Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Россия и Индия. Идея ненасилия

Страница для печатиSend by email

Связи России и Индии имеют длительную историю. Непосредственно они начались еще в XV в., когда в канун обретения национальной независимости Россией от Золотой Орды русский купец из г. Твери Афанасий Никитин посетил Индию и описал свои впечатления в “Хождении за три моря”.
Во время британского колониального владычества в Индии борьба индийских патриотов часто находила поддержку у передовых людей России и даже у Правительства Российской Империи.
Однако связи между нашими странами имели и идейный аспект. И этим аспектом была идея ненасилия, являющаяся близкой как для России, так и для Индии.

В России идея ненасильственных действий была выдвинута одним из величайших гениев нашей страны – писателем Львом Николаевичем Толстым. В конце XIX – в начале ХХ в. в период разгула в стране терроризма “ультрареволюционеров”-народников и ответных действий по отношению к ним со стороны Правительства Российской Империи, именно Л. Н. Толстой призвал к непротивлению злу насилием, гениально предвидев, к каким трагическим последствиям может привести мир это насилие в “просвещенном” ХХ веке.

Жизнь вскоре подтвердила это предвидение. Две мировые войны, бесчисленные локальные и гражданские войны, революции и контрреволюционные перевороты, нечеловеческая ненависть друг к другу только из-за различий в вере или убеждениях – все это выливалось в гигантские кровопролития, продолжающиеся до сих пор и которым не видно конца. И это стало результатом проповеди военного, революционного, религиозное и других видов насилия, нетерпимости, ненависти людей друг к другу. И все это, как всегда, якобы, во имя справедливости и прогресса человечества.

Казалось, что уже никто не прислушается к голосу разума, не продолжит проповедь терпимости, ненасилия, не противопоставит эти идеалы человеческому безумию.

Однако был на свете человек, которому именно эти идеалы были дороги и который посвятил их проповеди и, что самое главное, претворению в жизнь, все годы своей политической деятельности. Это был другой гений человечества – один из руководителей индийского национально-освободительного движения и партии Индийский национальный конгресс (ИНК) Мохандас Карамчанд Ганди, прозванный “Махатма”, т. е. “Великая Душа”, “Святой”. Именно он поднял знамя ненасилия и под этим знаменем народ Индии добился обретения независимости.

Идеи ненасильственных действий, которые проповедовал Махатма Ганди, были положительно восприняты во всех частях Индии, этой “жемчужины британской короны”. В числе борцов за национальную независимость был и руководитель пуштунских националистов Северо-Западной Пограничной провинции (СЗПП) Хан Абдул Гаффар-хан, создавший в 1929 г. организацию “Худаи хидматгаран”, “Божьи Дети”, известную еще и как “Красные рубашки” по цвету носимой ими униформы. После создания Провинциального отделения Индийского национального конгресса эта организация слилась с ним. Именно идеи ненасильственных действий и были восприняты “краснорубашечниками” Абдул Гаффар-хана, ставшего признанным руководителем национально-освободительной борьбы пуштунов. Именно за проведение в жизнь ненасильственных действий Хан Абдул Гаффар-хан получил прозвище “Пограничный Ганди”.

В 1947 г. борьба индийского народа за независимость увенчалась успехом. Однако попытка создания на всей территории Индостана Федеративной Индии потерпела неудачу. По плану “3 июня” страна была разделена. Провинции с преимущественно индусским населением вошли в доминион Индийский Союз, провинции с преимущественно мусульманским населением вошли в доминион Пакистан.

Вопрос о принадлежности СЗПП должен был решиться на референдуме в провинции. И хотя этот референдум не был предусмотрен действовавшим тогда Законом об управлении Индией 1925 г., руководители ИНК вынуждены были на него согласиться. Британская же администрация в лице вице-короля лорда Л. Маунтбэттена отказала руководителям Провинциального отделения Конгресса СЗПП во включении вопроса о создании “Свободного Пуштунистана” в бюллетень референдума, о чем настаивал Абдул Гаффар-хан.

Руководители ИНК и лично М. К. Ганди и Джавахарлал Неру были вынуждены согласиться на раздел страны, так как понимали, что в сложившихся тогда условиях из-за кровавых столкновений между индусами и мусульманами все равно сохранить единство Индии не удалось бы. Они также понимали, что, несмотря на сильные позиции ИНК в СЗПП, невозможно было включить эту провинцию в состав Индии. Лидер Всеиндийской Мусульманской лиги М. А. Джинна выступал за присоединение этой, населенной почти одними мусульманами, провинции к Пакистану, и у него там было очень много сторонников. От Индии СЗПП отделяла часть Панджаба, отходившая в результате его раздела к Пакистану. В ходе заключительного этапа обретения независимости в стране снова началась кровавая резня между индусами и мусульманами. Если бы руководство ИНК продолжало настаивать на включении СЗПП в состав Индии, это могло бы стать поводом для большой войны на субконтиненте. Исходя из этого, руководством ИНК и было дано согласие на референдум, что означало отказ от претензий на СЗПП.

Вопрос о том, к какому государству – к Индии или к Пакистану – должна была присоединиться какая-либо провинция, решался руководителями провинции, ее Законодательным Собранием. В СЗПП у власти находились конгрессисты, в Законодательном Собрании они также имели подавляющее большинство. Такое положение было только в этой единственной провинции с преимущественно мусульманским населением. Однако число сторонников Пакистана в ней росло, и руководители провинции не без основания опасались проиграть референдум.

В сложившейся обстановке, когда перед населением СЗПП по условиям референдума был выбор только между Индией и Пакистаном, Абдул Гаффар-хан принял единственно возможное для него решение: призвать своих сторонников бойкотировать референдум. В ходе его проведения победили сторонники включения этой провинции в состав Пакистана.

Абдул Гаффар-хан и его сподвижники присягнули на верность Пакистану, но в результате интриг их врагов после смерти М. А. Джинны сам “Пограничный Ганди” и многие его сторонники оказались в тюрьме, многие “краснорубашечники” были убиты.

Однако сама идея ненасилия не погибла ни после обретения Индией независимости, ни после поражения националистов СЗПП во главе с Абдул Гаффар-ханом, ни после трагической гибели “апостола ненасилия” Махатмы Ганди. Эта идея подтвердила свою мощь в движении за равноправие негров в США, в ряде других движений и акций.

Естественно, применение ненасилия в политической жизни нашего мира не всегда возможно. Для того, чтобы восторжествовала справедливость, необходимо во многих случаях применять и силу. Однако мы считаем, что в современном и в будущем мире применение силы является и будет являться необходимым для того, чтобы обуздать тех, кто является противником ненасильственных действий и силой пытается и будет пытаться подавить ненасилие. При современном уровне развития науки и техники, при наличии у противоборствующих сторон современного разрушительного оружия именно ненасильственные действия могут предотвратить скатывание мира к катастрофе.

1. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г. М., Котовский Г. Г. История Индии. М., Наука, 1979. 815 с.
2. Азад А. К. Индия добивается свободы. Пер. с англ. М., Изд. иностранной литературы. 1961. 348 с.
3. Ганди М. К. Моя жизнь. Пер. с англ. М., 1964. 612 с.
4. Горев А. В. Махатма Ганди. М., “Международные отношения”, 1979. 373 с.
5. Неру Дж. Автобиография. Пер. с англ. М., Изд. иностр. лит., 1955. 656 с.
6. Неру Дж. Открытие Индии. Пер. с англ. М., 1955. с.
7. Шифман А. И. Лев Толстой и Восток. М., Наука, 1971. 551 с.
8. Badshah. Khan. By life and struggle. Delhi. Orient Paperboch. 1969. 248 c.
9. Copal S. Jawaharlal Nehru. A Biography. Vol. I. L. Cape. 1975. 398 c.
10. Jansson E. India, Pakistan or Pakhtunistan. Uppsala. 1981. 283 c.

Автор и источник публикации: 

Юрий Николаевич Паничкин, соискатель Института востоковедения РАН, г. Рязань


Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 0

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
М
ж
Р
Г
А
к
Введите код без пробелов, учитывая регистр
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников