Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

История индийского кино: истоки

Страница для печатиSend by email

Кинематограф в Индии стал чем-то вроде параллельной культуры. Хотя он и пришел сюда с Запада, но силу обрел благодаря именно индийским традициям, мифологии, легендам. Как жанр искусства он стал международным явлением. К сегодняшнему дню индийское кино прошло очень долгий путь и стало самодостаточным ярким явлением. Его уникальность заключается в его форме, в манере повествования, в способе расстановки акцентов, в художественных приемах.

Продукция так называемого «Болливуда» впервые преодолела национальные границы в 1950е, когда Радж Капур и Наргиз приобрели огромную популярность в СССР и на Ближнем Востоке благодаря фильмам «Бродяга» и «Господин 420». Сам термин «Болливуд» получил распространение в конце ХХ в.   благодаря частому использованию в западных СМИ и подъему собственно индийского кабельного теле видения, которое этот термин с удовольствием подхватило.
Мумбаи (в прошлом – Бомбей) с 1896 г. был центром этой фабрики грез. Болливуду не знакомы никакие барьеры – ни религиозные, ни политические, ни социальные. Несмотря на официальный запрет, пиратские копии новых лент проникают в Пакистан гораздо раньше, чем становятся доступными в Мумбаи. Индийское кино всегда было образцом для всех кино студий Южной Азии. Голубой мечтой многих пакистанцев, шри-ланкийцев или непальцев является поселиться в Мумбаи, индийской киностолице.

Начало – эпоха немого кино
История кинематографа в Индии почти такая же захватывающая и полная событий, как история самого кино. Первые ленты братьев Люмьер проникли в Индию всегда через какихто полгода после того, как вызвали потрясение у посетителей парижского кафе. 7 июля 1896 г. Times of India пригласила жителей Бомбея посмотреть «синематограф» с «живыми прав доподобно реальными фотографическими картинка мира». Потрясающее, увлекательное зрелище оставило неизгладимый отпечаток в индийской душе и открыло для нее целый мир новых возможностей. Традиционные драматические жанры перекочевали в кинематограф, став новой формой массового зрелища, извест ного ныне как Болливуд.
Одним из тех, кто принял непосредственное участие в создании индийского кинематографа, был фотограф Харишчандра Сакхарам Бхатвадекар, у которого с 1880 г. в Бомбее была фотостудия. Он был первым, кому пришла в голову идея создать индийский фильм. Он заказал в Лондоне камеру за 21 гинею. В 1897 г. Бхатвадекар снял в Бомбее борцовский поединок и послал пленку на обработку в Лондон. В 1901 г. он создал первый индийский документальный фильм о студенте Р.П. Паранджпае, получившем в Кембридже известность в качестве блестящего математика. Этот человек также снимал коронацию Эдуарда VIII в 1903 г.
Первый индийский игровой фильм “Раджа Харишчандра”. Поставил его Дхандхирадж Гобинд (Дхундирадж Говинд) Пхальке, сын ученого-санскритолога, искусный гравер и художник-литограф с европейским образованием. Для Пхальке, интересовавшегося искусством и техникой, влюблен ного в театр, было вполне естественно обратиться к кино-синтезу всех этих элементов. В Бомбее Пхальке создал скромную студию. Темой своего первого произведения он взял рассказ из индийской мифологии - легенду тех эпических времен, когда цари в Индии ставили честь выше тронов и когда трудно было отличить людей от богов. В фильме была показана история раджи Харишчандры царя, прославившегося по всей стране своей правдивостью и благородством. Однажды к его двору пришел переодетый нищим Дарваса, один из двух мудрых брахманов индийского эпоса. Мудрец подвергает царя испытанию. Последний, чтобы сдержать данное Дарвасе слово, отказывается от царства, приносит в жертву своего юного сына и готов поступить так же со своей любимой женой. Но мудрец говорит царю, что он выдержал испытание.
Никто не помогал Пхальке, и мало кто ободрял эти   первые шаги на поприще индийской кинематографии. Дельцы скептически расценивали способность Пхальке конкурировать с предприятиями иностранцев и не желали рисковать капиталами ради такого сомнительного дела. Пхальке заложил все свое имущество и драгоценности жены.
Приступив к работе, он столкнулся с новым препятствием необходимостью найти актрису для женской роли. Как и в шекспировской Англии, женщины в Индии не уча ствовали в театральных представлениях со времен моголов. А игру в кино даже куртизанки и танцовщицы считали ниже своего достоинства. Актрисы не нашлось, но Пхальке, не смутившись этим, передал главную женскую роль мужчине и приступил к съемкам. Через полтора года, в 1913 году, картина была показана в Бомбее. Она сразу же имела успех. Как ни интересны были иностранные фильмы, бомбейская публика была в восторге, увидев на экране знакомую легенду, показанную в местной обстановке и сыгранную самими индийцами. На пути к успеху Пхальке сталкивался со многими трудностями. Когда он привез свой фильм в один провинциальный город, первый сеанс собрал очень мало зрителей. Пхальке расспро сил владельца театра о причинах такого холодного приема. Ему от ветили: “3десь люди привыкли смотреть пьесы, которые продолжаются по меньшей мере шесть часов, и билет стоит только две анны. Ваш киносеанс продолжается всего полтора часа, а вы берете за билет три анны. Будьте уверены, что мало кто придет смотреть ваше представление”. Никогда не теряв шийся Пхальке на следующий день так рекламировал свой фильм: “Раджа Харишчандра”, представление из 57 тысяч фотографий. Картина в две мили длиной. Только   три анны.»
Придя в кино, люди чувствовали, что не зря потратили деньги. Фильм показывал им мир более увлекательный, чем сказки. Он уводил их от разочарований по вседневной жизни в чудесный мир воображения, в легендарную Индию. Ее славное прошлое, знакомое по песням и сказкам, но полузабытое, проходило перед ними в живых, движущихся образах, пробуждая подавленное чувство национальной гордости. Фильм продолжительностью около 50 минут имел титры на английском языке и на языке хинди и состоял из четырех частей.
В Калькутте первый игровой фильм вышел в 1917 г., а в Мадра се в 1919. Эти фильмы знамено вали собой начало и расцвет немого кино в Индии. До появления в 1931 г. первого звукового индий ского кинофильма 85% кинофильмов, шедших на экранах Индии, были американскими. Это, однако, не означало, что индийцы не могли делать фильмы международного звучания. В 1926 г. был создан фильм “Свет из Азии” о жизни Будды Шакьямуни, который с успехом прошел по всем крупным городам Европы.

Автор и источник публикации: 

Журнал Индийский вестник за июнь-июль 2009 года


Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 0

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
зо_отой:
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников