Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Индийские нага, часть 2

Страница для печатиSend by email

Обычно молитвы и жертвоприношения приурочиваются к началу или окончанию промысла. Так, выходя на промысел, охотник ангами обращается к духам-хозяевам с просьбой: “С твоим именем я вышел и в надежде на твою помощь. Я молю тебя открыть мне свои владения и дать мне своих животных”14. Охотник коньяк, прежде чем отправиться на промысел, жертвует верховному божеству Гавангу немного таро и просит его о самой высоко ценимой среди большинства нага добыче: “Гаванг, сделай так, что бы я столкнулся с дикими свиньями или кабаном”15.

Для обеспечения успеха и безопасности рыболовного промысла с использованием лодкообразной ловушки (один из наиболее уловистых способов добычи рыбы) рыбаки ао перед началом строительства этой ловушки собираются на месте будущих работ и приносят в жертву своему верховному божеству Личабе куриное яйцо, вымаливая у него удачу (16).

После успешной охоты коньяк отрубает небольшой кусочек мяса от убитого животного и бросает его в джунгли специально для верховного божества Гаванга, приговаривая: “Пошли мне в будущем такую же удачу”17. Лхота жертвуют Ситуинго от каждого убитого ими оленя самую лучшую часть – печень. При чем, это пожертвование разделяется на 11 частей, шесть из которых заворачивают в один большой лист, а пять – в другой. Жертву духу-хозяину съедает самый старейший представитель рода, охотники которого принимали участи в промысле вместе со своими охотничьими собаками18. У ангами принесение жертвы верховному божеству приняло более сложную форму своеобразного обряда. Охотник, возвращающийся с промысла в деревню, должен съесть свой ужин за ее границами, а войдя в нее, имеет право только пить пиво. Подойдя к своему дому, он кладет голову убитого животного около двери. Его жена или кто-нибудь из женщин приносит в тыквенной бутыли пиво и наливает в чашку, специально сделанную из листа дерева “пфенионью” (к сожалению, источники не позволяют идентифицировать дерево), которую держит охотник. Это пиво он жертвует божеству следующим образом: медленно льет его на голову животного, приговаривая при этом: “Я убил это животное, позволь мне убить еще”. Затем, он одаривает кусочками мяса старейшин деревни, а оставшуюся часть кровные родственники охотника готовят на улице напротив его дома и съедают. Сам охотник мяса не получает, ему отдают только череп животного в качестве трофея.

Вообще, у ангами охотник не имеет права есть мясо убитой им дичи до тех пор, пока он не убьет не менее 150 крупных животных (19).
Думается, что этот запрет связан с существующей у нага верой в “дурное” влияние, которое оказывает убитое животное на охотника (20). Данный обряд имеет много общего с обрядом, совершающимся по случаю убийства врага, что отмечали почти все исследователи. Вероятно, в этом прослеживается ведущая роль в общей системе религиозных представлений земледельцев нага культа плодородия, который выступает у них в форме охоты за головами. Слияние промысловых культов с культом плодородия представляется нам совершенно естественным процессом в силу самого целевого назначения этих культов. Тесное переплетение промысловых культов с культом плодородия проявляется, по нашему мнению, и в твердой вере в то, что успешная охота за головами всегда приносит удачу в охотничьем промысле. Дж. Миллз отмечает, что в период его работы среди племени ао в начале XX в. из уст в уста передавалось известие о том, как после успешного рейда за головами охотники деревни Чунгтиа организовали две облавы на диких свиней и добились большого успеха. Добыча была огромной: в первом случае поймали – 51 животное, во втором – 63, и в этом же году был необычайно высокий урожай зерновых (21).

Еще в большей степени эта вера проявляется в ежегодно проводимых в начале сельскохозяйственного года сложных церемониях, суть которых – гарантировать безопасность и добычливость промысловых экспедиций, и одновременно обильный урожай зерновых. С этой целью ао рода Мерангконг приносят в жертву камню небольшую свинью и двух петухов. Этот камень, называемый ими Азатибалунг, лежит на берегу реки Милак22. Лхота перед вырубкой леса на участках джхума организуют большую праздничную церемонию – Пуотсоа-Фест, составной частью которой является умилостивление духа-хозяина вод. Этот обряд регулярно проводится на реке Даянг. В ходе него ловят рыбу одним из древнейших способов – отравлением воды растительными токсинами. Перед началом церемониального лова духу-хозяину вод приносят жертву. Накануне церемонии в заранее установленный день жрец (знахарь) и все мужчины деревни ловят в джунглях живую птицу. В день церемонии на берегу реки ее убивают и делят на части: 10 кусочков мяса кладут на правый берег, а 9 – на левый. Затем, изготавливают небольшой бамбуковый плотик, на который кладут куриное яйцо, немного хлопка, а в центре – за лапку привязывают ранее пойманную в джунглях живую птицу. Плот пускают по течению и внимательно наблюдают за ним; если он опрокинется – это дурной знак: кто-то из жителей деревни в ближайшее время утонет. Затем, в реку опускают немного истолченного растительного сырья, жрец входит в воду и начинает барахтаться, подражая оглушенной рыбе. Его помощник ныряет, хватает его и кричит: “Я поймал такую-то и такую-то рыбу!” Он выкрикивает название различных ценных пород промысловых рыб. Только после этого можно начинать лов. Первая пойманная рыба жертвуется духу-хозяину вод таким же образом, как ранее поступили с курицей; остальную добычу мужчины делят между собой и возвращаются домой (23).

Нага твердо верят, что нарушение промысловых традиций неизбежно повлечет за собой гнев духов-хозяев, и в результате случится какое-либо несчастье. Так, рыбаки лхота считают, что если кто-то утонул во время промысла, значит это гневается хозяин вод Тхюпфу. В этом случае, каким бы большим не был улов, его нельзя нести в деревню, так как гнев духа-хозяина перекинется на всю деревню. Вся рыба, пойманная до несчастья, должна быть приготовлена и съедена на месте промысла. Кроме того, что бы гнев Тхюпфу не коснулся деревни, рыбакам необходимо пройти своеобразный очистительный обряд, который состоит из двух частей: первая – очищение водой; вторая – очищение огнем и дымом. Первая часть обряда проводится прямо на реке. Каждый рыбак перед уходом с реки смахивает с правой руки воду и просит духа-хозяина забрать свой гнев обратно. После этого, за околицей деревни, прежде чем рыбаки войдут в нее, они проходят очищение огнем и дымом. С этой целью каждый человек должен “перешагнуть через дым костра”, специально разведенного старейшим членом деревни, а также подержать в нем свои украшения и орудия промысла и вымыть руки в специально принесенной для этого случая воде. Весь этот обряд обязательно должен пройти и любой человек из другой деревни, который присутствовал при неудачном лове, прежде чем он сможет войти в свою собственную деревню. Всю эту церемонию наблюдал у лхота в деревне Лотсю в 20-х годах нашего века английский исследователь Дж. Миллз. При рыбной ловле на реке Даянг погиб сын старейшины деревни. Гибель его рыбаки объяснили гневом духа-хозяина вод на то, что они нарушили вековые традиции: а именно, в силу запрета колониальной администрации, прекратили применять самый древнейший коллективный способ лова рыбы – отравление реки смертоносным ядом “део-бих”, который давал богатейший улов. Серьезность наказания – гибель именно сына старейшины, они объясняли серьезностью своего “проступка”24. Дело в том, что в представлении земледельцев нага результаты общинного промысла рыбы с использованием отравляющих веществ тесно связаны с результатами общинного земледельческого труда на полях джхума: чем богаче улов – тем обильнее будет урожай зерновых. Смертоносные токсины всегда обеспечивали достаточно обильный улов и этим, в представлении нага, гарантировали хороший урожай зерновых25.

Вероятно, именно эта вера в зависимость будущего урожая от успехов коллективного промысла с использованием растительных токсинов, в значительной степени обусловила широкое применение и ведущую роль данного способа добычи рыбы у племен нага, практикующих джхум, вплоть до наших дней. Те же племена, которые перешли к более продуктивной и дающей стабильный урожай форме обработки земли – орошаемому земледелию, – постепенно отказались от него, как это произошло у ангами и тангкуль.

Нага наделяют сверхъестественными качествами тех животных, которым удавалось долгое время уходить от погони. Так, Дж. Миллз пишет, что часто слышал об одном из них – серау, живущем около деревни Окотсю. Исследователь приводит бытующий у лхота рассказ о том, как однажды охотник метнул в этого серау копье, и оно пролетело сквозь животное, не причинив ему вреда; в другой раз в течение 10 минут в него стреляли из ружья, а животное стояло неподвижно и смотрело на стрелявшего. В обоих случаях охотники целый год болели. Подобные рассказы встречаются среди ангами, сема и ряда других племен26.

Особо почтительно относятся нага к тем животным, которые являются главным объектом охоты данного племени или же охота, на которых требует большого мастерства, мужества и искусства. Одним из таких животных является у большинства племен кабан. Фактический материал позволяет сделать вывод, что полностью сформировавшегося культа кабана у нага не существует, тем не менее, отдельные его элементы прослеживаются довольно четко. Во-первых, у большинства нага специально, с целью получения мяса, на кабана не охотятся; во-вторых, охотник, убивший животное никогда не будет вслух говорить об этом и никогда не украсит себя клыками убитого им зверя. Его ожерелье будут составлять клыки кабана, убитого другим охотником. В-третьих, ожерелье из клыков кабана является символом смелости, доблести и большого искусства в обращении с оружием. Поэтому, носить такое ожерелье может только тот, кто убил кабана, хищного зверя (тигра или леопарда) или провел успешный рейд за головами27.

Другим объектом охоты, по отношению к которому все нага испытывают не только почтение, но и суеверный страх является двурогий калао, одна из разновидностей птиц-носорогов. Эта птица считается у нага одной из самых ценных добыч. Большие красивые хвостовые перья двурогого калао являются непременным украшением церемониального костюма воина; у большинства племен они считаются символом смелости, доблести и охотничьего мастерства. Это не случайно. Двурогий калао – крупная, размером от 100 до 160 см, хищная, плотоядная птица. Она имеет большой – 23-25 см – крепкий клюв с наростом и когтистые цепкие лапы. Добыть такую птицу необычайно сложно. Поэтому, хвостовые перья двурогого калао одновременно выступают символом богатства и высокого социального статуса того, кто их носит28. Некоторые племена, например, восточные ренгма, настолько благоговеют перед ней, что не употребляют в пищу мясо этой птицы, а используют только ее перья. Другие, как, например, западные ренгма, биологические ресурсы территорий которых скудны, ценят ее не только за хвостовые перья, но и за мясо. Западные ренгма достаточно часто охотятся на птицу-носорога, но у них считается позором и бесчестьем ловить ее петлями. Они полагают, что только крайняя нужда и бедность могут оправдать этот способ охоты, поэтому, в их представлении, он является свидетельством отчаянного положения человека. Перед такой охотой необходимо совершить своеобразный предохранительный обряд: а именно, утром, перед выходом на промысел, прежде чем покинуть свой дом, охотник должен переступить через блюдо с рисом и произнести слова, как будто бы он обращается к птице: “Я ничего не хочу есть и пить, я только хочу поймать птицу-носорога”. Эти слова и действие, во время которого они произносятся, нага рассматривают как признак безумия и считают, что птица тоже воспримет их таким образом. Вернувшись вечером с охоты, человек должен показать, что он снова стал разумным. С этой целью перед ужином он обязательно должен сказать: “Теперь нам нужна пища и питье”. Западные ренгма полагают, что нельзя бурно радоваться, если в установленные петли попадется сразу несколько птиц, Так как это рассердит птицу-носорога, и она накажет охотника – улетит от него, когда он будет вынимать добычу из петли. Рассказывают историю о бедном охотнике, который за один раз поймал в свои петли девять двурогих калао, громко обрадовался и закричал от восторга, но когда он стал вынимать птиц из петель, восемь – улетели и только одну птицу ему удалось удержать29.

У нага существует целый ряд определенных дженн, связанных с охотой и рыбной ловлей, которые соблюдаются как в предверии промысла, так и по его окончании. Следует отметить, что нага используют слово “дженна” для обозначения разнообразных местных запретов. Происходит оно от ангамского слова “кенна”, означающего буквально “это запрет”. Слово “дженна”, по данным источников, используется в двух случаях: а) означает фактический день отдыха всей деревни от работы на полях; б) означает какой-либо запрет: пищевой, половой, производственный и т.п. Практически действие этого слова простирается далеко за понятия дня отдыха и простого запрета и включает в себя целую серию ритуальных действий или церемоний, участниками которых бывают все жители деревни. В основном, такие дженны связаны у нага с земледелием. Однако, по традиции, дженна как день отдыха для всей деревни наступает после успешного проведения коллективной охоты на основных промысловых животных, например, на свиней у ао, или после успешной охоты на сильного и опасного зверя: а именно, на слона у ренгма и ао, на кабана у большинства племен нага30.

Ярким примером дженн как совокупности обрядовых действий, являются церемонии очищения, которые получили распространение в племенах, практикующих охоту с собаками: лхота, сема, западные ренгма. Эта церемония совершается ежегодно до начала охоты, обычно в январе месяце и состоит из двух частей: первая – очищение водой; вторая – очищение огнем31. В день церемонии владельцы охотничьих собак вместе с собаками собираются в определенном месте, удаленном от всяческих троп, куда категорически запрещено приходить женщинам. С собой они приносят немного воды, которой омывают морды и лапы каждой собаки; шерсть расчесывают строго десять раз специальной семизубой щеткой, приговаривая: “Ваши носы должны быть чуткими; если животные пришли с горы Джапво, вы должны выслеживать их; и т.д.”, перечисляя все возможные маршруты дичи. После этого убивают цыпленка и разжигают костер. Цыпленок обязательно должен быть пойман утром без разрешения хозяина, как будто бы он является дикой птицей, хотя накануне вечером хозяину сообщают об этом намерении и даже платят. Думается, что в прошлом в этой церемонии действительно использовали дикую птицу. Как это до сих пор продолжают делать лхота на празднике Пуотсоа-Фест, посвященном духу-хозяину вод. Использование домашней птицы, тем более плата за нее, вероятнее всего является более поздней модификацией обряда. Цыпленка опаливают и разделывают на куски, самый старый член общины предлагает его духу-хозяину следующим образом: десять кусочков мяса на листе “сатсю” он держит в правой руке, а девять – таким же образом в левой, а потом съедает их. После этого, он становится лицом строго на восток, ему в руки вкладывают все копья. Неожиданно старик рассыпает их на земле перед собой, и тот человек, чье копье дальше всех упало в перед, добудет наступающем промысловом году самую богатую добычу на охоте. В завершение все очищаются огнем, при этом, в отношении охотничьих собак строго соблюдается половой признак: сначала через огонь проводят кобелей, затем сучек. После собак через огонь проходят мужчины, согласно их возрасту. Только после совершения данного обряда можно выходить на промысел32.

У лхота дополнительная очистительная церемония огнем охотников и их собак обязательно совершается в том случае, когда убит олень, являющийся собственностью духа-хозяина джунглей Ситуинго. В представлении лхота узнать этого оленя очень легко, так как у него разорвано ухо и сделал это, как полагают лхота, сам дух-хозяин. Убив животное с такой отметиной, лхота сразу же прекращают промысел (хотя добычу они могут использовать в пищу). После этого, все должны пройти очищение огнем. Обряд совершается в течение нескольких дней и разделен на определенные этапы. В первый день жены хозяев собак варят крепкое рисовое пиво. На следующий день посторонним категорически запрещено входить в дома хозяев промысловых собак. На третий день пиво разбавляют водой, а рис, из которого его варили, отдают на съедение собакам. После этого, хозяева вместе со своими собаками во главе с самым старым членом общины идут в джунгли на специально выбранное место и разводят костер. Охотники поднимают собак на руки и проносят сквозь дым, говоря при этом: “мы сварили новое крепкое пиво и разожгли новый огонь и очистили собак. Все олени, где бы они ни были, могут опять прийти в нашу деревню и при помощи этих собак их можно будет поймать”. Затем все внимательно рассматривают насекомых, пролетающих или проползающих рядом с костром; если это будет большое насекомое – собаки поймают зомбара, если маленькое – мунтжака33. Все церемонии очищения у нага наделены глубоким магическим смыслом и, в первую очередь, представлением о том, что подобное всегда вызывает подобное.

Следует отметить разнообразие социального оформления промыслового культа у нага. В том случае, когда совершаются общедеревенские церемонии, все ритуальные действия выполняют определенные посредники между миром людей и миром духов, в роли которых выступают деревенские жрецы и их помощники; в том случае, когда церемонию совершает охотничья или рыболовецкая партия, функции посредника выполняет руководитель отряда, которым обычно является самый опытный, знающий и самый старший по возрасту из промысловиков. Кроме того, у значительной части нага, особенно при индивидуальном промысле, промысловые обряды выполняются, как правило, отдельными промысловиками каждым за себя без всякого участия какого-либо другого посредника.

Таким образом, связанные с важными отраслями производственной деятельности нага промысловые культы тесно переплелись с другими формами раннерелигиозных верований и в первую очередь с культом плодородия. Это переплетение настолько прочно, что в большинстве случаев определенно вычленить тот или иной элемент бывает не только трудно, но и невозможно; и весь этот комплекс традиционных религиозных верований, анимистических в своей основе, глубоко пронизан магией. Причем, если охотничьи культы в большей или меньшей степени распространены почти у всех племен нага, то промысловые рыболовческие культы распространены главным образом среди тех племен, в экономической жизни которых рыболовство играет наиболее существенную роль.

В настоящее время все нага, даже христианизированные, продолжают придерживаться своих традиционных религиозных представлений, различных дженн и церемоний, примет и предписаний, связанных с промысловой деятельностью, почти в неизменной форме. Во многом это обусловлено сохранением и функционированием всего комплекса “присваивающих” отраслей хозяйства нага в их традиционно сложившейся форме34. Кроме того, в охотничьем и рыболовном промысле всегда велика роль риска, охотничьего “счастья”, нередко на лицо и прямая опасность для самого промысловика. Человек здесь больше, чем в любой другой отрасли хозяйства, чувствует себя во власти стихийных сил или грозного противника. Порой он прямо сознает свою беспомощность перед ними. В наши дни даже в экономически развитых этносах промысловики (охотники и рыболовы) остаются самыми суеверными людьми.

14. Hutton J. The Angami Nagas… с. 197.
15. Furer-Haimendorf Ch. The Konyak Nagas… с. 100.
16. Census of India. 1961. Waromung. An Ao Naga Village. New Delhi. Monograph Series. Vol. I, pt. VI, 1966. с. 70.
17. Furer-Haimendorf Ch. The Naked Nagas. London, с. 228; Furer-Haimendorf Ch. The Konyak Nagas… с. 100.
18. Mills J. The Lhota Nagas… с. 65.
19. Hutton J. The Angami Nagas… с. 240-241.
20. подробнее смотри работу Авилова И. К. Приметы, предписания и запреты, связанные с промысловой деятельностью индийских нага… с. 144-149.
21. Mills J. The Ao Nagas. Oxford University Press, 1973. с. 208-209.
22. Mills J. The Ao Nagas… с. 218; Маретина С.А. О культе камней у нага // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М.: Наука, 1970. с. 175-188.
23. Ganguli M. Reise zu den Naga… с. 71; Mills J. The Lhota Nagas... с. 125.
24. Mills J. The Lhota Nagas… с. 160-161.
25. Elvin V. The Nagas in the Ninteenth Centuary. Oxford University Press, 1969. с. 55.
26. Hutton J. The Angami Nagas... с. 180; Mills J. The Lhota Nagas... с. 170.
27. Hutton J. The Sema Nagas... с. 78; Simoons P. Eat not this flesh… с. 22-23; Elvin V. The Nagas in the Ninteenth Centuary… с. 67, 323.
28. Furer-Haimendorf Ch. Spring Festival among the Konyak Nagas of Assam // Geographical Magazine, 1938. Vol. VII, № 4. с. 248; Furer-Haimendorf Ch. The Naked Nagas… с. 141; Ganguli M. Reise zu den Naga… с. 131; Mills J. The Lhota Nagas... с. 14; Mills J. The Ao Nagas… с. 45.
29. Mills J. The Rengma Nagas… с. 104-105.
30. Simoons P. Eat not this flesh… с. 44, 109; Mills J. The Rengma Nagas… с. 96.
31. Mills J. The Rengma Nagas… с. 101; Hutton J. The Sema Nagas… с. 76; Mills J. The Lhota Nagas… с. 64-65.
32. Mills J. The Rengma Nagas… с. 101.
33. Mills J. The Lhota Nagas… с. 64-65.
34. Авилова И. К. Традиционное хозяйство индийских нага (общая характеристика)… с. 62-75.

Автор и источник публикации: 

Ирина Константиновна Авилова, доцент кафедры археологии, этнографии и истории мировой культуры Дальневосточного государственного университета, кандидат исторических наук, г. Владивосток. РОССИЯ - ИНДИЯ: перспективы развития регионов (Приморский край). М.: Институт востоковедения РАН, 2000.


Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 0

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
ы
х
К
Ю
я
д
Введите код без пробелов, учитывая регистр
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников