Касты воров и дарна
Как для всякаго рода честнаго занятия, так и для воровства, индийское общество имеет особенныя касты, которыя могли-бы служить примером для лучших лондонских и парижских школ по этой части. Дети этой касты приучаются с малолетства смотреть на воровство, как на наследственное ремесло, как на свое законное пропитание. В горах есть целыя племена, весь гражданский быт которых вертится около слов: "воровство" и "грабеж", - племена, живущия в вечной войне с обитателями равнин; но и в равнинах, посреди мирнаго народонаселения, есть свои цехи доморощенных воров, достигших, помощию наследственной практики, до невероятной степени совершенства в своем искусстве. Цыгане, древние выходцы Индустана, и доселе довольно ловкие воры, но они значительно переродились в нашей добродушной Европе, где так легко прослыть порядочным мошенником. Другое дело в Индии: там нескоро добьешься почётной степени между очистителями чужих карманов. Разсказы путешественников о их смелости, наглости и ловкости наполнены изумляющими подробностями. Ни присутствие вооруженных людей, ни высокия стены, ни прочные замки, ничто не может остановить их. Они нередко подводят подкопы под дома, и после продолжительных, трудных земляных работ, выходят в одну прекрасную ночь в желанный дом, и выскакивают, обремененные добычею, в окна, между-тем как привратники спокойно предаются сну, держа под подушкой тяжелые ключи от ворот и дверей.
Нельзя не привести здесь весьма- замечательных слов Варрена о горном племени Билев:
"Все Били избрали воровство преимущественно своим ремеслом, и отличаются замечательною ловкостию. Чтобы проехать безопасно через область, обитаемую ими, всего лучше попросить у них самих конвоя, состоящаго из воров. Заплатив условленную пошлину, вы можете быть спокойны; эти разбойники имеют свои понятия о чести, и ни за что не выдадут вверившагося им путешественника. Но если вы захотите обойдтись без конвоя, то, конечно уже поздно, будете раскаяваться в том и убедитесь, что все предосторожности, какие-бы вы ни приняли, окажутся недостаточными. Например, вы ночуете в палатке: воры прокрадутся в нее незаметно, и оберут ее до-чиста. Чтобы достичь своей цели, они ползают по канавам, по бороздам поля, перенимают сто различных звуков, заглушают воем, подобным вою шакала, шум неловкаго движения или малейший шорох, потом умолкают, и товарищ их отвечает на некотором разстоянии визгом убегающаго животнаго. Тысячью различных легких звуков и прикосновений они делают ваш сон безпокойным, не нарушая его, и заставляют вас переворачиваться с боку на бок, пока не стащат, не разбудив вас, даже самое одеяло, в которое вы завернулись. Если перед дверью палатки спит ваш слуга, один или несколько, даже вооруженных, это обстоятельство ни сколько не заставит отважнаго Биля отказаться от исполнения своего намерения. Только-что вы и ваши люди легли, он уже подкрался к шатру и притаился около самаго полотна, пользуясь глубоким мраком ночи. Биль прислушивается к вашему дыханию, и едва вы заснули, он привстает, проводит кинжалом вертикально по полотну, и в ту же минуту проскользает через это отверзтие в палатку. Он совершенно гол, все его тело намазано маслом; около шеи висит на длинном шнурке роковой кинжал. Он садится около спящаго и начинает с одной стороны складывать его одеяло вдоль, в самыя узкия складки, так чтобы оно занимало наименьшее место. Потом он переходит на другую сторону, и начинает слегка щекотать спящаго. Сонный несколько раз вздрагивает, и, наверно, переворачивается на другой бок, оставляя одеяло за собою. Если он, сверх чаяния, проснется, ему под руку попадается голое тело, скользкое как угорь; но если, к несчастию, он удержит противника, кинжал тотчас метко впивается в сердце; хозяин палатки убит без всякаго шума, в одну секунду, а убийца исчезнет, незамеченный никем. Английское правительство не жалеет никаких пожертвований, чтобы унять это неукротимое племя, оно берет часть этих грабителей на свое жалованье и дает им европейских офицеров, которые, живя между ними, своим личным нравственным влиянием приносят некоторую частную пользу; но одна цивилизация в состоянии изгладить нравы, подобные описанным, а ход цивилизации медлен."
Часто полицейская власть действует заодно с ворами, и тогда путешественник делается жертвою этого мошенническаго заговора.
"По прибытии моем в одну из пограничных деревень Мадрасскаго Президенства, говорит один из них: котвал, деревенский сотский, стал уверять меня, что все окрестности наполнены шайками воров, и убедил, наконец, взять для ночной стражи двух чокодаров или беркандазов (род жандармов). Эти добрые люди не дали мне заснуть целую ночь то перекликаясь, то стреляя из ружей, в знак своей бдительности, и будто для того, чтобы запугать воров; тем не менее, к утру у моих людей не доискалось чалмы и пояса, а у меня пропало охотничье ружье. Дело в том, что мы пустили волков в овчарню. Чокодары обворовали меня, и в-последствии, без сомнения, поделились с котвалом.
Сторожа деревенских общин и богатых владельцев принадлежат обыкновенно к воровским кастам, но, несмотря на то, очень верны и надежны. Их присутствие служит достаточною защитою против воров их собственной касты; а бдительность и опытность их успешно уничтожают замыслы чужих мошеннических каст. В Гуджерате есть сторожа, доведшие до невероятной степени уменье преследовать вора по его следам, которые в стране сухой, особенно летом, для неопытнаго глаза решительно неуловимы. Одному из них поручили отыскать серебряную посуду офицерскаго полковаго общества. Сторож нашел следы вора, шел по ним верст двадцать до ворот Ахметабада, потерял их в этом городе, но нашел опять у других городских ворот. Потом следы изчезли у берега речки, руслом которой вор прошел с версту. Неутомимый сторож отыскал их снова, и следил по ним до самаго убежища вора, находившагося от места покражи в сорока верстах.
В противоположность ворам и для защиты от них, есть касты певцов или бардов, называемых батами и шаранами. В Раджпутане присутствие подобнаго проводника не только защищает целый караван от разбойников, но и освобождает его от таможенных пошлин. В Гуджерате они препровождают значительныя денежныя суммы по таким местностям, где прикрытие многочисленнаго вооруженнаго отряда не спасло-бы сокровищ от хищности разбойников. Порука этих посредников считается необходимою при условиях, заключаемых между разными начальниками и другими важными людьми. Их значение и вес основаны на святости их сана и безпримерной твердости характера. Все они почитаются служителями и особенными любимцами Шивы. Если бат или шаран заметит, что разбойники хотят напасть на него или на его караван, или что тот, за чью верность он поручился, отказывается от исполнения заключеннаго условия, то он объявляет, что будет делать трагу. Если угроза не произвела действия, он приступает к исполнению ея, вонзает кинжал сперва себе в бок, а если и это не помогает, в самое сердце. За кровь, особенно-же за смерть бата, по верованиям Индусов, Шива мстит жестоко и виновному, и его касте, и той области, где случилось преступление. Виновный тотчас делается предметом ненависти, презрения и проклятия всех, а потому и самый закоснелый разбойник редко доведет дело до самоубийства барда, и почти всегда согласится на его настойчивое требование. - Если несколько человек поручились за исполнение условия или за безопасность каравана, то, в случае угрожающей опасности, вся артель поручителей бросает жребий, кому первому умереть. Означеннаго роком товарищи удавливают; потом петля переходит поочередно на всех других, а последний должен заколоться. Барды носят белыя мантии, и особенно часто встречаются при дворах, где в песнях своих они или прославляют, или опозоривают имена витязей, королей и их придворных.
Другой, напоминающий трагу обычай распространен по всему Индустану. Человек, желающий добиться чего-нибудь от вас приходит к вашему крыльцу, держа в руках яд и кинжал, садится на ступени, объявляет себя вашим гостем, и назначив срок, дает обет убить себя, если не исполните его требования. Должники прибегают к подобному средству, называемому дарна (или дерна), чтобы им простили их долг. Не принося с собою ни яда, ни кинжала, эти непрошеные гости, сидя на вашем крыльце, воздерживаются только от всякой пищи, и объявляют о том всем прохожим. Хозяин, не нарушив всех правил благоприличия, никак не может позволить себе съесть что-нибудь прежде своего гостя, и поневоле, наконец, покупает прощением долга позволение не умереть с голоду. Заимодавцы вынуждают таким-же образом деньги у своих неисправных должников; иногда целые полки и отряды солдат делают дарну около своих генералов или туземных князей, пока им не уплатят задержаннаго жалованья.
Чту прикажете делать против подобнаго безмолвнаго бунта, в котором победа решается силою не рук, а желудка?
В Индии распространен еще один подобный обычай, где сражается уже язык, дар слова, но как сражается, судите сами:
"Если кто получил от высшаго обиду, пишет мисс Робертс: неподлежащую законному разсмотрению, он нередко мстит своему противнику только тем, что наймет на базар двух старых баб, известных глубокими познаниями в науке ругательств, сидеть у его дверей: эти ведьмы обладают безконечным запасом бранных слов и расточают их бедному хозяину со всевозможным усердием и без всякой пощады. Поношения не ограничиваются им одним; для бульшей язвительности они распространяются на все его семейство и особенно на мать: нет такой мерзости и позора, которыми-бы не осыпали ея, не обращая никакого внимания, заслуживает-ли она это, а единственно в укор сыну. Пока эти ругательства достигают только соседняго уха, они еще довольно безвредны; но если, Боже сохрани, дойдут они по адресу, несчастный человек погиб совершенно. Если кто-нибудь узнает, что он слышал их, все кончено для него на белом свете. Поэтому, дли сохранения своего достоинства, предмет такого страннаго преследования прячется в отдаленнейшую комнату своего дома, и целый отряд конницы не принудил-бы другаго к такому тесному заключению, в каком держат его мощные языки двух безотвязных старушонок. Чокодары, исправляющие там должность европейских жандармов, не мешаются в подобныя дела; несчастный пленник остается без всякой помощи, и поневоле должен вступить в переговоры с тем, кого обидел."
Н. ТЮТЧЕВ, 1846
Комментариев : 5
А в современное
А в современное время существует подобное деление на касты ворами?
думаю да
в таких закрытых социумах, как криминальный, традиции живут долго. например, в конце 80-х 20 века не смотря на "развитой социализм" у нас на зонах в воровских камерах были красные углы с иконами, мне знакомые следователи рассказывали
но наверняка сказать трудно, господь миловал от таких знакомств
Один мой
Один мой коллега как раз принадлежит к касте разбойников. Три раза мы всем отделом (вместе с ним, разумеется) ездили на природу, и спали в палатках. Вроде ничего не пропало...
Очь интересно!
Простите, ..., вы не представились, не могли бы вы сказать в какой отрасли вы работаете и чем занимается ваш коллега? И где, в Индии и ли гденить еще?
В любом случае поскольку вы пишите по русски, и я предполагаю, вы вы не замужем (женаты) за кем-нить из касты разбойников, ваш коллега очевидно "работает не по специальности" или его каста покинула преступный мир?
Если не сложно напишите еще немного о своем коллеге, если с его слов знаете что-то интересное, пожелуйста
Нашла у Рассела в Кастах центральной Индии указание на то, что некоторые криминальные касты перепрофилировались, например, Ramosi (рамоси) - деревенские сторожа и рабочие, прежде воровская каста
На момент
На момент описывемых событий мой коллега жил в России. Работаем мы в сфере IT. Как я полагаю, в этой отрасли да и вообще в сфере современной, нетрадиционной экономики кастовые различия не имеют большого значения, да и вообще, насколько я знаю, представители криминальных каст в современной Индии давно уже не занимаются криминальной деятельностью и освобождены от особого контроля полиции, под котором они находились в позапрошлом веке. Мой комментарий носил шутливый характер :)
Напишите отзыв или вопрос