О некоторых местах в Кедарнатхе.

Многие интересующиеся индуистскими святынями слышали или читали о главном храме Шивы в Кедарнатхе, потому я упомяну лишь одно из многих своих там ощущений – прижав ладонь к каменному лингаму, очень трудно было ее потом оторвать...
А подробнее я напишу о некоторых «местах силы» в Кедарнатхе и окрестностях.

Пошли мы прогуляться на священное озеро Гандисаровар, расположенное в шести км от Кедарнатха. По пути остановились у красивого водопада (не могу пропустить ни одного водопада, если есть возможность в нем искупаться). В этом, правда, не получилось – камни очень скользкие, слишком был велик риск навернуться с высоты нескольких метров.

Вот у этого водопада мы и встретили двух человек, идущих нам навстречу. Остановились, перебросились парой слов. Ребята оказались сибиряками, путешествующими по местам силы. Сейчас они спускались с озера Гандисаровар, где провели сутки (у них с собой палатка была). Сказали, что озеро – очень сильное место!
Дошли мы до него.
И правда, берега этого маленького зеленого озера показались необычными по ощущениям. Чувствовалась какая-то затаившаяся мощь. Все более-менее ровные площадки уставлены каменными пирамидками.
Но энергия этого места мне показалась несколько чужой, потому свою пирамидку выстроить не захотелось. Не знаю точно, с какой стороны на Кедарнатх пришел сель, разрушивший больше половины города. Не удивлюсь, если с перевала, расположенного сразу за Гандисароваром…

Потом внизу, в Кедарнатхе, я опять встретил одного из этих ребят, и он мне показал камень на склоне, сказав, что это «камень силы». Также посоветовал не пропустить маленький храм с живой водой на окраине города, стоящий практически под тем «камнем силы».

В храм мы сходили, познакомились с его служителем, который, затушив окурок с марихуаной, ударил себя в грудь и гордо сообщил, что он – нага-баба. Одежды на нем, правда, было немало))
На следующее утро я решил сходить на скалу Бхайраву и к этому камню. Выйдя на рассвете на улицу, ведущую к главному храму, надолго остановился полюбоваться открывшейся картиной – заснеженные горы сзади храма - потрясающе красивая картина! Обойдя затем храм, вышел на забетонированную дорожку, поднимающуюся к Бхайраве.

Начитавшись о том, что с этой скалы в своё время спрыгнули многие десятки тысяч индусов в попытке остановить колесо перерождений, я ожидал каких-то необычных ощущений от этого места. Мне хотелось встать там на краю и посмотреть на окружающий мир именно с этого КРАЯ…

Встал. Посмотрел. Действительность в который раз разочаровала)) Никаких особых ощущений не появилось. Более того, как место для самоубийства оно вообще разочаровало – для того, чтобы гарантированно самоубиться, нужно было постараться прыгнуть посильнее, чтобы попасть подальше на каменную плешь. Да и приземляться лучше головой. Если же они прыгали просто так, закрывши глаза, то вероятность не убиться, а просто покалечиться – 50 на 50 – скала достаточно невысокая.
На плоской площадке этой скалы расположен каменный лингам в форме холки быка, похожий на тот, который в главном храме, только менее крутой. Весь он выкрашен красным и желтым порошком, весь в масле, украшен цветами.

Постояв там какое-то время, двинулся вверх, к камню силы. Большой черный камень площадью примерно 15-20 кв.метров виден издалека – на фоне неяркой низкой травки резким пятном выделяется сочная зелень зарослей папоротника, а в центре этого пятна – он, камень.
Дойдя до папоротника, остановился в удивлении – всё это пятно было окаймлено полосой изморози шириной сантиметров в 20. Специально прошелся вправо-влево. Да, полоса покрытого инеем папоротника смыкалась, образуя почти правильное кольцо с центром – камнем.

Дошел до камня, который окружало еще одно кольцо – теперь это были низенькие рододендроны. Они уже почти отцвели (октябрь), но немного беленьких цветочков еще оставалось, и пахли они одуряющее приятно!

Сел на землю, прислонился спиной к камню… Чем дольше я там сидел, тем всё больше возникало ощущение, что я теряю вес, раздуваюсь как воздушный шар и вот-вот уже полечу! Поднявшись, я побежал вниз. Именно побежал, прыгая с камня на камень. Легкость в теле ощущалась необыкновенная!

Захотелось опять зайти в маленький храм. Храм этот необычный – он без дверей, и хоть и посвящен Шиве, но перед входом отсутствует обязательная фигурка Нанди. Вход – на уровне земли, но когда входишь, нужно спуститься на несколько ступенек вниз. У противоположной входу стены, за низенькой оградкой – опять каменный лингам продолговатой формы, как в главном храме и на вершине Бхайравы.
На нем – одна цветочная гирлянда, и больше ничего. Прямо посредине помещения – пустая квадратная яма со сторонами примерно метр на метр и глубиной в полметра или чуть больше. Я начал обходить эту яму, как вдруг в ней появились пузыри! Оказывается, она не пустая, она вровень с полом заполнена водой такой прозрачности, что я ее и не заметил, пока в ней не поднялись пузыри!
Сибиряк говорил, что ровно через каждые две минуты со дна вырываются два пузырька. Потом еще я где-то прочитал, что пузырьки появляются, если сказать вслух «Буль».

Баба не разрешил дотрагиваться до этой воды руками. Взял медный кувшинчик, зачерпнул им воды и с какой-то неизвестной мне мантрой медленно вылил ее на лингам. Затем разрешил всё это проделать и мне. Я спросил, можно ли мне попить этой воды. Баба не разрешил пить из этого «колодца». Он опять зачерпнул воды и с мантрой же медленно вылил в другую яму, в углу у стены, которую я сразу и не заметил. Эта уже была совсем не такой ровной формы и мелкая – глубиной сантиметров 20-30. Отсюда уже можно было пить. Вода и правда вызывала ощущения живой! Как в сказке…
Увидев на полочке раковину, я спросил, для чего она. Баба молча ее поднял, зачерпнул ею воды, вылил на лингам и затем громко в нее затрубил.
Я спросил, можно ли мне потрубить. Баба протянул мне раковину, и я стал трубить. Всё громче и громче. Баба тогда поднялся ко входу и стал изо всех сил звонить в привязанный там колокол, широко улыбаясь при этом. В общем, у нас получился небольшенький, но громкий оркестр – баба звонил в колокол, а я изо всех сил дудел в раковину, а в перерывах мы еще и радостно хохотали))

В первый раз такого веселого бабу встретил! Ощущения, которые я испытывал в этом храме, незабываемы!

В конце я попросил позволения пофотографировать в храме. И он мне разрешил, на моё удивление. Насколько понимаю, такие разрешения даются нечасто.

Сейчас вот думаю, что в Кедарнатхе надо было пожить подольше, а не три дня – наверняка встретилось бы и еще что-нибудь)))

Borf

Борис, спасибо огромное! Вот

Борис, спасибо огромное!
Вот ведь дважды была в Кедарнатхе, а не...
А что это за скала самоубийц? Фото рядом с рассказом об этом - это холм правее мандира, если стоять лицом к ганди саровару, метров 200 вверх по горе, да? когда я там была там был только алтарик, но место чудесное, мне очень понравилось, до такой степени, что решила тучи разогнать :) ну то есть выпросить у Шивы чистое небо на Гималаи поглядеть...
А вот храма не видела, может не дошла просто... ну может дойду еще...

PS кажется придется вводить новое ключевое слово - Места силы :)))

Этот холм и называется

Borf аватар

Этот холм и называется Бхайрава. Англичане называли его Бхайрава джамп, и в свое время даже выставили пост, дабы воспрепятствовать прыжкам оттуда.
Кстати, возле озера Гандисаровар тоже есть скала для этих целей (я, правда, ее не идентифицировал - подсказать там на месте было некому)
Фотка с тропы, ведущей к Гандисаровару. На противоположном склоне четко видна дорожка, ведущая к Бхайраве.
Еще пара снимков Бхайравы.

Я просмотрел много фото и

Borf аватар

Я просмотрел много фото и видео разрушенного Кедарнатха, но так и не увидел, уцелел ли этот маленький храм...... Впрочем, если даже уцелел, то его должно было зацементировать.....

А, узнаю старика Бхайраву

А, узнаю старика Бхайраву :)
Да, я именно про это место, оно волшебное... или было в 2005 году, в 2007 я уже туда не добралась...
Раньше оно выглядело по-другому, тента не было, просто дорожка и небольшая каменная кладка с алтарем, ну и флаги конечно

Осталось ли оно сейчас трудно сказать, возможно, оно ведь не у русла Мандакини, а выше, так что возможно уцелело

Маленький храм уцелел, хотя и

Roman Kozarenko аватар

Маленький храм уцелел, хотя и завален камнями до половины. Через него теперь протекает ручей и внутри всё затоплено.

Роман, а давно вы в

Роман, а давно вы в Кедарнатхе были?
Неужто с прошлого года не расчистили? В этом кажется серьезных ливней в Гархвале не было...

Мы были там в начале октября

Roman Kozarenko аватар

Мы были там в начале октября этого года. Не всё расчищают, т.к. власти затеяли глобальную модернизацию Кедарнатха и тропы на него. Сейчас его закроют и ликвидируют все здания. Останется храм и некоторые другие места, а жить паломники будут в Кедарнатх Бэйс Кемпе у старой левобережной морены за 1,5 км до храма. Проживание в типовых одноэтажных домиках.

Ничего себе! Серьезная

Ничего себе! Серьезная реорганизация, так приедешь и не узнаешь... Спасибо за инфо!

Насколько мне удалось

dasa аватар

Насколько мне удалось выяснить из продолжительнеых бесед с комендантом лагеря - эти постройки - временные, это сборно-разборный лагерь МЧС с этими пластиковыми времянками и военными палатками со спальниками. Он сказал, что подобная ситуация будет и в следующем году, и возможно, что только через год будет полностью восстановлен посёлок с гест-хаусами, отелями и ресторанами, как до трагедии. В самом Кедарнатхе ведутся очень активные строительно-восстановительные работы. За три дня, что я там была, можно было наблюдать как всё преображается буквально на глазах. Уже стоят пара тройка полностью отреставрированных зданий недалеко от храма, возможно админимстративные помещения, а возможно и гесты, пока не разобрать, но у меня куча фоток. Я правда не знаю стоит ли писать отдельный пост после такого подробного отчёта Романа.

Спасибо, ценное

Спасибо, ценное дополнение!
Еще как стоит! ведь разные глаза разные вещи замечают :)
Кстати с приездом, прошедшими и наступающими!

а вот и маленький храм

dasa аватар

а вот и маленький храмmalenkiy_hram.jpg

Борис, но я думаю, что и до

Борис, но я думаю, что и до него дойдёт очередь, обязательно расчистят и восстановят. И ваш камень жив и здоров, чего и вам желает -) только сильно размыло ложбину слева от него
и зелени вокруг нет, всё таки поздняя осень

Ого, какой он сейчас

Borf аватар

Ого, какой он сейчас одинокий.... Поднимались к нему?
Вы вообще в каких числах там были?

нет не поднималась, он меня к

dasa аватар

нет не поднималась, он меня к себе не подпустил, я искала его два дня, как выяснилось - ходила кругами и в упор его не видела. Обнаружила его на фотографии уже дома, он случайно попал в кадр... или специально - подразниться -)
Дело в том, что в этом году, в поездке я пребывала далеко не в лучшем состоянии духа, лето выдалось трудным и меня давили тяжелые переживания.

О, я рад безмерно, что он

Borf аватар

О, я рад безмерно, что он выстоял! (Я про маленький храм) Спасибо вам всем, что сообщили хорошую новость!
Но живая вода из "колодцев" поднялась и затопила весь пол храмика. очень жаль... Восстановить можно здания, сооружения. а центральный "колодец" в храме - это было чудо. Очень надеюсь, что Шива захочет его восстановить!