Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Прекрасный древний Кумаон

Страница для печатиSend by email

Желание вернуться в Гархвальские Гималаи появилось еще до того, как я их покинула в прошлом году.
Поэтому конечная точка пути, точнее 2 - Шри Кедарнатх и Бадринатх появились в планах сразу же.
Другой вопрос, что обычно паломническая дорога в Гархвал, пролегает через Харидвар и Ришикеш, где я уже была и куда не очень хотелось снова.
Кроме того, мои спутники Андрей и Лев ехали в Индию впервые, и везти их, не представляющих что такое пуджа и зачем, прямиком в святыни Гималаев мне показалось не совсем правильно. В результате я решила заехать в Гархвал со стороны Кумаона, как потом оказалось это была отличная идея...

Альмора и ее окрестности

В тот же день мы купили билеты в 3А на Раникет экспресс до городка Катхогодам. При покупке билетов необходимо уточнять с какого вокзала уходит поезд, мы купили билеты в НьюДели и не переспросили, в результате мчались в Олд за 200 рупий на такси с риском опоздать.
Раникет экспресс очь удобный поезд - уходит из Олд Дели в 22.45, около 6 утра мы были уже в предгорьях Гималаев. Все удовольствие, включая белье, 385 рупий на чела.

С дешевым транспортным сообщением было проблематично, поэтому мы взяли машину до Альморы за 550 рупий. Надо сказать, что поездка в машине того стоит - дорога занимает 2 или 3 часа, а окрестности очень живописны - небольшие ущелья, озера, лоскутные одеяла полей, на полпути попался ашрам, куда мы зашли.

Альмора оказалась довольно большим городом, размазанным по 2 склонам холма. Сезон еще не начался, поэтому отели пустовали, хотя цены почему то не снижали. Средненький дабл стоил от 250 до 400 рупий, номера в отелях поприличнее 700-800 за дабл. Мы посмотрели несколько отелей и остановились в крохотном гестхаусе на 4 номера Бадрешвар рядом с одноименным храмом. Отельчик не на дороге, зато и тише, чем на центральной улице.

С едой в Альморе очень скромно, в ресторане только индиан дишес и не более 20 блюд, зато много книжных магазинов. Вообще город произвел приятное впечатление, на улицах много деревьев и относительно чисто.

Пока бродили по улицам, произошел забавный эпизод. Мы где- то остановились и в этот момент в конце улицы появились пара саду, догонявших нас. Ребята, которые ни разу живых садху не видели, обалдели и уставились на них, я им говорю: "Пошли, а то нас на бакшиш разведут". Они не слушают, саду приближаются. Один саду - красавец в черной одежке с черепом на шее, поворачивает в нашу сторону и идет на меня, смотрит в глаза и улыбается... и я чувствую, что он знает, что я знаю, что должна ему денег дать. Забытое ощущение нементального общения, всего 10 рупий, а так приятно, что тебя снова понимают, когда ты молчишь.
В день приезда днем хлынул дождь, поэтому сам город толком не удалось посмотреть.

Побывали в главном здешнем храме Нанда Дэви Мандир. Храм, точнее их 2 - Дэви и Шивы, на вид очень старые, довольно большие. Дэви мандир был закрыт, но и вокруг походить было приятно, у храма атмосфера нежности. Шивмандир сохранился лучше, стены испещрены лентами орнаментальных узоров, фигурами людей и животных, и даже эротическими сценами. Есть в Альморе и католический костел, он стоит на горке неподалеку от Нанда Дэви, он огромный и красивый, но какой-то запущенный и пугающий как исполинский ворон.

В окрестностях Альморы я выбрала пару храмов Катармал и Читаи, такси в оба места обошлось в 500 рупий, в принципе можно доехать и на автобусе. Поездки по таким местам я никогда не воспринимала как потерю времени на транспорт. Дороги очень красивые, обычно серпантины, пролегающие по краю холмов, заросших местными длинноигольчатыми соснами вперемешку с кактусами, или покрытых разноцветными полями.

Катармал - старый храм начала 2 тысячелетия, посвященный Богу Солнца Сурье. Собственно в Индии всего 2 храма Сурьи, второй в Конараке, в Ориссе. Не смотря на уникальность храма состояние очень плохое, реставрационные работы ведутся, но как то не активно.

Храм находится на расстоянии 18 км. от Альморы на высоте около 1800 метров и до него нужно идти в горку пешком от ближайшей деревни около 1 часа. Храм стоит на склоне холма в очень живописном месте.
Центральная мандира с очень толстыми стенами (наверное 1 или даже 1,5 метра) окружена маленькими храмиками в 2-4 метра высотой. Внутри мандапы выставлены скульптуры и фрагменты отделки храма, некоторые фигуры 30-40 см. высотой похожи по технике на те, что я видела в Карнатаке. Другие около 20 см. высотой видимо более древние, фигуры примитивнее, почти не декорированы, лица широкие, плоские, а глаза уже, чем у предыдущих. Снимать конечно нельзя.
В маленьком храме напротив центральной мандиры есть отверстие, и лучи солнца на рассвете в период с 15 декабря по 15 января освещают храм изнутри.
Вообще храм Катармал очень странный, в нем Шакти идет не сверху, как обычно, а снизу.

Храм Читаи - храм колокольчиков посвящен местному Кумаонскому божеству ГолуДевта, который имеет еще много имен и почитается здешними горцами. Храм находится в 8 км. от Альморы.

К храму ведет лестница и корридор, увешенные колоколами разного размера, вокруг самого храма колокольчики и колокольцы висят огромными гирляндами. Часто к тесьме, на которой висит колокол привязана бумажка с просьбой или благодарностью. Колокольчики продают при входе в храм и я тоже не удержалась и тоже привязала небольшой колокольчик с запиской.
Читаи храм действующий, в нем полно народа, и все входящие люди звонят в колокола, а родители приподнимают детей, что бы они тоже дотянулись. И от непрестанного разноголосого звона вокруг удивительная атмосфера радости и праздника.

Храмовый комплекс Джагешвара

Джагешвар, точнее ближайшая к нему деревня Артхоли, находится в 38 км. от Альморы. Автобусы до Артхоли ходят в 6.30 и 12.30 ежедневно, билет стоит 25 рупий, время в пути чуть более 2 часов. Мы поехали утренним рейсом и видели восход солнца в лесу. Лучи пробивались через клубящиеся туманы и ветви сосен, с повисшими на них каплями росы, - зрелище просто фантастическое!
От Артхоли до Джагешвара нужно пройти пешком 3-4 км., 2\3 пути идет по красивой лесной дороге вдоль речки. Прямое такси от Альморы до Джагешвара стоит 700 рупий.
На полпути к Джагешвару в лесу стоит небольшой шиваитский комплекс Дандешвар, комплекс довольно старый, внутри ограды снимать запрещено, но войти в храм можно без проблем.

Джагешвар - принадлежит шиваитской традиции и является одним из 12 джьётирлингамов.
Джагешвар представляет собой большой комплекс, состоящий из 3 крупных и более100 (как пишут в путеводителях) маленьких и совсем мелких храмиков. На территории есть бассейн с лотосами, правда цвел только один. Джагешвар расположен на берегу реки, которая отделяет его от леса. Храмы в очень хорошем состоянии, большие храмы действующие. В одном из них для нас провели пуджу, после которой пуджари вручил Льву небольшую тришулу как подарок. Андрей зашел помедитировать в другой, местный пуджари потребовал с него за это 100 рупий. Видеосъемка на территории разрешена за 25 рупий, снимать на фото тоже можно.

Вокруг храмового комплекса несколько дхаба и отелей, приличных с виду. Выше, по течению есть крохотный водопад, где можно искупаться, вода очень чистая и холодная; над водопадом на склоне холма храм, посвященный Дэви, откуда открывается вид на весь храмовый комплекс.
Здесь можно купить по 3 рупии открытки с местными видами, правда качество не ахти, но в других местах в лучшем случае были фотки.
Обещанный автобус не пришел ни в 3, ни в 6 часов, локал джипов, которые возят в Альмору за 70 рупиев тоже не было, поэтому мы поехали до Альморы стопом. Грузовик ехал часа 2,5, сидело в кабине помимо нас и водилы еще человек 6 или 7, заплатили 100 рупий за троих.

Байджнатх

Автобусы из Альморы в сторону Байджнатха ходят с 6.30 до 16.00 через каждый час. Автобус стоит 45 рупий и доезжает до городка Гарур, отсюда до Байджнатха можно доехать на другом автобусе за 5 рупий. Расстояние около 80 км. мы преодолели примерно за 3 часа, по дороге проехали много маленьких курортных местечек с симпатичными отелями и объявлениями о йога-классе на английском языке. В одном месте к нам даже подошел некий господин в костюме с вопросом куда мы едем и не хотим ли остаться в хорошем отеле.

Мы поселились в Байджнатхе в KMVT, то бишь в Kumaon Mandal Vikas Nigam, отеле под патронажем местного департамента по туризму, принадлежащего к сети MVN. Отель стоит на горке над дорогой, место очень тихое. Маленький номер на 1 этаже отеля стоил всего 250 рупий, что очень дешево для этой сети, где цены ниже 450 не встречаются. Правда мы были в отеле единственные и ужин ждали 2 часа, но приличных ресторанов в окрестностях я не видела, хотя другие европейцы встречались и очевидно другие отели есть.

Храмовый комплекс находился на другом конце деревеньки за поворотом Пиндара. Мы пошли вброд, течение очень сильное и быстрое, если бы не ребята меня бы унесло, хотя вода доходила только до колена. Вода очень чистая и теплая, рядом с храмом живут стаи рыб, которых здесь подкармливают, поэтому они плавают безбоязненно чуть не задевая стоящего в воде человека.
Сам храм, как и положено, находится на берегу реки, к которой ведут ступеньки, и состоит из большого Шивмандира и 8-10 храмов по периметру. В центральном мандире каменное мурти Парвати накрыто металлической накладкой, перед ним находится большая металлическая йони, в которой лежит маленький каменный лингам. Есть и большой лингам - гранитное яйцо в пояс высотой - он стоит на улице.

Местный брамин провел для нас пуджу с абхишекой, дал Андрею и Льву мантры, а Льву еще и свою рудракшу отдал за 125 рупий. Андрей свою мантру тут же забыл, а я его стала мучить на предмет вспомнить и делать как было велено. И тут Лев просто таки совершенно случайно добыл из кармана полученную в Джагешваре визитку местного пуджари именно с текстом этой мантры.

У храма чудесная энергетика, уходить совершенно не хотелось, благо везде стояли лавочки. Да и сам Байджнатх очень уютное и спокойное место, и народ тут очень доброжелательный, с нами здоровались или улыбались нам почти все встреченные нам жители.
Когда я планирую поездку в Москве мне хочется побольше увидеть, но когда я приезжаю в Индию и оказываюсь в каком-нибудь уютном тихом месте мне уже не хочется никуда ехать, только бродить по улочкам, болтать с людьми, да сидеть у храма... но план приходится выполнять. Мы приехали в Байджнатх вечером 29, а утром 31 мы должны были отправляться в Гархвал.

Позавтракали утром в отеле и как-то хором решили сходить в полюбившийся нам храм на прощанье. Меня никогда не тошнило даже на самых крутых серпантинах и горках, а тут... Льва тоже чуть не вывернуло наизнанку, хотя ели мы совсем разную хавку. Потом стали вспоминать да складывать: еда свежая, в храме очень сильная хоть и мягкая энергетика, по дороге мы читали мантры... Мораль: ходите в храм на пустой желудок и не мешайте грубую материю с тонкой энергией...

Дорога в Гархвал

Из Байджнатха выбраться в Гархвал оказалось не так-то просто.
Сначала нужно доехать до Гвалдама. Автобусы туда может и ходят, но видимо очень редко, локал джипы набиты битком. Сидим мы с кучей рюкзаков на автобусной остановке и курим, т.е. я курю биди и угощаю местных, мимо проезжают изредка машины, но не в нужную сторону. А сидится после посещения храма так хорошо, спокойненько, состояние легкое, что воля-что неволя... И тут тормозит рядом джип и говорит нам водила, что ща вернется за нами. И впрямь возвращается, только у него машина полная, мы руками разводим, мест-то нет. И тут местные люди с заднего сидения повылезли и нас загрузили на свои места.... мужик с ребенком на переднее сиденье четвертым втиснулся, а парнишка сказал, что ему недалеко и вообще висел сзади на подножке... Мы их, понятно, ничего такого делать не просили, просто они сами так решили, и они улыбались нам, им хотелось что бы мы ехали. Потом я почувствовала, что люди смотрят на мой лоб, в храме нам поставили бинду, и видимо это сыграло не последнюю роль...
Поездка стоила нам 30 рупий с чела, ехали примерно 2 часа, то есть в Гвалдам добрались около 13.00.

Из Гвалдама в Карнапраяг в 14.30 уходит рейсовый автобус, расстояние около 80 км. Городок пыльный, какой- то неухоженный, стоять на дороге не хотелось, пойти некуда, потоптались полчаса и решили ехать на джипе. Водилы объявили нам, что локал джипов нет, потому как никому в ту степь не нужно ехать, а букинг стоит 1000. Сторговали себе пассажирское среднее сиденье за 700, и тут же набилось столько народа! люди сидели на коленях друг у друга, не понятно где они раньше были... Дорога из Байджнатха, а особенно от Гвалдама очень живописна, идет серпантином вдоль реки Пиндар, что стекает с ледника Пиндари.

В

Карнапраяг

мы приехали около 5 часов и остановились на мосту близ праяга, то есть места соединения рек. В Карнапраяге встречаются Пиндар и Алакананда, текущая от Бадринатха. Наш путь лежал к Кедарнатху, и мы должны были успеть доехать до Рудрапраяга потому что на следующий день мы должны были снова отправляться в путь и прибыть в Гаурикунд. Нам объявили, что все басы в Рудрапраяг уже ушли, погрузились мы в джип, сидим ждем, водителю спешить некуда, в переговоры о времени отправления вступать не хочет. Через 20 минут пришел автобус, полный конечно, но мы уместились. Билет стоит 25 рупий, время в пути около 1, 5 часов. Водила нам достался... ему бы на автогонках выступать, дорога по горам вверх-вниз, влево-вправо, но он даже на поворотах скорость не сбрасывал, не то что под гору. Ехали мы на закате - красота! Солнце красно-оранжевое, каталось между гор и подмигивало, а то вдруг появлялось на повороте над самой рекой и проливалось в нее, и река, почти черная до этого, вспыхивала кровавым пламенем.

Рудрапраяг

- место слияния двух священных составляющих Ганги - Мандакини и Алакананды.
Приехали около 7 часов, было уже темно. В переулке у автобусной станции взяли относительно чистенький номер с туалетом и душем за 200 рупий. Город неприятно поразил отсутствием электричества и невозможностью поесть и попить чая в одном месте, пришлось перейти на чиспы с колой. Правда к чести хозяина как только мы вселились он тут же отправил кого-то за керосином и уже через полчаса пропеллер закружился, хотя духота была такая, что пропеллер не спасал. Город большой, но мне показался осень суетным и неуютным, и ни ласси, ни почты... ребятам тут тоже не понравилось, даже вода и кола выглядели подозрительно и были налиты неравномерно.... я правда и не планировала останавливаться кроме как на ночевку.
31 августа по приезде в Рудрапраяг я попросила Льва помочь одеть лямку, которая зацепилась за часы, он почему-то рванул лямку вверх, часы взлетели и, шарахнувшись об асфальт, встали. Так у меня началось Безвременье или, другими словами, отрезок Пути, на котором встречались города, храмы, вершины, люди, рядом с которыми время просто не имело значения...
Автобусы в Гаурикунд отправлялись с 6 до 11 утра каждый час, стоили 55 рупий, время в пути около 4-5 часов.
На один из таких автобусов мы и сели, и с каждой минутой становились ближе к Святыням Гархвальских Гималаев...

Читать дальше, о Шри Кедарнатхе

осень 2005 года
Карта достопримечательности, координаты, фото-тур:
achadidi, впервые опубликовано на http://achadidi.narod.ru google
Закат в Ришикеше Храм Байджнатха Орел

Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым

Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
Индо_итай:
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)