Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Настроения раг

Индийская классическая музыка, рага

Раги, будучи присущими музыкальному наследию Индии, обладают не только акустической красотой, но и визуальным и культурным богатством. Раги являются неотъемлемой частью индийской классической музыки и представляют собой индийскую концепцию, которая имеет эзотерическое происхождение, поскольку их исполнение связано с огромным количеством других идей настроения (расы), цвета, времени года и времени суток — концепций, которые не имеют ничего общего с нотами.

Санскритское слово «рага», по сути, переводится как эмоции и цвет.
Каждая рага — это мелодичная идея, в которой используют, по крайней мере, пять нот октавы; две раги могут иметь абсолютно одинаковый набор нот, как Дарбари и Джаунпури, но их звук и настроение, которые они создают, будут совершенно разными.

Раса или эмоция связана с рагой - рага, такая как Пурия, медитативна, в то время как тот же набор нот с другим акцентом в раге Марва создает беспокойную энергию. Рага Сохини, с тем же набором нот, брызжет весельем и ассоциируется с сезоном весны.
kakaubha-ragini.jpg

Раги могут вызывать девять эмоций — преобладающими являются любовь (шрингара), покой (шанти), отстраненность и меланхолическое одиночество (ваирагья). Такие Раги, как Дези Пилу считаются романтичными, Бхупали приносит покой, а Шри это рага ваирагья.

Существуют истории, связанные с рагами, которые определяют их культурное значение. Согласно одной из них. рагу Тилак Камод, лирическую, легкую рагу проигрывали на ситаре, и паук на стене неподалеку начал медленно
двигаться к источнику музыки. В тот момент, когда начали играть нотки меланхоличной раги Малкаус, паук убежал вверх по стене! Этот эксперимент повторяли несколько раз, с тем же результатом!

raga-basant
Существуют определенные раги, которые исполняют в течение двух из шести основных сезонов — весной и в сезон дождей. Весной поют раги «Басант» и «Бахар». В тексте песни говорится о распускающихся цветах и зеленых лесах. Известная композиция в Басанте рассказывает о девушках, идущих собирать цветы в лесах Вриндавана.

Рага Мегх и различные формы Малхар исполняются в сезон дождей и ассоциируются с дождями — визуально изображаются как темно-синий или серый, с проливным дождем или темными нависающими облаками. В тексте тоже говорится об облаках, дожде и грозе. Есть много историй о концертах Малхар, приносящих дожди.

Раги, помимо отражения различных настроений, также связаны с теорией времени. Существует конкретное время суток, когда должны исполняться определенные раги. Эта концепция соблюдается в северо-индийской классической традиции.
Есть, предрассветные раги (Лалит, Рамкали), раги, которые будут исполняться на рассвете (Бхайрав), утром (Тоди), до полудня (Билаваль ), в полдень (Саранг) днем (Бхимпаласи, Патдип), в сумерки (Марва, Айман), вечером (Бихаг, Дез) и поздним вечером (Малкаус, Канхара). Устад Рашид Хан, ведущий современный
певец, не любит играть утреннюю рагу вечером!
raga-bhairav.jpg
Также познавательным является визуальное изображение раг. Есть шесть основных раг, графически изображающих мужчин. У каждого из них есть восемь супруг и восемь сыновей, или рагапутры. Семейные связи созданы в соответствии с нотами раг, которые связывают их.
Визуальное изображение раг в серии картин Рагамалы началось примерно в ХУ веке при дворах индийских правителей - Могол, Декан, Пахари, Раджастхани и Центральной Индии. Самые ранние известные картины Рагамалы, относящиеся к 1475 году, были найдены в Гуджарате.

Семь нот — са (за), рэ (ге), га (ва), ма (та), па (ра), дха (ва), ни (п) - также символизировали крик животного, а еще изображающее его божество и цвет, что помогало, процессу визуального изображения. Согласно одному манускрипту,
са — это крик павлина, и его божеством был огненный бог Агни, цвет — белый цвет лотоса;
рэ был криком ястреба, представляющее его божество — это Брахма, а цвет красный;
га — звук козла, божество — богиня Сарасвати, а цвет зеленый;
ма— зов оленей, представлен верховным Богом Шивой, чей цвет синий;
Па- зов птицы кукушки, верховный Бог Вишну— божество, цвет — черный;
дха— ржание лошади, представлен Богом Ганешей, и цвет желтый;
ни — это звук, который издает слон, когда трубит, символизирует Бога Солнца, а цвет — это комбинация всех остальных шести цветов.

Покойный Устад Вилаят Хан, волшебник ситары, также ассоциировал раги с цветами и изображениями. Эти неизбежные связи между звуком и визуальным эффектом, настроением и временем, преобладающие на протяжении последних 500 лет, - просто чудо. То, как сур (нота), спетая в подходящее время, может создать сильную эмоцию или даже физическое явление, такое как дождь, действительно чудесно!

Автор и источник публикации: 

Индия перспективы, текст Шайлая Кханна


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
6
9
Щ
п
1
Введите код без пробелов, учитывая регистр