Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Тайный лик божества

Страница для печатиSend by email

Я несколько лет путешествую по Индии. Эта страна открывалась мне фантастически многообразно: шестью сезонами года, разными странами света - своим югом и севером, жарой и холодом, искренностью и лукавством людей, их целеустремленностью и безалаберностью.

Во всех местах - городах, поселках и деревнях - я стараюсь обязательно посетить два места: базар и храм. Часто в Индии они соседствуют, или даже почти слиты - храмы окружены лавчонками, в которых торгуют не только предметами культа, но и повседневными предметами обихода, утварью, одеждой, косметикой, сувенирами, продуктами. Во многих лавочках, магазинах имеется маленький домашний настенный храм, где обитают боги, охраняющие хозяев и способствующие получению прибыли. Можно сказать, эти места - университеты, где люди с младенчества учатся важнейшей жизненной ценности индийской культуры - умению общаться с людьми.

Если вы в Индии собираетесь на базар или в храм, следует взять с собой деньги. Не слишком много, впрочем: и торговцы, и нищие - попрошайки, и храмовые священники - люди проницательные, они каким-то внутренним чутьем чуют, сколько можно из вас выудить.

В храме деньги понадобятся для мелкого подаяния (с этим надо быть осторожным: одарив одного нищего, вы рискуете оказаться в окружении целой шайки попрошаек), для покупки сувениров и книг, цветов и кокосовых орехов, светильников для службы, и для других мелких нужд.
Индуистские храмы удивительно красивы. Не побывав в них, невозможно понять истории и повседневности этой древней религии. Но вот в большинство храмов священного города Варанаси (Бенарес) неиндуистов не пускают. Перед входом висят таблички с грозной и неприятной надписью на хинди и английском: Only for hindu 'Только для индуистов'. Можно, конечно, хитрить: надевать сари, брать в проводники местных жителей, но всегда есть шанс нарваться на неприятности. Слава богу такое случается не повсеместно. Нарпимер в южноиндийском штате Тамилнад - в отличие, от соседней Кералы - пускают всех желающих. А вот фотографировать и снимать на видео зачастую запрещено повсюду.
Запретный плод сладок! Чего только не сделаешь ради фотоискусства!

Я провела несколько дней в храме Айяппана в Чаннаи (Мадрасе), внимательно следила за всеми богослужениями, делала зарисовки, что-то записывала в блокнот, втерлась в доверие к священникам, побывала в гостях в их семьях. Стала другом четырех брахманских семей, живущих и служащих в храме. Но ни за какие коврижки - ни за хорошее отношение, ни даже за деньги, мне не разрешили сделать хотя бы одно-единственное фото внутри храма, просто самый невинный общий вид площадки с домиками, где обитают божества.
Уже в первый день знакомства священники одарили меня плакатом с изображением божества, красным порошком и священным пеплом, освященными цветами и фруктами. Но - ни единого фотоснимка на верхней храмовой площадке. После дневного богослужения все четыре священника в сопровождении повара, добровольных служителей дружно спустились вниз, к боковым воротам и специально позировали для меня.
И тем не менее, договориться можно.
Лучше всего позвать администратора и объясняться с ним. Потому что не всюду священники правомочны решить этот вопрос. Подчас они тут всего лишь наемные работники, исполняющие обряды.

