Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Первый раз на индонете? Посмотрите инструкцию как найти нужное быстро

Тамильское кино

ДНЕВНИК ОБЩЕСТВА НА КИНОПЛЕНКЕ
Широкая известность, полученная композитором А.Р. Рахманом, должна привлечь всеобщее внимание к тамильскому кино, которое взрастило и отточило его мастерство. В 1897 году, всего лишь год спустя после того как братья Люмьер показали свои «движущиеся картины» в Париже, кино было представлено в Мадрасе (ныне Ченнаи).
В 1916 году в Мадрасе, режиссер Натараджа Мудалийяр создал первый в Южной Индии немой фильм «Keechakavatham» («Убийство Кичаки»), положив начало жизни тамильского кино. В пятидесятых годах, в период обретения страной независимости, кино достигло большего количества тамильцев, проникнув глубоко в сельские районы вслед за программами сельской электрификации.

Разъездные кинотеатры, еще одно уникальное явление индийского кино, завезли фильмы в отдаленные сельские районы.
Сегодня, при 2548 существующих кинотеатрах, уровень просмотра кино в Тамилнаду достаточно высок.
Как и в кинематографии других штатов, все ранние тамильские фильмы создавались на мифологической основе с песнями, вставленными по поводу и без. Этот стиль был наследием драматических трупп. Через несколько лет после появления фильмов, киномузыка переросла в независимую звуковую индустрию развлечений, усилившую влияние кино на людей. Производство и доступность недорогих граммофонов популяризовали песни из кино.

Выдающимся свойством тамильского кино является его взаимодействие с политикой. Как это началось? Когда звук пришел в тамильское кино с фильмом «Kalidas» в 1931 году, артисты из драматических трупп переселились в киностудии. Они были уже глубоко политизированы, принимая активное участие в борьбе за свободу. Они принесли с собой свою идеологию и склонность к политической активности. К примеру, фильм «Kalidas» хоть и был мифологическим, но содержал песню, восхвалявшую Ганди. Вскоре кино стало средством политической пропаганды, и многие киноартисты начали принимать непосредственное участие в политике. Некоторые ездили делегатами на сессии Конгресса, и многие появлялись на политических трибунах. Звезда тридцатых годов К.Б. Сундарамбал участвовала в кампании Конгресса. Она была первым артистом кино в Индии, вошедшим в законодательную власть в 1958 году, как представитель Конгресса в Ченнаи. Это взаимодействие между киноартистами и политикой продолжается по сегодняшний день. Недавно кинозвезды Виджайякант и Саратхкумар основали свои политические партии. После завоевания независимости, киноартисты стали тянуться к партии «Дравидиан мувмент», лидеры которой предложили им признание и покровительство.
Многие лидеры партии, такие как С.Н.Аннадураи и М.Карунанидхи, сами писали пьесы, и часто играли в театре.

Партия «Дравида Муннетра Кажагам» (ДМК), возникшая из «Дравидиан мувмент», способствовала появлению феномена звезд-политиков в Индии. М.Г. Рамачандран, самый известный актер-политик, и позже главный министр Тамилнаду, в самом деле играл в патриотических пьесах и в свои молодые дни являлся сторонником Конгресса, облачаясь в одежду из грубого домотканного полотна. Взаимодействие между тамильским кинематографом и политикой, привлекло ученых всего мира. Существует хорошая книга по этой теме: «Тамильский кинематограф: культурная политика иной киноиндустрии Индии» («Tamil Cinema: The Cultural Politics of India’s Other Film Industry») издательства «Routledge London 2008» под редакцией С.Велайютхам из Сиднейского университета.

Одной из отличительных характеристик кино в Индии является его зависимость от устного слова. В тамильском кино это явление было наследием театра, и особенно выразилось, когда писатели диалогов из «ДМК» стали активно работать в фильмах. Стали популярны такие длинные монологи с аллитерационными предложениями, как в фильме 1952 года «Parasakthi» («Богиня»). Эти монологи сильно напоминали официальные речи. Даже ракурсы кинокамеры были таковы, что создавалось впечатление, будто персонажи обращаются к большой толпе в зрительном зале. Большое значение, придаваемое словам, исключало подвижность камеры, и действие замирало на месте. На самом деле, диалоги некоторых из этих фильмов были опубликованы в форме книги и граммофонных пластинок. Таким образом, кино, снятое в таком стиле, было почти как продолжение литературы, вместо того, чтобы принадлежать своей сфере.

Три десятилетия тамильское кино находилось в тени двух звезд - М.Г. Рамачандрана и Сиваджи Ганесана, соперников как в кино, так и в политике. Они оба создали себе огромное количество последователей, с тысячами клубов поклонников, работающих как партийные подразделения. М.Г. Рамачандран специализировался на сумасбродных ролях. Его фильм 1958 года «Nadodimannan» («Король-бродяга») характеризовал его жанр. Сиваджи Ганесан, с другой стороны, играл в таких мелодрамах, как фильм «Pavamannippu» («Прощение грехов») 1961 года. Фильмы того периода были шаблонными, персонажи – стереотипными, и игра – стилизованной. Как заметил один критик: «Тамильские фильмы околдованы этой «Парой Великих», и история каждого года состоит в истории того, в каких фильмах они снялись и кто кого обыграл по прибылям от продаж. Эстетика никак не принимает участия в этой дискуссии, поскольку здесь эстетика подчиняется экономии».

Влияние этих двух звезд стало снижаться в семидесятых годах, и появились признаки перемен, когда новое поколение кинематографистов заявило о себе. Бхарати Раджа в своем фильме «16 Vayathinile» («В возрасте 16 лет») в 1977 году сфокусировал внимание на сельском Тамилнаду. Фильм Балу Махендра «Azhiyatha kolangal» («Образец терпения») в 1979 году, история о мальчиках- школьниках, явно был создан под влиянием европейского кино. Позже, он создал фильм «Veedu» («Дом»), о семье среднего класса, всячески старающейся построить дом. Махендра адаптировал литературную работу для создания фильма «Udhiripookal» («Разбросанные цветы») в 1979 году. Некоторые молодые кинематографисты, обученные этими режиссерами, создали свой индивидуальный стиль и сняли фильмы, расширившие границы тамильского кино. Балу, создавший фильм «Sethu» в 1999 году, был одним из них. Также среди них был Черан, чей фильм «Autograph», снятый в 2005 году, завоевал любовь тамильской общественности.

Сегодня тамильская киноиндустрия, наряду с каннадской, малайяльской и телугу индустриями, выросла в полную жизни инфраструктуру, предоставляющую заработок и развлечение огромной части населения. Тамильский кинематограф по праву пользуется репутацией первопроходца и стартовой площадки для новых технологий, новых актеров, успешных формул сценария и прочего во всей южной киноиндустрии.
Наличие кинолабораторий и инфраструктуры мирового класса в Ченнаи также внесло свой вклад в лидирующие позиции, которые тамильская киноиндустрия занимает на юге Индии. Теперь, когда А.Р. Рахман, талант, выращенный Голливудом Ченнаи, достиг большого успеха в реальном Голливуде, тамильское кино действительно получит глобальную известность.

◆Автор статьи – известный писатель и киноисторик.

Автор и источник публикации: 

ТЕОДОР БАСКАРАН. Републикация из №1 за 2009 журнала Индия перспективы.

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

Вас могут также заинтересовать:

Индия - страна и цивилизация
СТАТЬИ об Индии и Азии (навигатор)

Общение и мнения - блоги и форум

Рассказы и отзывы о поездках
РАССКАЗЫ и ОТЗЫВЫ путешественников и туристов (по штатам и странам)Самостоятельное  путешествие в Индию
ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии (по штатам)

Новые  материалы Индонета


Поддержать проект ~ Сказать Спасибо

Подготовка к поездке в Индию

Полезные советы для путешественников