Акбар и Джодха
В честь победы над Удай Сингхом, правителем Читора, Акбар совершил свое первое паломничество в Аджмер к мазару (мавзолею) Великого Шейха ордена Чишти суфию Минаудину Чишти. К слову сказать, одна из причин побудивших грозного Акбара завоевать Читор была в том, что Удай Сингх открыто презрительно надсмехался над правителем Амбера (позже город Джайпур) за то что тот унизил себя, отдав дочь в гарем Моголов. К тому времени раджа Амбера был тестем Акбара и его дочь Хира Кунвари стала третьей женой Акбара. В день свадьбы она получила новое имя - Мариам уз-Замани. В некоторых русскоязычных источниках (сайтах) Мариам называют христианкой, родом из Гоа, но я больше склонен верить другим источникам.
Итак – Мариам уз-Замани была раджпутской принцессой из Амбера. Кстати, знаменитое имя Джодха (Джодхабай, Джодха-бай) впервые стало упоминаться только в 19-м веке и ни в каких исторических документах 16-17 веков, включая знаменитые летописи Акбар-наме (биография Акбара) и Тузук-и-Джахангири (биография Джахангира) никогда Мариам уз-Замани не называлась именем Джодха.
Акбар долгое время не имел наследников, все дети, рожденные ему женами, умирали в младенчестве. У Акбара вошло в обыкновение обращаться к членам ордена Чишти с просьбами молиться о наследнике. Во время своего шестого паломничества в Аджмер к мазару Великого Шейха, Акбар решил посетить одного из шейхов ордена Чишти суфия Салима, который в то время жил в деревне Сикри. Шейх Салим предсказал, что у Акбара будет три сына. Вскоре после этих утешительных предсказаний Джодха, дочь раджи Амбера, забеременела, и Акбар, во имя того, чтобы сбылось пророчество, отправил супругу пожить в доме шейха Салима. 30 августа 1569 года там и родился ребенок. Позже, когда он станет императором, его нарекут Джахангиром, но при рождении мальчику дали имя Салим в честь святого шейха.
На фото - дом Джодхи в Фатехпур Сикри -
К шейху была отправлена другая жена Акбара и благополучно родила императору второго сына, Мурада. В 1572 году, когда весь двор находился в Аджмере, на свет появился третий сын, которого назвали Даниялем в честь местного святителя из того же ордена Чишти, в чьем уединенном жилище родился ребенок.
На фото - мавзолей святого суфия Салима Чишти в Фатехпур Сикри. Первоначально мавзолей был построен из красного песчаника и только император Шах Джахан велел облицовать его белым мрамором -
На фото - гробница суфия Салима Чишти -
На фото - каввали рядом с мавзолеем суфия Салима Чишти. На заднем плане мечеть Джама Масджид, построенная Акбаром в честь суфия Салима Чишти -
Рядом с деревней Сикри Акбар решил возвести новую столицу империи – Фатехпур Сикри («Город Победы»). Один из западных путешественников отмечает в своих записках, что «здания времен Акбара и его предшественников похожи на деревянные дома, но выстроены из камня, технические особенности конструкций и орнаментировки в точности те же, что и у мастеров, строивших из дерева в других странах. Индийский каменщик вырубал двери, перекрытия, перемычки, перегородки, перила, балки и даже доски для пола из природного песчаника точно так же, как плотник эпохи Тюдоров резал все это из дуба. Обработанные поверхности он точно так же покрывал резьбой и соединял детали при завершении строительства точно таким же способом, за исключением того, что ему не надо было соединять их при помощи колышков: собственный вес камней удерживал их на месте. Дворцовые здания в Фатехпур Сикри состоят только и исключительно из каменных столбов и плит, с идеальной точностью пригнанных друг к другу».
На фото - Фатехпур Сикри -
Фатехпур Сикри был полностью обитаемым примерно четырнадцать лет. В 1585 году Акбар перевел свой двор в Лахор (Пенджаб), откуда в течение последующих лет совершил три поездки в Кашмир, а когда в 1598 году вернулся в центральную область империи, то направился не в Фатехпур Сикри, а в Агру. Лишь малая часть города у подножия дворца осталась обитаемой. Никогда больше Фатехпур Сикри не повторил короткого периода своего блистательного расцвета.
Ныне Фатехпур Сикри наиболее сохранившийся в мире город-призрак
При дворе Джодха была самой влиятельной женщиной, она имела право издавать свои собственные указы по некоторым вопросам, вела активную торговлю с другими странами. Уже в период правления Джахангира один из кораблей Джодхи, направляющийся в Мекку, был захвачен португальцами. Несмотря на требование Джахангира вернуть корабль, португальцы ответили отказом и это послужило поводом к победоносному походу Великого Могола на Даман.
Джодха умерла в возрасте 80 лет, в 1622 году. Джахангир построил для нее в Агре гробницу, в одном километре от мавзолея Акбара в Сикандре. Место первой дамы империи заняла Нур Джахан, жена императора Джахангира.
На фото - мавзолей Акбара в Сикандре -
На видео трейлер из фильма "Акбар и Джодха"
http://
Мельников Георгий
Комментариев : 10
георгий, спасибо!как всегда
георгий, спасибо!как всегда очь интересно!
Переложила в раздел статей об истории индии
а все таки почему фатехпур сикри был заброшен? Читала версию что из города ушла вода, но вряд ли бы город построили в неблагополучном месте. Злой рок или природный катаклизм?
И то и другое
Считается, что одна из причин - нехватка питьевой воды в Фатехпуре. Однако, я больше склонен к другой версии - политикостратегической.
Акбар ушел из Фатехпура в Пенджаб, чтобы защищать свои границы от угроз неспокойного и сильного Афганистана (откуда пришли завоеватели Индии - Махмуд Гори, Тимур, Бабур- дедушка Акбара, Надир Шах - "Наполеон Востока") и благодаря этому, располагая плацдармом на северо-западе, сумел в течение полувека взять под контроль весь Хиндустан.
Вернувшись он не захотел оставаться в Фатехпуре и перевел столицу в Агру.
Это бывало и раньше: Гийясуддин Туглак построил для себя новую столицу - Туглакабад. Его сын Махмуд построил новую - Даулатабад, но через 10 лет вернулся в Дели и построил столицу Джаханпанах. Фироз Шах Туглак покинул Джаханпанах и построил столицу Фероз Шах Котла.
Хумаюн построил для себя Динпанах, при Акбаре столица была преимущественно в Агре. При Джахангире двор большей частью находился в Лахоре, хотя формально столицей оставалась Агра. Шах Джахан перевел столицу в Дели (Шахджаханабад), Аурангзеб короновался в Агре, но окончательно Агра потеряла свое значение именно при Аурангзебе...... однако, осталась в истории символом любви Великих императоров -
Акбара и Джодхи (Мариам уз-Замани)
Джахангира и Нур Джахан (Мехруниса)
Шах Джахана и Мумтаз Махал (Арджуман Бану Бегум)
очень интересная и
очень интересная и познавательная информация. могу ошибаться, но мне кажется (родилось предположение, гипотеза), что далеко не все правители руководствовались только причинами стратегического характера. я вижу сторону следующую: новый правитель строит новую столицу потому, что преобладает мужское эго лидера. что-то в духе, что он круче, чем предыдущий и строит новую столицу, чтобы еще и это показать. как символ того, что он тоже может это сделать и может лучше.
да, и такое было тоже был
да, и такое было тоже
был обряд даже - новый правитель вступил на престол, отпустили коня, за ним идет войско и завоевывают все на пути, потом коня приносят в жертву и строят столицу нового государства
таких тонкостей я не знала,
таких тонкостей я не знала, но мужское эго мне почему-то сразу во все этой истории с переносом столиц увиделось
не понимаю какая разница -
не понимаю какая разница - фатехпур сикри и агра рядом, если бы столица была перенесена ближе к границе было понятно, а так...
шейх Салим и Тансен
Шейх Салим умер за год до окончания строительства мечети Джама Масджид в Фатехпура, а последний год процветания Фатехпура умер великий Тансен, занимавший должность главного музыканта при дворе, чье творчество боготворил Акбар. Для Акбара город потерял свою мистическую силу со смертью шейха Салима и великого Тансена, да и наскучил ему геометрчески изысканный Фатехпур. Государственные дела требовали от Акбара большего присутствия в Форте Агры - до Фатехпура 40 км туда сюда не наездишься, понятно что трафик в те времена был не то что сейчас, но все же...
На фото - Форт Агры
Кстати, про Удай Сингха. Благоразумно оставив Читор, Удай Сингх основал город Удайпур, ставший чуть позднее столицей Мевара и сохранил за собой право называться оплотом индуизма в Северной Индии
мда, смерть духовного
мда, смерть духовного наставника веский аргумент для людей того времени, я не знала просто
Почему-то во всех
Почему-то во всех публикациях отмечается, что принцесса Джодха была буддисткой. Если она на протяжении всей своей жизни поклонялась Господу Кришне, то Будда как-то не вписывается в рамки её религии. Это так же как православного христианина назвать католиком.
В этой статье о религии не
В этой статье о религии не упоминается вообще.... Вообще откуда следует, что Джодха была преданной Кришны?
И очень странно соотношение индуизма и буддизма в сравнении с различными направлениями христианства. Вы в курсе, что буддизм, так же как ислам - это мировые религии, а католицизм, православие, протестантизм и прочие - это школы или ветви или секты христианства?
Напишите отзыв или вопрос