Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

О некоторых местах в Кедарнатхе.

Страница для печатиSend by email

Многие интересующиеся индуистскими святынями слышали или читали о главном храме Шивы в Кедарнатхе, потому я упомяну лишь одно из многих своих там ощущений – прижав ладонь к каменному лингаму, очень трудно было ее потом оторвать...
А подробнее я напишу о некоторых «местах силы» в Кедарнатхе и окрестностях.

Пошли мы прогуляться на священное озеро Гандисаровар, расположенное в шести км от Кедарнатха. По пути остановились у красивого водопада (не могу пропустить ни одного водопада, если есть возможность в нем искупаться). В этом, правда, не получилось – камни очень скользкие, слишком был велик риск навернуться с высоты нескольких метров.

Вот у этого водопада мы и встретили двух человек, идущих нам навстречу. Остановились, перебросились парой слов. Ребята оказались сибиряками, путешествующими по местам силы. Сейчас они спускались с озера Гандисаровар, где провели сутки (у них с собой палатка была). Сказали, что озеро – очень сильное место!
Дошли мы до него.
И правда, берега этого маленького зеленого озера показались необычными по ощущениям. Чувствовалась какая-то затаившаяся мощь. Все более-менее ровные площадки уставлены каменными пирамидками.
Но энергия этого места мне показалась несколько чужой, потому свою пирамидку выстроить не захотелось. Не знаю точно, с какой стороны на Кедарнатх пришел сель, разрушивший больше половины города. Не удивлюсь, если с перевала, расположенного сразу за Гандисароваром…

Потом внизу, в Кедарнатхе, я опять встретил одного из этих ребят, и он мне показал камень на склоне, сказав, что это «камень силы». Также посоветовал не пропустить маленький храм с живой водой на окраине города, стоящий практически под тем «камнем силы».

В храм мы сходили, познакомились с его служителем, который, затушив окурок с марихуаной, ударил себя в грудь и гордо сообщил, что он – нага-баба. Одежды на нем, правда, было немало))
На следующее утро я решил сходить на скалу Бхайраву и к этому камню. Выйдя на рассвете на улицу, ведущую к главному храму, надолго остановился полюбоваться открывшейся картиной – заснеженные горы сзади храма - потрясающе красивая картина! Обойдя затем храм, вышел на забетонированную дорожку, поднимающуюся к Бхайраве.

Начитавшись о том, что с этой скалы в своё время спрыгнули многие десятки тысяч индусов в попытке остановить колесо перерождений, я ожидал каких-то необычных ощущений от этого места. Мне хотелось встать там на краю и посмотреть на окружающий мир именно с этого КРАЯ…

Встал. Посмотрел. Действительность в который раз разочаровала)) Никаких особых ощущений не появилось. Более того, как место для самоубийства оно вообще разочаровало – для того, чтобы гарантированно самоубиться, нужно было постараться прыгнуть посильнее, чтобы попасть подальше на каменную плешь. Да и приземляться лучше головой. Если же они прыгали просто так, закрывши глаза, то вероятность не убиться, а просто покалечиться – 50 на 50 – скала достаточно невысокая.
На плоской площадке этой скалы расположен каменный лингам в форме холки быка, похожий на тот, который в главном храме, только менее крутой. Весь он выкрашен красным и желтым порошком, весь в масле, украшен цветами.

Постояв там какое-то время, двинулся вверх, к камню силы. Большой черный камень площадью примерно 15-20 кв.метров виден издалека – на фоне неяркой низкой травки резким пятном выделяется сочная зелень зарослей папоротника, а в центре этого пятна – он, камень.
Дойдя до папоротника, остановился в удивлении – всё это пятно было окаймлено полосой изморози шириной сантиметров в 20. Специально прошелся вправо-влево. Да, полоса покрытого инеем папоротника смыкалась, образуя почти правильное кольцо с центром – камнем.

Дошел до камня, который окружало еще одно кольцо – теперь это были низенькие рододендроны. Они уже почти отцвели (октябрь), но немного беленьких цветочков еще оставалось, и пахли они одуряющее приятно!

Сел на землю, прислонился спиной к камню… Чем дольше я там сидел, тем всё больше возникало ощущение, что я теряю вес, раздуваюсь как воздушный шар и вот-вот уже полечу! Поднявшись, я побежал вниз. Именно побежал, прыгая с камня на камень. Легкость в теле ощущалась необыкновенная!

Захотелось опять зайти в маленький храм. Храм этот необычный – он без дверей, и хоть и посвящен Шиве, но перед входом отсутствует обязательная фигурка Нанди. Вход – на уровне земли, но когда входишь, нужно спуститься на несколько ступенек вниз. У противоположной входу стены, за низенькой оградкой – опять каменный лингам продолговатой формы, как в главном храме и на вершине Бхайравы.
На нем – одна цветочная гирлянда, и больше ничего. Прямо посредине помещения – пустая квадратная яма со сторонами примерно метр на метр и глубиной в полметра или чуть больше. Я начал обходить эту яму, как вдруг в ней появились пузыри! Оказывается, она не пустая, она вровень с полом заполнена водой такой прозрачности, что я ее и не заметил, пока в ней не поднялись пузыри!
Сибиряк говорил, что ровно через каждые две минуты со дна вырываются два пузырька. Потом еще я где-то прочитал, что пузырьки появляются, если сказать вслух «Буль».

Баба не разрешил дотрагиваться до этой воды руками. Взял медный кувшинчик, зачерпнул им воды и с какой-то неизвестной мне мантрой медленно вылил ее на лингам. Затем разрешил всё это проделать и мне. Я спросил, можно ли мне попить этой воды. Баба не разрешил пить из этого «колодца». Он опять зачерпнул воды и с мантрой же медленно вылил в другую яму, в углу у стены, которую я сразу и не заметил. Эта уже была совсем не такой ровной формы и мелкая – глубиной сантиметров 20-30. Отсюда уже можно было пить. Вода и правда вызывала ощущения живой! Как в сказке…
Увидев на полочке раковину, я спросил, для чего она. Баба молча ее поднял, зачерпнул ею воды, вылил на лингам и затем громко в нее затрубил.
Я спросил, можно ли мне потрубить. Баба протянул мне раковину, и я стал трубить. Всё громче и громче. Баба тогда поднялся ко входу и стал изо всех сил звонить в привязанный там колокол, широко улыбаясь при этом. В общем, у нас получился небольшенький, но громкий оркестр – баба звонил в колокол, а я изо всех сил дудел в раковину, а в перерывах мы еще и радостно хохотали))

В первый раз такого веселого бабу встретил! Ощущения, которые я испытывал в этом храме, незабываемы!

В конце я попросил позволения пофотографировать в храме. И он мне разрешил, на моё удивление. Насколько понимаю, такие разрешения даются нечасто.

Сейчас вот думаю, что в Кедарнатхе надо было пожить подольше, а не три дня – наверняка встретилось бы и еще что-нибудь)))

Карта достопримечательности, координаты, фото-тур:

Borf

Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым

Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Борис, спасибо огромное! Вот

Борис, спасибо огромное!
Вот ведь дважды была в Кедарнатхе, а не...
А что это за скала самоубийц? Фото рядом с рассказом об этом - это холм правее мандира, если стоять лицом к ганди саровару, метров 200 вверх по горе, да? когда я там была там был только алтарик, но место чудесное, мне очень понравилось, до такой степени, что решила тучи разогнать :) ну то есть выпросить у Шивы чистое небо на Гималаи поглядеть...
А вот храма не видела, может не дошла просто... ну может дойду еще...

PS кажется придется вводить новое ключевое слово - Места силы :)))

Этот холм и называется

Borf аватар
Путешественникюзер

Этот холм и называется Бхайрава. Англичане называли его Бхайрава джамп, и в свое время даже выставили пост, дабы воспрепятствовать прыжкам оттуда.
Кстати, возле озера Гандисаровар тоже есть скала для этих целей (я, правда, ее не идентифицировал - подсказать там на месте было некому)
Фотка с тропы, ведущей к Гандисаровару. На противоположном склоне четко видна дорожка, ведущая к Бхайраве.
Еще пара снимков Бхайравы.

Я просмотрел много фото и

Borf аватар
Путешественникюзер

Я просмотрел много фото и видео разрушенного Кедарнатха, но так и не увидел, уцелел ли этот маленький храм...... Впрочем, если даже уцелел, то его должно было зацементировать.....

А, узнаю старика Бхайраву

АдминАвтор путеводителяюзер

А, узнаю старика Бхайраву :)
Да, я именно про это место, оно волшебное... или было в 2005 году, в 2007 я уже туда не добралась...
Раньше оно выглядело по-другому, тента не было, просто дорожка и небольшая каменная кладка с алтарем, ну и флаги конечно

Осталось ли оно сейчас трудно сказать, возможно, оно ведь не у русла Мандакини, а выше, так что возможно уцелело

Маленький храм уцелел, хотя и

Roman Kozarenko аватар
Путешественникюзер

Маленький храм уцелел, хотя и завален камнями до половины. Через него теперь протекает ручей и внутри всё затоплено.

Роман, а давно вы в

АдминАвтор путеводителяюзер

Роман, а давно вы в Кедарнатхе были?
Неужто с прошлого года не расчистили? В этом кажется серьезных ливней в Гархвале не было...

Мы были там в начале октября

Roman Kozarenko аватар
Путешественникюзер

Мы были там в начале октября этого года. Не всё расчищают, т.к. власти затеяли глобальную модернизацию Кедарнатха и тропы на него. Сейчас его закроют и ликвидируют все здания. Останется храм и некоторые другие места, а жить паломники будут в Кедарнатх Бэйс Кемпе у старой левобережной морены за 1,5 км до храма. Проживание в типовых одноэтажных домиках.

Ничего себе! Серьезная

АдминАвтор путеводителяюзер

Ничего себе! Серьезная реорганизация, так приедешь и не узнаешь... Спасибо за инфо!

Насколько мне удалось

dasa аватар
Путешественникюзер

Насколько мне удалось выяснить из продолжительнеых бесед с комендантом лагеря - эти постройки - временные, это сборно-разборный лагерь МЧС с этими пластиковыми времянками и военными палатками со спальниками. Он сказал, что подобная ситуация будет и в следующем году, и возможно, что только через год будет полностью восстановлен посёлок с гест-хаусами, отелями и ресторанами, как до трагедии. В самом Кедарнатхе ведутся очень активные строительно-восстановительные работы. За три дня, что я там была, можно было наблюдать как всё преображается буквально на глазах. Уже стоят пара тройка полностью отреставрированных зданий недалеко от храма, возможно админимстративные помещения, а возможно и гесты, пока не разобрать, но у меня куча фоток. Я правда не знаю стоит ли писать отдельный пост после такого подробного отчёта Романа.

Спасибо, ценное

Спасибо, ценное дополнение!
Еще как стоит! ведь разные глаза разные вещи замечают :)
Кстати с приездом, прошедшими и наступающими!

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
Н
И
ц
З
Ы
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)