И конечно же существуют храмы в которых все разрешено за 1-2 доллара, о чем и сообщает плакат у входа.
Так я поступила в храме Джамбукешвары в священном городе Тиручирапалли. Купила билет на вход и фотосъемку, счастливо замурлыкала и гордостью вытащила из-под полы свою камеру. Вошла в храм.
День был солнечный, и фотографии обещали быть чудесными. Я обошла храм по внутреннему периметру, запечатлела скульптуры Шивы и Парвати, священное дерево джамбу, затем вступила в полумрак внутреннего храмового пространства. Там пахло сыростью от камня, душистым сандалом, пряностями и травами. Посетителей почти не было. Главное храмовое изображение, скульптура бога Шивы находилась в гарбхагрихе - 'внутренних покоях', 'доме-чреве' храма. Это центральный зал с полуоткрытой дверью и порогом, около которого примостился и дремал служка. Входу туда препятствуют металлические перила. Прямо напротив входа устроен деревянный помост с подъемником, также огражденный перилами. В святилище было почти совсем темно и дымно, лик божества освещался пламенем нескольких маленьких светильников. Разглядеть что-то не представлялось возможным. Наконец, маленькая группа посетителей вошла внутрь святилища, и началась пуджа - небольшое индивидуальное богослужение, с приношением даров и обретением благословения.
Я решила сфотографировать освещенные лица людей, стоящих ближе всего к косяку двери. Полутьму озарила вспышка. И вместе с ней, прямо передо мной, возникло из небытия гневное индийское божество. Слава богу, это был всего лишь служка, до этого момента дремавший на ступени перед входом в святилище!
Сверкая глазами и захлебываясь от негодования, он потребовал отдать ему фотоаппарат. Между нами завязалась драка: он колошматил меня, пытался вырвать из моих рук камеру, попутно он явно не брезговал и другими моими вещами. И это ему удалось. Фотоаппарат был раскрыт и пленка вытащена и засвечена. Политиленовый пакет был разорван. После чего служка успокоился, а я продолжала рыдать и причитать, поминая всех индуистских богов, прославляемое индийское гостеприимство и администрацию храма заодно. Рыдания прекратились сами, как только я обнаружила пропажу кошелька. Там находилась сумма, приблизительно в 1000 рупий (около 25 долларов, но и это было немало для меня). Не знаю, чего в тот момент мне было более жалко - засвеченной пленки или пропажи денег. Слава всем богам, паспорт и крупная денежная сумма у меня лежали отдельно.
На лицах обступивших меня людей я увидела сочувствие и решительно потребовала полицейского.
Вместе с полицией мы отправились к администрации храма.
Было воскресенье, и административный офис был практически пуст. Со мной занимались несколько человек: полицейский, англоговорящий юноша-переводчих и несколько сотрудников храма. Почему-то слезы опять хлынули сами собой, и я возмущенно сопя, стала отстаивать свое право на фотосъемку.
Гордо потрясая квитанцией (на счатье в кошелек ее не положила) и призывая всех богов в свидетели, я вещала! Я говорила о том, как важна была для меня отснятая пленка, о том, что я одна путешествую по Индии. Я говорила, о том, как мало у меня осталось денег, как это бесчеловечно - украсть кошелек у бедного российского академического работника. О том, как нехоршо это делать в святом для всех (и меня в том числе) месте. Я горевала, что это подорвало мою веру в добро, в святость и гостеприимство индуизма в целом и тамилов в частности. Если я и совершила досадную оплошность, сфотографировав их святыню, так это не по злому умыслу, а по незнанию, и нельзя же было безграмотному служке дубасить меня, иностранку, прямо перед ликом бога. Меня следовало было, например, прямо препроводить в офис, где я бы добровольно покаялась, пожертвовала бы храму денежную сумму и на худой конец самолично засветила бы самый кончик пленки со злополучным кадром.
Меня внимательно слушали, в воздухе жужжали мухи, что-то бубнил юноша-переводчик. Кто-то зачем-то принес чашку чая и печенье. Потом принесли мой разорванный пакет. Ко мне вроде бы начали проявлять сочувствие. Мой речевой фонтан неожиданно оборвался после вопроса:
'Так сколько вы хотите?'
'В моем кошельке было примерно 1000 рупий. 1000 рупий я и хочу!' - твердо сказала я.
'А может быть 750 хватит?' - торговались служители.
'Нет, не хватит! 1000 рупий и точка!'

Тут же был открыт храмовый сейф, и в руках администраторов появилась внушительная пачка банкнот. Аккуратно были отсчитаны 10 бумажек по 100 рупий, и вручены мне. А еще вместо порванного пакета мне дали храмовый, желтый, с текстами молитв и с изображением божества.
'Мадам, вы довольны? Все нормально?'
Я не знала, что и ответить. В первый раз не я давала деньги индуистскому храму, но храм - мне. Все же я чувствовала, что поступила правильно. Мне принесли бумагу и ручку, попросили кратко описать случай кражи и факт получения денег и подписаться в том, что я не буду предпринимать никаких попыток судебного разбирательства на стороне. То есть, видимо, такая возможность у меня была! Только что я стала бы выигрывать у этого нищего бедняги, слепо бросившегося на меня, словно верный пес защищавший оскорбленную честь хозяина? По выражению лица служки было ясно, что доводы рассудка здесь бессильны: на меня смотрело и тяжело дышало что-то очень древнее, чья сущность заключалась только в преданности его божеству-хозяину.
Выйдя из храма и направляясь туда, где остановилась, в маленькую гостиницу при главном вишнуистском храме на острове Шрирангам, я долго приходила в себя и размышляла о случившемся.

В других храмах я нередко видела, как за определенную плату сами жрецы сажали европейских туристов в ниши рядом с божествами (правда, не, в главном святилище храма), надевали на них гирлянды, и своими руками фотографировали их.
Зато в Золотой храм Варанаси, а также в главный храм Падманабхасвами столицы Кералы города Тривандрум меня как иностранку совсем не пустили. Я понимала, что спросив разрешения войти, совершила ошибку: моя этнически неопределенная внешность давала мне шанс побывать там, куда вход европейцу заказан. Вообще, чтобы в Индии больше увидеть, следует ходить одному. Одинокий путешественник, ведущий себя пристойно и уважительно, и к тому же выказывающий терпение и настойчивость, скорее всего, встретит всюду понимание, и на всякое правило будет найдено исключение именно для вас.

За всякую принесенную жертву следует вознаграждение. В Индии со мной такое бывало слишком часто, чтобы посчитать это только случайностями. По дороге в штат Кералу, чьи храмы отличаются своей закрытостью для иностранцев, в поезде я познакомилась с брахманской семьей господина К.К.Раманом Намбудирипад, который пригласил меня в гости к себе в деревню, где я увидела столетние дома представителей разных каст и много такого, что обычно не удается увидеть европейцам.

Потом меня пригласили в гости к местному адвокату Раджмохану, который к тому же оказался активным деятелем Коммунистической марксисткой партии Кералы. Я была первым человеком из России, которого он в своей жизни видел, и мы долго разговаривали о коммунизме.
Итак, я оказалась гостьей местной влиятельной семьи. Благодаря этому, я не только попала во все внутренние помещения керальского храма (редкое для иностранки счастье!) - мне позволили абсолютно все, снаружи и внутри! Тут никто на меня не шипел, наоборот: люди расступались, пропускали вперед, уступали мне лучшие места, откуда открывались самые удачные виды.

Итак - дар, продажа, разбой, попрошайничество, закрытие и приоткрытие завесы священной тайны. Все это я пережила, посещая разные индуистские храмы.Что же лежит в основе представления о храмовой святыне? Почему в одних случаях ее лицезрение и даже фотосъемка оказывается столь легким, в других - невозможным?

Дело в том, что каждый храм в Индии похож на человека. Он имеет свою биографию. Это и владельцы, и священники, обслуживающие храм. Это их очень конкретные традиции, обычаи, нравы, привычки, это их взаимоотношения с местными жителями и с нами, иноземцами. Наконец, это и наш личный путь, приводящий нас к этому храму. В каком качестве вы войдете сюда, что ожидая, на что надеясь, чего желая, в том числе, и по большому счету? Храм - это не тело бога, это душа человека, поэтому они непредсказуемы. Одно и то же ваше действие может повлечь за собой разные последствия: восторг, равнодушие, ярость. Тем не менее, искренность, честность, целеустремленность и доброжелательность - универсальный ключ к вратам храма, так же как человеческим душам.

