Край света. Каньякумари
Все происходит прямо сейчас
Шли по торговой улице в Каньякумари.
Махашиваратри вроде (Великая ночь Шивы), а народ не особо рвется праздновать. Улица украшена, музыка гремела весь день, а тут вечер, и обычная жизнь.
Торговцы продают свой товар, гуляют приехавшие встречать рассвет на краю земли.
И вдруг среди лавчонок – маленький храм. Мы ходили в этом месте раз пятьдесят и его не видели. Зашли и буквально провалились в другое измерение. Сильно накурено благовониями, жара от горящих свечей, идет пуджа. Энергетическая насыщенность колоссальная. Стоишь и напитываешься светом как губка.
В Индии часто так. Живешь, перемещаешься и словно попадаешь в разные комнаты с разной реальностью.
Пошла узнавать в Колламе вовремя ли приходит поезд – пришла к забастовке. Стоит толпа полицейских, люди с флагами сидят прямо перед вокзалом, микрофоны, колонки – все, как надо. Постояла, посмотрела, послушала, вернулась обратно к нашей лавочке и рюкзакам.
Все решено
В храм богини-девственницы в Каньякумари мы попали под вечер. Весь день собирались, хотели там посидеть, подумать, позагадывать, - получилось иначе. Пришли, нам говорят – пять минут осталось. Давай-давай! Чало-чало!
Едва успели спрятать тапки в сумки, - есть риск остаться без них, если разуться у храма, - и прошли. У индийцев во всех людных местах выстроены огороженные коридоры, ибо этот народ не умеет стоять в очередях. Или передавят друг друга, или разнесут постройку в хлам. Идет впереди несколько мужчин без рубашек (такие правила в этом храме), за ними мы. Чало-чало!
Храм очень старый, на каждой колонне – женские статуи, в сложенных лодочкой руках налито масло – если вставить фитиль, получится масляный светильник. Пол тоже в масле, идти босиком по нему странно.
Чало-чало! Квикли!
Встали. Мужчины впереди, мы за ними. Тихо, жарко, полумрак. Ничего не понятно. И тут звуки «рога», барабанная дробь. Почти в марафонском темпе пробежали музыканты, за ними служители храма с паланкином, на котором должна восседать богиня. И так трижды – они обходили храм. В конце ритуала почти прибежал человек, который вылил на алтарь рис с маслом и высыпал бутоны цветов.
Опять толчок в спину: квикли! Чало!
Нас пустили в святилище, по всей видимости, мы видели ритуал арати – священного огня. После него надо было положить монетку на поднос.
Квикли! Тут стой.
В следующем зале стоял пустой трон богини. Пространство вибрировало от глухих барабанных ударов. Готова поклясться, что богиня там была. Достаточно серьезная дама, несколько удрученная своей миссией – остаться девственницей, чтобы порешить демона.
Опять толчок в спину: квикли!
Всем поставили красную точку на лоб (тилаку) – знак того, что мы посетили храм и пуджу, и мы оказались на улице.
Один у меня остался вопрос – куда же они так торопились?
ОМ
В храме на острове есть место для медитаций. Полутемный зал, подсвеченный знак «ом», с определенной частотой мужские голоса поют этот звук. Садишься на пол и медитируешь. Я сидела, смотрела на ом. Потом глаза закрыла, и даже понять ничего не успела. Тело тут же качнуло, спина выпрямилась, пошел поток.
Оленцова Наталья
Комментариев : 9
Это был звук раковины, а не рога
:-)
ага...:)
Юрий, Вы кстати случайно не знаете как называются эти ритуальные раковины в южной Индии или вообще в Индии
Я одну такую раковину привезла из северной Индии, торговка-тибетка сказала, что это тум, люди вокруг подтверждали название, но название очень уж тибетское, на хинди не похоже
Раковины бывают разной формы,
поэтому называются по разному. Специального общего названия нет, кроме пожалуй, слова "шанкха", означающего на самскрите "раковина". Раковина является атрибутом Господа Вишну, и используется для поклонения Ему. О раковине тоже есть своя история. Та самая раковина, которую держит Господь Вишну в одной из 4 рук, называется Панчаджанья. Она же упоминается в Бхагавад-Гите - Господь Кришна подул в неё на боле боя, перед сражением. История о том как эта раковина попала в коллекцию к Господу Кришне, сообщается в 10 песне Шримад Бхагавата Пураны: "Два Господа отправились в это место на колеснице и приказали океану вернуть мальчика. Но бог океана сказал, что его похитил демон Панчаджанья. Кришна нырнул в воду, убил жившего там демона, но нигде не нашел мальчика. Господь взял Себе на память его тело в виде морской раковины и решил пойти в Самьямани, дворец Ямараджи. Прибыв к царю смерти, он затрубил в раковину. Услышав тот звук, Яма появился перед Кришной и Баларамой, почтительно поклонился и оказал Им достойный прием. Ямараджа сказал: "О Господа, как я могу послужить Вам, пришедшим в облике обычных людей?" Узнав о желании Их учителя, царь смерти немедленно выполнил его. Так божественные братья вернули Сандипани Муни его сына".
"Пойгай, также Пойхей — вайшнавский тамильский святой, принадлежавший к группе поэтов-подвижников альваров. Пойгай считается одним из самых древних альваров — предположительно, он жил в VII веке. Согласно легенде, Пойгай родился в деревне неподалёку от города Канчипурам. Приёмные родители нашли младенца у пруда в храме Вишну. Некоторые вайшнавы считают его воплощением Панчаджаньи — божественной раковины Вишну. Пойгай считается автором 100 гимнов, вошедших в сборник «Дивья-прабандха»."
про раковины
спасибо за экскурс, я имела в виду местное название шанкхи, я только их видела в храмах, не знала, что используются еще и другие виды раковин
В храмах
со строгим стандартом - используется именна та раковина, что на фотографии. Раковины с похожей но другой формой, используются иногда в остальных местах. Для того чтобы можно было использовать раковину для поклонения в храме, она должна быть совершенно белой.
спасибо
за пояснения, не думала, что даже цвет имеет значение :)
Поэтому,
чтобы повысить покупательский спрос, торгаши отбеливают и даже красят розовые раковины. Качество раковины это не улучшает, зато улучшает цену.
вот ведь :)
у меня видимо не прокрашенный вариант, местами только белая снаружи, внутри зато нежно розовая, правда поскольку я не знала, что вся прелесть в белизне даже и не думала прицениваться по этому принципу, да и цену уже не помню, куплена ракушка была 10 лето тому. все равно красивая и гудит красиво, только научиться было сложно в нее дуть, зато звук стоит того, что бы мучиться :)
Каньякумари
Храм в Каньякумари не просто очень старый. Мне местные в прошлый раз рассказывали, что когда случился тот ценами, что снем половину туристической Шри Ланки и Таиланда волна разрушила много домов и было много жерты, но эта самая волна перепрыгнула через храм и его стены, совсем их не задев
Хе, ну скажем так было несколько не так с входом, ну да ладно :)
На самом деле мы с тобой попали на церемонию отхода богини Кумари ко сну, если помнишь небольшой золоченый ковчег вокруг святилища носили, так вот это ее постель как раз была. Так что смысл церемонии в том, что бы верующие пожелали Богине спокойной ночи и наоборот она их благословила.
Перед ритуалом она восседала на пьедестале перед святилищем и давала верующим даршан. После обряда ковчег унесли в гарбхагриху и закрыли ее, что бы спящую богиню никто не тревожил.
Прелесть даже любительской индологии в том, что понимаешь че вокруг тебя в Индии происходит :)
Напишите отзыв или вопрос