Самоучитель по Индии. Дели, Мэйн базар, 3
Идем по Мейн базару дальше... Пока идем по суженной части – справа будет несколько магазинов музыкальных инструментов. Где-то здесь же и музыкальные CD-диски и т.п. Инструменты – надо по лестнице на второй этаж возле кафе индийского стиля (дхаба), и другой – тоже на втором этаже. Они как-то между собой взаимодействуют - если нет в одном, посылают во второй, но по-моему хозяева разные. Есть еще неплохой магазин муз. инструментов на коннауте сектор G (сектор найдете сами, это почти со стороны Мейна) магазин G-8 (тоже найдете), но там все раза в 1.5 - 2.5 дороже и может быть, что там вообще нет нужного – а на Мейне есть (я покупал кое-что). Кстати, барабанами – но несолидными, маленькими – торгуют на Мейне и вразнос. Торговцы умеют извлекать из них потрясающие звуки.
Также здесь по правой стороне будут магазинчики с ароматическими палочками и т.п. Цены ощутимые, но и палочки очень пахучие. Но имейте ввиду, что дальше по Мейну днем – после обеда - появляется дядечка на велосипеде, который с велосипеда торгует палочками обычными («для ежедневного потребления» - значительно дешевле и в больших упаковках, есть упаковки ассорти, есть – по сортам. Не такие пахучие, но дешевые). Поторгуйтесь, возьмите пару больших упаковок, да еще добавьте уже наполовину проданную – недорого встанет. Вообще, если вы покупаете компанией каждый понемногу чего-то одного, то выгоднее сообща купить сразу много – за опт вам скидка выйдет.
Кстати, очень часто продавец называет цену уже нормальную – тогда не тратьте время на торговлю, это несерьезно.
Иностранцам обычно – но не всегда – называют завышенную цену, потому что именно иностранцы привыкли торговаться и от них приходится этого ждать. Индийцы сами торгуются вовсе не так часто. Им обычно и называют нормальную цену. Да, еще имейте в виду, если продавец – сикх, то он, скорее всего, торговаться не будет, это ниже его достоинства. Цену называет нормальную, не бросовую, но и не задранную. Вообще, чтоб покупать, надо примерные цены знать.
После сужения вы попадете на здоровенную (по меркам Мейна) площадь, простирающуюся вправо.
И вот глядя на визитки, я обнаружил, что на них на всех площадь сия именуется как Six Tools Chowk. От площади отходит Nehru Bazar. В дальнейшем, не доходя проспекта Panchkuian marg она сольется с Ramdwara road (та подойдеть к ней справа). От Neru Bazar влево отходит безымянный проулок, при ответвлении которого можно пролезть в дырку в заборе, чтобы короче попасть на Коннаут.
До площади в узкой части Мейна слева под конец будут магазинчики, где вы можете купить нитки, иголки и пр, еще магазинчики с краской.
Имейте в виду, очень много в Индии продается краски – для постановки тику (на лбу точка или что-то еще нарисованное – полосы. Зависит от ашрама и храма, в котором вам это нарисуют. Впрочем, и сами себе рисуют – это означает… что-то вроде того, что твоя деятельность посвящена определенному божеству или учителю. При этом на скульптуре божества или на его символе или алтаре тоже наносятся знаки и отметы краской… (Кстати, если у вас на лбу стоит тику, поставленная в храме брамином – часто во многих храмах вам, если попросите, брамин ставит тику. Обычно – кладете денежку (вообще-то надо подносить цветы и фрукты, кроме денежки, но я как-то не очень с этим. Если получается - при входе продают – можно купить, а так – я не знаю, где берут. Так вот, если вам поставили тику – встречные индийцы начинают вам радостно улыбаться). Поэтому на рынках вы будете сталкиваться с тем, что целые ряды – это продажа краски.
Перед Холи еще прибавляется продажа краски для обливания друг друга. Если будете попадать на Холи – прочитайте сначала в Интернете про этот праздник и подумайте, стоит ли выходить из отеля. Одежду вы выкинете, фотоаппарат не отмоется еще года полтора-два. И имейте в виду, хотя поливать и посыпать друг друга можно только после полуночи, к детям это не относится, после обеда (как уроки закончатся) предыдущий день на улицах начинают встречаться крашеные собаки и иностранцы, а дети уже крашеные все. И все с приспособлениями для извергания краски и воды. По поводу праздников в Индии я уже писал. Если хотите участвовать – узнайте побольше. А то потом будете обижаться и огорчаться – а сами виноваты.
Если покупаете краску для Холи – уточните, что это именно она. Но многие на празднике пользуются и вредными для здоровья красками. И не только жидкими, но и порошками – им и надышитесь, и всюду попадет.
От площади влево отходит переулок. Сразу после него могут торговать на земле – тоже нитками и чем-то таким. Вообще, торговля на земле и вразнос (это могут быть спальники, фонарики, цепочки, барабаны и все, что угодно) происходит обычно в определенное время и по определенным дням недели. У меня впечатление, что в основном после обеда. Насчет дней недели – не знаю, может как-то связано с пятницей-выходными? Не следил.
Внимание! – флешек у торговцев вразнос не покупайте. Разве что по 10 рупий – для интереса.
Я при этом не упоминаю о магазинчиках, торгующих тряпками и обувками – их постоянно везде полно, поэтому я выделяю только то, что особо интересно, на мой взгляд. Это же касается и лавочек, где торгуют водой, печеньем, еще какой-то едой. Но их больше в боковых переулках – это уже больше для своих. Там и закупайтесь к чаю на вечер.
Предположим теперь, что мы, как только вышли на площадь, свернули налево в переулок. Метров через 20 мы попадем на другую небольшую площадь.
При входе на площадь у нас слева останется небольшой домашний храм – наружный алтарь будет еще в переулке, а вход – со стороны площади. Открыт только днем. Брамина может не быть, но скорее всего его позовут. Очень приятный, проводит пуджу, помогая вам и подсказывая (вы сами тоже участвуете в проведении службы – он подскажет и покажет, что делать. Он ни разу не пытался у меня что-то вымогать. Божеств в храме много, и как-то очень приятно. Я обычно оставлял сотню рупий – можно и больше, уж очень там хорошо. Вернее, вы не брамину отдаете деньги, а оставляете перед одним или несколькими алтарями. Для божеств. Брамин, по сути дела, является частью храма, и часть этих денег будет потрачена для покупки приношения богам (цветы, палочки, краска…) и что-то еще, необходимое для храма, какая-то часть – для самого брамина (еда, одежда…), который, по сути дела, является тоже частью храма, будучи посредником… Это его работа, дхарма. Не могу объяснить, но чувствую это, что это так… Как мне объяснили, храм – жилище бога, и брамин не должен в нем жить. Он может днем прилечь отдохнуть там, но ночью должен спать у себя. В принципе, если очень маленький храм и нет другого жилья, может стоять перегородка, отделяющая храмовую часть от жилой. Но не должно быть совмещения. Так мне говорили. Но я могу в чем-то ошибаться.
Впрочем, можете просто заглянуть в храм, пожертвовать кому-то из богов по 10 рупий. Но здесь, как в некоторых других местах, я чувствовал, что меня учат, как надо вести службу, обращаться к богам… Может, это касается лично меня… Я только пишу о том, что я знаю, как это коснется вас – вам виднее. Хотя в Гоа, например, где я объездил на скутере много храмов, в некоторых я ощущал прямо блаженство, а на другой день брал туда приятеля – и у него чувство было намного слабее. Зато в другом храме его просто прошибло, а меня – не очень сильно. Тут еще многое зависит от момента – первый раз, когда был в Гокарне, был просто до глубины души поражен этим святым городом, все наполнено светом и любовью и святостью. В следующий раз приехал на два дня – все очень спокойно и буднично. А спустя некоторое время одна девушка сказала мне, что в это же время была в Гокарне и тоже, в отличие от прошлых раз, ничего не ощутила. А ее подруга, которая приехала туда спустя неделю, писала ей, что была прямо поражена энергией, которой был наполнен город. Вот так…
Не зря индийцы очень любят выбирать момент посещения святых мест на определенное время – по лунному календарю и пр. Возможно, боги тоже в курсе, когда именно их будут посещать, и к этому времени их присутствие здесь становится наибольшим. Кстати, поклонение, пуджа, восхваление – это для них… ну что-то аналогичное тому, как для нас – пища. Отсутствие этого – своего рода голод, что ли… Очень отдаленные аналогии, полагаю. Все это на совсем ином уровне, вроде как духовное… Но что-то вроде того. Собственно, и в каких-то индийских священных книгах я что-то подобное этой аналогии встречал.
Так, площадь не совсем круглая, вдается влево. Площадь небольшая. Я проходил вперед и чуть левее. Если совсем плотно вправо – там в первом этаже за дверями – храм Кришны. По-моему, он открыт в основном вечером – там кришнаиты часто поют мантры по вечерам. Но брамин здесь – молодой человек – наоборот, хоть и не настойчиво, пытался меня раскручивать. Попросил помочь купить лампочки, чтоб заменить сгоревшие. Потом спрашивал, не могу ли я подарить ему мобильник… (Ну, это многие спрашивают). Но ненавязчиво это все…
В правый переулок я далеко не ходил, шел в тот, который левее. Там сразу, еще на углу с площадью стоят отели. Дальше по левой стороне еще несколько. Я останавливался в том, что подальше, называется Сильвер Палас (Silver Palace). Ценник, в общем-то средний. Было, вроде 300-350-400. Номер, как обычно, двухместный. На одного – дороговато. Из «недостатков» – тараканы. А вот в последний раз никаких тараканов не было. Но зато иногда заглядывала мышка. Оставил ей кусочек банана – вроде, слопала.
На противоположной от отеля стороне переулка, ближе к площади, я покупал симку Водафона. Предупредил, что надо, чтоб работала по всей Индии – так и сделали. Точно не помню, но примерно заплатил 200 – на счету получилось 100. В последний раз – пользовался услугами дядечки, у которого симочная лавочка по той же стороне переулка, но уже практически при выходе на мейн, на углу с Мейном. Детали и вопросы активации симки (больной вопрос теперь) – несколько ниже, в конце текста про Дели. Здесь же лавочки с едой и водой. С этим здесь проблем не бывает.
Теперь вернемся на Мейн на круглую площадь. И встанем так, как шли, не обращая внимания на тот переулок, в который я вас затащил. Замечу сразу, что описал переулок, в котором понравилась гостиница. Если пройти по Мейну подальше – в следующих переулках тоже будут отели – я туда сунулся, но как-то цены не понравились (хотя чуть выше чем в Сильвер Паласе) – а бегать с рюкзаком не хотелось. Вернулся обратно.
На выходе с площади – ресторан на крыше… Вообще, есть несколько ресторанов на крыше и на этом углу вы можете купить свежевыжатые соки – выжимают при вас. А сама площадь, собственно, образуется перекрестком – вправо отходит еще одна базарная улица (в атласе Nehru Bazar, затем переходящая в примыкающую к ней справа Ramdvara road), на карте и в визитках она так и называется. (от нее потом налево отойдет еще безымянная улица, которая потом завернет и выйдет на Мейн. На карте от площади направо тоже идет Nehru Bazar road. Так вот, на ней все в основном – хозяйственное. Ну и кое-что из фруктов и овощей (уже менее на туристов и больше для себя). Ближе к площади – это мыло, туалетная бумага, что-то из тряпок и ниток и т.д. и т.п. Какие-то хозяйственные ведерки, одноразовая посуда (и много- тоже), еще какая-то пластмасса. Это больше слева, а справа – тоже хозяйственные вещи, но больше металлических – ножи и ножики, ложки-вилки. Газовые баллоны. Безмены (только пружинные). В таком вот духе. Уже перед проспектом Panchkuian marg (road) слева будет пара ларьков, торгующих бытовым секондом – старые видеомагнитофоны, кондеи, телевизоры, пылесосы…
На площади вас могут разрисовать хной (не в шутку, а за деньги) так, что мама родная не узнает.
Комментариев : 1
Я бы добавила что по правой
Я бы добавила что по правой стороне напротив за отелем Харе Рама в переулочке есть чудесное агенство Боленатх трэвел, где за нормальные деньги без развода продают билета на все, что можно, включая организованные экскурсии по Дели и в Агру, там и курс доллара хороший.
Затем 2 известных кафе - Самс и Диаманд напротив него, это уже совсем рядом от площади.
Про тилаку и бинди я писала подробную статью , а что то-то путаницы много с этим :)
Напишите отзыв или вопрос