Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Гхаты Варанаси

Гхаты Варанаси

Гхаты - это особый тип набережных в Индии и индуистских странах с широкой широкой каменной лестницей, ведущей к реке, построенной так, что бы люди могли войти в воду для совершения обрядов.

Гаты Варанаси растянулись дугой длиной в 7 км. от места впадения в Гангу реки Аси на юге и реки Варуна на севере города.

Гхаты Варанаси являются символом этого древнего города - перехода из земного бытия к вечному слиянию с Божественным, от мутных вод Ганги земной к Ганге небесной, от бренности физического тела через смерть к союзу с Шивой, который является господином и покровителем Варанаси, и который своей милостью освобождает душу от тела.

Гхаты являются местом ежедневного нашествия индусов из всех частей Индии и окрестных индуистских государств.
Считается, что омовение в священных водах Ганги в "вечном городе" очищает человека от кармических грехов.
Те же, кто умирает в Варанаси и чьи останки погребены в гангских водах по представлениям индусов обеспечена мокша - освобождение из круга перевоплощений и обретение абсолютной свободы. По этой причине многие индуисты, почувствовав приближение смерти, специально приезжают в Варанаси умирать.
По этим причинам гхаты Варанаси пользуются исключительной популярностью с рассвета и до полуночи, хотя и по ночам (говорят) жизнь на них не замирает, ибо (говорят) на места кремации (шмашаны) ночью приходят тантрические люди - агхори и совершают там свои мистические ритуалы. А по вечерам на гатах происходит аарти, и самое красивое аарти я видела именно в Варанаси.

Варанаси, известный также как Каши или Бенарес очень древний город, и традиции у него тоже древние, и гхатам его посвящены отдельные места классических санскритских текстов, например Kasyam maranam mukt - смерть в Каши освобождает.
Этот индуистский тезис был расширен и опутан мифами, философскими и мифологическими пристройками. Например, Гхаты являются точками божественной космической дороги, тело человека, символически отождествляется с космосом и имеет 7 чакр, поэтому число гхатов должно равняться 12 знакам зодиака умноженным на 7 чакр, то есть 98, которые представляют символы трансформации человека на трансцендентном пути. Таким образом связываются микро-косм человека и макро-косм вселенной с гхатами, как связующими звеньями божественного миропорядка.
В тоже время количество гхатов реально меньше, в 12 века только пять Гат.

В настоящее время в Варанаси 84 гхата, часть из которых является купальными, другая часть кремационными.
Для не-индуистов вход на гхаты свободный, естественно нужно соблюдать нормы приличий. Кремационные гаты нельзя фотографировать, так же как и похоронные ритуалы и другие обряда на них. Кремационные гаты запрещено снимать даже с реки и даже, когда похоронные обряды на них не проводятся.

Автор(ы), источник, доп. литература и ресурсы по теме: 
achadidi специально для indonet.ru google


Комментариев : 2

о гхатах Варанаси

achadidi аватар

из путеводителя Rough guides

Берега великой Ганги в Варанаси плотно застроены павильонами и дворцами, храмами и широкими лестницами, спускающимися к воде, - гхатами. Гхаты выглядят в течение года по-разному в зависимости от резких сезонных колебаний уровня Ганги. Каждый из сотни гхатов, больших и малых, но каждый характеризуется (?) лингамом, который занимает особое место в религиозной географии города.
Некоторые из гхатов разрушены временем, другие перестроены и ползуются популярностью - по утрам на берега приходят и паломники, желающие искупаться, и брамины для совершения пуджи, и горожане что бы заняться медитацией и йогой на расвете.
Индусы считают Ганг амритой - эликсиром жизни, который очищает живых и дает освобождение мертвым.
При этом Ганга сильно загрязнена помимо бытового мусора, сточных вод и останков трупов, видимых в реке, также в ней высок уровень содержания тяжелых металлов и химии, сбрасывамых в реку находящимися выше по течению промышленными предприятиями, что сильно заботит экологов и медиков.

Веками прибывающие в Варанаси паломники совершали ритуал обхода священного города, воздавая должное святыням на этом пути. Среди наиболее популярных маршрутов Панчатиртха ятра, которая включает панча (пять) тиртх (переправ) - Аси, Дасашвамедха, Ади Кешава, Панчаганга и, наконец, Маникарника гхаты. Чтобы получить заслуги или умилостивить богов, преданный, сопровождаемый пандитом-священником, произносит sankalpa (заявление о намерении) и выполняет ритуал в каждой точке пути.

Для случайного посетителя, однако, самый простой способ увидеть Гаты - это следовать с юга на север последовательно от одного гхата к другому в лодке или пешком.

Почему нельзя снимать

nava аватар

Почему нельзя снимать кремационные гхаты?

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
этн_графия: