Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Музыкальная смесь

Страница для печатиSend by email

Индустрия фильмов на хинди сотрудничала с миром музыки, начиная с самой первой звуковой картины и заканчивая современными работами. До появления звукового кино, в кинотеатрах играли живую музыку.

Когда Кхан Бахадур Ардешир Ирани выпустил первый звуковой фильм «Alam Ara» в 1931 году, в области киномузыки произошел своего рода переворот. В картине было семь песен, и первым закадровым певцом в Индии стал Вазир Мухоммад Кхан с его «Dede Khuda Ke Naam Pe Pyaare».
Уже в следующем году признанный классический певец Винаякрао Патвардхан исполнил песни и роль в фильме «Madhuri», и на рынок впервые вышли четыре пластинки. Компания «New Theatres» подарила миру кино двух блестящих поющих звезд: Кундала Лала Сайгала и Канан Деви. Сайгал стал суперзвездой 30-х годов после выхода фильма «Devdas» в 1935 г. Его «Balam Aye Baso More Man Mein» и «Dukh Ke Din Beetat Nahi» из «Devdas», a также песни Канан Деви «Ae Chand Chhup Na Jana» и «Duniya Toofan Mail» вызвали ажиотаж среди поклонников музыки.
Еще одной студией, оставившей свой след в области киномузыки, была компания «Prabhat Film» из Пуны. Компания «Bombay Talkies», принадлежавшая Химаншу Рай, подарила индустрии Сарасвати Деви (Хуршид Моночер Хомджи), сочинявшую музыку к фильмам киностудии. Она использовала голоса Девики Рани и Ашока Кумара в знаменитой песне «Main Ban Ki Chidiya» из фильма «Achhut Kanya», которая мгновенно стала с К.Л. Сайгалом и Хуршид в главных ролях. Его музыка к картине «Bhartrihari», особенно песня «Chanda Des Piya Ke Pas», исполненная Амирбаи Карнатаки, и дуэт, спетый вместе с Сурендрой Бхикша, «De De Maiya Pingla», стали шлягерами в 40х годах.

Музыка Кхемчанда Пракаша к фильму «Mahal» заворожила всю страну, и его песня «Aayega Aanewala» стала символом манеры пения Латы Мангешкар. Он также представил слушателям Кишора Кумара в «Ziddi» с песней «Marne Kee Duaaen Kyon Maangu». Еще одна популярная песня из этого фильма «Chanda Ja Re Ja Re» была исполнена Латой. Наушад Али дебютировал в качестве композитора в 1940 году с музыкой к фильму «Prem Nagar», но истинную популярность ему принесли мелодии с использованием народных мотивов к фильму «Ratan» (1944 г.). Его песни, в особенности «Ankhiya Milake», исполненная Зохрабаи Амбалевали, хитом. Анил Бисвас написал незабываемую музыку к ранним фильмам Мехбуб Кхана, самыми примечательными из которых были «Roti» и «Aurat». Позднее он сочинил прославленные мелодии к картине «Kismet» (1943 г). Патриотическая песня из нее, «Door Hato Ae Duniya Walo», взлетела на пик популярности, и некоторые другие ее песни, например, «Dheere-Dheere Aa Re Badal» и «Ghar-Ghar Mein Diwali Hai», также имели невероятный успех. Анил Бисвас ввел в мир кино Мукеша и Талата Махмуда.

40-е годы явились свидетелем смешения народных мелодий и музыки из кинофильмов на хинди. Мастер Гхулам Хайдер ввел народные мотивы и дал шанс Шамшад Бегам в «Khajaanchi» («Saavan Ke Nazaare Hain Aaha Aaha»), Нурджахан в «Khandan» (1942 г.) и Лате Мангешкар в «Mazboor» (1948 г.). Пандит Амар Натх сочинил незабвенные мелодии к фильму «Dasi». Кхемчанд Пракаш написал музыку к песням в ленте «Tansen», «Rang De Basanti» были на вершине популярности и слышались отовсюду. Наушад написал незабвенную музыку к таким фильмам как «Anmol Ghadi», «Shahjahan» (1946 г.), «Mela» (1948 г.) и «Dillagi» (1949 г.). Но его лучшие песни еще были впереди. «Baiju Bawra» (1952 г.) принес ему первую награду журнала «Filmfare». Наушада всегда будут помнить за его музыку к картинам «Shabab» (1955 г.) и «Mughal-e- Azam» (1960 г.).

Наушад открыл Мохаммада Рафи, Сурайю, Шьяма Кумара и Уму Деви (Тунтун) для мира киномузыки. Он сотрудничал с К.Л.Сайгалом только в одном фильме – «Shahjahan» – но песни из него «Jab Dil Hi Toot Gaya», «Gham Diye Mustaqil» и «Roohi Roohi Dil Mein» оставили неизгладимое впечатление. Вторая половина 40-х годов ознаменовалась появлением С.Д. Бармана и дуэта Шанкар- Джайкишан. Вместе с ними пришло и новое поколение поэтов- песенников. Маджрух Султанпури, Сахир Лудхианви, Раджиндер Кришна, Хасрат Джайпури и Шайлендра были одними из этих поэтов.

Заслуга введения западной музыки в мир индийского кино принадлежит С. Рамачандра. Такие песни, как «Aana Meri Jan Sunday Ke Sunday» из «Shehnai» (1947 г.), «Mere Piya Gaye Rangoon» из «Patanga» и «Ina Mina Dika» из «Asha» (1954 г.) дают некоторое представление о его разностороннем таланте. Шанкар и Джайкишан дебютировали в фильме Радж Капура «Barsaat», и так началось их долгое путешествие рука об руку с компанией РК, выдававшее хит за хитом до самого «Mera Naam Joker». Дуэт сочинил очаровательные песни к фильму Дилипа Кумара «Daag» («Ae Mere Dil Kahin Aur Chal»), исполненные Талатом Махмудом в 1952 году.

Газели не были слишком популярным жанром музыки, пока на сцене не появился Мадан Мохан. Его композиции к картине «Adalat» (1958 г.) «Unko yeh shikayat hai ki» и «Yun hasraton ke daag», исполненные Латой, и к фильму «Dekh kabira roya» (1957 г.) «Humse aya na gaya», исполненные Талатом Махмудом, остались в памяти как газели. Его музыкальному перу принадлежат такие классические мелодии как «Mai ree kaise kahoo», «Hum hai mata-e-koocha o bazaar ki tarah» и «Baiyan na dharo», исполненные Латой Мангешкар. Кхайям вернулся в мир киномузыки с картиной Яша Чопры «Kabhi Kabhi», и был увенчан славой благодаря фильмам «Umrao Jaan» и «Razia Sultan» в 80-х годах.

В 50-х годах, Рошан сочинил песни, ставшие хитами, для картины Кедара Шарма «Baware Nain». В этом фильме он использовал народную музыку для песни «Sun Beri Balam Sach Bol Re Ib Kya Hoga». Его композиция «Mujhe Sach Sach Bata Do» (исполненная Мукешем и Гитой), «Teri Duniya Mein Dil Lagta Nahi» (Мукеш) были написаны лично Кедаром Шарма и до сих пор живы в памяти любителей музыки. Если дуэт Шанкар-Джайкишан хранил верность Раджу Капуру, то С.Д. Бурман, и позднее его сын Р.Д. Бурман, оставались с Девом Анандом до конца. Сачин Дев Бурман написал незабываемую музыку к фильмам Бимал Роя «Devdas», «Sujata» и «Bandani». Он также сочинил композиции для картин Гуру Датта «Pyasa» и «Kagaz ke Phool». В мелодиях Салила Чаудхари смешались восток и запад. Музыка, подаренная им картинам «Do Bhigha Zamin», «Madhumati», «Parakh» Бимала Роя остается вечной.

Джайдев также появился как многообещающий композитор в середине 50-х годов. Своей музыкой к лентам «Hum Dono», «Mujhe Jeene Do» и «Reshma Aur Shera», он оживил музыкальную сцену, но это продолжалось недолго. О.П.Найяр забил три гола подряд своими композициями к «Aar Par», «C.I.D», и «Mr. and Mrs. 55». Гита Датта лучше всего пела для О.П.Найяра. Кто сможет забыть ее живые мелодии «Babu Jee Dhire Chalna» и «Ye Lo Main Hari Piya» и «Udhar Tum Hasin Ho» и «Sun Sun Sun Sun Jalima», исполненные вместе с Мохоммадом Рафи в картинах «Aar Paar» и «Mr. and Mrs. 55»?

Найяр великолепно использовал пенджабские народные песни («Ude Jab Jab Zulfein Teri» и «Reshmi Salwar Kurta Jali Ka»). Музыка 50-х и 60-х годов принадлежала к золотой эре, тогда как мелодиям 70-х годов пришлось побороться, чтобы создать свой собственный образ.
В четвертое поколение композиторов входят Баппи Лахири, Раджеш Рошан и А.Р. Рахман. Рахман представил на суд слушателей совершенно новый тип музыки. Песня из кинофильма «Roja», «Dil Hey Chhota Sa», сразу же обрела популярность. «Rangeela» была его первой картиной на хинди, а музыка к ней стала хитом. После песни «Chal Chhaeeya Chhaeeyan» из «Dil Se» Рахман больше не оглядывался назад. После фильмов «Lagaan», «Taal», «Rang De Basanti» и теперь со «Slumdog Millionaire» А.Р. Рахман доказал, что он - лучший. Композиторы 21 века – Исмаил Дарбар и Шантану Мойтра – вернули мелодичность современным песням. Монти Шарма, с музыкой к «Sawariya» (2008 г.) и дуэт Вишал-Шекхар с их «Om Shanti Om» подарили надежду почитателям музыки на то, что мелодия останется ее царицей.

◆ Автор работал на национальном индийском телевидении «Doordarshan» и является известным писателем на музыкальные темы, дважды получившим Национальную премию в номинации Лучший автор.

Автор и источник публикации: 

ШАРАД ДАТТ

«Болливуд сегодня», автор: Кавери Бамзаи («Roli Books»)

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников