Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Тигр с той стороны экватора

Волнующий миг пересечения экватора, увы, точно зафиксировать не удалось – дело было на высоте 11 тысяч метров. Приземлились уже в Южном полушарии. Хотя страна, в которую мы прибыли, – одна из немногих в мире, где эту невидимую черту можно банально перешагнуть. Но – не случилось. Маршрут пролегал ровно в противоположном направлении. И еще много чего не случилось – за две недели Индонезию удалось лишь «слегка понюхать».
Ибо оказалось, что это бездна, которую можно постигать бесконечно. 17,5 тысячи островов, 300 народностей, 719 живых (!) языков.
Фантастический коктейль этносов, культур, религий, исторических эпох…

Индонезия

Предупреждал ведь всезнающий интернет: Джакарта – город не для туристов. Нет, черт понес. Дорога из аэропорта – час. В кромешной ночной темноте въезжаем в узенькую деревенскую улочку с грязноватыми одноэтажными строениями. И здесь предстоит жить целых два дня?! Отель, однако, чистенький, вполне цивилизованный. А утром, взглянув в окно, мы едва верим глазам: за покосившимися домишками с пыльными дворами и крошечными огородиками сверкают белоснежные небоскребы. Прямо перед нами – изысканный, стилизованный под пагоду многоэтажный дом. Как потом выяснилось, это российское посольство. А мы – в одном из самых фешенебельных районов Джакарты.
Сказать, что индонезийская столица – город контрастов, значит, не сказать ничего. В самом центре города – такая чудовищная, запредельная бедность и грязь, что невольно отводишь глаза. И тут же, буквально вплотную – двадцать первый век. Нет, это не НьюЙорк, где от небоскребов на улицах темно. Здесь небоскребы самых невероятных форм и конструкций вольготно живут в море яркозеленых скверов и парков, пронизанных просторными суперсовременными магистралями. Пока воочию не увидишь, не поймешь нутром, что такое всесокрушающая мощь современной Азии. И тем не менее этот «азиатский тигр» по крайней мере одной лапой еще стоит в веке девятнадцатом.
Девятимиллионный мегаполис – и нет метро! Транспортный коллапс – почти круглые сутки. Население выкручивается – в городе тысячи мотоциклов, которые ручейками просачиваются сквозь гудящие пробки, скапливаются у светофоров и потом ревущей толпой первыми рвут на «зеленый».

То, что находишься в столице самой большой мусульманской страны мира, понимаешь не сразу. Количество мечетей вполне разумно. Женщин в хиджабах на улицах отнюдь не большинство. Но… ни в магазине, ни в ресторане не купишь ни капли алкоголя, даже слабого.
А если вдруг забредешь на местный пляж, тут и вообще загрустишь. Все – и мужчины, и женщины – купаются в одежде! В купальнике и плавках сюда явно соваться не стоит – камнями, конечно, не побьют, но удивятся так сильно, что сам оденешься и уйдешь.
Но приехать в Джакарту все же стоит. Хотя бы для того, чтобы взглянуть на этот величественный и странный город со 137-метровой высоты Национального монумента Монас – символа независимости государства. Или прогуляться по старинной площади Таман Фатахиллах, зайти в Исторический музей (бывшую тюрьму), музей Ваянга с коллекцией кукол и масок (искусство это – одна из главных индонезийских «фишек»). И, наконец, обязательный пункт программы – этнографический парк «Таман-Мини». Индонезия в миниатюре. 27 провинций страны со всей своей архитектурой, бытом и даже живыми представителями. Ну где вы еще встретитесь с настоящим папуасом? А здесь – пожалуйста. За небольшую плату он с вами еще и сфотографируется на память.

В сердце острова Явы, «культурную столицу» Индонезии город Джокьякарту, лучше лететь днем. И в хорошую погоду. И обязательно сесть у окна. Потому что внизу – вулканы! Слава богу, не действующие, но своим величием завораживающие. Черные пирамиды торчат из белых облаков.
Следы деятельности одного из таких милых гигантов – вулкана Мерапи – мы увидим уже в окрестностях Джокьякарты. На каменистом склоне – гребенки мертвых полуобгоревших сосен. У подножия – маленький музейчик, вызывающий ассоциации с Хиросимой. Оплавленная домашняя утварь, искореженные мотоциклы, скелеты погибших коров и собак. Здесь 5 ноября 2010 года прошла огненная лава.

А неподалеку – главная достопримечательность Индонезии, буддийский храмовый комплекс Боробудур. Сие грандиозное сооружение было построено в VIII–IХ веках из двух миллионов (!) каменных блоков, а уже через сотню лет было заброшено из-за извержения Мерапи. Много столетий Боробудур простоял засыпанный пеплом и скрытый джунглями, пока в 1814 году его не открыл тогдашний британский правитель Явы сэр Томас Стэмфорд Раффлз. Десятилетия раскопок и реставраций – и вот фантастическое, украшенное 504 статуями Будды сооружение наплывает на нас, как мираж, втягивая в себя тысячи людей. На его гигантских черных террасах, рядом с глядящими в небо исполинами они кажутся просто букашками.

Неподалеку от Джокьякарты находится еще один символ Индонезии – Прамбанан. Это тоже храмовый комплекс, но уже индуистский. Судьба – как под копирку: в IХ веке построен, в ХVI разрушен землетрясением и поглощен джунглями, а в начале ХIХ случайно обнаружен англичанами. Сегодня, после почти ста лет реставрации, это множество островерхих храмов, от подножия до вершины украшенных скульптурами и барельефами. Здесь – вся витиеватая и романтическая индийская мифология.
А вечером, когда храмы, подсвеченные снизу, будто парят в воздухе, на их фоне разыгрывается театрализованное шоу по классическому индийскому эпосу «Рамаяна».

С театром в Индонезии, кстати, разминуться совершенно невозможно. Зажигательные танцы в невероятной красоты одеяниях, с «живыми» тиграми, драконами, обезьянами – «обязательное блюдо» для туристов. В «культурной столице» они проходят прямо во дворе дворца султана (между прочим, здравствующего). А рядом, в историческом музее Кекайон, идет представление и вовсе эксклюзивное, признанное ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия. Это Ваянг Кулит – кукольный театр теней. Зрители сидят по обе стороны экрана, на котором разворачивается действо (та же «Рамаяна»), и могут видеть как сами тениперсонажи, так и создающих их актеров. Куклы – плоские, сделанные из буйволовой кожи и натянутые на бамбуковые палочки, – буквально летают в их ловких руках.

Бали – яркий пример индонезийского плюрализма. Свой язык, своя неповторимая культура. И – господство индуизма. Но и индуизм-то не совсем индийский, а «местного разлива». Не дай бог, скажем, вам оказаться на острове в Новый год, называемый там Нипи, или День абсолютной тишины. В этот день не работает не только ни один магазин или ресторан, но даже и аэропорт. Рейсы переносятся на другие дни. Туристам рекомендуется не покидать отелей, не включать свет и питаться исключительно сухой пищей. И главное – никто заранее не знает, когда эта беда наступит: день Нипи «плавает» по марту или апрелю, и точная дата его вычисляется по какой-то хитрой формуле. На религии же и связанных с ней ритуалах балийцы буквально «повернуты». На острове размером 150х80 километров и населением около 4 миллионов человек – 20 тысяч (!) храмов. Как минимум дважды в год каждый храм проводит фестиваль (или, как здесь говорят, церемонию). Колонны людей в праздничных белых одеждах с «хоругвями», гирляндами цветов и сложными конструкциями из свежих фруктов при путешествии по острову попадаются до десяти раз за день. «Погуляв», эти люди потом устраивают во дворах храмов пиршество с песнями и танцами.
Глядя на этот вечный праздник, не можешь не задаться крамольной мыслью: а когда ж они работают? Оказывается, работают, да еще как! Кто-то ведь строит и украшает все эти храмы. Ктото выращивает рис и чай, изготавливает миллионы искуснейших сувениров. Кто-то обслуживает тысячи туристов, которые едут сюда со всех концов света. Большинство из них, правда, ограничивается пляжем и сафари-парком. А зря. Ведь в том, чтобы погрузиться в мир уникальной природы, истории и культуры, прикоснуться к душе народа одной из самых удивительных стран мира, смысл есть. И очень глубокий.

Автор и\или источник публикации: 

текст Михаил Рутман, журнал ВимАвиа http://www.vim-avia.com/


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Х
У
в
Я
ш
Введите код без пробелов, учитывая регистр