Многие индуистские храмы и архитектурно, и символически основаны на фигуре и образе человека. Это можно понять, читая индийские руководства по искусству и ремеслу строительства и создания скульптуры, знакомясь с порядком и символикой обрядов, наконец, наблюдая внешний облик и устройство храмов.

Архитектор Рагхурадж Кишор, работая над чертежами храмов в Кхаджурахо, выявил особенности дизайна, которому следовали средневековые архитекторы и скульпторы тысячу лет назад. Это была позиция сидящей женщины: ее ступни соответствуют главной лестнице, подъем голени и колени - входным беседкам-галереям мандапа, линия спины и голова - главной башне шикхара. Святыня же святых, гарбха-гриха, буквально 'лоно-дом', конечно, и формально, и символически аналогичны ее чреву.

Таким образом, всякое вхождение в индуистский храм привязывается к любовному соединению и к зачатию. Все, кроме главной, святыни храма, оказываются ее 'одеждой' или 'украшениями', ее более или менее временными принадлежностями. Главная святыня может значительно уступать второстепенным по многим статьям: скульптуры на галереях могут быть гораздо древнее, ценнее по художественному признаку, интереснее и для исследователя, и для рядового наблюдателя. Но по священной иерархии храма главный идол - пусть даже сделанный из папье-маше - несравним ни с одной из них. И перед входом в его обитель, на стенах будут грозно пылать намалеванные краской или мелом надписи на местных языках и на английском - No photo!, даже если все остальное в храмовом пространстве фотографировать можно.

Главная святыня подобна священному зародышу, обитающему в священном лоне богини. Религиозного индийца, входящего в храм или в женщину, охватывают сходные чувства причастности к великому началу и бесконечному продолжению Вселенной. Отсюда берет исток представление о 'храме любви', соединяющем эротику и священное, столь характерное для индуизма и часто столь трудно понимаемое людьми, исповедывающими иные религии. Отсюда же происходит и ревностное отношение к главному идолу: ведь именно здесь скапливается божественная энергия, здесь происходит мистерия зарождения жизни, и от правильного поведения здесь зависит судьба храма, всей округи, каждого отдельного человека, и, в конечном итоге, всего мира.

Автор и\или источник публикации: 

С.И. Рыжакова. Иностранец. 12 февраля 2002 г. № 5


Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 2

отклик

Гость аватар

Очень хорошая статья! Получил много ответов на свои внутренние вопросы о вере у индусов(не всех индийцев а хинду). Случалось общаться с ними в России десять лет назад, мы по наивности спрашивали у них в каких Богов они верят так этот вопрос вызывал у них такое большое смущение! Как вроде мы прилюдно их спросили а с кем они спят. Нам тогда это было совсем не понятно- это смущение, лишь гораздо позже я понял что вопрос веры у них -интимный вопрос и обращаются к божествам как к члену семьи говоря ему "ТУ", обращаясь к человеку, не члену семьи говорят "ТУМ" или "АП" это вежливая форма общения. А сейчас при общении с индийцами я такие вопросы не задаю. А после Вашей статьи и вообще всё разложилось по полочкам.Спасибо!

Боги Индии

ratri аватар
Путешественникюзер

Да, рассказ интересный, но он не мой совсем, автор его г-жа Рыжакова, она этнограф.

Что касается индийских Богов, то что бы составить представление о них, лучше начать со статьи Боги Индии, ну и дальше пройтись по ключевому слову Боги. То же самое и о храмах, тут очень есть несколько статей об архитектуре и ее внутренней, сакральной составляющей. Там конечно не все на эту тему, но много интересного.

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
ю
ы
о
й
Щ
Ж
Введите код без пробелов, учитывая регистр
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников