Об Индии и индийской культуре, самостоятельных путешествиях по Азии и пути к себе

Непал: 100500 раз «Намасте!» или трек на Гачок

Самая плохая, на мой взгляд, погода для трека – это проливной дождь, который «радовал» нас своим присутствием 2,5 суток.
Роял-трек, похоже, накрывался «медным тазом» из-за капризов погоды, но мы с Мистером Икс решили следующее: погода обещала быть пасмурной с минимумом осадков, поэтому мы отправимся в двухдневный трек, на Гачок. Таким образом, нужно было оставить все вещи в отеле, взять с собой только городские рюкзаки, с самым необходимым, и, с утра пораньше, двинуться в путь.

Моя треккинговая обувь все еще была сырой, поэтому поверх носков пришлось одеть бахилы. Небольшое отступление-совет: старайтесь брать для трека бесшовные носки (!), во избежание любого маломальского дискомфорта.

Поймали такси рядом с отелем и поехали к отправной точке. Дорога была живописна до безобразия, а одна из белоснежных вершин Аннапурны, то пряталась за холмами, то снова представала нашим взорам. Водитель привез нас в тибетскую деревню Таши Палкель Кемп (так мне написал ее название монах) и высадил недалеко от буддийского монастыря. Его яркие краски привлекли наше внимание и мы, конечно, зашли во двор.

Монастырь был закрыт. На его территории были две небольшие ступы, перед ними огромный молельный барабан, вокруг которого, как раз в момент нашего прибытия, кружила бабуля. За самим монастырем находится что-то вроде общежития для монахов, небольшая толпа которых чуть поодаль устроила перекус. Пока мы озирались вокруг, один из монахов, бросив свой перекус и допивая сок, подошел к нам.

DSC_0428.JPG

- Хотите посмотреть изнутри? – спросил он.

- Хотим! – ответили мы.

- Только не фотографировать, - предупредил монах.

Он сбегал за ключами, открыл нам двери, и мы, предварительно разувшись перед входом, вошли внутрь. Алтари с подношениями, портреты учителей, которых монахи очень чтят и отдают им дань памяти, молельные места, барабаны и много всего интересного внутри, но то, чем по-настоящему гордятся здешние монахи – это мощи 14-го Далай Ламы.

DSC_0435.JPG

Сам монастырь относительно новый, точнее само здание. На его месте ранее было все по-другому, а потом кто-то решил, что для такого места нужно новое здание. Так рассказал нам Таши, монах, что провел для нас эту небольшую экскурсию. В конце нашего визита, он немного рассказал о себе. Таши 23 года, он лучезарно улыбчивый и от него веет добром и миром. Родители отдали его в монастырь, когда ему было 5 или 6 лет. С тех пор (и до конца своих дней) он здесь и даже не представляет себе, что все могло бы быть по-другому.

Мы попрощались с Таши и отправились туда, откуда должен был начаться наш трек - Хьямджа (надеюсь, произношение верное, Hyamja). Погода явно не соответствовала обещанной: дождь давно перестал пугать нас мелкими брызгами, из-за облаков показалось солнышко и в куртке становилось жарковато. Мы топали по дороге, периодически отходя на обочину, чтобы пропустить проезжающие мимо автомобили.

Холмистая местность, местами встречающиеся водопады, рисовые поля, домашний скот, небольшие аккуратные домики, обилие зелени и всевозможных цветов вокруг и огромные яркие бабочки, размах их крыльев достигал 15-ти сантиметров. Таких «гигантов» я еще нигде не видела. Наверное, на меня смотрели как на ненормальную, когда я стала «охотиться» за бабочкой, дабы ее сфотографировать. Но когда Мистер Икс, глядя на меня, начал делать то же самое, это было еще более странно.

Мы дошли до места (Хьямджа), я обратила внимание, что местные жители активно выходят во двор и начинают заниматься постирушками и мытьем. Стирка происходит в «канавках» возле дома, либо около дороги, либо возле колонки. «Канавки» сделаны из бетона или гладкого камня. Поверху, как правило, расположен плоский камень, на который кладется белье и намыливается.

В этот день, с раннего утра и до позднего вечера, в каждом проходимом нами населенном пункте проходило реалити-шоу «большая стирка». Только потом до нас дошло, что это напрямую связано с тем ливнем, что не утихал 2,5 суток. Сушка белья – это тоже довольно интересное зрелище. Белье сушиться везде: на заборе, на крыше, на дровах, на траве, в общем, на чем угодно и где угодно.

Мы с Мистером Икс дошли до нужного нам поворота и отправились из Хьямджи восвояси. В сторону холма, на сам холм и далее по маршруту. Раскинувшая свои просторы мать-природа поражала своими красотами. Неописуемо чистый воздух, ярко-голубое небо, белые дымчатые облака укутывали вершины холмов, местами обнажая их пики. Рисовые поля спускались террасами вниз, изредка перемежаясь с небольшими участками леса. Внизу бурлила река, омывая огромного размера валуны и остатки строений на берегу, напоминающие гхаты. Мы шли по дороге, с одной стороны которой был обрыв, а с другой заросшая зеленью скалистая порода, и я не знала к чему отнести этот рельеф, то ли к скалам, то ли к холмам, то ли к утесам.

DSC_0457.JPG

Нас обогнал микроавтобус, из него высадились трое французов и пятеро портеров. Французы были «вооружены» треккинговыми палками, за их спинами были рюкзаки. Они бодро потопали вперед. Портеры, груженые плетеными корзинами, набитыми всякой всячиной, пошли за ними. Зрелище довольно забавное, ибо портеры были одеты, например, в классические брюки и кроссовки, или в классической модели туфли, которые явно были на несколько размеров больше.

DSC_0465.JPG

Стало совсем жарко, я сняла курку. Мы следовали за французами на коротком расстоянии, то спускаясь, по поднимаясь по крутому склону. Впереди показалось плато, а внизу мост через реку. Далеко впереди, на обочине дороги находился барак, который, как оказалось, был придорожными кафе и магазинчиком. Здесь наши дороги с французами разошлись: они отправились далее по своему маршруту, а мы – свернули вправо и стали пускаться к реке. Местами было грязно и сколько – последствия ливня. Но нам нужно было перебраться на другую сторону.

DSC_0468.JPG

Подвесной мост привел нас к нескольким домикам. Судя по виду вялящейся на солнце рыбы, обилию снастей и сетей, характерному рыбному запаху, пропитавшему все вокруг, здесь жили рыбаки. Нас выбежали встречать дети и собаки. Поздоровались и пошли дальше вдоль плато, утеса, вниз к реке. Проходили мост. Позабавило: чтобы на него попасть, нужно залезть вверх по обычной сколоченной из деревяшек лестнице.

Дальше дороги не было, путь пришлось продолжать по камням, что рассыпались по берегу реки. Хотя, по сути, у реки даже берега не было, обрывистые склоны спускались сразу к воде и, если вдоль нее была каменная кромка, мы шли по ней. Если же ее не было, то приходилось карабкаться по склону, держась за выступы. Перчаток у нас не было, а в таком месте они бы не помешали. Когда испытание обрывистыми склонами закончилось, началось испытание валунами. Пришлось взбираться на эти огромные камни, некоторые из них были острыми, другие – скользкими. Риск сорваться и что-то себе повредить был очень высокий. Особенно, когда за спиной тащишь n-ное количество килограмм. Именно тогда, карабкаясь по валунам, я поняла, что местное солнце высушило мне обувь, дальше можно было идти без бахил. Голову пекло тоже довольно сильно, такую погоду нам не обещали, поэтому мои кепка и бандана остались в гостинице. Пришлось повязать на голову запасную футболку, в таком виде весь день и проходила.

DSC_0475_0.JPG

Вода была злая. Бурлящий поток норовил захлестнуть все, что может оказаться в его владении. Температура воды достаточно низкая. Брызги приятно охлаждали. Река вывела нас к рисовым полям. По ее берегам раскинулись зеленые просторы колосящегося риса. Нам снова нужно было перебраться на другой берег, когда возник вопрос о том, как это сделать, мой попутчик-экстримал сказал:

- По камням.

DSC_0480.JPG

DSC_0481.JPG

DSC_0488.JPG

Действительно, теоретически, это было возможно. Но было много «НО»! Течение очень сильное, мой вес в два раза меньше, чем вес моего попутчика. Меня легко могло сбить с камня течением, к тому же мокрые камни – скользкие, и мы не знали глубину. Если бы такое произошло, то, как бы я выбралась из воды, если не умею плавать?! Расстояние между камнями. Рост моего попутчика почти 2 метра, мой – 1,60 см. Соответственно, он мог спокойно перешагивать с камня на камень, а мне пришлось бы прыгать, что увеличивало риск (в самом худшем варианте) расстаться с жизнью, утонув в бурлящей пучине.

Попытавшись воплотить идею попутчика перебраться на другой берег, в жизнь, поняв, что это слишком опасно и ничего из этого не выйдет, я сказала, чтобы он подождал меня, и побежала вдоль реки. За поворотом, я обнаружила прятавшийся в траве бамбуковый мостик. Именно по нему мы и перебрались на другой берег.

DSC_0490.JPG

Далее наша дорога шла исключительно вверх. Присели ненадолго отдохнуть на остановке, местные жители атаковали вопросами «кто такие», «откуда», «куда». Мы ответили. Подошла бабуля с внуком, грызущим гуаву, и угостила гуавой нас. Мои, и без того болтающиеся (из-за сброшенного веса) на мне, треккинговые штаны отвисли еще больше после того, как я набила фруктами карманы.

Дошли до деревни. Я увидела колонку и, помыв гуаву и почистив, стала ее есть. Это зрелище увидел местный житель, он спросил, нравится ли мне фрукт и, получив утвердительный ответ, повел нас к себе в сад и нарвал нам еще гуавы. От него мы и узнали, что пришли в Гачок. Дальше можно добраться до деревни Верхний Гачок и мы пошли туда. Времени было чуть больше полудня и нам было не ясно, почему этот трек растягивают на два дня, когда мы прошли его меньше, чем за полдня. Забегая вперед скажу, что в Гачок есть два пути, и мы шли по короткому.

DSC_0500.JPG

Если кто-нибудь когда-нибудь спросил бы, что мне понравилось больше всего, я бы ответила, что это были этнические деревни и их жители. На протяжении всего пути (туда и обратно), мы говорили «Намасте» и нам говорили «Намасте». В какой-то момент у меня начало сводить скулы от того, что улыбка не сходила с лица. В деревнях живут удивительно добрые люди. Когда у меня закончилась вода (я умудрилась за несколько часов выпить полтора литра) и я, подойдя к деревенской лавочке, спросила:

- Пани?

Мужчина закивал головой и вынес мне ковш воды. Человек просто хотел помочь, напоить, он не думал о том, что я хочу купить воду. Пришлось пояснить, да так, чтобы не обидеть отказом, ибо я не хотела пить предложенную воду.

Женщина, маленькая и худая, несущая 50-тиколограмовый мешок сахара за спиной, оказалась пожилой, когда я обогнала чтобы посмотреть на нее. Шагая позади, я думала, что передо мной идет молодуха.

Конечно, присутствие в деревнях туристов было видно. В одной из сказок была дорожка из хлебных крошек, здесь же – дорожка из фантиков и прочего мусора.

DSC_0512.JPG

Посетив Верхний Гачок, мы поняли, что устали, идти больше было некуда, решили вернуться в Покхару. Не доходя до реки, встретили мальчика, который узнав про наши лазания по валунам, сделал большие глаза и сказал, что есть другая безопасная дорога, через новый мост. Мы пошли за ним, по дороге немного поболтали, перешли реку через новый мост и он, махнув рукой, указал нам направление на Покхару. Мальчик, конечно, хотел как лучше, но получилось, что сделал только хуже. Он отправил нас по длинной дороге и до Покхары мы добирались в два раза больше, чем, если бы возвращались туда, откуда пришли. К тому же, идти приходилось все время вверх, подъемы были нескончаемые.

Обратно, дорога была менее живописной, в основном - рисовые поля, изредка встречались придорожные кафешки. Сделав привал, мы стали считать расстояние и пришли к выводу, что «намотали» на своих двоих как минимум 30 км. До Покхары оставалось еще 8 км, с учетом подъема, часа за 2,5 мы должны были добраться.

DSC_0513_0.JPG

DSC_0516.JPG

Как-то незаметно для нас самим мы оказались в пригороде Покхары. Там очень много домов, которые мне напомнили особняки Дехрадуна. Я их называю «буржуйскими». Следуя мимо, и думая о том, что в таких домах наверняка живут богатые непальцы, поняла, что сильно проголодалась. Большим счастьем, на тот момент, было добраться до автовокзала и зайти в местную едальню, которая была больше похожа на большую палатку.

Дешево поели и пошли в Старый город. По дороге увидели музей, зашли на территорию, музей оказался закрыт, было слишком поздно.

Мой попутчик нашел информацию о каком-то интересном храме в Старом городе и хотел его отыскать. К сожалению, к тому времени, когда мы добрались до Старого города, наступили сумерки. Идея искать храм в потемках никого не прельщала, поэтому мы, после визита в местный супермаркет, впервые за много часов, плюхнулись на сиденье такси и расслабили ноги. Нас повезли в отель.

Время путешествия: 
осень, 2013
Автор и\или источник публикации: 

nessa-05


Комментариев : 7

Странно как, что в буддийском

achadidi аватар

Странно как, что в буддийском монастыре просят не фотографировать... обычно буддисты в отличие от прочих позитивно к фото относятся, везде, где была по крайней мере - Индия, Непал, Таиланд....

Да, вот и верь погодным сайтам после этого. Впрочем в Черрапунжи (самое мокрое место в мире) народ тоже ездит :) туристы, то есть. Жаль, конечно, и фотки темные получились, хорошо, что вообще получились, правда.

Несса, кстати, есть старый туристический способ держать ноги в тепле и сухости, 2 пары носков, между которыми и сверху одеваются пакеты.

уж не знаю почему, но фото

уж не знаю почему, но фото запретили. к тому же, как сказал мне мой попутчик, монахи не имеют права прикасаться к женщинам. дело в том, что мы с Таши обменялись рукопожатием. но я выяснила, что это зависит от направления буддизма. так что это не везде так.

фотки тут, как и вьетнамские впрочем, получились, как засвеченные. и это при том, что были перепробованы все режимы. такое уж там солнце. тут кроме специального объектива нечего не поможет. но у меня его нет.

для сухости брала не пакеты, а бахилы. на будущее обязательно обзаведусь безшовными носками, ибо потеряла ноготь. как мне сказала моя подруга, пересматривая фото, что их можно ставить на рабочий стол вместо обоев))) природа шикарна, не могу не согласиться.

Природа да... :) Да, знаю,

achadidi аватар

Природа да... :)
Да, знаю, что вообще буддистам не рекомендуется с женщинами тусоваться, монахам то есть. В хинаяне, которая тхеравада, вроде как монахи вообще касаться женщин не могут, в Таиланде такой буддизм, а в Непале вроде бы нормальный.

Так все таки было солнце или 2,5 дня дождь?
У меня первый треккинг по Гималаям тоже был под дождем, так что очень хорошо понимала и про бахилы, и про остальное :) у меня вообще тогда даже представления не было что такое трекинг и что такое Гималы :)

один практикующий буддист

один практикующий буддист поведал мне, что в дзене, например, нельзя прикасаться к женщинам. да сама практика там гораздо более жесткая.

2,5 дня лил дождь. про наши похождения под дождем вы читали в предыдущем рассказе. на третий день мы решили отправиться в трек. прогнозировали пасмурную погоду, но прогноз не сбылся. была жара и солнце буквально за пару часов высушило мою обувь, пекло жутко. если бы не крем хималаевский, сгорела бы. но постоянно подниматься - это изматывает.

Ну, так треккинги вообще это

achadidi аватар

Ну, так треккинги вообще это вверх и вниз :) Впрочем не знаю что лучше под дождем или в пекло, оба плохо :)

Про дзен я не знаю, а вот в Дхарамсале монахи очень активно общаются с прихожанками-женщинами. В одном ваджраянском, который еще зовут тантрическим буддизмом, монастыре монахи со мной не обнимались конечно, но очень даже дружелюбно общались, не шарахались.

ну уж! посмотрите на фото,

ну уж! посмотрите на фото, где запечатлен бамбуковый мост. вот по таким камням, возможно, пришлось бы перебираться. короче экстрима хватило)

....да, бывало и ручеек после

achadidi аватар

....да, бывало и ручеек после дождя вброд перейти могла только если меня с 2 сторон держали за руки, что бы не унесло

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
акклиматиз_ционный: