Заметки индомана. Бангалор
Бангалор часто называется Бенгалуру. Иногда и пишется.
Бангалор сильно отличается от Дели. Это промышленный город. Это видно во всем – и в ассортименте рынков, и в обстановке в городе. Я бы сказал, что он отличается от Дели в сторону намного «европейскости».
Утверждение о благодатности бангалорской погоды (он на высоте метров 800, что ли, считается что там намного прохладнее летом, чем в Дели) не подтвердилось – погода была абсолютно такой же, как в Дели. Может, жара чуть легче переносится, если в Бангалоре пойти в парк или в те районы, в которых много зелени. Ну так в Дели тоже есть парки…
Метро в Бангалоре уже начало работать. Запустили, но только на окраине пока было. Зато весь автовокзал раскопали и на надземном переходе даже соорудили смотровую площадку – станцию делают открытым способом. Получается, что Маджестик теперь состоит из нескольких кусков, разделенных стройкой. Какая-то часть басов (по-моему, эксперсс на Сателлайт – тоже) отправляется вообще с улицы). Кстати, слиппер из Гокарны пришел на проспект, соседний с Маджестиком – 20 метров по переулку – и вы выходите к подземному переходу, ведущему на Маджестик со стороны зоны прибытия.
В Бангалоре в одном месте собраны ж-д вокзал, внутригородской автобусный вокзал и междугородний автовокзал Magestic. Последний был сильно перегружен, и теперь ему в помощь создали что-то вроде его филиала Sattellite, расположенного на приличном расстоянии. Автовокзалы в центре здоровенные. С Magestic на Satellite ходит автобус-экспресс – отходит прямо от центральной площади автовокзала со стороны городского автовокзала (противоположной от платформ) (спросите – покажут). Рикши нагло требуют ссылаясь на пробки 200 рупий, рассматривая 150 – как огромную мне скидку (Вообще-то там порядочно, ну пусть сотня. Но у меня с деньгами было не очень-то). На мой взгляд там красная цена – полтинник, ну 60-70. Я был с рюкзаком и пока соображал, что делать, проходивший мимо мужчина возмутился ценами рикш, сказал, что они – типа вроде крокодилы – сказал ни в коем случае ими не пользоваться и показал на экспресс, уже подъезжающий к выезду с автовокзала на проспект, разделяющий междугородний и городской. Я ему махнул – тот остановился – я сел. Даже еще места свободные были. 8 рупий. Нет, 7. А городской автобус до Satellite – 9.
От Satellite (по-моему, они говорят Сателлайт) обратно экспресс найти не проблема – тоже с обратной стороны автовокзала, не с той, где платформы. Туда же и приходит. Автобусы на Тируваномалаи (Аруначала) идут от Satellite (все меняется, уточните в кассах). Думаю, что в Путтапарти тоже. Хотя вообще-то я из Путтапарти приехал в Бангалор, помнится, на Magestic. Нет! Он проезжал мимо Magestic – и я попросился выйти. А он поехал дальше. Уточняйте. Там, откуда они 2 года назад отправлялись, сейчас на Magestic строят метро. На Гокарну – с Magestic. (один рейс в день. Но зато много ходит слипперов, но те, понятно, не с автовокзала). Так, на Путтапарти и по 2014 год отправлялся с Маджестик. Но нужно было перебраться вокруг стройки, обходя ее справа, и податься к дальнему куску Маджестика. Оттуда они и шли (причем первые – очень рано).
Первый раз я поехал на Satellite на городском автобусе с городского автовокзала. Но там может прийти один из нескольких маршрутов (например, у них номер один, но к нему еще буква (вариантов букв много – какие-то из них идут, какие-то не доходят), при этом они отправляются с одной платформы (вообще, там все налажено по уму, просто не сразу уловишь логику, да и в основном все на хинди). Я спросил у проходившей кондукторши (да, в Бангалоре много женщин-кондукторов), как доехать, они показала, с какой платформы и какие маршруты. Я понятно запутался, но пассажиры подсказали мне, на какие не садиться, а когда мой подъехал – усадили на него. Я еще раз уточнил у кондуктора в автобусе (не стесняйтесь лишний раз спрашивать!), попросил мне сказать, когда выходить – обещали, еще далеко, подскажут. Пассажиры указали, где выходить – все абсолютно нормально. В Бангалоре автобусов еще пока много – метро пока нет (уже есть) – и они вполне внятно ходят по маршрутам. Только информация в основном на хинди (или на чем там еще?). Но больше я на рейсовых городских не ездил.
Вообще очень трудно понять даже со схемой расположение вокзалов друг относительно друга и относительно городских проспектов. Карту покупаем или на надземном переходе на городским автовокзалом, или на жд вокзале в ларьке, или на городском автовокзале… В общем, где-то тут. Карты очень неплохие. Я так понимаю, что вокзалы – это не центр города, но в центр я, значит, не ходил – не так много был в Бангалоре, и уставший. Выходим с жд вокзала – вокзал за спиной, перед нами площадь. Прошли площадь, – по подземному переходу перешли проспект – и поднимаемся сразу на надземный переход над городским автовокзалом. Можно пойти и низом, но придется пересекать все проезды автовокзала. Прошли над ним – и либо спускаемся и по земле переходим еще один проспект (между автовокзалами) – либо не спускаемся – и над землей попадаем, вроде, в заднюю часть автовокзала, к месту прибытия. Если я не запутался – там надземный еще и разветвляется.
Туалеты – на обоих автовокзалах – городском возле последнего спуска с надземного перехода на его территорию. А междугородний – если от проспекта по низу идем – слева перед вокзалом. Короче, захотите – найдете. Мужчинам пописать – бесплатно, если чего больше – то ли 2, то ли 5 рупий… Бумагу не дают – помните про туалеты, как индийцы пользуются. Не могу на словах описать все особенности междугороднего автовокзала. Камера хранения тоже есть (не пользовался, часы работы не помню) – проход по левой стороне с площади к платформам. Кассы – с площади надо правее прохода взять – разберетесь, спросите. На Satellite тоже видел камеру хранения, тоже не пользовался, тоже часы работы не помню.
Вернемся на ж\д вокзал Бангалора. С площади входим в него (имеется в виду здание вдоль жд путей. Слева на площади остается еще одно – поперек, но нам туда не надо). Он состоит как бы из нескольких залов, соединенных проходами. (Кстати, на втором этаже вроде имеется что-то типа отеля или хостела – не вникал. Все, что нам надо – на первом.) Если до упора налево – там камера хранения. Я про нее уже писал выше. Вроде, круглосуточная, но это как посмотреть. Очень приятная, приняли без наличия билета, не надо никаких замков-цепочек, все очень толково. Я потом еще два раза сдавал туда вещи на хранение. Короче так, когда приехал из Путтапарти, то перед этим купил там здоровую сумку (про магазин там – отдельная песня, это потом). В нее сложил теплые вещи и еще что-то лишнее (что-то купил в Путтапарти) и сдал… Рюкзак стал в два раза тоньше. На день, пока гулял, сдал и рюкзак. Забрал рюкзак - поехал в Тируван. Приехал обратно, самое нужное переложил в маленький рюкзачок – большой сдал. Погулял. Поехал в Гокарну. Приехал утром – поезд вечером. Оставил маленькую сумку на плечо – рюкзачок сдал. Не помню, переложил ли я ноут в эту сумочку или плюнул на все и сдал тоже… Надоело бродить по городу с рюкзаком… Перед отъездом забрал все, что сдавал. В принципе, я еще что-то подкупил в Бангалоре – я часть вещей теплых явно взял зря на юг… теперь представляю себе, какая там погода в конце марта. Но, например, в апреле в Дели должна была быть уже тяжкая жара – а пошли дожди. Говорят, такого не бывало много-много лет. Я под дожди не попадал, но жара в Дели несколько раз сбивалась – пасмурнело, все шло к дождю – но дождь так и не начинался. (Может, испарялся не долетев до земли?) Однако становилось намного легче и прохладнее.
Так, я отвлекся. Вправо в вокзале есть зал ожидания – на удивление прохладный. В самую жару я возвращался на вокзал и отсиживался здесь. А между залом и камерой хранения – в сторону рельсов – кассы в закутке. Самая левая – для всяких квот. Про форинов может быть не написано – но и для них тоже. Расписание кассы надо смотреть, не помню…Вот, расписание кассы для форинов нашел. Воскресенье 8-14, остальные дни 8-20 часов.
Короче, было жарко, я устал, был я там 3 дня (по одному дню) – утром приезжал, вечером уезжал… За это время я только убедился, что здорово гулять в парке Cubban park . Именно здесь меня пытались развести – сначала разговор о том, откуда я приехал, узнав, что из Путтапарти, мой новоявленный приятель заявил, что он в Путтапарти работал севадалом, (это показалось мне немного странным – не похож он на волонтера), потом стал разговаривать за жизнь, узнав, что я вдовец – стал интересоваться, как я отношусь к сексу и предлагать познакомить с женщинами (я так понял, что имелся в виду бордель. А, может, и нет). Я душевно поблагодарил, но сослался на то, что мне скоро уезжать, а бордель меня как-то не вдохновляет. Это его огорчило и он попросил сотню рупий на автобус добраться до дома – живет на окраине. (За сотню рупий на автобусе можно проехать больше полпути до Путтапарти.) Я ему дал десятку – сказал, больше не могу. За интересное общение – не жалко (этого я не говорил). Он с грустью сказал, что придется ему идти домой пешком (по нему не скажешь, что много ходит пешком, а если он хочет пройти пешком столько, сколько можно проехать за сто рупий – это дня два надо идти). Убедившись, что на жалость я тоже не подсел (вот же, ничем его не пронять!), собеседник с грустью удалился. Хотя я может чего придумал. Может, и правда приглашал в бордель – в надежде заработать на посредничестве, может и правда далеко живет (но за десятку на автобусе доедет). Знаю истории о том, что с иностранцами знакомились, записывались в друзья (несмотря на предупреждение иностранцам этого не делать), добровольно под предлогом дружбы выполняли роль гида и пр., а дня через три начинали слезно просить дать за работу пару сотен долларов. Если иностранец с крепкими нервами, это скорее всего закончится для просителя попаданием в полицию – если до этого момента он не отстанет, в том случае, что я знаю – он дотащился до вокзала, а там его и прихватил полицейский. В полицию в Индии избегают попадать. Видимо, не стоит. Вероятно, такое попадание не свидетельствует о хорошей карме.
Еще можно попросить рикшу довезти до Mahatma Gandi road (чтоб поняли, надо говорить MG road), и либо проехать по ней немного от парка, либо пройтись пешком – вскоре справа пойдут улочки и переулки с зелеными насаждениями (видимо, район побогаче). Там можно приятно погулять. Здесь же есть отели – но дорогие. Здесь же есть free masons hall , сам видел указатель, а где – вам не скажу. Рикша до Махатма Ганди роуд с меня попросил полтинник, но по расстоянию – по настроению – я дал ему семьдесят. Оказалось, ехать прилично. Зато с другим рикшей вышло забавно. Я присел отдохнуть – рикша спросил, куда мне надо (или я его спросил, правильно ли иду). Я от поездки отказался, сказал – гуляю. Тогда рикша, сделав вывод о том, что я дурью маюсь и мне некуда девать время, предложил мне покатать меня по магазинам. Я поблагодарил и отказался. Он стал уговаривать, ссылаясь на то, что мне все равно делать нечего. А ему за это дадут на бензин. Как-то всплыло, что я работаю водителем, и рикша решил, что тут уж он меня точно уговорит. Наверное, если бы не мое отвращение к магазинам, я бы для него согласился. Но я ему объяснил, что магазинов терпеть не могу, артист из меня никакой, и вообще хочу прогуляться до парка. Кончилось тем, что он уже предлагал заплатить мне что-то порядка тридцатки за поездку по 3-4 магазинам на час. Я устоял. А в следующий свой приезд в Бангалор через неделю, я, прогуливаясь в другом месте, снова наткнулся на этого же рикшу. Тут уж он однозначно решил, что это судьба посылает ему подарок на бензин… По моему, во второй раз он уже обиделся.
Но это за жизнь. Вернее, об отдыхе. Теперь о делах. Если надо переночевать в Бангалоре. Выходим из вокзала, проходим через площадь и, не переходя проспект, поворачиваем по нему направо. Через сотню метров будет перекресток со светофором – проспект поворачивает влево, а направо и прямо улочки с односторонним движением (справа – к нам, прямо – от нас). Переходим перекресток прямо – и попадаем на улочку, на которой были объявления о дешевых отелях – я видел, помнится, от 200 рупий. (Этот перекресток в 2014 был перекрыт забором из-за строительства метро.) Отелей довольно много, можно позаходить. Зазывалы предлагали от 100 рупий. От улочки отходят переулки, там тоже. Если от улочки пошли налево по второму-третьему проезду, то вторая или третья улица (пошире) – будет базарная – типа Мейна. Но там совсем другой товар – город-то промышленный. Объяснить трудно, надо увидеть. Инструмент, рулоны сетки от москитов, посуда, металлические изделия. пр… В этой же части довольно много очень красивых мечетей.
Еще об отелях – не только в Бангалоре. На улице может стоять «зазывала» - иногда инвалид, иногда нет. Его работа – перехватить вас и отвести в определенную (-ые) гостиницы. Вовсе не значит, что они будут дорогие или плохие. Вы можете сразу сказать ему, почем хотите заселиться – вполне вероятно, он вам подберет. Хотя может и приврать (окажется, на 50 дороже или гостиница подальше, чем обещал). Он за это получит мзду от владельца. Вернее, вы заплатите лишний полтинник за номер – для него. Этим же примерно промышляют и рикши. Великолепный пример – мое заселение в Ришикеше. На автостанции беру рикшу. Цена проезда – 80, ну пусть 100. Запросил 150 – очень высоко на подъем ехать, бензина сожжем, в общем, уломал, устал я уже. Едем – я заранее знал куда ехать, и сказал ему – в «Грин хиллз». (Номер – 250 рупий). Приезжаем, подвозит к ресепшн – вижу, название – не Грин хиллз. «Это разве Грин хиллз?» - спрашиваю. Нет, но вы поинтересуйтесь, может вам понравится. И старается, чтоб этот разговор услышал подошедший администратор из персонала. Спрашиваю – почем? 400. Дешевле есть? Нет, но вы посмотрите, у нас прекрасные номера…Говорю рикше – вези в Грин хиллз. Переезжаем на другую сторону дороги – а там Грин хиллз. Да, говорят, на три дня номер будет по 250 в день. (потом соседи сказали, что надо было поторговаться – согласились бы по 200. Но на 3 дня – стоит ли возиться). А рикша уже тут как тут – и всем видом показывает, что это он меня по своей инициативе сюда привез, а не я его попросил. Я уже пошел заселяться – а он остался, явно получить свой полтинник. А с отеля напротив он еще бензинчик получит – ведь он привез, несмотря на то, что я хотел в Грин хиллз, они даже разговор об этом слышали, а если они не сумели заинтересовать – это уж они виноваты… А бензина мы не так и много сожгли. И цена на самом деле здесь 80 – за эту цену с удовольствием везут, даже вас одного на тук-туке, как на рикше. А если тук-тук с пассажирами – за 15 (а до первого моста – вообще за 10). Только старайтесь давать без сдачи, а то когда спрашиваешь, сколько стоит – делает вид, что не понял, пассажиры отвечают. А он может постараться пятерку или десятку сдачи зажать. Но это не все так делают. На кого попадете, как и у нас. Иногда наоборот, напомнят, чтоб сдачу взял. Люди разные.
Хотя Бангалор и промышленный город, здесь тоже много храмов. Я толком не успел – не то настроение было.
В следующие раз в Бангалоре был совсем проездом. Слиппер из Гокарны пришел на проспект, который рядом с автовокзалом Маджестик – надо свернуть в переулок (направо) и пройти 50 метров до подземного перехода на автовокзал (который со стороны зоны прибытия) – проблема только в том, что рано утром не узнать проспект, все еще закрыто. Но это можно спросить – не беда. А вот на самом Маджестике теперь полный разгром. Строят метро прямо на его месте, причем открытым способом. Одна из веток надземного перехода заглушена и превращена во что-то типа смотровой площадки – и действительно, прямо грандиознейшее мероприятие. Народ фотографирует. Но в итоге автовокзал Маджестик теперь получается разделен на несколько кусков стройкой. Автобус на Путтапарти теперь отправляется с дальнего куска (если смотреть от жд вокзала, надо обойти стройку справа). Откуда идет бас на Гокарну – не знаю (надо бы спросить). А экспресс на Сателлайт – вроде как откуда-то с улицы (вот спросонок не запомнил, где садились, похоже если обходить стройку справа – то с той улицы). Но это тоже не проблема спросить. И к тому же полагаю, что стройка метро – это не очень надолго. Не знаю, прибавилось ли еще с прошлого раза действующих станций метро.
все фото из Бангалора лежат на
Комментариев : 0
Напишите отзыв или вопрос