Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Аруначала. Место, куда возвращаешься.

В первый раз я побывал в Тируваннамалаи на Аруначале еще с женой, в ноябре 2006-го. Сезон дождей в Тамил-Наду пока не совсем закончился, потому было терпимо жарко, и зелень была яркой и сочной.
Я тогда нарвал на склонах Горы лимонной травы, которую потом добавлял в чай. У меня и сейчас еще хранятся несколько засушенных травинок из той первой поездки на Аруначалу – храню как талисман, хотя они давно уже не пахнут лимоном)) Кстати, практически всё подножие Горы заросло этой травой – очень вкусный чай получается.

В ту первую поездку мы не знали, что подъём на Гору – это не просто подъём, это прикосновение к чему-то очень значительному, и просто так, с кондачка, совершать восхождение не приветствуется. Есть 2 (известных мне теперь) правила – подъем нужно совершать не раньше, чем на третий день после приезда к Горе, и второе – подъему обязательно должна предшествовать Гири прадакшина (обход горы по часовой стрелке).

Списавшись с президентом ашрама г-ном Мурти за 4 месяца до поездки, заручившись его согласием на размещение, мы получили на 3 ночи комнату на главной территории Раманашрама, в последнем домике, почти примыкающем к стене, окружающей ашрам.
Arunachala_1.jpg

Заснуть, к слову, было всегда сложно – уж больно громко орали павлины, обезьяны, еще какие-то неопознанные божьи твари, и кто-то время от времени с треском пробегал по кронам ближайших деревьев.

Arunachala_2.jpg

В первый день по приезду мы пошли познакомиться с Аруначалой. Около калитки, ведущей на Гору, к нам очень ненавязчиво присоединился парнишка лет 16-17. Шел сзади, изредка что-то говоря. Кстати, это он нам продемонстрировал лимонный запах травы, которой заросло всё вокруг. Он показал нам большую каменную плешь, сидя на которой Рамана Махарши провожал закатное солнце. Место и впрямь оказалось знатное – очень какое-то уютное, с него не хотелось уходить) А если похлопать по этому плоскому камню ладонью, слышался громкий гулкий звук – как будто хлопаешь по огромному глуховатому барабану!

Через полчаса мы вернулись немного назад и повернули налево у камня со стрелкой и надписью Скандашрам. Поднимаясь по грубо мощеной крупными камнями дороге, мы радовались буйным зарослям по сторонам – чаще всего это были разные сорта акации, но встречались и совершенно незнакомые нам деревья и кусты.
Дорожка эта очень живописна! А еще по обочинам иногда встречались мастера – камнерезы, продающие свои каменные скульптурки. Они не сидели просто так – они создавали свои произведения, зачастую зажав заготовку своими босыми ногами, орудуя стамеской и молотком. Потом, когда я бродил мимо них в одиночестве, я нередко останавливался около них, присаживался рядом и мог молча смотреть на их работу и час, и два, и три, завороженный превращением в Шиву простого куска камня…

Arunachala_8.jpg

Arunachala_9.jpg

Мы поднялись до Скандашрама, пещеры, в которой Рамана прожил несколько лет. Посидели там… Место показалось несколько чужим и каким-то неприютным… Парнишка предлагал пойти наверх, на вершину, но мы не захотели – как-то не были готовы. Тем более начался дождь. Спустились в ашрам. Парнишка запросил 100 рупий. Удивившись, я предложил ему 20 (я ж его не нанимал, он сам привязался). Он гордо отказался. Пожав плечами, мы ушли на ужин. Вечером мы обсудили этот случай, и решили, что в этом месте не надо ничего брать, нужно только отдавать. Потому наутро, отправившись покорять вершину, мы встретили этого парнишку у калитки и отдали ему 100 рупий . Улыбнувшись, он принял их как должное. Но от предложенного им сопровождения мы категорически отказались – в таких местах очень мешает постороннее присутствие.
Наверх мы шли медленно, то и дело останавливаясь то полюбоваться окружающими видами, то отдохнуть, то просто посидеть, послушать внутреннюю тишину…

Arunachala_4.jpg

Arunachala_3.jpg

Солне палило серьезно – выше Скандашрама (расположенного чуть ниже середины подъема) практически негде было укрыться от солнца – деревца и кусты редкие и невысокие.

Под самой вершиной нас встретили человек 7-8 разного возраста – от 10 до 50 лет в оранжевой робе садху. Как оказалось, это ученики некоего бабы, живущего у вершины в самодельной палатке уже то ли 15, то ли 30 лет в полном молчании. Вокруг во множестве скакали макаки, и один из этих учеников, парень лет 20-и поинтересовался у нас, принесли ли мы кокосы для них. Нет – в растерянности ответили мы… Мы не знали, что тут кого-то нужно кормить. Затем последовал вопрос о деньгах – уже для них, учеников. Мы не брали с собой деньги на вершину – с еще бОльшим недоумением отвечали мы. Поглядев на нас с явным сожалением, парень вынул откуда-то из складок одежд горсть чего-то, похожего на мелкий сушеный горох и насыпал нам в ладони со словами – прасад! После чего потерял к нам интерес и отошел.

Наконец мы вскарабкались на последние пару метров по высоте и оказались на вершине. Вершина оказалась плоской и сильно закопченной. Обувь скользила по этой жирной копоти. Большое стадо макак сновало по этой площадке – кто-то рассыпал там пару килограммов риса, и обезьяны тщательно его собирали. Подошел младший ученик и потянул меня за рукав – гоу, гоу. Отведя нас к краю вершины, он показал грубо высеченные на камне следы человеческих стоп большого размера, обведенные цветным мелом и украшенные мелкими бледно-синими местными цветочками. Шива – благоговейно сложив руки перед грудью, сказал он! Затем, указывая на виднеющийся на моей груди крестик, он спросил – это твой Бог? Да – ответил я. Гуд, вери гуд! – сказал он.

Arunachala_5.jpg

Мы хотели посидеть на вершине, но тут налетел сильный холодный ветер, который быстро принес дождевые облака. Потемнело, раздались раскаты пока далекого, но быстро приближающегося грома. Мы поняли, что нас выпроваживают с вершины. И ученики-садху, и обезьяны как-то незаметно исчезли, и на вершине оказались только мы и ветер с дождем. Ну что ж, надо спускаться, значит нас не приняли... При спуске мы взяли правее тропы и оказались на каком-то совершенно лишенном растительности спуске – огромные ровные каменные плиты спускались вниз гиантской чешуёй…

От хлынувшего ливня мы мгновенно промокли насквозь (хорошо, что документы с собой не брали). Плиты, покрытые пленкой воды, оказались классным аквапарком – мы скользили по ним то на пятках, то на задницах, стараясь держаться краёв – вдруг придется за что-нибудь цепляться, чтобы не угодить в пропасть))
Где-то на середине этого слалома мы на мгновение остановились обменяться впечатлениями – оказалось, мы единодушны в восприятии момента – мы оба ощущали счастье! Такое полное, всепоглощающее, которое крайне редко можно ощутить в повседневной жизни! Нам не было тяжело спускаться (хотя мы напрягали все наши мышцы в попытках удержать равновесие), мы любили эту Гору, мы ощущали восторг от соприкосновения с Ней! Мы скользили по плитам вниз наперегонки, вскрикивая от восторга))

Когда мы спустились к Скандашраму, дождь закончился, засияло солнце, мы поняли – всё, что-то мы отработали, дальше будет легче))
На следующий день мы опять поднялись до Скандашрама, но затем, перейдя ручей, повернули направо, вниз по тропе. Пройдя по ней сквозь джунгли с полкилометра, вышли к Вирупакше – пещере, где Рамана прожил 16 лет.

Arunachala_6.jpg

Здесь тоже, как частенько в Индии, перед самой пещерой построен как бы предбанник, где мы и посидели, не решаясь сразу войти в пещеру… Когда наконец вошли, то ощутили, как будто входишь в кисель – настолько ощущаема была энерия этой пещеры! Я первый раз в жизни настолько явственно ощутил энергию. В пещере на полу – циновки, несколько подушек… Медитация получается сама по себе, без каких-то усилий.

Где-то через час мы вышли и не стали возвращаться по дороге, которой пришли, а спустились вниз, по узеньким улочкам, легонько пиная иногда свиней, преграждающих путь Вышли прямо к Аруначалешвару, главному храму Тируваннамалаи.
Видимо, после всех ощущений от Аруначалы, храм особого впечатления не произвел, мы конечно отстояли очередь в главное святилище, коснулись лингама, получили благословение от храмовой слонихи, побродили между древних колонн… но нас тянуло обратно, на Гору!

Уезжая на следующий день, мы совершенно четко понимали – мы сюда вернемся!

Arunachala_7.jpg

Автор и\или источник публикации: 

Borf


Комментариев : 4

Борис, спасибо за рассказ! А

achadidi аватар

Борис, спасибо за рассказ!
А вы значит тоже под дождь попали, только непрошенный :)

Честно говоря, я даже и не предполагала, что есть какие-то правила посещения Аруначалы :( Наверное потому, что жила я не в ашраме.
Да, Тируваннамалаи - это место, куда стоит вернуться, я когда уезжала у меня было стойкое ощущение, что я что-то забыла, 3 раза проверила вещи, все было ок, а вот ощущение какой-то потери меня не покидало.
Правда гора на меня не произвела такого впечатления, в отличие от храма, когда я пришла в Аруначалешвар в первый раз он меня просто ошеломил, я как будто попала в другую реальность. На второй день правда такого не было...

Жаль, что у вас нет фотографии храма с горы, вид оттуда потрясающе красивый...

PS я текст поправила, абзацы все таки лучше добавлять, иначе текстовые блоки очень большие и читать трудно. ну и превьювер тоже не помешает :)
PPS эх... и даже уже специально написала про названия фото, с картинками даже https://indonet.ru/b... и видимо все равно не убедила не ставить пробелы со скобками :) все те же кракозябры в адресах :( ееехххххх :)

Аруначалешвар - слишком

Borf аватар

Аруначалешвар - слишком огромный храм! Я в нем просто потерялся... А сильно впечатлили меня несколько других храмов, гораздо меньших размеров))
Правила "посещения" - они не обязательны к исполнению, конечно, но старожилы ашрама искренне недоумевают - как это можно подниматься на вершину, не обойдя предварительно гору? Тем более, что Рамана настоятельно рекомендовал регулярно совершать этот обход - он очень помогает очищать сознание от всякой наносной шелухи.
Фотографий храма с горы у меня множество - просто здесь на сайте уже есть такое фото, зачем повторять? Если соберусь написать о своей третьей поездке к Аруначале, то выложу ночной вид с горы на храм. Зрелище было вообще фантастическое! Фотки, правда, слабенькие - мыльницы не предназначены для ночных съемок))
Насчет фоток - ага, сплоховал... Поправлю)

Дошло, что такое превьювер)) А как туда уменьшенная в размере фотка вставляется?

Борис, спасибо за

achadidi аватар

Борис, спасибо за обновление!
Аруначалешвар, имхо, просто прекрасен, да он большой, но потеряться.... и фото сверху выглядит классно!
Фото редко повторяются, каждый фотограф смотрит по-своему, поэтому во-первых в рассказах фотографии всегда уместны, во-вторых, фото одного места от разных фотографов в разделе галерея дополняют представление о месте, так что если не сложно - выложите туда свой фото-взгляд, по 1 фотке из каждого места с небольшим описанием, если будет время и желание, конечно, при случае.

Я не являюсь поклонницей Раманы, почитала его немножко, но не понравилось, так что я в Тируваннамалаи прибыла как tabula rasa без знания правил и всего прочего, что наверное и повлияло на мое восприятие и потому Шива показал мне несколько своих чудес :)

Кстати, о Тиру, вы не могли бы выложить в путеводитель по Тиру, на странице https://indonet.ru/t... информацию о том, где вы жили.

Маленькая картинка в списке

achadidi аватар

Маленькая картинка в списке материалов это, строго говоря, не всегда превьювер....то есть превьювер только если такая картинка является ссылкой к полному изображению... я просто не знаю как правильно назвать эту картинку...
Инструкцию как добавить такое изображение к рассказу я написала в разделе faq отдельной статьей с иллюстрациями - скриншотами (это снимки экранов) процесса :) читайте на https://indonet.ru/b...

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
А
Д
К
Ш
8
Введите код без пробелов, учитывая регистр