Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Индонезия - страна с иными законами мироздания

ЖИЗНЬ – РИТУАЛ, А СМЕРТЬ – ПРАЗДНИК

В Индонезии о смерти начинают говорить прямо с рождения, а рак лечат курением.
Самое известное место страны – остров Бали, ежегодно встречающий более 1,5 млн гостей. Во многом специально для них самые масштабные и красочные фестивали и праздники приходятся на пик туристического сезона. А вообще на острове около 220 официальных праздничных дней в году. Почти ежедневно что-нибудь происходит.

Индонезия, Бали, праздник
И помимо установленных властями Индонезии праздников с фиксированными датами, есть так называемые «подвижные», время проведения которых всегда разное и вычисляются хитрым способом сразу по двум календарям – лунному и 210-дневному ритуальному. Среди таких праздников – балийский новый год Nyepi. Выпадает он чаще всего на новолуние марта, близ дня весеннего равноденствия. Для местных жителей Nyepi, что означает День Тишины, очень важный праздник гармонии с природой. И он полностью оправдывает свое название. На сутки Бали словно вымирает. На улицах вы не встретите ни души. Все магазины, заведения, даже аэропорт закрыты. И если ваш вылет или прилет попал на День Тишины, деньги за билет вам никто не вернет. В этот день принято молчать. Делается это, чтобы обмануть демонов.
«Существует поверье, что, если в течение дня на острове не будет произнесено ни слова, злые духи сочтут место необитаемым и пройдут мимо, – объясняют местные. – Мы сидим дома, не зажигая света, молимся или медитируем». Работают только специальные патрульные дружинники в черных шляпах, отслеживающие нарушителей. Туристов же просят весь день оставаться в отеле, где их, как обычно, обслуживают. Чаще всего это персонал, на сутки привезенный с других островов. Зато следующий день после Nyepi – веселый и радостный праздник. Улицы полны народу, кипит торговля, в храмах торжества, а на площадях – танцевальные представления. Местные возвращаются к обычной жизни.

ПОЭЗИЯ БАЛИЙСКИХ БУДНЕЙ

На самом деле жизненный путь балийца расписан непрерывной чередой своеобразных вех – всевозможных ритуалов, обрядов и инициаций. И если самый первый из них происходит еще до рождения ребенка, то, пожалуй, наиболее зрелищный для иностранцев – Мапандес, праздник подрезания зубов. Во время этой церемонии два передних зуба и клыки подпиливают, дабы придать им закругленную форму. Делается это для того, чтобы «после смерти допустили в загробный мир», ведь, подпиливая зубы, человек уменьшает шанс поддаться влиянию шести смертных грехов. В основном почти все местные ритуалы касаются женщин. Каждое утро, за исключением Дня Тишины, для них начинается с маленького шедевра: подношение для богов, составленное из пальмовых листьев, цветов и фруктов, кладется в святое место (небольшой храм), которое есть во всех домах. Ритуал соблюдается для привлечения удачи в делах. А в произносимой молитве – благодарности за еще не прожитый день. А одно из самых забавных поверий островитян опять же касается женщин. Так, им запрещено петь во время приготовления пищи. Иначе в мужья достанется старик. Но далеко не все местные свято чтут это правило.

СМЕРТЬ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ ПУТИ…

Есть у балийцев ритуал, от которого бросает в дрожь: публичное сожжение мертвых людей. Причем если бы это действо проходило, что называется, «для своих», – это одно. В последнее время, когда от туристов на Бали нет отбоя, предприимчивые островитяне превратили ритуал в коммерческое шоу. С использованием, разумеется, не бутафорского покойника. Просмотр стоит всего 20 долларов. В них входит собственно нахождение на шумной процессии, возможность лицезреть «виновника торжества», ярко украшенного цветами и подарками, а еще… в 20 долларов иногда включают сухой паек вместо вынужденно пропущенной отельной трапезы. За дополнительные деньги можно самому поджечь погребальный костер. От этого отношение горюющей семьи к умершему не изменится. Более того, деньги могут помочь в том случае, если родственники остались без кормильца. У индонезийцев в принципе отношение к природе смерти другое.

В этом плане цивилизованному человечеству может показаться, что в них еще сильны пережитки племенных верований. Так, на острове Сулавеси у жителей одной из деревень в районе Тораджа сохранился своеобразный культ общения с покойниками.
Раз в три года местные достают из могильных склепов мумии своих эксгумированных родственников, торжественно переодевают их в новую одежду и гуляют с ними по деревне. Ритуал смены гардероба называется «манене». Так вышло, что смерть здесь воспринимается как праздник. Подготовка к похоронам – практически ежедневная радостная суета. «Покойник не мертв. Он просто болен. Ему нужны забота и внимание», – считают балийцы. Умерший попадает в рай, поэтому его тело не должно быть предано земле. Чем выше тело, тем ближе к богам, а потому усопших хоронят вертикально, в прямоугольных саркофагах, выбитых в скале. Подобное зрелище весьма своеобразно. Далеко не каждый турист сможет должным образом воспринять это. Благо путь на юг острова Сулавеси долог и сложен. Иначе ритуальное действо быстро превратилось бы в очередное коммерческое шоу. А ведь это дань многовековым традициям.

…А КУРЕНИЕ – ЛЕКАРСТВО ОТ РАКА

Да-да, никакой опечатки здесь нет. Индонезийцы действительно лечат смертельную болезнь сигаретами. Только, разумеется, не обычными, к которым мы привыкли, а кретеком – смесью табака с гвоздикой. История эта, в отличие от вековых традиций предыдущих «удивительностей», началась совсем недавно, меньше десятилетия назад. На индонезийском острове Суматра нашли женщину, которой, по подсчетам ученых, оказалось около 150 лет. В ответ на вопрос «как же она дожила до такого возраста» дама продемонстрировала тот самый кретек. Его, как выяснилось, еще в 1880 году придумал местный раджа, страдавший астмой и умудрившийся себя вылечить (и тоже, кстати, прожить около ста лет).
Гвоздичное масло издавна использовалось при лечении зубов, а сегодня внародной медицине Азии цветочным дымом лечат различные легочные заболевания. Настоящий кретек – это сигареты без фильтра, сделанные вручную. Хотя некое подобие фильтра есть, но, скорее, эта желтая бумажка – защита сгорающей части от слюны. Самого слова «кретек» до сигарет не существовало. Это даже и не слово, а написанный звук, который слышен при курении. Частички гвоздики грубого помола, сгорая, словно взрываются, поэтому раздается тихое потрескивание («кретек»).
Индонезийцы курят аккуратно, чтобы не обжечься и не испортить одежду. При этом сами они шутят, что их табак – самый дорогой в мире, потому что в его стоимость при неумелом использовании входит мазь от ожогов и новая одежда. Кстати, сейчас производство кретека доросло до больших медицинских центров, услугами которых пользуются граждане многих стран. Среди пациентов числятся и дети, страдающие легочными заболеваниями. Доктора утверждают, что в юном возрасте с помощью «божественного дыма» легче победить смерть. Вольно или невольно насыщая свою жизнь различными ритуалами и обрядами, индонезиец сам по себе словно становится героем какого-то непрекращающегося таинства или легенды. Однако сами островитяне ничего удивительного в своей жизни не видят – так делали их деды, поэтому и они должны так делать. Да и вообще они считают себя идеальными. У них даже легенда об этом есть: решил Бог вылепить из глины человека. Чтобы закончить работу, фигурку нужно было обжечь в печи. Белый человек – это недожженная фигурка, черный – пережженная. Последняя фигурка получилась идеального золотистого цвета. Это и есть цвет истинного балийца...

Автор и\или источник публикации: 

текст Владимир Рутман, из журнала авиакомпании Вим Авиа, фото тоже оттуда


Комментариев : 0

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
энциклоп_дия: