5 лет назад все были с телефонами.

ссылку не помню уже

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

паспорт внутренний не видела, не знаю есть ли.
водительские права видела - на хинди
все встречные мне брамины, даже Сатья - 10 сын в бедной тамильской семье, знали как минимум основные ведические тексты, даже московские индийцы - атеисты когда я что-нить рецитировала морщили рожу и говорили, что низя так упанишады коверкать;)
брамины мясо не жрут, этим они от кшатриев отличаются принципиально, если они конечно правоверные хинду, а не просто атеисты или буддисты

выше или ниже - это не совсем правильно, у каждой варны своя функция...
что важнее для общества - защищать от врагов - лечить людей - продавать еду или убирать мусор? все важно! и при отсутствие людей, которые делают свое дело наступит большая беда для социума
так что не факт, что шудра будет стыдится своей варны, у меня есть приятель шудра, он слуга в отеле, очь духовный мальчик, он говорил я делаю свою работу как севу (бескорыстное служение), я шудра поэтому я могу быть слугой святого чела или в ашраме и делать севу для него, если бы я был кем нибудь другим мне было бы сложнее делать севу, потому что я бы думал о заработке

Инк, я не пишу о Гоа, а пишу об Индии, телефоны есть не везде, в горах связи нет почти....

каста

Basilka аватар

Девченки, а подскажите знакомого зовут Sathyarajan..а имя отца Kundamithoon..както так! что можно о его касте сказать? а то я не понимаю как вы различаете по кастам!мясо, яйца, сыр , рыбу и море продукты не ест вообще!По специальности массажист по аюрведе....что и кто там по семье не знаю...знаю, что 6 ребенок в семье ( 5 мальчиков и 1 девочка), живет в Керале....Palakkad DT/// что его имя сказать может?

Мне кажется, что значение

achadidi аватар
АдминАвтор путеводителяюзер

Мне кажется, что значение имеет скорее фамилия, чем имя.
Иногда, по крайней мере у северных индусов, имя состоит из 3 частей, про керальцев не знаю.

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
авиабил_т:
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников