Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Эллора, прогулка по храмам

В поисках сокровищ Аджанты и Эллоры. Эллора

Эллора - это сказка, вырезанная в камне! в прямом и переносном смысле!
Скульптура Эллоры не так замысловата и декорирована как в Хампи, где в некоторых местах на стенах не было необработанной поверхности.
В Эллоре такого нет, но она мне показалась более эмоционально насыщенной и осмысленной, может быть.

И если буддийские скальные храмы скорее создают ощущение покоя, незыблемости мироздания, индуистские скульптуры и горельефы очень живые и динамичные, и хотя сюжеты повторяются, мне понравились больше всего.
Сколько и каких эмоций и чувств в движении рук, изгибе шеи, позах…
На джайнские было мало времени, не удалось распробовать.
Другое время, другие люди, другой материал — скалы, что очень сближает Эллору с Бадами и сюжетно и стилистически, очень многие образы похожи, но в Бадами нет такого размаха, размаха потрясающего воображение.
Храмы Эллоры простираются на пару километров.

Если стоять лицом к ним справа буддийские пещеры, напротив парковки — храм Кайлаш в окружении индуистских пещер, далее индуистские храмы расползаются сверху и снизу по горе налево, доходят до водопадика, огибают скалу, и в самом дальнем конце на отшибе 3 джайнских храма.

Эллора, общий вид на буддийские скальные храмы

Буддистские пещеры Эллоры

Мы начали осмотр с буддистских пещер, их всего 12. Пещеры начинаются с самых простых и маленьких и дорастают до трехэтажных, огромных и богато декорированных (местами) храмов. В отличие от джайнских и индуистских пещер, которые являются храмами, в некоторых буддийских пещерах изображения отсутствуют вовсе, очевидно они использовались для проживания и хозяйственных потребностей.

Первая интересная пещера — №2, на крыльце встречают статуи хранителей ворот — дварапала, которые будут изображаться так же и внутри храмов у алтарей и в храмах индуистской традиции тоже. Пещера представляет собой небольшой зал с колонными, в дальней центральной части которого в нише находится изображение Будды, в окружении боддхисаттв кажется Падмапани с лотосом Ваджрапани с ваджрой, соответственно. Стены вихары украшены горельефами с Буддами в его различных состояниях. Этот дизайн или похожий будет встречаться почти во всех остальных буддийских храмах раннего периода, отличаясь лишь сюжетами и персоналиями, делая лишь немногие из них по настоящему запоминающимися.

Пещера № 4 интересна тем, что изображение бодхисаттвы Авалокитешвары (на его короне есть изображение маленькго Амитабхи Будды) больше, нежели изображение самого Будды, последнего Будды, Сидхартхи Гаутамы Шакья Муни.

Эллора, буддийский скальный храм снаружи

Пещера 5 мне понравилась — это огромный прямоугольный зал, с каменными скамьями и маленькими комнатами по периметру, украшений тут нет, колонны грубо обработаны, пол и потолки не обтесаны. В дальнем конце в нище Будда и боддхисаттвами по традиции. Из–за аскетичности пещеры тут почти нет туристов, поэтому тут осталась атмосфера покоя и еще чего то, вобщем посидеть тут приятно.

Пещера 10 — чайтья, то есть монолитная ступа, вырезанная внутри пещеры. На фасаде ступы восседает Будда. Причем архитекторы пытались придать максимальное сходство с деревянными конструкциями, вырезая стропила, переходящие в колонны, портики коих украшены скульптурой. К сожалению здешние храмы очень плохо освещены и разглядеть, а уж тем более снять, некоторые сюжеты почти не возможно.
Фасад чайтьи двухэтажный, но вход на второй этаж был закрыт. Фасад богато украшен нимфами, фризом, короче смотрите фотографии.

Эллора, фото буддийской чайтьи

Пещера № 11 — двухэтажная, а № 12 — трехэтажная, вход в них из небольшого дворика. Самая интересная скульптура на верхнем этаже, куда можно забраться по боковой лесенке. Кстати, если раньше Будда царил над метущимся миром в окружении полу просветленных, то теперь 1) у его ног появляются люди с дарами или мольбами, 2) если людей вокруг нет, он множится и меняет позу на падмасану. По периметру 3 этажа вырезана скульптура -и, по бокам от центральной алтарной части сидят по 3 девицы и несколько Будд в медитации, по сторонам зала Будды сидят в различных позах.

Индуистские пещерные храмы Эллоры

Стены пещеры 14 и следующих индуистских храмов покрыты барельефами с разнообразными мифологическими сценами, как то игра Шивы и Парвати в кости, чета Вишну и Лакшми, аватар Вишну кабаноголовый Вараха, Танцующий Шива, Шива побеждает Адхакасура…
Все стены этой пещеры покрыты изображениями, сохранившимися очень хорошо. Барельефы находятся в небольших нишах и отделены друг от друга рельефными панелями. В центральной части пещеры есть алтарное помещение, но место божества пустует. Пещера большая, помимо рельефов на стенах резьбой украшены и колонны, в пещере есть также обходной коридор вокруг алтаря, в конце которого сидят существа, в числе которых я признала только господа Ганешу- сына Парвати и Шивы, Калу- богиню времени, ее трудно не узнать, она похожа на скелет, и одну из воинственных ипостасей Божественной Матери — Кали с черепами на шее…

Свадьба Шивы и Парвати, Эллора

15 пещера двухэтажная, и по размеру больше предыдущей. Она находится во дворике за зданием Дашаватар мандапы с каменными резными наличниками и решетками на окнах, которое для посещений закрыто. Первый этаж не очень интересен, а вот на втором есть и колонны с влюбленными парочками на капителях и несколько примечательных рельефов например выход Шивы из лингама или Вишну почивающий на змее Шеше. Остальные рельефы сюжетно не сильно отличаются от предыдущей пещеры, но либо сделаны, либо сохранились хуже.

Следующий храм — № 16 — это скальный храм Кайласантха или Кайлаш в Эллоре - уникальное явление в архитектуре Индии. Кайлаш представляет из себя целый комплекс, вырубленный из цельной базальтовой скалы, которая его окружает и в настоящее время, позволяя осматривать комплекс не только изнутри, но и сверху.

Эллора, фото крыши скального храма Кайлаш

На куполе и поверхности стен еще сохранились следы светлой краски, поскольку храм планировался как подобие горы тибетской Кайлаш, места обитания господа Шивы и оси мира, возможно, что изначально купол и крыши были белыми. Шикхара сооружена и покрыта резьбой в дравидском архитектурном стиле, по плоским площадкам крыш бродят львы, возможно это популярные в Тибете и Непале снежные львы, охраняющие вход на небеса.

Каменные львы Кайлаша в Эллоре

Вход в храм платный 5 баксов или 250 рупий с иностранца.
Комплекс отгорожен от остального мира стеной, покрытой 3–4 метровыми рельефами с невысоким гопурамом, так же обильно декорированным внутри.

Комплекс включает в себя центральный двухэтажный храм, по бокам которого со стороны фасада стоят колонны — mansthumb, являющиеся эмблемой комплекса, и перед ними статуи слонов в натуральную величину, к сожалению искалеченных. По сторонам храма с скале находятся боковые двухэтажные помещения, украшенные скульптурой, там где они заканчиваются начинается колоннада и коридором, в нишах которого находятся многочисленные образы Шивы и Вишну, которая огибает наверное около 150–180 градусов периметра храма.

Храм Кайласанатха в Эллоре сверху

Стены центральной мандапы по периметру украшены в нижней части слонами, а над ними в проемах между окнами и перекрытиями рельефы в обрамлении растительных орнаментов, в передней ко входу части мандапа с двух сторон украшена рельефами, повествующими о деяниях героев Махабхараты. На первом этаже под переходом из основной части в переднюю 2 больших рельефа с изображением Шивы…

Описать храм наглядно я все равно не смогу, фотки скажут больше, так что просто посмотрите фотографии Кайлаша.
Одно могу сказать точно — храм Кайласантха великолепен, это одно из величайших произведений искусства и его стоит посетить.

Что до остальных индуистских храмов, если время есть сходите к пещерам 14–18, стоящим на отшибе.
Рельефы этих пещер весьма скромны, но в пещере 18 есть потолочные росписи, о которых путеводители не упоминают. И вообще место там интересное — даже в засушливом феврале была вода, хоть и немного, и небольшие разноуровневые озерца причудливой формы были наполнены и в их приятную прохладу можно окунуть ножки. Такие странные озерца я встречала только в Деккане, т.е. в прошлом году в Хампи.

Замечателен гигантским размахом и храм № 29. Храм в плане имеет крест и поход на храм острова Элефанты. Барельефы сохранились хорошо, но главное сохранились гиганты, охраняющие лингам во внутреннем святилище храма.
До остальных храмов я дойти не успела.

Джайнские храмы Эллоры

Их три, стоят они обособленно километрах в двух от последних индуистских. Самый большой храм производит впечатление попытки сделать упрощенную копию Кайласантхи, те же колонны и слоны.
Толком осмотреть храмы не удалось, хотя они того заслуживают.
Поразило обилие женщин с соблазнительными формами в камне, из за чего грудь местных женщин почти отполирована.. Здешний основатель джайнской религии Махавира, т.е. «великий герой» немного похож на Будду. Джайнский Бахубали предстает обнаженным, некоторые ортодоксальные джайны из традиции дигамбара,т.е. «одетые небом», говорят, до сих пор ходят в чем мать родила.

фото джайнского храма в Эллоре

Около парковки местный люд предлагает кучи бус, камушков, прочих сувениров, пленки, кассеты и даже видео–диски CD и DVD про Аджанту и Эллору по 200 и 250 рупий соответственно, т.е. это цена с торгом, первоначальная была вдвое выше, я правда покупала диски еще дешевле и надеялась еще сбросить цену, но разочарованный торговец ушел. Открытки можно купить за 20 рупий. Небольшие камушки с кварцевой щеткой внутри тоже по 20.

продолжение о том, как мы выбирались в Гоа и почему нельзя верить отзывам туристов

Мои фото индуистских, буддистских и джайнских храмов Эллоры можно посмотреть ЗДЕСЬ, фото храма Кайлаш - ТУТ

Время путешествия: 
февраль 2006 года
Автор и\или источник публикации: 
achadidi специально для indonet.ru
Фото индуистского скального храма Эллоры


Комментариев : 1

Видео из Эллоры оцифровала,

achadidi аватар

Видео из Эллоры оцифровала, часть 1 - индуистские и буддийские пещерные храмы

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
бесперспект_вность: