Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Сикким

Необыкновенно благостное впечатление производит эта благословенная страна, связанная с воспоминаниями о великих подвижниках религии. Здесь жил Падма Самбхава, основатель красношапочной секты; здесь проходил на Тибет Аттиша, возглашавший учение Калачакры; здесь по пещерам пребывали многие аскеты, наполняя пространство своими благими мыслями.

За Кинчинджунгой в подземельях и до сих пор пребывают затворники, и только дрожащая рука, протянутая по условному знаку за пищей, показывает, что физическое тело еще не отошло. Все 17 вершин Гималаев сияют над Сиккимом. С запада к востоку: Канг, Джану, Малый Кабру, Кабру, Доумпик, Талунг, Кинчинджунга, Пандим, Джубони, Симву, Нарсинг, Синиолчу, Пакичу, Чомомо, Лама Андем, Канченджау. Целая снеговая страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света. Поистине неисчерпаемая впечатлениями и неустанно зовущая.

Нигде на земле настолько не выражены два совершенно отдельных мира, мир земной с богатой растительностью, с блестящими бабочками, фазанами, леопардами, енотами, обезьянами, змеями и всей неисчислимой животностью, которая населяет вечнозеленые джунгли Сиккима. А за облаками в неожиданной вышине сияет снежная страна, не имеющая ничего общего с кишащим муравейником джунглей. И этот вечно волнующийся океан облаков и непередаваемых разнообразий туманов!

Кинчинджунга одинаково обращала внимание как тибетцев, так и индусов. Здесь складывались вдохновляющие мифы творчества Шивы, выпившего яд мира для спасения человечества. Здесь из облачного бурления воздымалась блистающая Лакшми для счастья мира. Общее благостное впечатление поддерживается и монастырями Сиккима. На каждом бугре, на каждой вершине, сколько хватает глаз, вы замечаете белые точки — это все прилепились твердыни учения Падмы Самбхавы, официальной религии Сиккима. Махараджа Сиккима, живущий в Гантоке, глубоко привержен религии. Супруга его Махарани, тибетского рода, является для Тибета совершенным исключением по своей просвещенности. Большинство монастырей Сиккима связано с теми или иными реликвиями и древними традициями. Здесь пребывал сам Падма Самбхава. Там учитель медитировал на скале, и если скала дает новые трещины, это значит, что окрестная жизнь уклоняется от праведного пути. Монастырь Пемаяндзе является официальным средоточием религии Сиккима. Подле монастыря еще сохранились развалины древнего дворца махараджи. Но гораздо большим духовным значением пользуется лежащий в одном переходе от Пемаяндзе старый монастырь Ташидинг. Туда каждому путешественнику следует заглянуть, хотя путь через бамбуковый мост над гремящим потоком труден. Мы были в Ташидинге в феврале, на тибетский Новый год, когда тысячная толпа из местных селений придает месту необычайную живописность. К этому же времени в Ташидинге совершается и ежегодное чудо с чашею.

Древняя каменная чаша ежегодно до половины наполняется водою и в присутствии лам и представителей махараджи запечатывается. Через год в день Нового года в присутствии тех же свидетелей ларец, в котором заперта чаша, распечатывается. Снимаются с чаши старинные ткани, в которые она обернута, и по состоянию воды произносится предсказание о будущем. Вода или убывает или, как говорят, иногда прибывает. Так, указывают, что в 1914 году, перед великой войной, вода сильно прибыла, что означало войну и бедствие.
Во всех монастырях Сиккима замечается приветливое отношение к иностранцам, и дружелюбная атмосфера ничем не нарушается. Настоятели монастырей охотно показывают свои сокровища, среди которых немало предметов старинной прекрасной работы. Мы были в Сиккиме во время третьей неудачной эверестской экспедиции, и ламы говорили нам:
"Удивляемся, зачем пелингам-иностранцам принимать на себя такие трудности по восхождению. Им не достичь успеха. Многие из наших лам бывали на вершине Эвереста, только они были там в тонком теле".
В этих местах многое, кажущееся странным для европейца, звучит совершенно естественно.
Недавно в Дарджилинге произошел характерный эпизод со стариком ламой. Во время какого-то уличного столкновения вместе с участниками беспорядков был захвачен полицией и старик лама, случайный зритель. Лама не протестовал и вместе с прочими был осужден на известное время ареста. Когда же истек срок ареста и лама должен был быть освобожден, он заявил, что просит его оставить в тюрьме, так как это самое спокойное место и наиболее пригодное для концентрации.

Сикким сопровождает нас чудесными благостными преданиями. В храме гремят гигантские трубы. Лама спрашивает:
"Знаете ли, отчего так звучны большие трубы в буддийских храмах?"
И поясняет: "Владыка Тибета решил призвать из Индии, из мест Благословенного, ученого ламу, чтобы очистить основы учения. Чем же встретить гостя? Высокий лама, имев видение, дал рисунок новой трубы, чтобы гость был встречен неслыханным звуком. И встреча была чудной. Не роскошью золота, но ценностью звука.

И знаете ли, отчего так звучны гонги во храмах? Серебром звучат гонги и колокольчики на заре утра и вечера, когда высокие токи напряжены. Их звон напоминает прекрасную легенду о высоком ламе и китайском императоре. Чтобы испытать знание и ясновидение ламы, император сделал для него сидение из священных книг и, накрыв их тканями, пригласил гостя сесть. Лама сотворил какие-то молитвы и сел. Император спросил: "Если вы все знаете, как же вы сели на священные книги?" — "Здесь нет священных книг", — ответил лама. И изумленный император вместо священных книг нашел пустую бумагу. И дал император ламе дары и много колоколов ясного звона. Но лама велел бросить их в реку, сказав: "Я не могу донести все это. Если надо, то река донесет эти дары до моего монастыря". И река донесла колокола с хрустальным звоном, ясным, как волны реки".

И о талисманах поясняет лама: "Священны талисманы. Мать много раз просила сына привезти ей священное сокровище Будды. Но молодец забывал просьбу матери. Говорит она: "Вот умру перед тобою, если не принесешь теперь мне". Но побывал сынок в Лхассе и опять забыл материнскую просьбу. Уже за полдня езды от дома он вспомнил, но где же найти в пустыне священные предметы? Нет ничего. Вот видит путник череп собачий. Решил, вынул зуб собаки и обернул желтым шелком. Везет к дому. Спрашивает старая: "Не забыл ли, сынок, мою последнюю просьбу?" Подает он ей зуб собачий и говорит: "Это зуб Будды". И кладет мать зуб на божницу и творит перед ним самые священные молитвы и обращает свои помыслы к своей святыне. И сделалось чудо. Начал светиться зуб чистыми лучами. И произошли от него чудеса и многие священные предметы".

Несмотря на краткость изложения, не могу не упомянуть еще о случаях волевых приказов, которые происходят в этих местах. Во время пребывания таши-ламы в Индии его спросили, правда ли, что он обладает какими-то особыми силами? Духовный вождь Тибета улыбнулся и не ответил. Но через несколько минут таши-лама исчез из вида. Дело происходило в саду, — присутствующие бросились искать таши-ламу, но безуспешно. В это время в сад вошел один новый человек и был поражен необычайной картиной. Таши-лама спокойно сидел под деревом, а вокруг него суетились тщетно искавшие его люди. Или другой случай волевого воздействия. В поезде бенгальской железной дороги был обнаружен безбилетный садху, которого и высадили на следующей станции. Садху уселся на перроне недалеко от локомотива и остался недвижимым. Дали звонок к отходу поезда, но поезд не тронулся. Публика, недовольная высадкой "святого" человека, обратила на это внимание. Второй раз должен был тронуться поезд и опять не двинулся. Тогда пассажиры потребовали пригласить садху занять свое прежнее место, и святой человек торжественно был введен обратно в вагон, после чего поезд благополучно тронулся.

читать дальше

Время путешествия: 
начало 20 века
Автор и\или источник публикации: 

Фрагмент работы Н. К. Рериха "Сердце Азии", фото недостойного Митрия

"Кинчинджунга" и Пандим (он справа) Молитвенные флаги над хребтом Сингалила Чортены монастыря Ташидинг Каменные письмена Ташидинг. Собака и молитвенные мельницы Чортен в лесу Библиотека монастыря Дубди Цветы Пемаянгцзе


Комментариев : 13

Фотки классные!

achadidi аватар

Дима, а не выложите первую в галерею? посмотреть хочеца побольше.....пожалуйста....
а вот само повествование меня признаться озадачило.
экспедиция типа этнографическая была. с громким названием, ламами и караваном. и где оно, это этнографическое?
мы из просто скромных и без помпы путешествий часто привозим больше инфы...
я уж не говорю про другие экспедиции. не много чего читала, но африканские дневники Гумилева производят большее впечатление в литературном в том числе смысле, и к тому ж это просто дневники, собственно этнографические материалы тех экспедиций мне встречать не доводилось.
а тут.... для общего развития фрагментарно....

Тешекюр, абла;)

Митрий аватар

С Рерихом тут вот какая штука. "Сердце Азии", откуда взят текстег про Сикким - это чиста публицистическое произведение. Написал его Рерих прежде всего ради бабла, которое и философам желанно.:) Отсюда и популизьм изложения. В середине 20-х гг.прошлого века немногие трэвелеры могли похвастаться тем, что побывали в Сиккиме, так что издательский спрос был гарантирован.
Что касается научной пользы, то Трансазиатская экспедиция ее таки принесла. Только извлек оную старший сын и спутнег Николая Константиновича - Юрий Николаевич Рерих, серьезный ученый-тибетолог. Он собранные материалы до конца дней своих обрабатывал.

может и так

achadidi аватар

особливо когда надо роллс-ройс содержать. все равно грустно и скучно.
цель экспедиции Н.Рериха была "Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне"
по результатам экспедиций Н.Рерих даже организовал институт гималайских исследований "Урусвати" в Нагаре, недалеко от своего поместья. была, производит удручающее впечатление, на стенах фото эффекта кирлиана и книжки продают. и никаких те результатов никаких исследований. правда индийцы могли все хорошее порастащить... или буржуиным все переслали...

Юрий-то действительно значица большим ученым и много чего писал, но все равно с уклоном в буддизм, а не этно-, по крайней мере из того, что я смогла в сетке наковырять.

хотя по этнографии этой части света вообще чего-то не густо... белой обезьяне приходица жить среди аборигенов, язык их учить, кашу вместе лаптем хлебать... мало сумасшедших;)

Учитывая, что "Урусвати"...

Митрий аватар

... держался на личности создателя и прекратил деятельность сразу после его смерти... Да и был-то сей славный муж художником, т.е. мыслил образами, а не научными категориями. Чего уж ждать от такого "института".

Урусвати существует

achadidi аватар

и по сей день. Финансируется международным Рериховским трестом....
В Вики написано, что там даже лаборатории (?) были, то есть изучались отнюдь не образы.
А вот результатов чего-нить тибетского нету вообще...
Очь странный институт, долго работал и не оставил никаких следов своей работы. Даже образов....
К тому же славный муж еще и общественно-политическом поприще подвизался, его перу принадлежит некий пакт об охране культурных ценностей, так что человеком он был не таким уж от земли удаленным.

думается

amavi аватар

главными следами работы (не института, а Рерихов вообще) были все книги и учение "Живой Этики"...

свою Этику

achadidi аватар

Аристотель написал, когда он при дворе македонского Филлипа служил
и Юнг со своей сногсшибательной аналитической психологией с восточными корнями (сейчас уже смешными, но тогда инфы было мало) никогда не выезжал из Европы
большинство философов высасывало идеи из пальца или вытягивало из тонких сфер, для чего не обязательно было посещать Трансгималаи или еще какие-то отдаленные регионы
тем и обиднее, Рерихи там были, а узнать как сиккимцы своих детей называют или как тибетцы женятся от них не узнаешь...

во-первых

amavi аватар

как это, где этнографическое??? а вот "чудо с чашею", например? между прочим, до сих пор имеет место. Называется этот светлый праздник Бхумчу, проводится вскоре после тибетского нового года, и на него действительно стекается тьма паломников и просто туристов. а все эти крупицы фольклора - чем не этнография...
Во-вторых, есть мнение (не совсем официальное), что к учреждению Гангтокского института тибетологии Николай Константинович тоже руку приложил.
А лично у меня еще есть смутное подозрение, что не в последнюю очередь рериховских же рук дело то, что Сикким, более 60% населения которого исповедуют индуизм, традиционно представляется оплотом буддизма...

маловато будет...

achadidi аватар

маловато!
где сказки про богатырей, рассказки про национальные костюмы, задушевный треп за чашкой чая на буйволином молоке, устройство домов и обряды.... нету!
судя по тому, что все Рерихи уделяли буддизму бОльшую часть своих записей, нежели собственно этнографическим материалам (по тому что есть в сети судя), очень может быть....

Ежели институт...

Митрий аватар

... "долго работал и не оставил никаких следов своей работы", то это все равно, как если б его не существовало.:) Либо это вовсе не институт, а что-то другое. Вот Юрий Рерих работал в реальном научном учреждении - Институте востоковедения АН СССР.:) Правда, только последние три года своей жизни.

Дима

achadidi аватар

а у вас есть фотки Тибета? индийского или китайского?

Неа

Митрий аватар

Не привел Господь!

Сикким

СПАСИБО!!! За чудесные фрто, за прекрасные темы, за такое нужное и интересное на вашем сайте! Очень приятно было у вас в гостях! Пусть всем будет Благо, согласно Высшим Учениям! Тара Дзонг.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Ин_остан: