Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Заметки индомана. Город Патна, часть 1

Город Патна, фото улицы

Город Патна - столица штата Бихар. Патна - город довольно урбанистический, хотя – поскольку Бихар – штат с очень развитым сельским хозяйством, то видимо основная ориентация города на это. Фрукты-овощи вдоль улиц и везде свежие. Полно, например, лавочек, где выжимают масло – из того, что вы принесли. Ну и в таком духе. Как ни странно, храмов немного – не могу объяснить, почему.
В городе есть аэропорт. Кстати, находится прямо в городе. Жаловались, что древние высокие деревья неподалеку от аэропорта пришлось спилить, чтобы не мешали самолетам. Рейсов, как объяснили, немного, и только внутри-индийские.

Патна вытянута вдоль Ганги километров на 15-20, на Гангу местами выходят что-то вроде гхатов, но Ганга после монсуна иногда смещается, причем чаще от Патны. В этом году попасть к Ганге от Патны реально было только значительно восточнее вокзала. Не помню названия гхата (гхат Кали) – это возле начала университета, если идти от вокзала.
patna-ganga2.jpg

Университет очень большой, тоже вытянут вдоль Ганги. На 2 или 3 км – так мне сказали. Вообще же старый город – восточная часть Патны, там есть здоровенный оптовый рынок и археологический музей (типа парк) – стоит заглянуть. И еще во всех археологических музеях есть ларьки с очень интересными изданиями «археологического музея Индии» (или чего-то в таком роде – archeological survey of India – как перевести?) по самым различным местам – больше нигде их не видел… В смысле не видел в обычных магазинах – и ассортимент в разных музеях не очень пересекается. Чего-то стоят, иногда больше 100 рупий, но оно стоит того – детально по многим местам, с планами и картами.

Вокзал в центре примерно. Перед вокзалом храм – кажется, Ханумана, не уверен. И, насколько помню, мечеть тоже. Кстати, недалеко перед вокзалом есть старинный паровоз-памятник, около него легко встречаться. Потому что площадь перед вокзалом здоровенная. Немного в глубине площади (чуть левее) – место, откуда в разные стороны едут тук-туки. Есть еще какие-то места на крупных перекрестках западнее немного, откуда они тоже стартуют. Не возьмусь объяснить. Понятно, у вокзала кучкуются и рикши.
Вокзал в Патне довольно большой. Три пешеходных моста над путями. Не видел, чтоб кого-то проверяли при входе, как в Дели. Хотя взрывы на вокзале за четыре месяца, что я был в Индии, были. В самом здании вокзала был, но билеты покупал не здесь. Расписание пригородных поездов отдельно, возможно, что пригородные кассы тоже отдельные. Во всяком случае, особо большой толпы в здании не видел – обычная для Индии. Я пишу про тот зал, который будет в правой части, если встать на площади лицом к вокзалу (площадь со стороны Ганги). В левой части – там какие-то тоже помещения, вроде как там было написано про камеру хранения и что-то еще, но туда не совался. Сейчас уже толком не вспомнить. От вокзала есть улица и вдоль жд путей, причем не только со стороны площади, но вроде как и другой стороны жд. Но основная жизнь – если немного отойти от вокзала в сторону Ганги.

Очень приятное место - зоопарк Патны. Это на самом деле такой парк, одновременно и зоо-, и ботанический, и просто для отдыха. Животные в довольно больших вольерах. Иногда детеныши отдельно и без загородки – например, львята были просто на открытой площадке под присмотром служителя. А вот носорожонок с матерью вместе в вольере. Собственно, в Индии все зоопарки, которые видел – прекрасные. У животных здоровенная территория, практически выгорожены целые участки для каждого.
Бегемоты, фото зоопарка Патны

Еще очень приятный храм в зоопарке – если проходишь в дальнюю часть, там. Он видно, что мало посещаемый, но очень приятный. Это за носорогов надо пройти дальше – вдоль узкоколейки, отходя от нее левее. Кстати, там вроде как катают на узкоколейном поезде… Говорят, шибко больше, чем в Пондичерри, а цена та же.

Ну а теперь попробуем как-то начать ориентироваться в городе.
Давайте представим, что стоим спиной к вокзалу, лицом в сторону Ганги. Тогда у нас в левую сторону (западную) будет тянуться несколько длинных улиц (не от вокзала, а просто более-менее параллельных), и там будет, в частности, зоопарк. Назовем эту часть левой. А вправо (восточнее) еще далеко тянется город, и там улицы поуже – и очень много пробок. Транспорт в основном на тук-туках, автобусов очень мало. (Вроде, какие-то небольшие видел, по почему-то мне кажется, что это скорее пригородные). Ну или рикши и велорикши. Причем рикш немного, а зато полно велорикш, и ездят они и на приличные расстояния.
patna-bus.jpg

Есть в Патне несколько крупных храмов. Есть сикхский храм (в правой части) – но он далеко, надо долго ехать по пробкам с пересадкой: на паре тук-туков – очень интересный и красивый, при входе в нем есть музей, где рассказывается (на картинках и предметах) об истории сикхизма и войнах против него со стороны мусульманства. Стоит этот музей посмотреть. Напоминаю, что в сикхские храмы вы в носках войти не можете – вам придется проходить через емкость с водой. Перед этим омойте руки и сполосните рот – увидите краны для этого. Камера хранения для обуви – есть. Народу в храме было не очень много. Есть ли гестхаус при храме – не знаю. Выбираться оттуда долго – пробки на узких улочках. При этом едем через оптовый рынок – большой. Надо будет потом туда наведаться – интересно все-таки.

Вообще Патна по одну сторону основной ж/д ветки – между ж/д и Гангой - и немного по другую, есть несколько мостов над ж\д. В совсем западную оконечность быстрее добираться от Данапура на рикше (если едете поездом со стороны Варанаси (Дели)) – на основной дороге (Белли роуд) в час пик пробки. То же – пробки - на продольных дорогах в восточной части, особенно в старом городе – дорожки там узкие. Трафик ого-го, для города менее 1.5 миллионов – очень много народа ездит, так что о бедности говорить не приходится. В сикхский храм (и музей истории сикхизма) о которых я написал чуть выше – обязательно надо заглянуть, очень все светлое.

Кроме храма у вокзала есть еще один ближе к следующей (от Дели) станции (в правой части получается), что ли – под пересечением путепроводов, идущих над ж/д, Храм семи богинь. Это возле одного из мостов через ж\д. От вокзала прилично на восток. Храм приятный, но в нем могут приносить животных в жертву, что создает там некоторые неприятные ощущения – но думаю, это бывает редко. В храме семи богинь – там специальное место для принесения жертв!.. Но в целом почему-то почти не чувствуется. Странная страна Индия.
Есть еще один храм по пути к зоопарку (в левой части) – почти напротив зоопарка – и еще один если проехать намного дальше по Белле роуд.

Если взять от вокзала правее – то через университет можно выйти на берег Ганги. При этом проходим через (вернее, рядом) удивительный очень старинный храм (он у нас будет по правой руке – как бы утопленный в стену – но там не все время служба, открывают, например, вечером. Если будет открыт – стоит зайти.) Это гхат Кали и храм, который при проходе на него – храм Кали. Я упоминал его в начале текста. Но у меня почему-то записано, что это Шакти темпл. Возможно, что-то путаю в названии и в том, чей храм. Но в любом случае там очень хорошо. Но гхат точно Кали гхат. По пути от Кали гхата к Майдану – по левой руке очень интересный книжный государственный магазин. Ну во всяком случае, мне он показался интересным. Да, центральная площадь, на который бывает книжный рынок и стоит памятник – и представляющая из себя поле с пожухлой травкой – называется Майдан. Лингвистические догадки строить предоставляю вам самим. Перед Майданом слева от дороги – стоянка тук-туков, в частности, едущих оттуда на Бели-роуд.

Там, где на пути от университета – на противоположной стороне улицы – будет книжный магазин - это фактически будет центральная часть города (хотя вообще-то центром города считается площадь Майдан – но она несколько в стороне от транспортных артерий. На ней, как я понимаю, в какие-то дни бывает книжный рынок – подозреваю, что не только книжный. Площадь не транспортная – и здоровенная. На ней памятник – кому именно не запомнил. Вроде как Дживахарлалу Неру.

От университета ходят лодки на другой берег, точно не помню, но вроде как 50 рупий (это в обе стороны – обратно везут бесплатно, независимо от того, на какой лодке плыли туда – это что-то вроде корпорации перевозчиков, другого пути назад нет). На другом берегу не сказать, чтоб шибко интересно – попадаете на пойменную часть, которую, как только вода уйдет, начинают осваивать под сельское хозяйство. Но прогуляться интересно. Молодежь ездит туда парочками в поисках уединения – Индия Индией, а молодость молодостью. Сам наблюдал несколько парочек, ехавших туда, а вскоре возвращавшихся обратно. На левом берегу есть что-то типа лавочки-кафе. Полагаю, что лодочки плавают от разных мест в этом районе. И обратно соответственно могут плыть к разным гхатам. Лодочки – это я их так называю, это приличная дора с моторчиком, человек на 30-40. Интересна техника управления мотором – увидите.

Автор и\или источник публикации: 

Все фото из зоопарка Патны https://cloud.mail.r...


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
энци_лопедия: