Об Индии и культуре, самостоятельных путешествиях и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Эллора, история

Страница для печатиSend by email

Храм 8 века в Элуре, посвященный Шиве и именуемый Кайласанатха (Владыка Кайласа), лебединая песнь скального зодчества Индии и архитектурный шедевр мирового значения.
Как скальный монолит он является самым крупным в Индии и единственным по способу построения: он не обтесан из отдельно стоящей скалы, но высечен путем выемки в каменистой горе рвов, образующих вокруг храма глубокий двор. Двор скрывает его своими высокими стенами как священное сокровище, доступное взору лишь тех, кто проникнет к нему в недра горы.

Кайласанатха уникален по смелости замысла, богатству и пластичности форм. Он представляет великолепный синтез со скульптурой, которая играет не только декоративную роль, но и является органической частью архитектурного замысла.

Первоначальный облик храма нарушен позднейшим расширением окружающего его двора и добавлением скульптуры, не гармонирующей с архитектурными формами и сильно отличающейся художественными качествами от первоначальной пластики, созданной одновременно с самим храмом. Тем не менее и в настоящем виде Кайласанатха, составляющий целый комплекс с системой пещер, окружающих двор, производит огромное впечатление.
Как произведение искусства он является законной гордостью и славой индийского народа.
Кайласанатха представляет то течение в многообразном искусстве Индии, которое по своей самобытной цельности, древности и широте распространения в стране может считаться основным или коренным. Оно характеризуется прежде всего как нерасторжимое слияние архитектуры и скульптуры, воплощающее философские идеи, мифологию и древнеиндийский эпос.
Храм Владыки Кайласа создан в раннефеодальный период, когда совершался переход от классического искусства последнего крупного рабовладельческого государства династии Гуптов к средневековому. И он ярко выражает особенности художественной культуры Индии своего времени. Формы здания еще сохраняют черты монументальности, его исключительная пластичность связана с древней техникой монолитного высекания из камня, но скальное зодчество Индии, длившееся до этого почти тысячелетие, исчерпало с построением Кайласанатхи все свои возможности. Скульптура храма отличается от пластики предыдущего периода (когда преобладал стиль Гуптов) и по форме и по содержанию, в ней теперь выражены идеалы не буддизма, а индуизма.

В 8 веке на большей части территории Индии уже сложились феодальные отношения, шла кристаллизация кастового строя и укреплялась его идеология. Усиливалась власть могущественной касты жрецов-брахманов во всех сторонах общественной и личной жизни индийцев. Эта власть проявила себя и в искусстве, которое обслуживало многочисленные богатые храмы. На территории Индостана в этот период существовал ряд государств, но и более крупные из них зачастую были непрочны и распадались в результате постоянных войн с соседями.

Храм Кайласанатха является выдающимся памятником Деканской империи, управлявшейся династией Раштракутов, и типичным образцом южноиндийской, так называемой дравидийской [1] архитектуры, созданным на северной границе ее распространения.
Раджи правящего дома Раштракутов были ранее вассалами сильной династии Чалукьев [2]. Освободившись от их власти, они создали империю, выходившую одно время за пределы Декана и просуществовавшую с 735 по 972 год [3]. Столицей Раштракутов первоначально была Элура [4], затем - Маниакхета (Малкхед). С именем шестого члена династии Раштракутов Дантидурги Кхадгавалока (735 - 757) связан расцвет империи.
Когда Элура служила столицей, у подножия этого города в утесах было расположено место паломничества, священное для всех религий Индии [5]. В начале 7 века там уже был небольшой пещерный храм Шивы, заключивший его лингам6 и называвшийся Свайямбху-Шива. Дантидурга повелел расширить храмовый двор и добавить помещение для статуи быка Найди - эмблемы Шивы [7]. Храм находился на половине высоты скалистого холма.
Кришна-раджа I (757 - 772) приказал расширить двор вокруг первоначального пещерного храма, а сам храм обработать по форме, близкой храму Вирупакши в Паттадакале и Кайласанатха в Канчипураме [8]. Ввиду недостатка места для создания входного помещения двор с этой стороны был углублен. Санскритская надпись, вырезанная в камне в одной из пещер Элуры, называемой Дасаватара (Десять воплощений Вишну) гласит, что этот раджа повелел создать в скале храм Кайласанатха и освятил его. Кроме того, его дарственная надпись на медной пластине Карака-раджи, в Баро-де повествует о том, что "Кришна-раджа повелел создать на горе Элапура храм чудесного облика". Божества, проносящиеся в воздушных колесницах, увидя его, были "поражены изумлением" и, непрестанно размышляя о нем, говорили себе - эта обитель Шивы нерукотворна, ибо подобная красота никогда не встречается в произведении человеческом; даже художник, ее создавший, был невольно удивлен и, зная, что он уже не имел больше силы воздвигнуть другое подобное творение, воскликнул: "Чудесно! Я сам не понимаю, как это случилось, что я смог построить его!" А Шива, там находящийся, был дополнительно украшен Кришна-раджей всеми видами сокровищ: рубинами, золотом и т. п., хотя он уже был украшен чудесным орнаментом - потоком Ганга, Луной и Кала-кутой (Синий яд) .
На основании этого Кришне-радже обычно и приписывается создание всего обширного комплекса. На самом же деле еще три поколения правителей, раджи Дхрува, Говинда III и Амогхаварша (правящие в общем еще сто лет - с 780 по 880 г.) продолжали строительство. При них двор был опоясан линией пещерных храмов, в частности храмов, посвященных богиням трех священных рек: Ганга, Ямуны и Сарасвати9, богиням-матерям и Шиве-Ланкешваре. При Кришне III был частично углублен нижний фасадный двор, увеличивший этим высоту храма. Но закончена работа была, вероятно, еще позже.

В своей культовой основе храм Кайласанатха предназначен для хранения Свайямбху-лингама - главного символа Шивы; по своей идее он был воплощением священной горы Кайласа в Гималаях. В архитектурном отношении он представлял завершенный тип храма времен династии Чалукья. Естественно, что никакие достройки не были предусмотрены при его замысле. Но как бы ни были велики архитектурные добавления, они, как мы ясно увидим далее, удачно соединились с первоначальным видом храма, и весь комплекс Кайласанатхи отличается цельностью и великой гармонией между собственно храмом и окружающим его двором с пещерами в его отвесных стенах.

читать далее о храме Кайласанатха
Примечания
1 До прихода ариев в Индию там господствовали племена, говорившие на диалектах дравидийской языковой группы, называемые в индийской традиции дравидами. Их потомками являются теперь тамилы, населяющие юг Индии, где всегда сохранялись традиции дравидийской цивилизации (в то время как на севере стала преобладать культура ариев). В индийской литературе архитектура юга и Декана именуется дравидийской.

2 Южноиндийская династия Чалукьев основала независимое царство около 535 года, со столицей в Бадами (Ватапи). Между 754 и 760 годами Чалукья были уничтожены Раштракутами. Династия Восточных Чалукьев со столицей Венги царствовала до начала I I века.

3 В период могущества Раштракуты включили в свою державу Декан, Мальву и Гуджарат. На юге их вассалами были правители Майсура, на востоке - Чалукья из Венги. На севере они временно подчинили себе территории до Читоргарха, Канауджа и Каланджара. После отпадения и нового покорения ряда областей Кришна III (939 - 968) распространил власть династии от гор Нильгири на юге до Гималаев.

4 Элура, или Эллора, первоначально Элапура.

5 Вначале это было место паломничества джайнов и носило название тиртха. Но вскоре оно стало почитаться также буддистами и индуистами.

6 Лингам-фаллос символ творческой энергии Шивы.

7 Все верховные божества имеют своих перевозчиков и спутников-ваханов, которые служат также их эмблемами.

8 Паттадакал столица династии Чалукьев. Канчипурам (Конживерам) - столица династии Паллавов.

9 Ямуна ныне называется Джамна. Река Сарасвати теперь не существует.

10 Династия Паллавов захватила в начале 4 века
восточную часть Декана. При Паллавах начался мощный подъем южноиндийского искусства.

Автор и источник публикации: 

Тюляев С. А. Искусство Индии. М., 1988, фрагмент статьи "Xрам Кайласанатха в Элуре"


Автор пишет для живых людей, и ему очень важны Отзывы Читателей, которые Вы можете оставить ниже! Заранее Спасибо за Ваш комментарий!

Не нашли нужное? Поиск по сайту google вверху справа, яндекс внизу под комментариями, по ключевым словам - в тексте, разделы - под шапкой. Вопросы - комментарием к материалу или в раздел форум.

Поддержите автора лайком, плюсом, поделившись...

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Комментариев : 0

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
3
г
Е
й
6
Р
Введите код без пробелов, учитывая регистр
Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников