Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Приключения в Ладакхе

Страница для печатиSend by email

Трек по долине реки Маркха.
Состоялся 2-11 августа 2010 г.
Маршрут длительностью 105 км, средней категории сложности.
Перепад высот от 3200 до 5200 м над уровнем моря.

Перед поездкой кому-то я говорила лично, кому-то писала, что это будет особое путешествие и что-то должно произойти. Предчувствия меня не обманули - «что-то» действительно произошло.
Когда после окончания трека из интернет-кафе в Лехе я отправила короткое письмо друзьям, где живописала свое состояние после возвращения («отощавшая, грязная, уставшая, вдрызг простывшая, местами травмированная…»), то забыла написать там главное: «но не посрамившая честь Родины!» На самом деле, как говорит Михаил Задорнов (не политик, естественно, а сатирик), сейчас вы испытаете чувство гордости за наш народ (в моем лице). Итак.

Я полагала, что во время трека мы будем идти-идти, а потом останавливаться на ночлег где-то в «чистом поле» (насколько это понятие применимо к Гималаям). Но я сильно ошибалась. Все путешествующие располагаются на специально отведенных площадках, в лагерях. Это дело мне страшно не понравилось: кругом палатки, палатки, туристы, лошади, проводники, ослы, короче – прорва всякой двуногой и четвероногой живности! Ну не люблю я скопления народа!

Поутру группы выходят с одной стоянки и направляются на следующую. Выходим и мы, скажем прямо, не в авангарде. Потом по ходу дела обгоняем одну группу, другую, третью… Короче, к следующему лагерю приходим первыми! Yes!!! Всех сделали! Знай наших, буржуины несчастные! (Русских-то кроме меня больше не было.) Кстати, тур у меня был индивидуальный, одна я была. С местными сопровождающими, естественно.
Надо сказать, у меня был замечательный, совершенно суперский гид – непалец, зовут Дордже, 52 года, в Индию приезжает работать на несколько месяцев в году, профессиональный альпинист и скалолаз, проводник. (Даже не знаю, почему его решили дать мне в провожатые, не иначе тоже – перст Судьбы! Его опыт сыграл немаловажную роль в нашем путешествии.) На его счету покорение Эвереста (!), Канченджанги, Макалу, Чо-Ойю и др. восьми- и семитысячников, а также множества «незначительных» 6-тысячников. Мое уважение к нему тут же возросло до высоты того самого Эвереста (на который я надеюсь подняться в следующей жизни). Шел он обычно, как мне казалось, неторопливым шагом, и если нас догоняла какая-то группа бодро молотящих треккинговыми палками по тропе иностранцев, он спокойно делал шаг в сторону – проходите, мол. Но на финише мы оказывались все равно впереди!
Ещё в моей «dream team» («команда мечты», команда, составленная из лучших игроков) был horseman (не знаю, как перевести, человек при лошадях, которых у нас было четыре; буду называть его попросту «конюх», не вкладывая в это ничего уничижительного) и помощник, который помогал и в готовке пищи, и в погонянии лошадей, и во всем другом, в чем требовалась помощь. Четверо нас было, короче, и четыре лошадки – удивительные малорослые горные лошадки, которые проходили по совершенно невероятным горным тропам! (Правда, и лягались они за милую душу – только уворачивайся. А неча приставать было к коникам.) На протяжении трека видела двух издохших лошадей – так что судите сами, насколько легок этот маршрут.

Кстати, чтобы не вводить уважаемую публику в заблуждение, сразу скажу, что на перевалы (а их было два – Ganda la 4970 м и Gongmaru la 5200 м) я взбиралась чрезвычайно медленно и уже ни с кем не соревновалась, правда, потом и соревноваться было не с кем (всех конкурентов мы отстреляли – шучу!), но об этом позже.

…На утро 4-го дня (находились мы в местечке под названием Skiu) выясняется, что река, вдоль которой и проходил наш трек, разлилась, вышестоящий лагерь ночью снесло вместе с палатками, дороги размыло - и мы никуда не идем, день стоим на месте, а потом отправляемся обратно. Сказать, что я расстроилась – ничего не сказать. Мне было очень нужно пройти этот маршрут.
Через какое-то время проводники разных групп посовещались, и гид мне говорит: сейчас пойдем до следующей стоянки, посмотрим, что там делается. Если что не так – возвращаемся обратно. Ну, это всё лучше, чем сидеть на месте в вонючем лагере. Пошли. С этого всё и началось. К слову, самое короткое время в пути за день было 5,5 часов, самое длинное – 11, в среднем же мы шли в день 6-7 часов.
Первым препятствием оказались тонны грязи на десятки метров раскиданные вокруг русла реки, чьими стараниями эта грязь и была нанесена (это была первая ласточка того разгула стихии, который разыгрался позже). Мы перебирались через грязевые заносы, кидая сверху большие камни и ступая по ним. А булыжники эти, сладострастно чмокая, погружались под ногой в темную трясину… Проблема была в том, что лошади там пройти не могли - слишком глубока грязь, увязли бы. Конюх побежал искать обходные пути. И нашел! Мы двинулись дальше. Переходя через очередное русло, проводники очень торопились – может пойти «большая вода». В тот момент я совершенно не представляла, о чем это они?
Короче говоря, несколько раз мы преодолевали немыслимые грязевые заносы, до сих пор не понимаю, как там прошли и не завязли лошади – просто чудо какое-то! Потом сухих троп не осталось совсем, и надо было по колено в грязи идти по руслу горной речки, что вовсе не привело меня в состояние безудержного восторга. Тут мой гид (напоминаю, скалолаз, что он однажды и продемонстрировал мне, взобравшись по практически отвесной стенке) исчез где-то за склонами гор, а потом вернулся и позвал меня за собой.

…Надо сказать, что в обычное время и в обычном месте я бы ни за что не отправилась по той тропе. Но т.к. в Гималаях я пребываю в измененном состоянии сознания, то я пошла. И потом вскрабкалась вслед за Дордже по щели в совершенно вертикальной скале. Думаю, в тот момент на меня нашло временное помутнение рассудка – иначе бы я туда не полезла. В какой-то миг у меня под ногой сорвался и полетел вниз камень, а вслед за ним чуть не сорвалась и я, но гид поймал меня за руку и помог вылезти. Потом другие проводники выразили мне свое восхищение, сказав, что это было «very dangerous» («очень опасно»). А остальные-то туристы чапали по колено в грязи! Но я рано радовалась – этого удовольствия и мне избежать не удалось.

Затем мы разошлись с нашими конями - обычно так всегда и было: мы шли с гидом отдельно, лошадки же шли с конюхом и помощником отдельно. Мы переходили через поля глины (тоже нанесенными рекой), в которую, при неудачном шаге, нога уходила по щиколотку, и вытащить ее было нелегко. На кроссовку же налипал килограмм липкой массы. Обычно Дордже шел впереди меня и палкой нащупывал дорогу, порой он весьма шустро отпрыгивал назад и махал мне, чтобы туда не шла.

Мы форсировали горные речки, сначала я разувалась, а потом прямо в обуви. Перед одним потоком гид уже остановился в раздумье – слишком широкое русло, слишком сильное течение. На счастье рядом оказался чужой проводник с лошадью и какой-то местный житель. Переходили мы так: проводник держался за лошадь, за него – мой гид, за гида – я, а с другой стороны меня держал, чтобы не унесло, тот самый вовремя оказавшийся рядом абориген. (Сказку про дедку и репку вспомнили?) Так, впятером, мелкими шажочками, враскоряку, словно группа паралитиков на прогулке, мы таки форсировали этот поток.

Я оценила, что такое горная река, какой мощью обладает этот, казалось бы, невеликий поток – не Волга, прямо скажем, и не Москва-река – так, заштатная речка-вонючка по размерам. Но если уровень воды выше колена, то перейти ее уже весьма проблематично – сбивает с ног на раз.

По пути зашли в придорожную кафешку (сверху старый парашютный купол, под ним пара лавок) пропустить по чашечке горячего чая и разведать обстановку. В горах прошли сильные дожди и грозы (что не характерно для этого времени года), реки разлились, потащили за собой грязь и камни, и горе тому, кто окажется на их пути!
Тогда мы еще ничего не знали о том, что творится в других местах, и что на самом деле произошло стихийное бедствие…

В следующей части рассказа о том, что такое БОЛЬШАЯ вода в горах...

август 2010

Малышева Мария

Перевал в Ладакхе Озеро в Ладакхе Вид с перевала на окрестные горы Лошадь завязла в грязи Ладакх

Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым

Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Фото шикарные!

АдминАвтор путеводителяюзер

к сожалению фото с руинами монастыря выводилось с ошибками, пришлось его удалить((

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
Г
а
т
Б
л
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)