Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Б.Р. Чопра

КИНОРЕЖИССЕР НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Балдев Радж Чопра, выпускник магистрата английской литературы Лахорского государственного колледжа, эмигрировал в Индию на заре Раздела бывшей британской колонии на Пакистан и Индию.
Трагедии семей, попавших в жернов раздела, настолько потрясли его воображение, что он уже никогда не мог их забыть, отводя особое место теме семейных связей во всех своих картинах.

Патриарх индийского кинематографа, он не только поднял этот вид искусства на позицию эффективного инструмента воздействия на общество, но и позаботился о коммерческой стороне. Кассовые сборы были обеспечены, когда бы в кинотеатрах ни шел фильм Б.Р., как его называли. Суперзвезды, такие как Дилип Кумар, Сунил Датт, Мина Кумари, Мала Синха, Виджаянтимала, Раджеш Кханна, Амитабх Баччан чуть ли не в очередь выстраивались, чтобы поработать с ним.

Б. Р. Чопра основал собственную компанию «B.R. Films» в 1955 году, вынашивая планы снимать значимое кино для семейной аудитории. Он внес значительный вклад в поднятие общего уровня кинематографа в Индии, в большой мере способствуя улучшению общественного мнения о кино. Каждая картина становилась новой ступенью в искусстве кинематографа, завоевывая положительные оценки критиков и награды.
Он стал первым человеком, получившим Национальную награду за лучшую режиссерскую работу в «Humraaz» (1968 г.). Он также был представлен к награде «Udyog Ratan Award» президентом Заилом Сингхом за выдающийся вклад в эту отрасль. Таким образом, индустрия кино была всерьез воспринята как таковая, благодаря подобным ему людям.

Выдающийся продюсер твердо верил, что делать фильмы не значит просто делать деньги. Фильм, считал он, был обращением к обществу, и те, кто его снимает, были обязаны создавать здравые, нравственные фильмы с хорошим сюжетом и социальным подтекстом. Сценарий для него был ключевым звеном при создании успешного фильма. Содержание было главным критерием. Ни при каких обстоятельствах он не мог позволить себе занизить планку при выборе сюжета. Это в большой мере объяснялось тем, что он сам начинал свою карьеру в качестве писателя. Каждый фильм приоткрывал все новые и новые аспекты жизни, будь то измена в «Gumraah», политизированность насилия по отношению к женщине в «Insaaf Ka Tarazu», положение женщин в контексте Права личного статуса у мусульман в «Nikaah», реабилитаци проституток в «Sadhana», возможность повторного брака для вдов в «Ek hi Raasta», или предначертанность судьбы в «Waqt». Каждый фильм рассматривал какую-либо проблему, ее последствия и решения.

Пиком профессиональной карьеры стал для Чопры его фильм «Naya Daur», снятый в 1957 году с Дилипом Кумаром и Виджаянтималой в главных ролях. В фильме была показана новая, независимая страна, такой, какой хотел ее видеть Неру, и ответственность людей за сплочение нации.
В знак признания его режиссерского таланта, Пандит Неру писал в письме: «Вчера вечером я посмотрел Вашу картину «Naya Daur». Принц Великобритании Филипп, находящийся с визитом в Индии, хотел посмотреть хороший фильм о жизни индийской деревни. Кто-то упомянул название Вашего фильма. Я чрезвычайно устал и не был расположен сидеть три часа подряд, подумав, что достаточно будет посидеть с принцем пару минут, и потом вернуться, пока фильм будет идти. Но картина настолько меня захватила, что я не двинулся с места и посмотрел его целиком, получив огромное удовольствие. Операторская работа впечатляет, а режиссура выше всяких похвал. Особая атмосфера деревни действительна была передана очень хорошо».

В период, когда 10 -12 песен неизбежно втискивались в сценарий, он в 1960 году снимает «Kanoon» – фильм без единой песни. Это не значило, что Чопре претили песни и музыка. В принципе, именно из его фильмов вышел ряд самых замечательных песен индийского кино, подарив нам лучшие лирические произведения таких поэтов, как Сахир Лудхиани и Йогеш. Такие песни как «Saathi Haath Badhana» («Naya Daur»), «Chalo ek baar phir se» («Gumraah»), «Aurat ne janam diya mardon ko» («Sadhana») и «Dil ke armaan aasooyon me beh gaye» («Nikaah») неподвластны времени. И сегодня можно увидеть юношей и девушек, покупающих диски с музыкой из тех кинофильмов. Сотрудничество с младшим братом Яшем Чопрой породило несколько социально значимых и успешных в финансовом плане фильмов, таких как «Dhool Ka Phool», 1959 г., «Waqt», 1965 г., и первые цветные фильмы со звездным актерским составом – «Aadmi aur Insaan»,1969 г. и «Ittefaq»,1969 г..

В 70-е годы в личной и профессиональной жизни режиссера, БР, как его называли, наступили черные дни. По прошествии двадцати лет, Яш Чопра отделился и стал независимым кинопродюсером. Для старшего брата это было потрясением. О том времени, как говорят, он рассказывал так: «Я полгода жил на снотворных таблетках, ибо рухнула моя мечта о едином семейном клане».
Фильмы «Dastaan» и «Karm» провалились в прокате. Но он с редким упорством принялся за следующую свою режиссерскую задумку, нестареющую комедию «Pati Patni or Who», где главные роли сыграли Санджив Кумар и Видия Синха. C выходом этого суперхита улыбка снова заиграла на его лице.

Чопра не ограничивал свои творческие поиски только выбором сценария, он решился нарушить границы стереотипов. Он пошел на большую авантюру, рискнув доверить Зинат Аман, за которой прочно устоялось амплуа гламурной куклы, роль в «Insaaf Ka Tarazu», где она сыграла жертву изнасилования, застрелившую обидчика. В этом фильме также взошла болливудская звезда Раджа Баббара и Дипака Парашара. Искренность порывов Б. Р. Чопры чувствовалась насквозь во всем, что он делал, в том, с каким рвением он работал со сценарием.

В конце 80-х на экраны вышел один из самых популярных сериалов, «Махабхарта», его же производства, за которым потом последовал целый ряд религиозных сериалов на малом экране. Написание диалогов Чопра доверил Рахи Масум Раза, хотя мало кто одобрил идею. Тем не менее, оказалось, что именно в диалогах Раза заключалось главное очарование сериала. «Махабхарта» стал первым индийским сериалом, занесенным в Книгу рекордов Гиннеса, по наибольшему количеству зрителей, посмотревших сериал. Сериал завоевал множество наград и стал культовым в истории телевидения.

Пересекший 90-летний рубеж получатель награды имени Дада Сахеба Пхалке не утратил «золотого прикосновения». Очень немногие знают, что идея суперпопулярной семейной драмы «Baghban», которую Чопра продюсировал, принадлежит ему самому.

Балдев Радж Чопра остался верен своему искусству и жизни до конца. Он ушел из жизни в возрасте 94 лет в ноябре 2008 года, после длительной болезни, оставив после себя свое детище, «BR Films», как пример одной из самых успешных продюсерских компаний, выдержавших испытание временем, и известных своими сериалами, наряду с полноэкранным кино.

Автор и источник публикации: 

УПЕНДРА СУД. Автор – известный создатель телевизионных программ и бывший помощник покойного Б.Р. Чопры. Индия Перспективы №1 за 2009.


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ре_олюция: