Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Шри Кедарнатх

Шри Кедарнатх - место пребывания Господа Шивы... точнее одно из таких мест в Гималаях.
По крайней мере в соответствии с  легендами   так считается. Когда Махадэвы пришли в Гархвал, они увидели  что это, действительно,  место для Богов, и тогда Шива и Вишну договорились, что Шива останется в Кедарнатхе, а Вишну в Бадринатхе.

Есть и другие легенды. Но оба города почитаются и являются местами паломничества - Кедар-Бадри ятры, которая входит в Чар Дхам ятру - паломничество к 4 святыням,  т.е. еще и к Ганготри и Ямунотри.

Треккинг в Кедарнатх


Кедарнатх находится на расстоянии 14 км. от Гаурикунда на высоте около 3.600 метров.
Gaurikund387.JPG

В Гаурикунде можно нанять носильщика, мне мой  кули  обошелся в 250 рупий; взять лошадку за 500 рупий,  которую под узцы будет вести ее хозяин, или ехать на носилках, которые  тащат 4  человечка.
way_to_Kedarnath408.jpg

Дорога в Кедарнатх очень хорошая, шириной 2 - 2,5 метра, по краю почти везде перила и даже фонари. Первые полпути дорогу даже подметают и через каждые 1,5 - 2 км. попадаются дхаба и цивильные туалеты.  По пути продают кислородные балоны.
По сторонам несколько больших и маленьких водопадов, недалеко от Рамбары можно даже искупаться, что ребята и сделали. Вышли около 8.30 утра, но шли медленно, любовались окрестностями, пили чай и фотографировали, на полпути начался дождь, и мы дошли  только часам к 4, я была мокрая почти насквозь.
way_to_Kedarnath419.jpg

Поселилсь в самый наверное приличный отель слева по главной улице 1 квартал не доходя до храма, который был видет в маленькое зарешеченное окно нашего номера, номер стоил 200 рупий в день. Познакомились в отеле с Сарой - она француженка, живет в Париже, была артисткой цирка, но после травмы потеряла работу и поехала в Индию на 3 месяца. Одна, нахлебалась  тут по полной программе черного патриархата, переболела дизентерией, но присутствия духа и любопытства не утратила.
В Кедарнатхе холодно, а когда влажно - совсем   холодно, пар изо рта идет, да еще и вещи не сохнут и обещанную горячую воду не приносят. Что бы согреться мы забрались все на одну кровать, укрылись спальниками и пили чай, помогло это правда не на долго.

Кедарнатх, вид сверху

Утром пошли гулять по окрестностям, точнее пошли искать озеро. Показали нам, как и положено, неправильное направление и мы забрались не на ту гору. На горе  жили в каменных домиках люди, а на склоне, как  раз над дорогой был маленький алтарик. А рядом с алтариком были установлены, как часто бывает,  треугольные желтые, рыжие и черные с золотом флаги. Было пасмурно, серо  и   тускло, по ущельям снизу как  волны перекатывались облака,  а на склоне и рядом с тропой росли шелковистые травы и множество желтых, голубых, малиновых и белых цветочков. И у меня было такое ощущение, что мы поднимемся ни к индуистскому алтарику, а к пограничному столбу, стоящему в конце обитаемого мира и жизни вообще, потому что за ним не было видно ничегошеньки.  

И только индуистские флаги одиноко развевались над  призрачным и утонувшим в  туманах  миром. И ведь правда, алтарь на 100-200 м. выше Кедарнатхом, а он 3560, так что почти весь мир лежит внизу, а выше (по большей части) только истоки ледниковых рек, снежные вершины и Боги.
Атларь и индуистские флаги над миром

Потом пошел дождь  и мы поползли отогреваться томатным супом и чаем  в одну из дхаба Кедарнатха. Не смотря на высоту  цены на еду здесь незначительно дороже равнинных, но некоторые товары - например  яблоки стоят 70 рупий, вместо обычных 25.
Вокруг Кедарнатха очь красивые места, но когда идет дождь и ползут туманы хочется только спрятаться в теплое место и ждать когда появится солнце и нагреет воздух.
Солнце появилось только на следующее утро, на рассвете открылась почти вся гималайская гряда за Кедарнатх мандиром, правда скоро наползли облака.

Шри Кедарнатх мандир


Храм по преданию построен братьями Пандавами после того, как они поубивали свою родню в битве на Курукшетре, что описано в Бхагавад Гите. Братья Пандавы пришли отмаливать свои грехи у Шивы, и в конце концов построили этот храм Кедарнатх, и еще 4  в окрестностях, которые тоже зовуться Кедарами.
Кстати кедар... узнаваемое слово, правда?   переводится с санскрита как "кедр", с латыни тоже...
Храм каменный, большой и старый, традиционной гималайской архитектуры. Пужди проходят на рассвете и на закате.

Храм Кедарнатх на фоне Гималаев

Кедарнатх мандир одно из наиболее священных шиваитских  мест в Индии, является одним из 12 джьетирлингамов. Этот регион, Гархвал, вообще славится как место рождения Ганги, источника всего живого, ведь 3 основных истока Ганги - 3 священные гималайские реки Бхагиратха, Мандакини, Алакананда спускаются со здешних ледников. Правда в отличие от источника Бхагиратхи - Гомукха - истоки иных рек не пользуются такой популярностью и народ сюда поклониться не приходит в таких количествах. Хотя и места, я имею в виду ледник исток Мандакини не таки живописные как в Гомукхе, но добраться сюда проще и условия почти цивильные.

Большинство приезжающих сюда паломников остаются только на одну ночь или вовсе спускаются в тот же день. Сидят на полу вокруг   храма человек 20 одетых в традиционные паломнические шмотки персонажей, кутаются правда в одеяла, но им кажется почти комфортно. Один местный чел вообще ходил босиком, голым и измазанным пеплом, из одежды у него была только лунги и копна спутанных волос.

Я по местному обычаю меняла бумажки на монетки при посещении храма и раздавала людям, которые в ограде храма сидят. Познакомилась в процессе раздачи милостыни с одним дедулей в новенькой одежде, с аристократической внешностью и в очках. Он из ашрама Сатья Саи Бабы, приехал на 6 месяцев, говорил, что Россия друг Индии и очень помогла индийцам во время какого-то стихийного бедствия 60-х годов, Хрущева  помнит, еще что-то рассказывал про СССР. Забавные иногда встречи тут бывают, я Хрущева не застала, а индийский паломник помнит.
Пара людей в храме деньги у меня брать отказались. Зато за воротами просили, клянчили, разводили просто по-страшному на еду, одеяла, сумки, сухое молоко... То есть идешь, подходит к тебе чел и говорит: Хочу - купи! С какой стати и почему не объясняет. Сфоткаешь когонить или на камеру снимешь - денег давай, и не 10, а 100 рупий. Приставания у меня вызывали обратную реакцию, как наверное у большинства. И  ведь к индийцам так как к нам не пристают, вообще не трогают, только в храме руку протягивают за монеткой, а не за бумажкой.

Я предпочитаю давать людям еду, а не деньги, один раз у меня осталась алу паратха - вкусная лепешка с начинкой из картошки и зелени, стала предлагать попрошайкам, который за нами ходили - не берут! Отдала лепешку  непрофессиональным нищим - они были очень довольны. В Кедарнатхе полно бродяг, с некоторыми, которые сидели каждый день в середине улицы,  мы подружились, шутили   при встрече и здоровались за руку. Они угощали Сару травкой, а один попросил у меня купить яблоко, я набрала ему цельный килограмм в пакет, думала он коллег угостит, как бы не так - взял пакет и потихонечку ушел.
Вечером забрели в храм и встретили саду в компании 2 крупных собак - белой и черной, точнее заметили сначала эту странную парочку. Черная собака была игривая и кусачая, хватала за руки и терлась спиной. Белая собака была очень серьезнаяи от общения с нами уклонялась. Пока мы радовались собакам на нас обратил внимание саду и заговорил с нами о чем-то, но ничего не попросил. Я сбегала за чапати, вернулась, угощаю его, а он сначала собакам дал, белая есть не хотела, он ее уговаривал, потом сам стал есть. Вобщем-то подобное поведение абсолютно нормально, если считать, что садху считал собак своими, просто это распространяется здесь даже на бродяг и нищих, которым самим иногда есть нечего, а вот небедные люди кормили животных при мне крайне редко. Странно это, согласитесь.

Пуджа в Кедарнатх мандире

.

Зашли с Андреем в храм на второй день рано, около 7 утра, анароду в храме туча. Потоптались немножко, подходит к нам молодой пуджари и вопрошает чего мы изволим. Я хотела свою  рудракшу освятить. Он говорит: "пошли", и мы идем за ним внутрь храма, продираясь сквозь очередь и просто толпу. Так мы и просочились к Лингаму Кедарнатха, одной из 12 святынь Индии.

Лингам тамошний представляет из себя камень около 2,5  метров длиной, 1,5 шириной и см.80 высотой, густо вымазанный гхи и засыпанный цветами, рисом и т.д. Пуджари положил мою мою малу на лингам и сказал мне прикоснуться к нему, оказалось, что сделать это сложно, все вокруг мокрое, скользкое, люди толпятся и толкаются... Я подумала, что стоит заказать пуджу... после нее мне была вручена куча подарков от Шивы -   коробочка куркумы,  трилистник  с мантрой, цветок брахмакамала, на запястье мне привязали красно-золотую  ленточку и выдали в качестве прасада кокос, который было велено привезти на родину... Накануне пуджу проводили для Льва и Сары, им  почему-то столько подарков не досталось.

Цветок брахмакамал я обнаружила потом в книге Шри Калидаса, странный очень -  размером со сложенные ладони, несколько соцветий средних между репейником и пижмой, сверху обернуты белыми листьями - лепестками, а еще ниже листья переходят в светло салатовые. А пахнет брахмакамал настоящим ладаном и растет похоже только в Гималаях, причем не везде, я ни разу не видела их в естественных условиях.
Цены за пуджи в Кедарнатхе и в Бадринатхе довольно высокие. Когда мы выбрались из толпы  я дала пуджари 500 рупий, судя по реакции приблизительно на такую сумму он и рассчитывал. Единственно он поругался из-за этих денег с другим местным брамином, который после пуджи поставил мне бинду на лоб, так что видимо здесь каждый зарабатывает деньги самостоятельно, я предполагала, что у них тут общак, хотя никакой роли это не играет.

После  завтрака мы пошли вверх, к озеру Ганди Саровар, месту, где был развеян прах Махатмы. Сара нас покинула и отправилась вниз, в Гаурикунд. Зато к нам присоединился Оутирешваран, президент ассоциации по помощи бедным людям из Пондичери, с которым мы познакомились когда шли в Кедарнатх.

Kedarnath_GandhiSarovar525.jpg

Судя по карте расстояние было 2 км. и подъем совсем незначительный. Однако поднимались мы довольно долго и с трудом. К тому же по дороге к озеру пришлось перейти вброд Мандакини, перебраться через очень красивый и высокий водопад... Однако добрались.
Место интересное. Само озеро небольшое и похоже не глубокое, зеленого цвета, лежит между хребтом, отделяющим его от  ледника, с которого Мандакини берет  начало и горкой,   облепленной снизу  снегом или льдом. Причем получается, что озеро метров на 50  выше ледника. Очень там тихо и спокойно, а когда ясно, наверное еще и горы окрестные в нем отражаются... Мы пришли в туман, который то открывал озеро, то заволакивал все, замерзла я ужасно. Потом вообще моросить стало, мы начали спускаться, а тут дождь полил... По камушкам в этой связи перейти нам уже не удалось, воды в водопаде прибыло тут же, нахлебались  полную обувь воды. Когда спускались на несколько минут приоткрылись частично ближайшие горы, посмотрела на снежные пики  над цветочными коврами.

Я не спала тут 2 ночи, то ли от холода, то ли от недостатка кислорода. На 2й день тело стало прислушиваться к командам мозга с некоторой задержкой, голова отяжелела, заложило нос, глаза и уши и я вспомнила, что читала про это на маунтайн.ру, отеки - первые и явные признаки высотной гипоксии. Даже пожалела, что не взяла кислородный балон. Странно, в прошлом году была на Таповане, там 4.500 м., и чувствовала себя прекрасно, а здесь ниже, но...
Правда акклиматизации не было как положено, да рывок из Гаурикунда не слабый - на 14 км. по горизонтали набрали 1,6 км. по вертикали. Но к счастью для меня ребята как и я предпочли сократить пребывание в Кедарнатхе на 1 ночь и спуститься вечером 2 суток что бы наконец согреться в источниках Гаурикунда.

Часов в 5 вечера   собрались идти вниз, в Гаурикунд. И на прощание, когда мы уже отошли на 1-2 км. от Кедарнатха, начала освобождаться от облаков вся гряда - Великая Гималайская гряда, как она зовется на картах, точнее кусочек, но и этого более, чем достаточно. Зрелище потрясающее, величественное и прекрасное...

Гималаи, трекинг в Кедарнатх

Стоишь, глядишь на это коричнево-бело-розовато-голубое   великолепие или глядишься в него, и уходить   не хочется, и глаз не отвести.  Хотя мне до сих пор не понятно почему - это всего лишь большие камни,  да снег или льды. Но это только в теории, то есть пока первый раз живьем не увидишь этот большой, т.е. гигантский, камень, покрытый снегом,  среди прозрачной и сияющей утренней голубизны неба или наоборот в  розово-золотых лучах заката.   И сколько я не смотрела на горы, я имею в виду настоящие горы типа гряды Аннапурны или Бхагиратхи, они производят какое-то почти магическое действие, завораживают, хочется просто сидеть и наблюдать за ними...

Первый раз в жизни ходила по горам при свете фонарика.

Дорога отличная, но все таки не очень приятно, не знаешь что за поворотом, и вообще есть ли он. Спустились в Гаурикунд около 11 вечера, абсолютно убитые, зато кроссовки высохли. Лев дошел до номера и просто упал на кровать. Мы с Андреем решили, что надо делать хоть чтонить полезное для организма хоть раз в день и пошли искупаться в кунду. Я до этого не купалась, потому как в общую конечно можно, но  только в одежде, а в женскую за углом столько народа набивалось, да и хватало мне внимания....
Вода оказалась в кунде горячая, сразу не зайдешь, но зато потом такая благодать!
Мандакини ревет в 20 метрах,  воздух свежий, звезды над головой, а от воды пар валит. Вылезаешь и даже не холодно, так хорошо прогревает, что даже забыли, что ног не чувствовали... зато на следующее утро ноги не ходили, спины не гнулись и т.д.

Читать дальше, о путешествии в Чопту и Тунгнатх

Время путешествия: 
сентябрь 2005
Автор и\или источник публикации: 

собственные записи, копировать запрещено

Храм Шри Кедарнатх и Гималаи


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Х
ч
Х
1
у
Введите код без пробелов, учитывая регистр